УДК 343.982 ББК 86.414
ГРАФОЛОГИЯ
И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
Анастасия Аркадьевна Мылова
студентка Института судебных экспертиз Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
Научный руководитель: Марина Михайловна Милованова
доцент кафедры криминалистики Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА) кандидат юридических наук, доцент
125993. Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
Аннотация. В ходе расследования преступлений следователь часто сталкивается с рукописными текстами, на основе анализа которых можно получить много полезной информации и в частности, — составить графологический портрет лица, исследовав его почерк с целью выявления психологических
характеристик человека.
В статье рассмотрено понятие графологии, проанализированы
определения, данные в различных источниках; проведено соотношение графологии и почерковедения. Приведен примерный алгоритм графологического исследования почерка.
Посредством анализа сфер жизни, в которых используются
графологические знания, сделан вывод о существовании причин для развития графологического исследования письма и компьютерной графологии.
Ключевые слова: графология, почерковедение, графологические
признаки, психологический портрет, компьютерная графология.
A.A. MYLOVA, Student Institute of Forensic Science Moscow State Law Academy [email protected] 125993. Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya st., 9
SCIENTIFIC DIRECTOR MM. MILOVANOVA, Associate Professor at the Department of Forensic Science
Moscow State Law Academy, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
mmmilovanova@msal. ru 125993. Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya st., 9
GRAPHOLOGY AND ITS PRACTICAL APPLICATION
Annotation. During the investigation of crimes, the investigator often comes across handwritten texts, on the basis of the analysis of which you can get a lot of useful information and, in particular, make a graphological portrait of a person by examining his handwriting in order to identify the psychological characteristics of a person. The article considers the concept of graphology, analyzes the definitions given in various sources; compares graphology and judicial handwriting; shows the process of graphological research of handwriting. The spheres of life in which graphological knowledge is used are considered, and the conclusion is made about the need for the development of graphological research of writing and computer graphology.
Key words: plurality of crimes, serial crimes, serial murders, seriality, criteria for determining seriality, signs of seriality.
В ходе расследования преступления у следователя нередко возникает проблемная ситуация, связанная с недостаточностью информации и источников ее получения. При этом существующих «инструментов» для выявления криминалистически значимых сведений не всегда бывает достаточно. В таких случаях возможно прибегнуть к так называемым нетрадиционным способам ее получения, в числе которых — составление психологического портрета на основе графологического анализа рукописного текста.
К сожалению, по сей день не существует единого мнения о том, что такое «графология». Криминалистическая энциклопедия предлагает следующее довольно простое определение: «Графология — учение об определении характера человека по почерку» [1]. Иное толкование графологии дано в большой медицинской энциклопедии, как: «научное изучение почерка у здоровых и больных». Там же отмечается, что графология, или «хирограммато-мантия» возникла как искусство определять характер и темперамент человека по его письму» [2]. В психологической энциклопедии определение графологии как науки изложено в контексте «проявления индивидуально-психологических качеств человека в особенностях его почерка» [8, с. 165]. При этом особый интерес представляет содержащееся разъяснение в юридическом словаре: «учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей пишущего» [3]. Анализ имеющихся определений данного понятия позволяет сделать вывод, что графология по большей части определяется как учение, реже — как наука. Помимо этого, под ней понимается сам процесс изучения почерка. Вместе с тем, отличия содержательной стороны данных определений зависят от направленности научной деятельности. Так, например, авторы психологической энциклопедии концентрируют внимание на способности человеческих качеств, проявляющихся в письме; в юридическом словаре делается акцент на изучении
почерка с целью выявления этих качеств. При этом самым распространенным на сегодняшний день является подход к графологии как к учению о распознавании по почерку характера человека.
Следует отметить, что графология развивалась на стыке разных наук. Однако очень много общего у нее с почерковедением. Как показывает практика большинство людей ассоциируют графологию именно с почерковедением, отождествляя данные понятия, что разумеется является ошибкой.
Действительно, объект исследования и фундаментальные положения графологии и почерковедения совпадают, однако различным является их предмет. Так графолога интересует именно личность человека, написавшего текст, его психологические характеристики, данные о возрасте, поле, заболеваниях и иные данные. Задачей почерковедения по большей части является идентификация исполнителя текста. К диагностическим задачам можно отнести установление внешних и внутренних факторов, влияющих на письмо. Именно в этой части некоторые задачи могут пересекаться с графологическими. Например, существует как криминалистическая, так и графологическая методология определения пола и возраста писавшего. Вместе с тем, несмотря на то, что в почерковедении изучается вопрос о возможности выявления психологических характеристик и физических патологий, тем не менее это не дает основания полагать, что графология является частью почерковедения или что графология имеет основополагающую роль в разработках почерковедения. Это два разных направления деятельности, развивающихся отдельно друг от друга.
Среди отечественных ученых и практиков, графология вызывала и продолжает вызывать больше споров, чем положительных отзывов. Прежде всего это связано с тем, что на протяжении долгого времени (особенно в советский период) у ученых было предвзятое отношение к графологии. Отчасти это связано с недостаточностью взаимодействия отечественного научного сообщества с зарубежными учеными и возможностью анализа их научных разработок.
Однако сегодня ученые тоже не спешат объединять свои усилия для получения новых знаний и исправления ошибочных воззрений на графологию. Существующие научные разработки графологии были получены в результате сопоставления характеров и рукописей людей, которые по большей степени были знаменитыми. Также следует констатировать отсутствие единой теоретической базы в данной области исследования. Кроме того, поскольку профессиональная подготовка специалистов в области графологии не осуществляется, как следствие, появляются «самоучки», заключения которых
чаще всего не имеют научного обоснования, разнятся между собой, что вновь формирует негативное отношение к графологии.
Вместе с тем научные публикации, посвященные графологии представляют определенный интерес. Среди них следует назвать работу профессора Ищенко Е.П. «Поговорим о графологии: почерк — зеркало души». Автор отмечает, что при исследовании почерка нужно учитывать графологические признаки и законы [5, с. 43].
В процесс графологического исследования почерка практически невозможно внедрение компьютерных технологий, поскольку ни один признак не толкуется однозначно, а, следовательно, необходимо учитывать весь набор выявляемых особенностей почерка. Невозможно делать правильные выводы, основываясь на каком-то отдельно взятом признаке, так как его значение может меняться в зависимости от сочетания его с другими.
Исследование почерка нужно начинать с его общих категорий, которые были упомянуты в работе Д.М. Зуева-Инсарова [4, с. 27]: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма; они позволяют судить об одаренности, силе воли и уникальности пишущего.
Так, гармоничность почерка — это степень соразмерности, стройности составных элементов письма. Чем выше степень гармоничности, тем человек одарённее, у него лучше развито чувство вкуса и культурность.
Геометрическая выдержанность выражается в ровности линий строк и полей, равномерности интервалов между словами и строками, стабильностью нажима. В процессе анализа этих элементов можно установить волевые показатели. Например, ровные строки, одинаковые интервалы между словами свидетельствуют о сосредоточенности, рассудительности, а съезжающие строки указывают на сильное волнение, эмоциональность и энергичность.
Степень графологичности определяется тем, насколько почерк отличается от общепринятого образца написания букв. Она в полной мере раскрывает особенности личности, в первую очередь ее инициативность и самобытность. Чем больше отклонений от безликого каллиграфического образца, тем в большей степени автор почерка оригинален и стремиться привносить всюду что-то свое.
В научно-практическом пособии «Криминалистическое изучение личности» отмечается необходимость детального исследования почерка, в ходе чего анализируется: нажим, положение строк, наклон, буквы и т.д. Авторами отмечается, что не обязательно рассматривать абсолютно все признаки почерка, достаточно проанализировать наиболее выраженные и постоянные [6, с. 83]. В ходе детального исследования устанавливаются отдельные взаимосвязи. Далее, следует выяснить как они соотносятся между собой, как влияют друг на друга и
суммировать все выводы. В итоге, получается полная характеристика личности исполнителя письма.
В почерке могут присутствовать признаки как не противоречащие друг другу, так и противоположные по своему характерологическому значению. В первом случае признаки влияют друг на друга, при этом более сильный преобладает над более слабым. Во втором случае можно судить о наличии противоречивых наклонностях в характере исполнителя письма. Некоторые признаки могут быть явно выраженными, другие более скрытыми. Степень качества человека находится в прямой зависимости от степени выраженности признака.
К сожалению, еще не выработаны однозначные параметры зависимости между почерком и характером. В значительной степени толкование написанного от руки зависит от профессиональной интуиции графолога. Проще давать общую характеристику человеку без детализации его отдельных качеств. Наиболее точно графологи определяют интеллигентность, образность мыслей, наличие чувства собственного достоинства, силы воли, инициативность.
Тем не менее, небезынтересно заметить, что использование знаний графологии не такое уж редкое явление достаточно распространенное явление. Ее преподают во многих университетах зарубежных стран, а в некоторых вузах по графологии сдают государственные экзамены. Достаточно часто к знаниям в области графологии прибегают работодатели при выборе кандидатов на определенную работу [7, с. 109]. Кроме этого, существуют такие направления, как медицинская графология (исследование заболеваний, связанных с деятельностью мозга), психологическая графология (выявление особенностей человека и выбор необходимой терапии), детская графология (исследование процесса формирования нормального письма и патологий), семейная графология (установление и решение внутрисемейных проблем).
Анализ имеющихся научных разработок позволяет выделить следующие направления применения графологии:
а) в целях оценки личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также других участников процесса, т.е. установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления и др. Это сведения, касающиеся демографической и социальной характеристики, материальном положении, состоянии здоровья, психических свойствах личности. Их установление помогает в решении тактических задач (например, установив условия жизни, уровень образования, тип темперамента и иные сведения о лице, можно применить наиболее эффективные приемы и тактику допроса); при построении и проверке версий (нецелесообразно полагать, что преступление,
требующее аккуратности и тщательной подготовки, совершено тем, кто охарактеризован как небрежный, спонтанный, вспыльчивый человек);
б) составление психологического портрета неизвестного преступника. Из всей совокупности выявленных данных создается психологический портрет преступника, основное назначение которого в том, чтобы упростить поиск лица, совершившего преступление. Воссоздается портрет, который сопоставляется с лицами потенциально или непосредственно имеющими отношение к расследуемому преступлению, после чего делается вывод о соответствии этому портрету. Вероятность того, что портрет укажет на конкретного человека мала, но использование этих данных позволит значительно сократить круг подозреваемых.
в) при проведении идентификационного исследования по почерку.
К сожалению, с переходом на цифровые технологии человек все меньше прибегает к письму от руки. В связи с этим актуальность знаний в области традиционной графологии уменьшается. Однако уже существуют направления, изучающие компьютерные тексты и в их основе лежат графологические теории. К числу таких направлений можно выделить «психологию шрифтов», «компьютерную графологию» и др. [6, с. 85].
Психологией шрифтов занимался британский ученый Арик Сигман в конце ХХ в. Ему удалось выявить закономерности в выборе компьютерных шрифтов в зависимости от пола или иных характеристик лица. К сожалению, существующие для деловой документации шаблоны доводят до минимума проявление индивидуальности при оформлении текста.
Компьютерная графология анализирует стиль программирования, настройки параметров «рабочего стола», работу с клавиатурой или мышью. Интерес представляют: скорость ввода символов, изменение скорости набора, использование основной или дополнительной частей клавиатуры, предпочтение в применении функциональных или «горячих» клавиш. С помощью такого анализа можно определить, к примеру, профессиональную принадлежность человека.
Резюмируя изложенное еще раз подчеркнем, что графология, как направление научной деятельности имеет долгую историю становления и развития. Это самостоятельная область знаний, имеющая собственную методологию исследования почерка и выявления информации об исполнителе письма. В связи с этим представляется целесообразным совершенствование методики графологического анализа. Кроме того, в связи с все большим замещением рукописных текстов текстами, выполненными на компьютерах (иных технических устройствах) следует развивать теоретические разработки в области компьютерных технологий.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия: справ. пособие для курсантов, слушателей и преподавателей учеб. заведений МВД, адъюнктов, докторантов, науч. сотрудников и практ. работников органов внутр. дел / Р.С. Белкин. — 2. изд., доп. — М.: Мегатрон-XXI, 2000. — 333 с.
2. Большая Медицинская Энциклопедия (онлайн версия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus-medical.slovaronline.com/ (дата обращения: 15.06.2021).
3. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.]; Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. (ОАО Можайский полигр. комб.). — 703 с.
4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. — Киев: Перлит продакшн, ЛТД, 1992. — 96 с.
5. Ищенко Е.П. Поговорим о графологии: почерк — зеркало души. / Е.П. Ищенко. — М.: Проспект, 2017. — 212 с.
6. Криминалистическое изучение личности: научно-практическое пособие для магистров / [Бедризов А.Г. и др.]; отв. ред. Я.В. Комиссарова; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. юридический унт им. О.Е. Кутафина (МГЮА). — М.: Проспект, 2016. — 224 с.
7. Криминалистическое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: научно-практическое пособие / О.Н. Васильева, Н.А. Иванов, М.В. Жижина и др.; Отв. ред. Е.П. Ищенко. — М.: Проспект, 2018. — 192 с.
8. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 672 с.