Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
420
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
личностные качества / качества сотрудников полиции / лидерство / государственная власть.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османов М.М., Темботов Р.А.

В статье автором изучается одно из важнейших понятий личностные качества сотрудников полиции. Осуществлен обзор специфики проявления личностных качеств у сотрудников силовых структур. Уникальными личностными качествами сотрудников ОВД мы назвали: сочетание формального и неформального лидерства, склонность к авторитарному или властному стилю общения с подчинёнными и коллективное лидерство. Наряду с устойчивыми специфическими личностными качествами, были названы их вариативные проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-261-266 ОСМАНОВ Мухамед Мартинович,

NIION: 2018-0076-1/23-41 старший преподаватель кафедры организации

MOSURED: 77/27-023-2023-1-41 правоохранительной деятельности

Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России,

майор полиции, e-mail: muhamedosmanov8@gmail.com

ТЕМБОТОВ Руслан Абдулахович,

Преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института (филиала) Краснодарского университета МВД России, e-mail: rtembotov@inbox.ru

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ

ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье автором изучается одно из важнейших понятий личностные качества сотрудников полиции. Осуществлен обзор специфики проявления личностных качеств у сотрудников силовых структур. Уникальными личностными качествами сотрудников ОВД мы назвали: сочетание формального и неформального лидерства, склонность к авторитарному или властному стилю общения с подчинёнными и коллективное лидерство. Наряду с устойчивыми специфическими личностными качествами, были названы их вариативные проявления.

Ключевые слова: личностные качества, качества сотрудников полиции, лидерство, государственная власть.

OSMANOV Mukhamed Martinovich,

Senior Lecturer at the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia, police Major

TEMBOTOV Ruslan Abdulakhovich,

Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia

TO THE QUESTION OF THE PERSONAL QUALITIES OF POLICE

OFFICERS

Annotation. In the article, the author studies one of the most important concepts of the personal qualities of police officers. A review of the specifics of the manifestation of personal qualities among law enforcement officers was carried out. We called the unique personal qualities of police officers: a combination of formal and informal leadership, a tendency to an authoritarian or imperious style of communication with subordinates, and collective leadership. Along with stable specific personal qualities, their variable manifestations were named.

Key words: personal qualities, qualities of police officers, leadership, state power.

Современный мир представляет собой весьма сложную динамичную систему. Для успешной социализации личности важно соответствовать окружающей среде,

подстраивая под её требования свой внутренний мир. Указанная стратегия социализации соответствует классической педагогической концепции, получившей широкое распространение в России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Речь в первую очередь идёт о концепции культурно-исторического развития Л. С. Выготского. Вместе с тем процесс развития личности обладает нелинейным характером. Помимо простейших механизмов приспособления, очень важно воспитывать в личности культуру лидерства, способность к творческому переосмыслению сложившихся норм и ценностей.

Лидерские качества по праву обладают статусом значимых психологических оснований, обеспечивающих стабильное и управляемое развитие личности. Вместе с тем для выстраивания более точного вектора развития указанных психологических оснований необходимо понимание их сущности, а также структурного содержания. В научных исследованиях предлагаются различные подходы по уточнению содержания понятия лидерства, а также лидерских качеств. В частности, предлагаются подходы, уточняющие, что лидерские качества является: основанием для проявления индивидуального своеобразия личности (Т.Е. Вежевич [1]); условием для эффективной организации внешней социальной среды (Н.В. Евстифеева [2], И.Е. Морозов [3]); движущим фактором саморазвития личности (А.И. Давлетова [4]); чертой личности, подчёркивающей её способность решать задачи, привлекая ресурсы социального окружения (А.В. Зорина [5]); инструментом по самовыражению коллективных интересов (З.Г. Гапонюк [6], В.Ю. Саляхов [7]) и т.д.

Сложившиеся к пониманию феномена «лидерство» подходы, согласно Е.В. Кудряшовой [8], можно условно разбить на группы, в которых акцентируется внимание на:

а) личности самого лидера (В.А. Ильин [9], Ян. В.К. Махайский [10], В.А. Сауткина [11] и др.);

б) поведении лидера (О.С. Вовна [12], А.А. Климов [12], И.Н. Логвинов [13], С.Р. Филонович [14] и др.);

в) социальном окружении лидера (А.С. Ани-скевич [5], Г.К. Ашин [13], А.Н. Жмыриков [15], Г.С. Шляхтин [15] и др.);

г) ценностной природе лидерства (Е.Л. Дунаев [16], А.Н. Занковский [17], В.Р. Суханов [18] и др.).

Сегодня в научной литературе особый интерес представляют работы, направленные на уточнение структурных компонентов лидерских качеств. В качестве структурных единиц выделяют коммуникативные, управленческие, социально-психологические и т.п. компетенции. Вместе с тем относительно сотрудников ОВД современные авторы замечают, что у них складывается свой уникальный профиль лидерских качеств. Именно специфика сущности и структурных особенностей изучаемых профессионально-личностных новообразований определяет успешность и эффектив-

ность профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Одним из главных моментов аналитической работы указанных авторов является выявление связи между профессиональной успешностью сотрудников ОВД и развитием у них лидерских качеств. На указанном основании разумно перейти к детальному анализу исследуемых профессионально-личностных новообразований. После достаточной актуализации предмета исследования необходимо обратиться к уточнению специфики профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

В числе основных специфических особенностей деятельности сотрудников ОВД Е.В. Василенко указывает «стрессогенность и экстремальность».

Она особо подчёркивает усиленную, удвоенную сущность стрессогенных факторов, воздействующих на сотрудников силовых органов. Наиболее характерными стрессогенными факторами, по её мнению, обладают следующие позиции: высокая степень контроля за личным составом ОВД при выполнении ими приказов; наличие высокой доли риска для жизни сотрудников при выполнении профессиональных задач; высокий уровень психофизической нагрузки.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД в большей степени определяется их личностным отношением к экстремальным условиям труда. Условия службы с большой степенью риска для жизни сотрудников силовых структур оказывают определённое психотравми-рующее воздействие. Вместе с тем позитивная психологическая установка сотрудников на окружающие условия, их мотивация на успех в течение длительного срока службы позволяет им компенсировать психотравмы различного характера. Мы предполагаем, что интегративным основанием, обобщающим позитивное отношение к трудным условиям работы сотрудников ОВД, и являются лидерские качества. Вместе стем наше умозаключение требует дальнейшей проверки, и мы вернёмся к нему чуть позднее.

Отдельно стоит заметить, что основательные научные работы последнего десятилетия всё чаще тяготеют к описанию особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД с точки зрения их внутренних качеств. Например, О.В. Хлудова, оценивая особенность трудовых условий сотрудников силовых ведомств, подчёркивает стрессогенный характер их деятельности. Вместе с тем стресс не является ведущим фактором, определяющим успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных задач. Движущей силой их развития она называет именно внутренние психологические качества личности. В

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

этом свете она подчёркивает значимость такого профессионального явления, как стрессоустойчи-вость сотрудников ОВД.

Представленная тенденция погружения исследователей в психические процессы личности, постепенно оттесняя на периферию значимость внешней среды, является почти типичной для современных научных работ по педагогике и психологии. Схожую позицию занимает и Е.В. Саунин, предлагая завершать неэффективную традицию по оценке особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД только по внешним факторам. Более того, он даже предлагает сосредоточиться именно на индивидуальных личностных качествах сотрудников ОВД, взамен устоявшихся позиций об агрессивных, высокоэкстремальных условиях их работы [18].

А.В. Парамонов указывает на то, что специфика деятельности сотрудников ОВД заключается в повышенной физической нагрузке, особенно возрастающей при выполнении мероприятий по задержанию преступников [19]. Таким образом, в исследовании автор в большей мере склоняется к описанию особенностей физиологических процессов, а не психологических или процессуально-правовых.

Также в научной литературе отмечают ещё одну яркую черту профессиональной деятельности сотрудников ОВД - насыщенность правовых и нормативно-уставных отношений с окружающей средой.

Таким образом, часть исследователей стремится подчеркнуть поверхностные особенности стрессогенных и экстремальных условий работы сотрудников ОВД. Ряд подходов указывает на важность психической структуры личности самих сотрудников ОВД, как на ведущий фон их профессиональной деятельности. Также в научной среде имеется устойчивая позиция об определяющем характере правовых взаимоотношений на личность специалистов силовых ведомств. Вместе с тем, поскольку работавыполняется в рамках педагогической специальности, то детализация правовых и юридических сторон деятельности сотрудников ОВД будет избыточна. Оценивая проведённый анализ особенностей профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств, стоит сделать ряд уточнений. Во-первых, стрессо-генный и экстремальный характер деятельности сотрудников ОВД является одной из популярных характеристик их условий труда. Во-вторых, всё больше авторов последних двух десятилетий подчёркивают важность учёта внутреннего психологического мира специалистов, как определяющих факторов всего бэкграунда профессиональной деятельности. Указанная тенденция, с одной стороны, достаточно интересна, обогащает матери-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

алы исследования, но, с другой стороны, является источником наслоения вторичных научных данных. Речь, идёт о том, что анализ особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД незаметно отождествляется с уточнением их профессионально-значимых качеств. В виду указанного вполне разумно использовать накопленный резерв данных о профессионально-значимых качествах специалистов ОВД, расширив его содержательные позиции.

К примеру, А.В. Башков отмечает, что у сотрудников ОВД базовыми являются следующие группы качеств: эмоциально-аффективные, мыс-ледеятельностные и конативные. Особый интерес в его работе представляют именно конатив-ные качества, поскольку они, по сути, являются усилителями и одновременно регуляторами когнитивных и эмоционально-аффективных процессов. Сложный характер рассматриваемого регулятивного качества, по нашему предположению, может иметь тесные связи с понятием лидерских качеств. В этой связи мы можем только предвосхитить последующие наши выводы о содержательной основе лидерских качеств сотрудников ОВД.

Также в научной литературе отдельно актуализируется идея по изучению профессиональной бдительности сотрудников полиции. Ю.В. Терещенко в этой области исследования особо отмечает важность такой формы ориентировочной деятельности, как профессиональная наблюдательность сотрудника полиции. Заявленное качество описывается как системная синхронизация всех органов чувств сотрудника силовых систем для выполнения поставленных задач. Целостное погружение в процесс выполнения задачи создаёт предпосылку выхода специалиста за пределы стандартного знания, за периферию базовых умений и навыков. По нашему мнению, рассматриваемое качество коррелирует с таким профессиональным новообразованием, как навыки лидерства. Вместе с тем мы видим на уровне данного примера только косвенное соприкосновение с ведущим предметом исследования.

Ещё одним важным качеством называют инициативность сотрудников ОВД. Обогащая содержание научной работы автора, исследовавшего указанное качество, мы бы хотели добавить понятие «предприимчивости». Анализируя общее, частное и единичное представленного качества можно отметить, что на уровне всеобщего единства всех психологических свойств личности «инициативность» достаточно близко отражает поверхностные смыслы понятия о «лидерских качествах».

На текущем этапе проведения научной работы мы можем говорить только о поверхност-

ной рефлексии относительно предмета исследования. Также укажем, что инициативность сотрудника ОВД позволяет личности выходить за пределы накопленных знаний относительно предмета наблюдения и выходить в авангард среди коллег по результативности профессиональных действий. Утверждаем, что стоит согласиться с мнением Э.И. Карамовой о важности выработки инициативного поведения у сотрудников ОВД. Указанное качество позволяет специалистам достигать «акме» - вершин своего развития в рамках осуществления профильной трудовой деятельности.

Также имеется ещё одно интересное мнение о том, что представляет собой система профессиональных качеств сотрудника ОВД. В.Е. Петров затрагивает профессионально-значимые качества руководящего состава ОВД. В его исследовании появляются уже совершенно нетипичные для предыдущих точек зрения позиции. В частности, им отмечаются следующие качества: владение новейшим психодиагностическим инструментарием, «нравственно-ценностная ориентация личности и её мотивация; познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества». По сравнению с рядовым составом особенно выделяются познавательно-прогностические и организаторские качества. Вместе с тем нравственно-ценностные и эмоционально-волевые качества являются и частью профессионального портрета рядовых сотрудников ОВД. Стоит добавить, что подразумеваются не просто номинативные формы указанных качеств, а степень их развития до ярко-выраженных конструктивных профессиональных новообразований.

Ещё одной особенной группой личного состава ОВД, специфика качеств которых вызывает повышенный интерес у научной общественности, являются- женщины-сотрудницы. Указанную категорию специалистов ОВД характеризуют такими качествами, как «импульсивность и подозрительность» . Справедливо будет отметить, что приведённый пример специфических качеств можно рассматривать как особый психолого-педагогический феномен. Также укажем, что рассмотренные качества являются основанием неповторимого профиля личности небольшой социальной группы, развивающейся в рамках системы ОВД. Рассмотрев особенные и частные виды профессионально-значимых качеств сотрудников силовых структур, необходимо уделить внимание и классическим, всеобщим характеристикам.

В частности, ряд авторов подчёркивает значимость общепризнанных для представителей силовых структур качеств - спортивных и физиче-

ских. Физиологическая составляющая личности сотрудника ОВД всегда занимала и занимает лидирующие позиции при отборе лиц на службу в правоохранительные органы. В этом свете указанный подход обладает непререкаемым авторитетом и объективностью. Вместе с тем наращивание числа исследований по переоценке психологических качеств сотрудников ОВД сигнализирует о предстоящей реформе в системе критериев отбора специалистов на рассматриваемые в научной работе должности.

По итогу обзора подходов к определению ведущих профессионально значимых качеств сотрудников силовых структур мы невольно приходим к выводу о том, что активная, динамично меняющаяся, зачастую агрессивная внешняя среда определяет их состав. В частности, наиболее уместными, по нашему мнению, позициями ведущих качеств являются: предприимчивость, повышенная скорость реакции на нестандартные обстоятельства, высокая степень контроля аффективных психических процессов, стрессоу-стойчивость и высокие показатели спортивной подготовленности. Вместе с тем, на наш взгляд, все указанные устойчивые психологические характеристики подчинены особому стержню или ядру.

Список литературы:

[1] Вежевич, Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Вежевич Татьяна Ефимовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т]. -Улан-Удэ, 2001. - 22 с.

[2] Евстифеева, Н.В. Социально-психологическая адаптация женщин с лидерскими качествами: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Евстифеева Надежда Васильевна; [Место защиты: Воен. ун-т]. - Москва, 2007. - 195 с.

[3] Морозов, И.Е. Развитие лидерских качеств у студентов в процессе вузовского обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Морозов Илья Евгеньевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т технологий и упр.]. - Москва, 2006.- 147 с.

[4] Давлетова, А.И. Развитие лидерских качеств студентов педагоги- ческого вуза: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Давлетова Анна Ивановна; [Место защиты: Моск. психол.-соц. ин-т]. - Москва, 2007. - 23 с.

[5] Зорина, А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зорина Анна Викторовна; [Место защиты: Ниже-гор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[6] Гапонюк, З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.08 / Гапонюк Зоя Георгиевна; [Место защиты: Воен. ун-т]. - Москва, 2008. - 24 с.

[7] Саляхов, В.Ю. Формирование лидерских качеств студентов: на опыте подготовки менеджеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Саляхов Вячеслав Юрьевич, Волгоград, 2008. -24 с.

[8] Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. / Кудряшова Елена Владимировна [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина.]. -Москва, 1996. - 359 с.

[9] Ильин, В.А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ильин. - Москва: Издательство Юрайт, 2015.

- 311 с.

[10] Махайский, Ян В.К. История мексиканских революций / А. Воль- ский. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград: Гос. изд-во, 1928. - 209 с.

[11] Сауткина, В.А. Рабочий лидер: кто он? / В. А. Сауткина. - Москва: Профиздат, 1991. -172 с.

[12] Вовна, О.С. Лидерское поведение руководителя, ориентированное на развитие подчиненных: различия на организационных уровнях / О.С. Вовна, А.А. Климов // Организационная психология.- 2016. -Т. 6. - №. 2. - С. 89-104.

[13] Логвинов, И.Н. Стратегии поведения лидера в конфликтной ситу- ации как детерминанта состояния психологического климата в малой группе / И.Н. Логвинов, Т.И. Логвинова, М.И. Логвинова // Вектор развития современ- ной науки. - 2016. - С. 711-719.

[14] Филонович, С.Р. Лидерство как интегральная проблема наук о по- ведении / С.Р. Фило-нович // Российский журнал менеджмента. - 2007.

- Т. 5.- № 4. - С. 91-100.

[15] Жмыриков, А.Н. Психологические проблемы политического ли- дерства: Учеб. пособие / А.Н. Жмыриков, Г.С. Шляхтин; Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1991. - 89 с.

[16] Дунаев, Е.Л. Лидер: философские проблемы / Е.Л. Дунаев // Диа- лектика капитализма и социализма в современном мире. - Москва, 1990.

- С.129-149.

[17] Занковский, А.Н. Организационное лидерство в пространстве кор- поративной культуры: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.03 / Занковский Анатолий Николаевич; [Место защиты: Ин-т психологии РАН]. - Москва, 2012. - 47 с.

[18] Саунин, Е.В. Ассертивность сотрудников внутренних дел, как условие достижений вер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

шин профессионального мастерства: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.13 / Саунин Евгений Валерьевич, Санкт- Петербург, 2021. - 23 с.

[19] Гапонюк, З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.08 / Гапонюк Зоя Георгиевна. Москва, 2008. - 24 с.

[20] Зорина, А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зорина Анна Викторовна, Нижний Новгород, 2009.

- 24 с.

Spisok literatury:

[1] Vezhevich, T.E. Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskih kachestv uchashchihsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Vezhevich Tat'yana Efimovna; [Mesto zashchity: Buryat. gos. un-t]. -Ulan-Ude, 2001. - 22 s.

[2] Evstifeeva, N.V. Social'no-psihologich-eskaya adaptaciya zhenshchin s liderskimi kachest-vami: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.05 / Evstifeeva Nadezhda Vasil'evna; [Mesto zashchity: Voen. un-t].

- Moskva, 2007. - 195 s.

[3] Morozov, I.E. Razvitie liderskih kachestv u studentov v processe vuzovskogo obucheniya: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07 / Morozov Il'ya Evgen'evich; [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t tekh-nologij i upr.]. - Moskva, 2006.- 147 s.

[4] Davletova, A.I. Razvitie liderskih kachestv studentov pedagogi- cheskogo vuza: avtoreferat dis. ... kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Davletova Anna Ivanovna; [Mesto zashchity: Mosk. psi-hol.-soc. in-t]. - Moskva, 2007. - 23 s.

[5] Zorina, A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zorina Anna Viktorovna; [Mesto zashchity: Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t]. - Nizhnij Novgorod, 2009. -24 s.

[6] Gaponyuk, Z.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u studentov guman-itarnyh vuzov: avtoref. dis. kand. ped. nauk:13.00.08 / Gaponyuk Zoya Georgievna; [Mesto zashchity: Voen. un-t]. - Moskva, 2008. - 24 s.

[7] Salyahov, V.YU. Formirovanie liderskih kachestv studentov: na opyte podgotovki menedzherov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Salyahov Vyacheslav YUr'evich, Volgograd, 2008. - 24 s.

[8] Kudryashova, E.V. Liderstvo kak predmet social'no-filosofskogo analiza: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. / Kudryashova Elena Vladimirovna [Mesto zashchity: Mosk. ped. gos. un-t im. V. I. Lenina.]. -Moskva, 1996. - 359 s.

[9] Il'in, V.A. Psihologiya liderstva: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / V. A. Il'in. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2015. - 311 s.

[10] Mahajskij, YAn V.K. Istoriya meksikanskih revolyucij / A. Vol'- skij. - Moskva: Gos. izd-vo; Leningrad: Gos. izd-vo, 1928. - 209 s.

[11 ] Sautkina, V.A. Rabochij lider: kto on? / V. A. Sautkina. - Moskva: Profizdat, 1991. - 172 s.

[12] Vovna, O.S. Liderskoe povedenie ruk-ovoditelya, orientirovannoe na razvitie podchinennyh: razlichiya na organizacionnyh urovnyah / O.S. Vovna, A.A. Klimov // Organizacionnaya psihologiya.- 2016. -T. 6. - №. 2. - S. 89-104.

[13] Logvinov, I.N. Strategii povedeniya lidera v konfliktnoj situ- acii kak determinanta sostoyaniya psihologicheskogo klimata v maloj gruppe / I.N. Logvinov, T.I. Logvinova, M.I. Logvinova // Vektor razvi-tiya sovremen- noj nauki. - 2016. - S. 711-719.

[14] Filonovich, S.R. Liderstvo kak integral'naya problema nauk o po- vedenii / S.R. Filonovich // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. - 2007. - T. 5.- № 4. - S. 91-100.

[15] ZHmyrikov, A.N. Psihologicheskie prob-lemy politicheskogo li- derstva: Ucheb. posobie / A.N. ZHmyrikov, G.S. SHlyahtin; Nizhegorod. gos. un-t im.

N. I. Lobachevskogo. - N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 1991. - 89 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Dunaev, E.L. Lider: filosofskie problemy / E.L. Dunaev // Dia- lektika kapitalizma i socializma v sovremennom mire. - Moskva, 1990. - S. 129-149.

[17] Zankovskij, A.N. Organizacionnoe liderstvo v prostranstve kor- porativnoj kul'tury: avtoref. dis. d-ra psihol. nauk: 19.00.03 / Zankovskij Anatolij Nikolaevich; [Mesto zashchity: In-t psihologii RAN]. -Moskva, 2012. - 47 s.

[18] Saunin, E.V. Assertivnost' sotrudnikov vnu-trennih del, kak uslovie dostizhenij vershin profes-sional'nogo masterstva: avtoref. dis. ...kand. psihol. nauk: 19.00.13 / Saunin Evgenij Valer'evich, Sankt-Peterburg, 2021. - 23 s.

[19] Gaponyuk, Z.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u studentov guman-itarnyh vuzov: avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.08 / Gaponyuk Zoya Georgievna. Moskva, 2008. - 24 s.

[20] Zorina, A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv u studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zorina Anna Viktorovna, Nizhnij Novgorod, 2009. - 24 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.