Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРОФЕЙНОЙ И ВОЛЬЕРНОЙ ОХОТЫ'

К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРОФЕЙНОЙ И ВОЛЬЕРНОЙ ОХОТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОПРАВКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ЖИВОТНЫЙ МИР / ТРОФЕЙНАЯ ОХОТА / ВОЛЬЕРНАЯ ОХОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азарова Анастасия Сергеевна, Демина Дарья Александровна

В данной статье авторы анализируют некоторые поправки 2020 года в ФЗ «О животном мире» и ФЗ «Об охоте». Высказывается мнение, что целью нововведений является легализация неправомерных трофейной и вольерной охоты. Делается вывод о необходимости запретить отстрел краснокнижных животных и отменить новеллы, разрешающие осуществление любительской и спортивной (вольерной) охоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LEGALIZATION OF TROPHY AND VOLIER HUNTING

In this article, the authors analyze some of the 2020 amendments to the Federal Law «On the Animal Kingdom» and the Federal Law «On Hunting». The opinion that the purpose of the innovations is to legalize illegal trophy and aviary hunting is expressed. It is concluded that it is necessary to prohibit the shooting of animals from the Red Data Book and to cancel the novels that allow the implementation of amateur and sports (aviary) hunting.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРОФЕЙНОЙ И ВОЛЬЕРНОЙ ОХОТЫ»

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК 349.6

Азарова Анастасия Сергеевна Демина Дарья Александровна Саратовская государственная юридическая академия Институт правоохранительной деятельности

Россия, Саратов azarovaanastasiya2001 @mailru demina2001 @bk.ru Azarova Anastasia Demina Daria Saratov State Academy of Law Institute of Law Enforcement Russia, Saratov

К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРОФЕЙНОЙ И ВОЛЬЕРНОЙ ОХОТЫ Аннотация: в данной статье авторы анализируют некоторые поправки 2020 года в ФЗ «О животном мире» и ФЗ «Об охоте». Высказывается мнение, что целью нововведений является легализация неправомерных трофейной и вольерной охоты. Делается вывод о необходимости запретить отстрел краснокнижных животных и отменить новеллы, разрешающие осуществление любительской и спортивной (вольерной) охоты.

Ключевые слова: поправки, экологические правонарушения, правовая охрана, животный мир, трофейная охота, вольерная охота.

TO THE QUESTION OF LEGALIZATION OF TROPHY AND VOLIER

HUNTING

Annotation: in this article, the authors analyze some of the 2020 amendments to the Federal Law «On the Animal Kingdom» and the Federal Law «On Hunting». The opinion that the purpose of the innovations is to legalize illegal trophy and aviary hunting is expressed. It is concluded that it is necessary to prohibit the shooting of animals from the Red Data Book and to cancel the novels that allow the implementation of amateur and sports (aviary) hunting.

Key words: amendments, environmental offenses, legal protection, wildlife, trophy hunting, aviary hunting.

Законодательство имеет очень важное значение в решении проблемы защиты и сохранения исчезающих видов животных. В Российской Федерации охрана животного мира осуществляется на основании действующего международно-правового и федерального законодательства. Среди основных нормативно-правовых актов федерального законодательства, регулирующих данную сферу, необходимо выделить Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - ФЗ «О животном мире») [1], Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об охоте») [2] и др. Одним из наиболее действенных способов защиты диких краснокнижных представителей от преступных посягательств являются средства уголовно-правового воздействия. Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) [3] в 2013 году был дополнен ст. 258.1, предусматривающей ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.

Данные статистики за 2019 год показывают, что за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования

объектами животного мира (ст. 8.37 КоАП РФ) к административной ответственности были привлечены 34,9 тыс. лиц, средняя сумма штрафа на одно оштрафованное лицо составила 2,6 тыс. рублей (в 2018 году - 2,5 тыс. рублей) [4]. Анализируя данные мониторинга Министерства природных ресурсов и экологии РФ, необходимо заметить, что в 2019 году было незаконно убито 4,5 тыс. животных, по сравнению с 2018 годом (5,7 тыс. животных) объемы незаконного истребления снизились на 22% [5]. Официальная статистика на 2020-2021 год отсутствует, однако в СМИ содержится информация, касающаяся случаев незаконной добычи за указанный период времени. Например, в сентябре 2021 года в Приморском крае сотрудниками правоохранительных органов возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 258.1 УК РФ «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных» в отношении преступной группы, осуществлявшей незаконную добычу амурских тигров, которые занесены в Красную книгу [6]. Еще одним примером, зафиксированным в октябре 2020 года, является задержание в Красноярском крае браконьеров, которые незаконно застрелили косуль, также занесенных в Красную книгу [7].

1 августа 2021 года вступили в силу поправки в ФЗ «О животном мире» и ФЗ «Об охоте», касающиеся регулирования добычи животных, занесенных в Красную книгу, вопросов государственного мониторинга и кадастра охотничьих ресурсов, а также введения запретов и ограничительных мер в отношении охотничьей деятельности [8].

ФЗ «О животном мире» предусматривает изменения в отношении ограничений на использование объектов животного мира субъектами РФ. В настоящее время добавлены исключения, к которым относятся ограничения в отношении охоты и рыболовства, ограничения пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также на иных землях в случаях, предусмотренных федеральными законами. Ранее

редакция закона не содержала данных исключений, а федеральные органы исполнительной власти лишь согласовывали введение органами государственной власти субъектов РФ ограничений на использование объектов животного мира. Что касается порядка установления ограничений охоты, то теперь на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты, сроки охоты, допустимые для использования орудия охоты, и иные ограничения охоты. Помимо этого, правовое регулирование отношений, связанных с добычей млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ и в Красные книги субъектов РФ, отнесено исключительно к компетенции ФЗ «О животном мире». Также данный законодательный акт дополнен статьями, регулирующими государственный кадастр и учет используемых объектов животного мира.

Большой резонанс среди общественности вызвало исключение п. 4 из ст. 11 ФЗ «Об охоте», регулировавшего запрет отстрела животных, занесенных в Красную книгу. Указанное положение предусматривало возможность отлова млекопитающих и птиц с целью исследовательской деятельности. Однако ранее и на сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» [9], которое содержит перечень исключительных случаев, направленных на сохранение объектов животного мира. Таким образом, охота на животных, занесенных в Красную книгу, в России остается запрещенным видом деятельности.

В настоящее время новая ст. 11.1 ФЗ «Об охоте» допускает возможность добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения охотничьих ресурсов, но лишь в исключительных случаях, среди которых законодатель выделяет: мониторинг и регулирование численности животных, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, деятельность,

направленную на устранение обстоятельств, создающих угрозу для человека, деятельность, связанную с охраной здоровья населения, защитой от заболеваний, носящих массовый характер. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов, так же, как и на добычу редких и исчезающих видов животных, выдаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

ФЗ «О животном мире» выступает своеобразной базой для ФЗ «Об охоте», поскольку является более общим законодательным актом. Необходимость внесенных в анализируемые федеральные законы поправок обосновывается тем, что они позволяют унифицировать законодательство, устранить дублирующие положения, а также выявленные противоречия, касающиеся правоприменительной практики в области охраны и использования животного мира, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Кроме того, законодатель отмечает, что рассматриваемые изменения приводят к единообразному применению законодательства на практике в отношении государственного мониторинга и кадастра объектов животного мира.

Противниками рассматриваемых поправок совместно с учеными Российской академии наук и экспертом GreenPeace создана петиция, в которой указывается, что новая редакция закона способствует дополнительной бюрократической нагрузке и фактически делает невозможным установление ограничений на охоту [10]. Также в обоснование своей позиции создатели петиции утверждают, что поправки в законодательстве приведут к полному исчезновению отдельных видов животных, представляющих интерес для богатых охотников. С данным мнением невозможно согласиться, поскольку в настоящее время действует вышеупомянутое Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13. Таким образом, охота на животных, которые занесены в Красную книгу, остается запрещенным видом деятельности.

Другая резонансная инициатива нашла свое отражение в Федеральном законе от 18.02.2020 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральном законе «О животном мире» [11]. По сути, законодателем в противоречии с имеющимся правовым режимом было установлено право охоты на диких животных, содержащихся и разводимых на огороженной территории (далее -вольерная охота). Как и в предыдущем описанном нами случае, общественная реакция оказалась крайне негативной. Президенту РФ было подано 162 обращения с просьбой не допустить легализации вольерной охоты. Одиночные и массовые пикеты, а также опросы населения были организованы в Екатеринбурге, Ижевске, Рязани [12].

Введенные «особенности осуществления любительской и спортивной охоты» не учитывают установленные ст. 22 ФЗ «Об охоте», создавая все возможности для субъекта предпринимательской деятельности организовывать охоту в закрепленном за ним охотничьем угодье на любые виды диких животных, в любое время года, в неограниченном количестве, с применением любых орудий и способов, что недопустимо. На наш взгляд, вольерная охота противоречит принципам гуманизма и имеет признаки жестокого обращения с животными. Д.Б. Горохов и С.В. Иванова указывают также на то, что такое использование диких животных «не соответствует правовой конструкции права государственной собственности на животный мир; нарушает требования правового принципа отделения права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; выводит охоту из сферы публично-правового регулирования и ограничивает регулирование цивилистическим способом» [13, с. 204].

Что интересно, усматривается явное противоречие и с нормами УК РФ. Для состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», не имеет значения, в какой сфере общественных отношений совершаются деяния и является ли животное домашним или диким.

Выходит, что если во время незаконной охоты совершаются указанные действия, то они квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 245 и 258 УК РФ [14, с. 618].

На основании вышеизложенного, приходим к выводу, что новые редакции ФЗ «О животном мире» и ФЗ «Об охоте» фактически ничего не меняют в работе с редкими видами животных и не разрешают охоту на них, а лишь устраняют правовые противоречия. Что же касается «вольерной охоты», то выход из сложившейся ситуации видится лишь в отмене новелл, поскольку их коррекция невозможна ввиду концептуальной несостоятельности. Помимо всего прочего, для минимизации правонарушений, связанных с использованием и охраной охотничьих ресурсов, требуется проведение дополнительных рейдов и проверок, увеличение масштабов применения специальных средств для контроля (фотоловушки, видеофиксация), а также ужесточение ответственности государственных служащих и должностных лиц за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О животном мире» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462; 2020. № 52 (часть I). Ст. 860.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735; 2020. № 52 (часть I). Ст. 8601.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5090.

4. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2019 году // Российская юстиция. 2020. № 8. С. 57-70; № 9. С. 55-70; № 10. С. 61-70.

5. Сведения об изъятых незаконно добытых охотничьих ресурсах в Российской Федерации [Эл ресурс] // URL: https://www.mnr.gov.ru/opendata/7710256289_confiscated_hunting_resources (дата обращения 28.11.2021).

6. Убивавшая амурских тигров преступная группа задержана в Приморье [Эл ресурс] // URL: https://iz.ru/1217645/2021-09-06/ubivavshaia-amurskikh-tigrov-prestupnaia-gruppa-zaderzhana-v-primore (дата обращения 28.11.2021).

7. Несколько краснокнижных косуль застрелили в Красноярском крае за месяц [Эл ресурс] // URL: https://iz.ru/1077429/2020-10-22/neskolko-krasnoknizhnykh-kosul-zastrelili-v-krasnoiarskom-krae-za-mesiatc (дата обращения: 28.11.2021).

8. Федеральный закон от 22.12.2020 № 455-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире» и Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52 (часть I). Ст. 8601.

9. Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 (ред. от 22.04.2019) «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 3. Ст. 385.

10. Не допустим охоту на исчезающие виды животных в России! [Эл ресурс] // URL: https://www.change.org (дата обращения: 29.11.2021).

11. Федеральный закон от 18.02.2020 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 8. Ст. 920.

12. Акции против легализации «вольерной» охоты - 09.02.2019 [Эл ресурс] // URL: https://www.allianceforanimals.ru/akcii-protiv-legalizacii-volernoj-oxoty-09-02-2019/ (дата обращения: 29.11.2021).

13. Горохов Д.Б., Иванова С.В. Легализация «вольерной охоты» -очередной проблемный результат отечественного правотворчества // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 183-210.

14. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / В.М. Лебедев; отв. Ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 1069 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.