УДК 342.717(=161.2)
Червинская А.П.,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)
К вопросу о легализации положения украинских граждан на территории Российской Федерации
В статье рассмотрены проблемы легализации положения украинских граждан на территории Российской Федерации. Автором. выделены, варианты, решения данной проблемы на основе анализа законодательства.
Ключевые слова: миграция, статус беженца, статус переселенца
Вооруженный конфликт на Украине, датой начала которого считается 7 апреля 2014 года, когда и. о. президента Украины Александр Турчинов объявил о создании антикризисного штаба и о том, что в отношении вооружённых противников украинских властей будут приняты антитеррористические меры, спровоцировал увеличение количества вынужденных переселенцев на территорию Российской Федерации.
Прибыв на территорию России, первое, что необходимо сделать вынужденному мигранту, — это регистрация по месту пребывания (она же временная прописка). Несмотря на то, что гражданам Украины не обязательно делать регистрацию, находясь в Российской Федерации в течение 90 дней1, она требуется для оформления практически всех документов по легализации. Делается по адресу ФМС России, к которому относится место проживания, либо на почте. Регистрацию (миграционный учет на 90 дней) должна делать принимающая сторона. В случае, если гражданин Украины размещен в лагерях для беженцев, за регистрацией нужно обращаться в администрацию лагеря. В случае со съемной квартирой или проживанием у друзей или родственников — к собственникам жилья.
Зарегистрировавшись по месту пребывания, мигрант может получить статус беженца. Для начала нужно разобраться с определениями. Существует два статуса для беженцев. Несмотря на кажущееся созвучие — они принципиально разные. Статус беженца выдается лицу, которое не может и не желает более проживать в стра-
не исхода. Наряду с ним существует другой статус, практически равнозначный, но выдается лицу, ищущему временное убежище. Следует отметить, что сейчас уменьшены сроки рассмотрения заявления на временное убежище для украинцев. Также внесены поправки в Программу переселения соотечественников, согласно которым лицо, получившее временное убежище, сможет подать документы на участие в программе.
Документы оформляются в ФМС России по месту регистрации. В ходе оформления обязательно пройти дактилоскопию и медицинское освидетельствование. В случае положительно решения по выдаче статуса паспорт Украины изымается на хранение в ФМС России. Вместо него выдается соответствующий документ (удостоверение беженца или свидетельство)2.
Временное убежище выдается сроком на 1 год. Временное убежище и статус беженца дают право трудиться на территории региона без получения разрешения на работу. Другой вариант — получить разрешение на работу. Оно выдается в течении 10 рабочих дней после предоставления всех документов в ФМС России по месту регистрации, стоит 2000 рублей единоразо-во. Но, есть один важный момент — разрешения на работу выдаются по квотам и они могут быть уже исчерпаны. Квоты обновляются раз в год. Кроме того, нужно найти работодателя, который заключит с гражданином Украины официальный трудовой договор. По факту, для многих это становится неразрешимой задачей. Третий вариант — приобрести патент. Патент также выдается в течение 10 рабочих дней. Стоит 1216 рублей в месяц. Дает право трудится у частных лиц (подсобное хозяйство и т.п.), плюс является доказательством законного нахождения на территории Российской Федерации. Работать можно только в пределах области, где выдан патент3.
Еще один способ легализовать свое положение на территории России — это получить разрешение на временное проживание, которое выдается сроком на 3 года. Дает право трудиться, получать медицинскую помощь и прочие социальные гарантии. Разрешение на временное проживание — это важный и в большинстве случаев обязательный этап на пути к участию в Программе переселения и к гражданству Российской Федерации. Оно выдается по квотам либо вне квот, если есть на
то основания. Квоты на временное проживание для регионов выделяются в начале года и достаточно быстро заканчиваются. Разрешение на временное проживание вне квот выдается украинскому гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
7) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
8) имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
9) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином, указанным в вышеперечисленных пунктах 1-8;
10) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина Российской Федерации;
11) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в вышеперечисленных пунктах 1-8;
6.7) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством
иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) — гражданина Российской Федерации4.
Круг весьма узок, и если, у украинского беженца нет оснований для получения разрешения на временное проживание вне квот, придется ждать их обновления в начале года.
Количество украинцев, стремящихся получить российское гражданство по упрощенной процедуре5, в последние месяцы стремительно увеличивается. В отличие от обычного порядка, при котором предусмотрено официальное проживание на территории Российской Федерации в течение 5 лет, знание русского языка, наличие определенного дохода и постоянного места работы, для украинцев предусмотрена ускоренная процедура. Это относится и к беженцам из Украины, а также жителям Республики Крым.
Первоначально подаются документы на получение вида на жительство. По упрощенному порядку срок рассмотрения заявления на получение гражданства составляет три месяца, а далее составляется прошение на прием в гражданство.
В настоящий момент Федеральная миграционная служба Российской Федерации не требует выхода из гражданства Украины у тех лиц, которые хотят получить российское гражданство. Такая ситуация сложилась в связи с событиями в Крыму. Но украинцы подписывают документ, в котором гарантируют выход из украинского гражданства. Отказ от украинского гражданства происходит согласно процедуре, которая регламентируется Законом «О гражданстве Украины». Для выхода потребуется составление ходатайства, которое в дальнейшем рассматривается Комиссией по вопросам гражданства в Украине. Ребенок, имеющий украинское гражданство по рождению, может выйти из него по ходатайству одного из родителей. Гражданство Украины считается прекращенным после
издания соответствующего Указа Президентом Украины.
Закон для носителей русского языка был принят и уже работает. Но самым простым путем получения гражданства украинцем остается участие в Программе переселения соотечественников6. Именно поэтому в последнее время приграничные с Украиной регионы стали активно вступать в Программу, пополняя список регионов, участвующих в ней. Москва и область не участвуют в программе, более того, временное убежище там больше не дают — исчерпаны квоты.
Украинские беженцы, которые находятся на территории Российской Федерации, могут принят участие в Программе переселения, только предварительно получив временное убежище либо оформив разрешение на временное проживание. Оформив временное убежище в одном регионе, беженцы могут принять участие в Программе переселения в другом. Это сделано ввиду того, что не все регионы принимающие беженцев участвуют в Программе переселения.
Участие в Программе переселения дает целый спектр преимуществ:
получить подъемные (в некоторых регионах они весьма существенные);
трудиться с теми же правами, что и граждане Российской Федерации (включая налогообложение 13%);
медицинское обслуживание и прочие социальные гарантии;
право получить гражданство Российской Федерации в кратчайшие сроки (4 месяца).
Подводя итог рассматриваемому вопросу, следует еще раз отметить, что военные действия на востоке Украины привели к возрастанию количества вынужденных переселенцев на территорию России. Граждане Украины, имеют общую историю, культуру и традиции с гражданами России. Российская Федерация, заинтересованная в переселении соотечественников, создала преференции для переселения и получения гражданства украинскими мигрантами.
1 Приказ ФМС России 29 августа 2013 года №394 «Об утверждении Административного регламента предоставлении ФМС России государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» // Рос. Газ. 2013. №6223.
2 Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года с изменениями и дополнениями от 2 июля 2013 года №185-ФЗ // Рос. газ. 2013. №14.
3 Приказ Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального раз-
вития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 июля 2008 г.
4 Приказ Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. № 40 г. Москва «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» // Рос. газ. 2008. №4663.
5 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ в редакции от 20 апреля 2014 года № 71-ФЗ // Рос. Газ. 2014. 23 апреля. № 6364.
6 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 г. с послед. изм. // Российская газета. 2010. 13 января. (Далее Государственная программа или Программа переселения).
Chervinskaya A.P., e-mail: [email protected], Candidate of Juridical Science, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Orel branch.
ON THE ISSUE OF LEGALIZATION OF UKRAINIAN CITIZENS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION The problems of legalization of Ukrainian citizens on the territory of the Russian Federation are examined. The author distinguishes solutions to this problem based on the analysis of the legislation. Keywords: migration, refugee status, migrant status.