Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ В РОССИИ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2014 г.'

МИГРАЦИЯ В РОССИИ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
migration / long-term migration processes / Russia’s migration legislation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лилия Карачурина

Рассматриваются тенденции долговременной миграции в России в первой половине 2014 г. и последние изменения в российском миграционном законодательстве, связанные с реализацией Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. и с реакцией на отдельные внешнеполитические события (главным образом – кризис на Украине).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration in Russia in January-April 2014

This review covers long-term migration trends in Russia in the first half of2014 and the latest changes in the Russian migration rules and regulations regarding the implementation of the National Migration Policy Concept in the Russian Federation through 2025 and the response to certain foreign policy events (the crisis in Ukraine).

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ В РОССИИ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2014 г.»

Миграционная политика

МИГРАЦИЯ В РОССИИ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2014 г.

Лилия КАРАЧУРИНА, канд. геогр. наук

Рассматриваются тенденции долговременной миграции в России в первой половине 2014 г. и последние изменения в российском миграционном законодательстве, связанные с реализацией Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г и с реакцией на отдельные внешнеполитические события (главным образом — кризис на Украине).

Рис. 1. Общие показатели миграции населения России за январь-апрель 2013 и 2014 гг., тыс. человек

II I.

о ^

□ Январь-апрель 2013 г. ^

■ Январь-апрель 2014 г. ^

* — ДЗ — дальнее зарубежье, включая Грузию и страны Балтии.

** — МП — миграционный прирост.

Источник: Демография в январе—апреле 2014 года. Росстат, 2014.

Изменение границ России в марте 2014 г. привело, в числе прочих обстоятельств, к одномоментному увеличению численности населения страны, на 1 мая 2014 г. составившей 146,0 млн. человек, из которых 2,3 млн.- население новосозданного Крымского федерального округа. Таким образом, начиная с 2014 г. в балансе численности населения РФ, формирующемся за счет естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли), будут участвовать и жители Крыма и все дальнейшие расчеты и анализ будут осуществляться с учетом данного фактора.

Миграционный прирост в стране за январь-апрель 2014 г. составил 67,1 тыс. человек, в том числе 64 тыс. - за счет стран СН Г. Из этого видно, что, несмотря на серьезные политические события на пространстве бывшего СССР, увеличения объема так называемой долговременной миграции в Россию статистика не зафиксировала, о чем говорит сопоставление данных за январь-апрель текущего года с аналогичным периодом предыдущего. (См. рис. 1.)

Отсутствие тенденции к приросту миграции может быть обусловлено прежде всего процедурой учета прибытий и выбытий (с 2011 г. она распространяется на всех вновь зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, по истечении срока регистрации лица автоматически считаются выбывшими1), что в целом привело к увеличению учтенной статистикой миграции. Важно и то, что события на Украине, имевшие миграционные последствия, происходили в мае и июне и не могли отразиться

'Независимо от того, выбыл ли человек реально.

в рассматриваемый период на анализируемых статистических данных.

О том, что в статистике долговременной миграции теперь может присутствовать некоторое количество временных мигрантов, свидетельствует почти двукратный рост объемов выбытий в страны СНГ, все 2000-е годы - до изменения порядка миграционного учета -остававшийся на одинаково низком уровне. В 2013 г. доля выбывших в страны СНГ (к прежнему месту жительства) с территорий временного пребывания (в России) по окончании срока пребывания составляла 87%. Всё это означает, что мы находимся в ситуации, когда меняется трактовка самого понятия «миграционный прирост», которое, с этой точки зрения, все в меньшей степени связано с формированием постоянного населения страны.

Вместе с тем данные обследований численности трудовых мигрантов неоднократно показывали, что определенная их доля - 25-30% - находится в России длительное время, придерживается модели почти постоянного пребывания в стране и тем самым де-факто действительно имеет прямое отношение к ее постоянному населению.

Взаимные миграционные потоки (как прибывших, так и выбывших в обратном направлении) у России со странами СНГ выросли со всеми из них, кроме Белоруссии: выбытия в нее сократились по отношению к аналогичному периоду 2013 г., тогда как все 1990-2000-е гг. масштабы выезда из России в Белоруссию были достаточно устойчивыми по сравнению с сокращающейся численностью выбытий во все остальные республики бывшего СССР. (См. рис. 2.)

Этот факт также свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию статистики миграции, учет таких ее составляющих, как видоизменение «дизайна» миграционных потоков (трансформация моделей миграции, отход от простых схем миграции - только «навсегда» или «на сезон», как это было в позднесоветский период), формирование «мигрантских» секторов экономики и пр., приводит к усложнению миграционной картины. Это общемировой тренд. В России он усиливается не столько национальной уникальностью, сколько неоднородностью территории, открытыми границами и сохранением общности с постсоветскими

Рис. 2. Миграционные связи России со странами СНГ и дальнего зарубежья в январе-апреле 2013 и 2014 гг., тыс. человек

Страны ДЗ* Украина Узбекистан Туркменистан Таджикистан Молдавия Киргизия Казахстан Белоруссия Армения Азербайджан

Страны ДЗ* Украина Узбекистан Туркменистан Таджикистан Молдавия Киргизия Казахстан Белоруссия Армения Азербайджан

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 □ Январь-апрель 2014 г. - число прибывших ■ Январь-апрель 2013 г. -число прибывших

* - ДЗ - дальнее зарубежье, включая Грузию и страны Балтии. Источник: Демография в январе-апреле 2014 года, Росстат, 2014.

0 5 10 15 20 25 30 35 □ Январь-апрель 2014 г. - число убывших ■ Январь-апрель 2013 г. - число убывших

странами, а также постоянными изменениями в миграционном законодательстве.

Начало 2014 г. характеризовалось очередной волной изменений в миграционном законодательстве, связанной как с реализации Концепции миграционной политики на период до 2014 г., так и с текущей политической ситуацией. К концу июня 2014 г. часть новых положений в законодательстве уже была принята, другая находилась в стадии обсуждения.

В апреле 2014 г. был принят закон об упрощенном предоставлении гражданства иностранцам - носителям русского языка, идея которого возникла после начала событий на Украине2. В соответствии с ним для таких людей упрощается получение гражданства РФ: сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство с шести снижаются до трех месяцев, облегчаются порядок въезда на территорию России и получение вида на жительство. Иностранные граждане или лица без граждан-

Рис. 3. Распределение прибывших в Россию по странам и гражданству за 2013 г., в %

Украина Узбекистан Туркменистан Таджикистан Молдавия Киргизия Казахстан Белоруссия Армения Азербайджан Страны СНГ Другие зарубежные страны

0 20 40 60 80 100

■ Иностранные граждане и лица без гражданства □ Граждане РФ

■ Гражданство не указано

Источник: данные Росстата.

ства могут быть признаны на специально созданной комиссии носителями русского языка, если они повседневно использует его «в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации». Чтобы исключить злоупотребления, вид на жительство будет аннулироваться, если получившие его по истечении двух лет не подадут заявление о приеме в гражданство РФ.

Кроме того, одним из условий предоставления гражданства в таком порядке является отказ от другого гражданства. По мнению ряда экспертов, например директора Института стран СНГ К. Затулина, это ограничение может существенно затормозить принятие гражданства РФ теми жителями стран СНГ, которые предполагали сделать это3. Напомним, что число лиц, получивших российское гражданство после отмены ранее действовавшего порядка упрощений (с 2010 г.)4, сократилось более чем в 3 раза. Согласно данным ФМС России в 2013 г. российское гражданство получили почти 135,8 тыс. человек. За первые пять месяцев 2014 г. гражданами России стали 59,7 тыс. человек, что только на 11 п.п. больше, чем за аналогичный период 2013 г.

Около 27% прибывших из-за границы в Россию в 2013 г. имели российское гражданство. Самая высокая доля таких лиц была зафиксирована у прибывших из Киргизии, Казахстана и Молдавии. Примерно такие же пропорции сохранялись и в потоках выбывающих из России в эти страны. (См. рис. 3.)

Ощутимый прирост (в 2,3 раза) наблюдался по другому каналу ускоренного получения

2 Федеральный закон РФ от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 См.: Нагорных И., Кузьмина З. Правительство внесло в Госдуму законопроект о гражданстве // Коммерсантъ. 13 марта 2014 г.

4 Подробнее об этом см.: Карачурина Л.Б. Миграционные процессы // Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 33). - М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2012. Раздел 5.2. С. 344-360.

гражданства РФ - через участие в программе содействия добровольному переселению соотечественников: за январь-май 2014 г. в территориальных органах ФМС таким образом были зарегистрированы почти 27,7 тыс. соотечественников (вместе с членами их семей). На июньском заседании Межведомственной комиссии по реализации государственной программы переселения был рекомендован к внесению в Правительство РФ подготовленный ФМС проект Указа Президента РФ, устанавливающего право соотечественников, которым предоставлено временное убежище в России, обращаться с заявлениями об участии в программе «Соотечественники» в территориальные органы ФМС России5.

23 июня 2014 г. был подписан Указ Президента РФ, который расширяет перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение российского гражданства в упрощенном порядке (т.е. без соблюдения условий о сроке проживания)6. К ним относятся:

• индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в России не менее трех лет, при ежегодной выручке не менее 10 млн. руб.;

• квалифицированные специалисты (по перечню профессий, специальностей, должностей), работающие в стране не менее трех лет;

• совладельцы 10-процентной доли в уставном капитале российской компании с активами не менее чем в 100 млн. руб. и при уплате в бюджетную систему РФ не менее 6 млн. руб. в год в течение последних трех лет (т.е. компаний, находящихся «на гра-

ни» среднего и мелкого бизнеса) - так называемое «инвестгражданство» (по примеру некоторых европейских стран). Кроме того, возможность упрощенного получения гражданства РФ будет у иностранных студентов, которые начиная с 1 июля 2002 г. получили российское профессиональное образование и к моменту обращения за гражданством не менее трех лет проработали в России7. Ранее такие люди могли стать гражданами РФ в упрощенном порядке, только если они являлись гражданами государств, входивших в состав СССР. Обсуждался, но пока не нашел отражения в Указе Президента, также вопрос об упрощенной возможности получения российского гражданства для иностранцев, осуществивших покупку на территории страны жилья определенной цены (не менее чем 10-процентной доли в кондоминиуме собственников жилья стоимостью от 300 тыс. долл.8) - такая мера действует в некоторых европейских странах.

Ситуация на Украине способствовала активизации миграционных процессов с этой страной. Исходя из оперативной информации, поступающей от властей ряда приграничных с Украиной регионов, они стали еще более односторонними, чем это было в предыдущие годы. Одновременно, по украинским данным, миграционные потоки долговременной миграции все последние годы уже не были односторонними. В частности, по российской статистике постоянной миграции в 2012-2013 гг. на одного выбывшего из Россию на Украину приходилось 3-4 прибывших в обратном направлении, но «украинская статистика фиксирует положительное сальдо миграции с Россией» (по отношению к 2011-2012 гг.)9.

5 Подробнее см.: ФМС России. Заседание Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы переселения: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=93197

6 Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"».

7 По данным Росстата, численность студентов из стран СНГ, обучавшихся только по программам высшего профессионального образования в образовательных учреждениях России, на начало 2013—2014 учебного года составила 133,8 тыс. человек (Россия и страны СНГ-2013. Росстат, 2014).

8 Туманов Г., Бутрин Д. С чего наживается Родина // Коммерсантъ. 12 февраля 2014 г.

9Малиновская Е.А. Внешние миграции населения Украины периода независимости // Демоскоп Weekly. 2013. № 563—564. 19 августа — 1 сентября: http://demoscope.ru/weekly/2013/0563/tema02.php

Впервые за все годы после распада СССР появились беженцы с Украины, развернута сеть пунктов их временного размещения. Однако оснований утверждать, что количество беженцев из этой страны стало «астрономическим», «приблизилось к миллиону» и т.д., нет. Согласно данным ФМС России на 20 июня 2014 г. 7 тыс. человек с Украины подали документы на предоставление убежища и статус беженца в РФ. Общая численность тех, кто обратился в ФМС России для определения своего правового статуса (разрешение на временное проживание, разрешение на работу, патент), составила 90 тыс. человек10. Как и раньше, до 90 дней граждане Украины могут находиться в России без постановки на миграционный учет, поэтому некоторые из прибывающих сейчас пытаются «переждать ситуацию» у родственников или друзей в России и не подают документы на получение статуса беженца или на получение временного убежища.

Вместе с тем нельзя исключать, что среди обратившихся сейчас в территориальные органы ФМС для легализации некоторую долю составляют люди, которые прибыли не сейчас, а давно живут и работают в России, но не имели раньше возможности получить законный статус.

Ситуация на Украине стала катализатором

трансформации ряда правовых норм. В частности, для того чтобы власти имели возможность маневра в случае непредвиденных обстоятельств, общественное обсуждение сейчас проходит проект постановления Правительства РФ о том, чтобы квоту на выдачу разрешений на временное проживание (РВП) можно было корректировать в течение года по «мотивированному обращению губернатора региона»11.

По действующим с 2003 г. правилам квота на выдачу РВП определяется раз в год на основании предложений региональных властей с учетом демографической ситуации и возможностей субъекта по обустройству иностранцев и решение об установлении квоты пересмотру не подлежит, являясь обязательным для исполнения. На практике же зачастую получается так, что квота на временное проживание исчерпывается еще в начале года и мигрантам, не имеющим специальных льгот (а они предусмотрены переезжающим по программе переселения соотечественников, создающим семьи в России, имеющим тут престарелых родителей и некоторым другим категориям), приходится ждать целый год, чтобы получить возможность «попасть» в квоту. Но и через год это удается далеко не всем. ■

10 Пресс-служба ФМС России. 20 июня 2014 г.: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=93195

11 Грицюк М. Квота открывает двери // Российская газета. 16 июня 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.