Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2014 г.'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2014 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
migration processes / labor migration in Russia / migration from Ukraine.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лилия Карачурина

Миграционные процессы в России весной-летом 2014 г. находились под воздействием обострившейся внешнеполитической ситуации (событий на Украине), а также высокой вероятности стагнации и рецессии в российской экономике. Хотя статистика ФМС России и Росстата по миграционным процессам пока не успела отразить этого, и о ситуации в миграционной сфере можно судить в основном по заявлениям официальных лиц в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration Processes in January-September 2014

The migration processes in Russia over the spring and summer of 2014 were being shaped by the deteriorating situation in foreign politics (the events in Ukraine) and by the looming threat of stagnation and recession faced by the Russian economy. As the latest data on migration processes in Russia have not yet been reflected the official statistics released by the Federal Migration Service of Russia (FMS of Russia) and the Russian State Statistics Service (Rosstat), our analysis of these processes is based mainly on the statements on this issue recently made by public officials in the mass media.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2014 г.»

Миграционная политика

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2014 г.

Лилия КАРАЧУРИНА, канд. геогр. наук

Миграционные процессы в России весной-летом 2014 г. находились под воздействием обострившейся внешнеполитической ситуации (событий на Украине), а также высокой вероятности стагнации и рецессии в российской экономике. Хотя статистика ФМС России и Рос-стата по миграционным процессам пока не успела отразить этого, и о ситуации в миграционной сфере можно судить в основном по заявлениям официальных лиц в СМИ.

Миграционный прирост

Миграционный прирост в России за январь-июль 2014 г. составил 144,1 тыс. человек -это примерно на 15 п.п. меньше, чем за аналогичный период 2013 г.1. Такое снижение в классически описываемой миграционной модели должно было бы являться индикатором экономического неблагополучия: считается, что миграционные потоки необыкновенно чутко реагируют на малейшие экономические изменения, именно поэтому миграцию часто называют «голосованием ногами». Однако реальных оснований видеть в российских данных о миграционных потоках те или иные динамические подвижки, коррелирующие с экономическими процессами, нет.

Методика расчетов прибытий, выбытий и миграционного прироста в РФ с 2011 г. существенно изменилась. К прибывшим, формирующим затем миграционный прирост, относят с этого времени всех регистрирующихся по месту жительства и по месту пребывания

на срок свыше девяти месяцев. Выбытия формируются автоматически по мере окончания имеющейся регистрации (разумеется, человек может и не выезжать из России или выезжать, но позже или раньше отмеченного в регистрации срока и считаться при этом в «миграционным приросте»). В текущем году начала складываться ситуация, которую можно образно назвать «обрушившейся финансовой пирамидой»: снижение миграционного прироста в значительной степени связано с резким ростом выбытий, который, в свою очередь, произошел благодаря ранее накопленным прибытиям на срок менее двух лет. (См. рисунок.)

В отдельных регионах страны этот процесс принес парадоксальные, с точки зрения здравого смысла, результаты. В частности, многократное снижение нетто-миграции по отношению к предыдущему году было отмечено в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Тюменской и Новосибирской областях. Впервые за весь постсоветский период миграционный прирост в Москве оказался почти в два раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, и по сути почти исчез.

Миграция с Украины

В 2014 г. Россия вновь, как и двадцать лет назад, столкнулась с притоком беженцев на свою территорию. В отличие от ситуации начала 1990-х годов, когда никаких законодательных основ для приема беженцев в РФ не было, сейчас, даже до принятия специальных указов по

1 При этом данные и за 2014-й, и за 2013 г. в целях сопоставимости приведены с учетом сведений по Крымскому федеральному округу.

отношению к переселенцам с Украины, у них было несколько вариантов оформления своего статуса.

В соответствии с Федеральным законом «О беженцах»2 есть два варианта приобретения соответствующего статуса: собственно беженца, но процедура его получения очень сложна, и статуса имеющего временное убежище. При этом статус беженца дает надежду на то, что государство позаботится о жилье и размещении, а временное убежище позволяет лишь легально находиться и работать в России, не получая специальных разрешительных документов, которые требуются иностранцам. Но, как и в большинстве других стран, получение указанных статусов достаточно непросто.

К началу 2014 г. (т.е. еще до украинских событий) статус беженца в России имели менее 1 тыс. человек и имеющих временное убежище -около 3 тыс. человек. Легализационные сложности и ущемленность дальнейшего положения в России (например, невозможность пересечения границы для возврата или временного выезда домой) способствовали тому, что после усиления в стране военных действий граждане

Украины активно обращались в органы ФМС за другими статусами - прежде всего за разрешением на временное проживание, получением вида на жительство, российского гражданства (это помимо тех, кто получает разрешение на работу или патент).

К концу же августа 2014 г. структура обратившихся за разными видами статусов была следующей: 117 тыс. граждан Украины пожелали приобрести статус беженца или обратились за предоставлением временного убежища (последних оказалось большинство - 108 тыс. человек) и было зарегистрировано 136 тыс. претендентов на другие формы легализации: 75 тыс. попросили разрешение на временное проживание, 33 тыс. обратились с заявлениями о предоставлении гражданства РФ, 21 тыс. - вида на жительство. Еще 7,2 тыс. человек пожелали стать участниками программы переселения соотечественников3.

В конце июля на селекторном совещании, проведенном премьер-министром Д. Медведевым и посвященном размещению и социально-бытовому устройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, были озвуче-

Прибывшие, выбывшие и миграционный прирост в России в январе-июле 2007-2014 гг., тыс. человек

350 300 250 200 150 100 50 0

MMiaat

2007

2008

2009 2010 2011

Годы

□ Прибыло ■ Выбыло ■ Миграционный прирост

Источник: Социально-экономическое положение России. Росстат, 2007-2014 гг.

2012

2013

2014

2 ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4528 «О беженцах».

3 Городецкая Н. Беженцы не хотят удаляться от границы // Коммерсантъ. 28 августа 2014 г.

ны некоторые назревавшие решения в данной области4. Они касались упрощения процедуры получения временного убежища для граждан Украины: для этого с трех месяцев до трех дней сокращается срок рассмотрения заявлений о предоставлении временного убежища; кроме того, временное убежище теперь предоставляется по групповому (страновому) принципу, т.е. сотрудники ФМС не будут изучать индивидуальные данные заявителя5 - беженцам, которые хотят оформить свое пребывание в РФ, достаточно подать заявление в отделения ФМС и указать в нем, что они бежали из-за боевых действий на Украине. Для беженцев будет автоматически продлеваться пребывание в РФ на срок до 270 дней (до этого граждане Украины могли находиться в России без оформления документов не более 90 дней).

Кроме того, были выделены дополнительные квоты на получение разрешения на временное проживание, а также очень значительные финансовые и материальные ресурсы для обустройства людей6.

Множественность институциональных коридоров позволяет мигрантам выбрать наиболее приемлемый для себя, однако она же способствует искажению данных об их численности. Так, численность въехавших в Россию с Украины (с начала года до конца августа - более 800 тыс. человек, прирост за август составил 84 тыс. человек) нередко считают числом беженцев; разные ведомства дают раз-

ные цифры по количеству людей, которым оказывается помощь, и т.п7.

По данным ФМС России, большая часть переселенцев остается в приграничных с Украиной регионах -Ростовской и Белгородской областях, Краснодарском крае, а также в Крыму, который является весьма привлекательным местом для мигрантов с Украины.

К концу августа 2014 г. в России было создано, по данным Минрегиона России, 906 пунктов временного размещения (899 - по данным ФМС России)8, в которых проживали более 58 тыс. переселенцев, еще 298 тыс. человек были размещены в частном секторе. Подавляющее же большинство обосновалось у российских родственников или друзей, надеясь вернуться домой по мере нормализации ситуации или приобретая в России «небеженские» статусы, которые позволяют вести независимую от государственной помощи жизнь.

Ситуация с этой «зависимостью» обострилась в конце августа, когда и.о. главы Крыма С. Аксенов заявил, что с 21 августа начинается массовый вывоз из Крыма украинских беженцев и их направление в «некрупные города РФ, максимум в райцентры, где для них найдут работу»9. В этом же ключе было подготовлено и принято и Постановление Правительства РФ10, которое фактически наложило запрет Крыму, Севастополю, Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Ростовской облас-

4 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке».

5 Похожим образом подходили к выдаче статуса беженцев и вынужденных переселенцев в начале 1990-х годов.

6 Суммы выделенных средств только из федерального бюджета составили 6 млрд. руб., что в 3 раза больше трат, ежегодно выделяемых в последние годы на реализацию госпрограммы «Соотечественники» (Домчева Е., Панина Т. Дом и хата // Российская газета. 23 сентября 2014 г.).

7 К примеру, спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко еще в июне 2014 г. заявляла, что в РФ находится более 500 тыс. украинских беженцев. В это же время глава ФМС К.О. Ромодановский сообщал о въезде 500 тыс. граждан Украины. Одновременно, по данным УВКБ, с Украины в Россию из-за войны бежали 168 тыс. человек (Козлов В. Как Россия справляется с потоком украинских беженцев? // Open Democracy. 11 августа 2014 г.).

8 Городецкая Н. Беженцы не хотят удаляться от границы // Коммерсантъ. 28 августа 2014 г.

9 Козлов В., Туманов Г., Никифоров В. Материковая участь // Коммерсантъ. 20 августа 2014 г.

10 Постановление Правительства РФ от 22 июля 2014 г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке».

ти и Чечне выдавать статус временного убежища гражданам Украины11, стимулируя тем самым их переселение в менее привлекательные регионы России, а в них -в менее привлекательные центры. Это, однако, серьезно осложняет как положение самих переселенцев, вынужденных размещаться в «проблемных» райцентрах депрессивных российских регионов, так и местных властей этих муниципальных образований, которые даже в условиях недавнего экономического благополучия не имели достаточно финансовых средств для выхода из системного кризиса 1990-х годов и сегодня испытывают проблемы на локальных рынках труда.

Кроме того, имеется и опыт 1990-х годов, который показал, что именно те беженцы и вынужденные переселенцы, которые селились в крупнейших и больших городах, самостоятельно трудоустраивались (условно это можно назвать моделью «за работой») и рассчитывали в большей степени на себя, а не на государственную помощь, оказались в конце концов в более выигрышном положении по отношению к тем, кто предпочел выбрать модель «за более доступным жильем» (соответственно, в сельской местности и в малых городах) и/или государственную опеку12.

Вместе с тем распределение квот на прием беженцев по российским регионам показывает, что определенная часть глав территориальных образований, в условиях испытываемых собственных кадровых трудностей и демографических проблем, сознательно идут на прием большего числа переселенцев, чем им могло бы быть предложено федеральным руководством. Иными словами, они предпочитают стратегию (иметь кадры) тактике (трудности с текущим приемом). Среди таких регионов - Калужская, Калининградская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Сверд-

ловская, Новосибирская области, Республика Башкортостан.

В сентябре-октябре ситуация с притоком беженцев смягчилась вследствие ослабления интенсивности боевых действий на востоке Украины, наметился процесс возвращения беженцев обратно.

Трудовая миграция

За январь-сентябрь 2014 г. число выданных разрешений на работу въехавшим на территорию России практически не изменилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составило 948,6 тыс. При этом ощутимый прирост продолжает фиксироваться по выданным патентам на работу у физических лиц - их число приблизилось к 2 млн. Соответственно, растут и поступления от продажи патентов в бюджет.

Помесячные данные демонстрируют почти зеркальную картину по количеству выданных разрешений на работу. При этом рост количества оформленных патентов за январь-апрель 2014 г. оказался более чем двукратным по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а с мая превышение хотя и наблюдается, но стало существенно меньшим.

По-видимому, ситуация в области трудовой миграции близка к той, которая наблюдалась осенью 2008 г. Тогда приток иностранной рабочей силы в первом полугодии существенно увеличился, но после официального признания кризиса последовало секвестиро-вание квот для трудовых мигрантов из стран СНГ и приглашений на работу для стран, с которыми Россия имеет визовый обмен.

Сейчас о кризисе пока не объявлено и урезанию квот могут препятствовать такие факторы, как, например, сокращение собственных трудовых ресурсов (в 2008 г. в России в целом оно только начиналось, впервые было зафик-

11 По тому же постановлению еще четырем регионам - Ленинградской, Белгородской, Воронежской и Курской областям-квота была почти обнулена (каждому по 0,01% общего числа распределяемых лиц).

12 Подробнее об этом см.: Витковская Г.С. Вынужденная миграция в Россию: итоги десятилетия // Миграционная ситуация в странах СНГ/ Под ред. Ж.А. Зайончковской. - М.: Комплекс-Прогресс, 1999. С. 159-194.

сировано годом ранее, но затрагивало тогда в первую очередь самую молодую возрастную группу трудоспособных, реальная занятость в которой в последние десятилетия была невысокой). Ныне снижение числа трудоспособных уже оказывает непосредственное воздействие на динамику занятого населения, так как охватывает не только эту возрастную когорту. При этом Росстат пока не фиксирует рост безработицы, а сигнализирует только о снижении ре-

альных зарплат; миграция с Украины, по отношению к которой Россия ощущает свои особые обязательства, активно заполняет квоты.

Вынужденная миграция и в 1990-е годы, и сейчас быстро трансформируется в миграцию трудовую. Для России эти трансформации могут быть особенно выгодными в силу этноязыковой близости и квалифицированности украинских работников по сравнению с выходцами из других стран СНГ. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.