Научная статья на тему 'К вопросу о "легализации" негосударственных экспертных учреждений'

К вопросу о "легализации" негосударственных экспертных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА / EXPERT OPINION / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EXPERT RESEARCH / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / PROOF / ИНОЙ ДОКУМЕНТ / OTHER DOCUMENT / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / NON-STATE EXPERT INSTITUTION / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORENSIC ACTIVITY / СВЕДУЩИЕ ЛИЦА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ / SPECIAL KNOWLEDGE / PERFORMANCE OF EXPERT EXAMINATIONS / EXPERT PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпов Вадим Сагитьянович

В статье определены основные направления развития и совершенствования судебно-экспертной деятельности в России, отражены проблемы связанные с производством экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях, отсутствием единого государственного закона регламентирующего эту сферу деятельности. В качестве позитивных предпосылок деятельности негосударственных судебно-экспертных учреждений выделены их независимость от силовых ведомств и государственного аппарата, имеющих возможности властного характера над государственными судебно-экспертными учреждениями. Негосударственным экспертным учреждениям присуща мобильность расширения штатной численности экспертов-сотрудников при производстве наиболее «популярных» экспертиз, в то время как государственные экспертные учреждения вынуждены перегружать своих экспертов, что приводит к созданию очередей экспертных исследований и неразрывно ведет к нарушению принципа разумности сроков уголовного судопроизводства.Таким образом предложено придать несудебным экспертным исследованиям в уголовном деле доказательственное значение. С целью реализации указанного предложения, и исключения разночтения, необходимо провести редакцию п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, кроме того дополнению подлежит п. 49 ст. 5 УПК РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF "LEGALIZATION" OF NON-STATE EXPERT INSTITUTIONS

The article defines the main directions of development and improvement of forensic activities in Russia, reflects the problems associated with performance of expertise in non-governmental expert institutions, the lack of uniform state law regulating this field of activity. As positive preconditions for activities of non-state forensic institutions the author highlights their independence from law enforcement agencies and the state apparatus, that can influence on state forensic agencies. Non-state expert institutions are proper for mobility of regular number of expert staff in the production of the most "popular" types of expert examination, while state expert institutions are forced to overwork their experts and it leads to queues of expertise and inextricably leads to the violation of the principle of reasonableness of the terms of criminal proceedings. Thus it is proposed to give probative value to non-judicial expertise in a criminal case. To implement this proposal, and to avoid misunderstandings, it is necessary to amend clause 3 of part 2 of article 74 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation and clause 49 of article 5 of this code.

Текст научной работы на тему «К вопросу о "легализации" негосударственных экспертных учреждений»

Негосударственным экспертным учреждениям присуща мобильность расширения штатной численности экспертов-сотрудников при производстве наиболее «популярных» экспертиз, в то время как государственные экспертные учреждения вынуждены перегружать своих экспертов, что приводит к созданию очередей экспертных исследований и неразрывно ведет к нарушению принципа разумности сроков уголовного судопроизводства. Таким образом предложено придать несудебным экспертным исследованиям в уголовном деле доказательственное значение. С целью реализации указанного предложения, и исключения разночтения, необходимо провести редакцию п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, кроме того дополнению подлежит п. 49 ст. 5 УПК РФ.

Ключевые слова: производство экспертиз, заключение эксперта, экспертное исследование, доказательство, иной документ, негосударственное экспертное учреждение, судебно-экспертная деятельность, сведущие лица, специальные познания.

Судебно-экспертная деятельность в России является неотъемлемым и надежным элементом системы доказывания в уголовном судопроизводстве и, как следствие, - способствует укреплению законности и обоснованности принимаемых процессуальных решений. Проведенная в рамках и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством судебная экспертиза оказывает усиленное влияние и на гарантию защищенности личности в ходе уголовного судопроизводства еще с этапа принятия решения о возбуждении уголовного дела. В связи с этим, проведенные в юридической литературе научные исследования института судебной экспертизы вызывают неподдельный практический интерес.

Так, в частности, весомый вклад в разработку вопросов общей теории, методики и тактики проведения различных видов судебной экспертизы, а также организации и управления в системе экспертных учреждений внесли такие ученые, как Т.В. Аверьянова, Ф.Г. Аминев, Р.С. Белкин, А.М. Зинин, Ю Г. Корухов, А.В. Кудрявцева, Н.П. Майлис, И.А. Макаренко, В Н. Махов, Ю.К. Орлов, Е.Р. Россин-ская, Е.В. Селина, А.А. Тарасов, С.А. Шейфер и ряд других. Труды указанных ученых создали основу для развития теоретических и прикладных проблем применения и использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве России. Однако проводимые в последние годы законодателем поступательные изменения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства, а также общая тенденция модернизации судебно-экспертной деятельности в России свидетельствуют о необходимости более полного и всестороннего освещения отдельных аспектов назначения и производства судебной экспертизы в современных условиях.

Судебно-экспертную деятельность в России в настоящее время регламентируют такие нормативные акты, как Конституция РФ, процессуальное законодательство Российской Федерации (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [1] (далее - УПК РФ) и др.), Федеральный закон от 31.05.2001№ 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [2] (далее - ФЗ О ГСЭД) и иные законы и подзаконные акты, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы и ее научно-методическое обеспечение.

Регламентация судебно-экспертной деятельности в России ФЗ О ГСЭД фактически всегда была в центре научных дискуссии. Большинство исследователей видят объективную потребность в модернизации Федерального закона, а, следовательно потребность и в судебной реформе, действительно существует. Отдельные аспекты совершенствования судебно-экспертной деятельности в России рассмотрены нами ранее в иных научных следованиях [3, 4, 5]

Возможность производства не судебной экспертизы исторически была заложена еще в начале ХХ века с изданием Постановления Наркомздрава РСФСР от 28 января 1919 г. «О правах и обязанностях государственных медицинских экспертов» [6, c. 76]. Пункт 12 указанного постановления гласит, что «медицинские экспертизы должны производится по требованию как учреждений и организаций, так и частных лиц», это же положение разграничивает компетенцию эксперта, в случае если инициатором экспертизы является частное лицо: «Экспертизы по требованию частных лиц должны ограничиваться только констатированием найденных фактических данных без их оценки и без определения

"popular" types of expert examination, while state expert institutions are forced to overwork their experts and it leads to queues of expertise and inextricably leads to the violation of the principle of reasonableness of the terms of criminal proceedings. Thus it is proposed to give probative value to non-judicial expertise in a criminal case. To implement this proposal, and to avoid misunderstandings, it is necessary to amend clause 3 of part 2 of article 74 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation and clause 49 of article 5 of this code.

Key words: performance of expert examinations, expert opinion, expert research, proof, other document, nonstate expert institution, forensic activity, expert persons, special knowledge.

их значения». Сказанное свидетельствует о зарождении института не судебных экспертиз и принятии ее во внимание судами при вынесении приговора.

Судебно-экспертные учреждения в России изначально зарождались как государственные и принадлежали, как правило, силовым ведомствам. К примеру, И. Ф. Крылов при производстве исторического анализа криминалистических экспертиз подчеркивал, что «в ряде местных органов милиции начиная с 1918 г. проводились регулярные экспертизы» [7, с. 17]. Позже в 1922 году был образован Научно-технический отдел Управления уголовного розыска республики.

К настоящему времени государственные судебно-экспертные учреждения в Российской Федерации функционируют в системе Министерства юстиции Российской Федерации с 1944 г. (Российский Федеральный центр судебной экспертизы г. Москва), в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации (Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы и Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ), в Министерстве обороны Российской Федерации (Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы министерства обороны РФ), в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в Федеральной таможенной службе Российской Федерации, в Государственном комитете по контролю за оборотом наркотических средств, а также в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (Экспертно криминалистический центр МВД России) [8, с. 9].

В последующем принимается решение о создании государственных учреждений судебно-бухгалтерской экспертизы [9, 10]. Однако, сложившаяся ситуация с государственным контролем указанной сферы деятельности не смогла принести желаемых результатов и уже в 1930 году было принято решение о ликвидации института государственных бухгалтеров-экспертов [11] с передачей их функций всесоюзному товариществу социалистического учета при ВЦСПС (общественное формирование), что привело к возможности подбора на постоянной основе экспертов-бухгалтеров, «освобожденных от совместительства», а также создании, и разработки экспертных методик и инструкций [12, с. 27]. Несмотря на достаточно долгую историю становления института судебной экспертизы в России, отсутствие нормативного акта, регламентировавшего бы эту деятельность, вызывало у юристов неподдельное желание в создании единого закона о судебно-экспертной деятельности. Первый проект закона был подготовлен в 1975 г. Проект именовался как Закон «О судебной экспертизе» [13], и должен был процессуально регламентировать судебную экспертизу в республике. Однако политические преобразования в стране не позволили выйти ему в свет.

Следующая попытка создания единого нормативного акта была предпринята уже после развала СССР в 1994 году. Проект этого закона носил название Закон «О судебной экспертизе в Российской Федерации» [14], юристы питали большие надежды к этому проекту, поскольку он носил общий характер и носил в себе основы как государственной, так и частной экспертной деятельности в России. Но, к сожалению, и данному закону не суждено было выйти в свет в своей первоначальной редакции [15, с. 134]. Продолжительный период обсуждения и формирования породил несколько иной нормативный акт, нежели хотели юристы и правоприменители. В 2001 году принят Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [16], исходя из названия видно, что это несколько усеченный вариант первоначального проекта. Законодатель пошел по пути наименьшего сопротивления и издал закон, регламентирующий ту часть судебно-экспертную деятельности, которая на тот момент была наиболее развита - государственная, надолго отложив вопрос о состязательности судебных экспертов.

Развитие общественных отношений, постоянно совершенствующееся законодательство России породили очередную попытку создания единого нормативного акта, способного объединить в себе судебно-экспертную деятельность, как государственных, так и частных экспертных учреждений.

Речь идет о Проекте Федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который вынесен на обсуждение.

Практика показывает, что удельный вес экспертных исследований, проводимых негосударственными экспертными учреждениями, неуклонно растет. Так, например, в гражданском судопроизводстве на их долю приходится более 80 % всех проводимых экспертиз [17, с. 7]. К тому же действующий Уголовно-процессуальный кодекс также обезличивает судебных экспертов, не отдавая предпочтения каким либо конкретным экспертным учреждениям (государственным или негосударственным).

Более принципиальную позицию занимает Верховный Суд Российской Федерации (далее по тексту - ВС РФ) и закрепляет производство судебной экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях лишь «в тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслу-

живающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ, ... ее производство может быть поручено .... негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении.» [18].

Сказанное свидетельствует об имеющейся судебно-следственной практике, что требует более детального анализа имеющихся положительных и отрицательных моментов производства судебных экспертиз в различных экспертных учреждениях (государственных или негосударственных).

В указанном контексте, например, нельзя не согласиться с профессором А.А. Тарасовым, который отмечает, что в отличие от проводимых в государственных экспертных учреждениях судебных экспертиз за счет средств федерального бюджета, те же судебные экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях оплачивают конкретные заинтересованные в определенном результате лица [19, с. 15]. Прослеживается также отсутствие законных оснований к «принуждению» производства необходимой для уголовного дела судебной экспертизы частного эксперта, не получившего оплату труда. В данном случае привлечения эксперта возможно исключительно на добровольной основе. К тому же, до заключения между лицом, назначившим экспертизу, и частным экспертом или негосударственным экспертным учреждением трудового соглашения (договора), фактически отсутствует возможность применения института мер процессуального принуждения (обязательства о явке, привода, денежного взыскания). Поскольку юридически отсутствует субъект уголовно-процессуальных правоотношений, наделенный правами и обязанности. Ситуацию подобного рода невозможно представить при производстве экспертных исследований в порядке служебного задания в государственных экспертных учреждениях.

Отдельной проблемой современного процесса выступает разумность сроков уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации регламентирует его в ст. 61. Реализация указанного принципа подкреплена Федеральным законом «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [20]. Уголовное судопроизводство (в том числе и производство отдельных процессуальных и следственных действий) должно осуществляться в разумный срок, в противном случае стороны или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, участники уголовного судопроизводства и иные заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение. С целью обеспечения реализации норм Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ, так же прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, Генпрокуратура Российской Федерации издает соответствующий Приказ от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» [21]. Предпринятые законодателем меры действительно должны способствовать своевременному принятию процессуальных решений по уголовным делам. Применительно к производству судебных экспертиз, подобная норма нашла свое отражение в ст. 16 Федерального закона О ГСЭД: «эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения». Это действительно рабочая норма, мотивирующая экспертов к производству экспертиз в установленные разумные сроки. Норма, способная предотвратить необоснованную волокиту при производстве экспертиз, но она, к сожалению, распространяется исключительно на государственных судебных экспертов, чья деятельность оплачивается федеральным бюджетом страны. Экспертные учреждения, выполняющие свою работу на коммерческой основе вправе, отказаться от производства экспертных исследований при отсутствии предоплаты, если она была указана в заключенном ранее договоре об оказании экспертных услуг.

Понятиеобразующим элементом процессуального статуса эксперта в уголовном процессе является его незаинтересованность в исходе уголовного дела, иначе он подлежит отводу согласно п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ. Тут не может быть исключений, поскольку это отразится на качестве исследования и объективности экспертного заключения. В случае с назначением и производством экспертиз в негосу-

дарственных экспертных учреждениях основным мотиватором является материальная заинтересованность эксперта или учреждения в целом.

Компетентности эксперта правоприменители уделяют также пристальное внимание. Федеральный закон О ГСЭД в ст. 13 содержит четкие требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту, включающие в себя уровень образования, наличие аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, которое должно подтверждаться соответствующей комиссией каждые пять лет. Однако эти требования не распространяются на негосударственных экспертов, что может вызвать затруднение у органов, проводящих расследования и судов при оценке предоставленного ими выводов по проведенному экспертному исследованию.

Отдельным вопросом остается процессуальный статус частного эксперта проводившего экспертное исследование в негосударственном экспертном учреждении, без соблюдения требований норм УПК РФ по уголовному делу (например, по просьбе одного из заинтересованных участников). Безусловно, данное лицо будет являться субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, но не экспертом, поскольку не был предупрежден об уголовной ответственности по статьям 307 и 310 Уголовного кодекса РФ и порядок назначения экспертизы не соответствовал требованиям процессуального закона. Ученые-процессуалисты предлагают такую категорию участников допрашивать в качестве сведущих свидетелей, т.е. тех лиц, которые помимо того, что обладают определенной информацией, могут делать выводы, суждения и умозаключения, основанные на специальных познаниях [22, c. 92]. Противники же подобной позиции ссылаются на то, что свидетель не имеет права делать выводы или умозаключения, основанные на своих специальных познаниях [23, а 74].

Однако не все так однозначно при сравнении процессуального закрепления и качества работы государственных и негосударственных экспертных учреждений в России на современном этапе. В качестве позитивных предпосылок деятельности негосударственных судебно-экспертных учреждений следует выделить их независимость от силовых ведомств и государственного аппарата, имеющих возможности властного характера над государственными судебно-экспертными учреждениями. Негосударственным экспертным учреждениям присуща мобильность расширения штатной численности экспертов-сотрудников при производстве наиболее «популярных» экспертиз, в то время как государственные экспертные учреждения вынуждены перегружать своих экспертов, что приводит к созданию очередей экспертных исследований и неразрывно ведет к нарушению принципа разумности сроков уголовного судопроизводства.

Значительно отличается качество и уровень оглашения судебным экспертом негосударственного экспертного учреждения своего заключения в процессе судебного разбирательства. Оглашение, как правило, сопровождается наглядной демонстрацией. Качеством и опытом публичных выступлений в связи с желанием поднять свою репутацию или репутацию своего учреждения, что может стать решающим фактором при выборе экспертного заведения для предстоящего исследования. Государственные же судебные эксперты имеет фиксированную заработную платы, на размер которой вряд ли скажется уровень его ораторского искусства.

Безусловно, право выбора вида экспертного учреждения государственного или не государственного принадлежит должностным лицам, уполномоченных принимать решение о назначении и производстве судебных экспертиз, но не следует и забывать, что стороны, так же имеют право на это право, заявив ходатайство в рамках уголовного дела.

Таким образом, мы предлагаем придать несудебным экспертным исследованиям придать в уголовном деле доказательственное значение. Которое, как и любое другое доказательство, должно быть подвергнуто оценке и при необходимости справедливой критике с последующей перепроверкой.

С целью реализации указанного предложения, и исключения разночтения, на наш взгляд, необходимо провести редакцию п. 3 ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, изложив ее в следующем виде: 3) заключение и показания государственного и негосударственного (частного) эксперта.

Дополнения потребуются и в п. 49 ст. 5 УПК РФ, мы предлагаем изложить ее в следующей редакции: 49) судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом органом или лицом, имеющим право назначать судебную экспертизу, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении.

По нашему мнению, данная редакция наиболее полно отражает сущность проводимого мероприятия, обозначает круг субъектов, принимающих решение, и конечную ее цель. Указанное определение является универсальным и должно быть отражено в проектируемом законе «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Библиографические ссылки

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174 -ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.

3. Латыпов В.С. Иные участники уголовного судопроизводства: проблемы теории, нормативного регулирования и практики: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

4. Латыпов В.С. Оптимизация судебно-экспертной деятельности в России: уголовно-процессуальный аспект. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х ч. Ч. II. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52): С. 121-124.

5. Латыпов В.С. Участие специалиста в уголовном судопроизводстве России. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 19. С. 130-134.

6. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры 19171954 гг.: сборник документов / Под ред. С.А. Голунского. М., 1955.

7. Крылов И.Ф. Очерки истории криминалистики и криминалистической экспертизы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.

8. Аминев Ф.Г. О деятельности государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений. Материалы Международной научно-практической конференции (29 ноября 2012 г.) «Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях». Уфа: Уфимский центр судебных экспертиз, 2012. С. 8-12.

9. Положения об институте государственных бухгалтеров-экспертов: Постановление СНК СССР от 18 августа 1925 г.

10. Об организации бюро государственных бухгалтеров-экспертов при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции РСФСР и при местных органах рабоче-крестьянской инспекции: Постановление СНК РСФСР от 26 ноября 1927 г.

11. О ликвидации института государственных бухгалтеров-экспертов: Постановление СНК СССР от 1 июля 1930 г.

12. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. М. Дело ЛТД, 1993.

13. О судебной экспертизе: Проект Общесоюзного нормативного акта о судебной экспертизе. М., 1975.

14. Закон Российской Федерации о судебной экспертизе (проект). Записки криминалистов. М., 1994. Вып. 4.

15. Зайцева Е.А. Концепция развития судебной экспертизы в условиях состязательного уголовного судопроизводства: монография. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2010.

16. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.

17. Аминев Ф.Г. Проблемы правового регулирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Бюллетень Международной ассоциации содействия правосудию. Научное издание. 2013. № 1. С. 6-9.

18. О судебной экспертизе по уголовным делам: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 № 28. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 2.

19. Тарасов А. А. Эксперт и специалист в уголовном процессе России: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.

20. О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.

21. Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генпрокуратуры РФ от 12.07.2010 № 276. Законность. 2010. № 10.

22. Сахнова Т.В. Экспертиза в гражданском процессе (Теоретическое исследование): дис. ... докт. юрид. наук. Красноярск, 1998.

23. Арсеньев В.Д., Заболотцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Краноярск, 1986.

References

1. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation: the federal law of 18.12.2001 № 174-FZ. Co-Bran laws. 2001. № 52 (ch. I). Art. 4921.

2. On state forensic activities in the Russian Federation: the Federal Law of 31.05.2001 № 73-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 23. Art. 2291.

3. Latypov V.S. Other participants in the criminal justice: theory, regulation and practice: a monograph. M .: Yurlitin-form 2014.

4. Latypov V.S. Optimization of forensic activities in Russia: criminal procedural aspect. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice. Tambov: Diploma. 2015. № 2 (52) in 2 hours. Charles II. Pp 121-124.

5. Latypov V. Participation specialist in criminal trial of Russia. Bulletin Acad-emy of Nizhny Novgorod Russian Interior Ministry. 2012. № 19. C. 130-134.

6. History of the USSR and RSFSR legislation on criminal procedure and organization of courts and prosecutors 19171954 gg .: The collection of documents / Ed. SA Golunsky. M., 1955.

7. Krylov I.F. Essays on the history of criminology and forensics. L .: Leningrad State University, 1975.

8. Aminev F.G. About the activities of state and non-state forensic institutions. Ma rials International scientific conference (29 November 2012), "Actual problems of the fate-but-peer activity in the criminal, civil, and the arbitration process cases of administrative offenses. " Ufa Ufa center of judicial examinations, 2012. S. 8-12.

9. The provisions of the institute of public accountants: Decree SNK on August 18, 1925

10. On the Organization Bureau of Public Accountants expert at People's Commissariat of Workers 'and Peasants' Inspection of the RSFSR and local government Rabkrin: Decree SNK RSFSR of November 26, 1927

11. Elimination of the institute of public accountants: Decree SNK on July 1, 1930

12. Belukha N.T. accounting Forensic examination. M. Case LTD, 1993.

13. Forensic Examination: project-Union regulation on forensics. M., 1975.

14. Law of the Russian Federation on forensics (draft). Notes criminologists. Moscow, 1994. Vol. 4.

15. Zaitseva E.A. The concept of forensics in a controversial criminal sudoproiz-duction: monograph. M .: Publisher "Yurlitinform", 2010.

16. On state forensic activities in the Russian Federation: the Federal Law of 31.05.2001 № 73 -FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2001. № 23. Art. 2291.

17. Aminev F.G. problems of legal regulation of forensic activities in the Russian Federation, of. Bulletin International Association of Justice Assistance. Scientific publication. 2013. № 1. S. 6-9.

18. Forensic examination of criminal cases: the decision of the Supreme Court on December 21, 2010 number 28. the Bulletin of the Supreme Court. 2011. № 2.

19. Tarasov A.A. expert and specialist in criminal trial of Russia: a monograph. Ufa: RIC BSU, 2014.

20. compensation for the violation of the right to trial within a reasonable time, or right in the performance of a judicial act within a reasonable time: the Federal Law of 30.04.2010 № 68-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2010. № 18. Art. 2144.

21. On the organization of prosecutor's supervision over the implementation of the law on the observance of reasonable time in the pre-trial stages of criminal proceedings: the order of the Prosecutor General of the Russian Federation from 12.07.2010 № 276. law. 2010. № 10.

22. Sahnova T. expertise in civil proceedings (theoretical study): Dis. ... Dr. jurid. Sciences. Krasnoyarsk, 1998.

23. Arsenyev V.D., Zabolottsky V.G. Using expertise in setting the actual ob circumstances surrounding the criminal case. Kranoyarsk, 1986.

Дата поступления: 23.04.2015 Received: 23.04.2015

УДК 340

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

ЛИНКЕВИЧ Александр Евгеньевич

кандидат социологических наук, начальник кафедры управления в ОВД Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: linkal@mail.ru

Количество преступлений в России, совершаемых несовершеннолетними, год от года остается на стабильно высоком уровне. Это означает, что меры профилактики преступлений, применяемые в отношении несовершеннолетних не совсем эффективны. Причем особое значение в профилактической работе должно уделяться в летний период. Необходимо выделить основные формы профилактической работы, которые принесут желаемый эффект в виде снижения числа преступлений совершаемых несовершеннолетними или при их непосредствен-

PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN

SUMMER PERIOD

LINKEVICH Alexander Yevgenyevich

candidate of sciences (sociology), head of Internal Affairs Department of Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, Ufa, Russia E-mail: linkal@mail.ru

The number of crimes in Russia, committed by under-aged citizens, is on a high level from year to year. This means that preventive measures taken in regard to the under-aged are ineffective. Special attention to preventive measures must be paid in summer period. It is necessary to distinguish main forms of preventive work, which will bring the desired effect in the form of decreasing number of crimes, committed by under-aged citizens or with their direct involvement. Special attention to preventive measures against under-aged crimes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.