Научная статья на тему 'К вопросу о культурологическом дискурсе региональных СМИ'

К вопросу о культурологическом дискурсе региональных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
567
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЯЗЫК СМИ / КУЛЬТУРА / КОММУНИКОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / НОРМЫ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меретукова Бэла Аскербиевна

Актуальность статьи обусловлена двумя взаимообусловленными факторами: рост влияния на сознание массовой аудитории региональных СМИ и проблема изучения специфики их функционирования. Целью исследования является осмысление проблем культурной коммуникации, осуществляемой при посредничестве СМИ, для чего поставлены задачи анализа теоретических положений коммуникативистики, журналистики, теории языка и смежных гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культурологическом дискурсе региональных СМИ»

УДК 316.77

ББК 76.0

М 52

Меретукова Б.А.

К вопросу о культурологическом дискурсе региональных СМИ

Аннотация:

Актуальность статьи обусловлена двумя взаимообусловленными факторами: рост влияния на сознание массовой аудитории региональных СМИ и проблема изучения специфики их функционирования. Целью исследования является осмысление проблем культурной коммуникации, осуществляемой при посредничестве СМИ, для чего поставлены задачи анализа теоретических положений коммуникативистики, журналистики, теории языка и смежных гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова:

СМИ, региональная журналистика, язык СМИ, культура, коммуникология, процесс коммуникации, литературный язык, нормы языка.

Одним из актуальных направлений развития современных гуманитарных наук становится проблема взаимовлияния языка и культуры. Усложнение процесса коммуникации в информационном пространстве эпохи постмодерна, связанное с переизбытком информационных потоков, диктует необходимость научного изучения языка журналистского текста.

Язык, являясь феноменом культуры, стал предметом научного анализа одновременно с возникновением науки. К. Леви-Стросс в своей работе «Структурная антропология» указывал, что язык можно рассматривать как продукт культуры - «употребляемый в обществе язык отражает общую культуру народа»; часть культуры - «он (язык) представляет собой один из ее (культуры) элементов»; условие культуры - «именно с помощью языка индивид оберегает культуру своей группы» [1: 65].

Таким образом, можно констатировать, что изменения в языке отражают основные тенденции развития культуры общества в целом, и отдельных национальных культур, в частности. По этому поводу писал еще В. Фон Гумбольд: «Язык есть непрерывный осмысленный творческий процесс созидания, есть выражение «духа народа», его национальной культуры, которая выражается в языке и передается потомкам» [2: 22]. Перефразируя Э. Сепира, можно выразиться, что культура - это то, что общество думает, а язык - как думает. Исходя из этого тезиса, можно презентовать язык как знаковую метасистему, способствующую трансляции информации, важнейшим компонентом которой является культурная составляющая. Знаковая суть языка очерчивает пространство его воздействия: «Слова родного языка - это лингвокультуремы (неразрывное соединение языка, языкового значения и культурного смысла) слова чужого языка - языковой знак как таковой» [3: 79-80].

Как отмечает В.В. Богуславская, «язык ... необходимо рассматривать как архетип дискурса, постоянно воспроизводящегося и воспроизводящего конкретный социум. Кроме того, характер осмысления продукции прессы требует рассмотрения текста и как культурологического понятия. Рассмотрение текстов СМИ позволяет получить информацию о состоянии культуры общества» [4: 81]. «Выраженность» (по Лотману) культурного текста проявляется в ряде функциональных признаков, таких как коммуникативная функция, смыслообразующая функция, связь с памятью культуры.

Каждый естественный живой язык аккумулирует социокультурные характеристики этнических общностей, для которых является материнским [5: 3].

Демократизация жизни общества внесла существенные изменения в язык средств массовой информации. Положительные изменения видятся в том, что публицистический

текст заметно освободился от штампов, канцеляризмов и в значительной мере стал выразительнее и экспрессивнее. С другой стороны, культурный языковой уровень заметно снизился, тексты современных СМИ наполнились разговорными, просторечными, жаргонными словами, многочисленны отступления от норм русского литературного языка. Неумеренность употребления иностранных слов отмечается не только в общеполитических изданиях, рассчитанных на узкие читательские круги, но и в тех, что рассчитаны на массового потребителя.

Следует отметить, что социальная коммуникация имеет серьезные результаты и последствия, так как осуществляется определенное воздействие, в первую очередь, через язык журналистского текста. Дело в том, что массовая коммуникация — в известном смысле, теоретический парадокс. Само понятие появилось в социально-политической теории в связке с влиянием на общественное мнение и, по всему, является своеобразной адаптацией категории психологической (так, социальная психология рассматривает коммуникации межличностные, групповые и массовые). При этом в рамках психологии можно говорить об аспектах поведения большой группы (теория групп) либо толпы, массовом сознательном и бессознательном и так далее. В любом из этих случаев массовая коммуникация берется как некое условное инструментальное понятие, служащее для описания, условно говоря, «массы» (большой группы, толпы). Обращаясь к истокам, а именно - к социальной психологии, откуда коммуникация распространилась по социальным наукам, отметим следующую тенденцию. Коммуникация трактуется именно как обоюдный процесс, правда, степень взаимности разнится от случая к случаю. При этом массовая коммуникация предстает как раз такой крайностью, где возможность дать/получить ответ ничтожна мала или вовсе отсутствует. Обратимся к мысли Жана Бодрийара. Если в самых общих чертах принять коммуникацию как обоюдный процесс, «нечто иное, нежели просто передача/прием информации, то последняя подвержена обратимости в форме feed-back» (от англ. «обратная связь»). В этом смысле идея автора «Реквиема по масс-медиа» кажется абсолютно логичной. Он утверждает, что характерной чертой масс-медиа является то, что они предстают в качестве антипроводника, что они нетранзитивны, что они антикоммуникативны: «...если мы примем определение коммуникации как обмена, как пространства взаимосвязи слова и ответа, а следовательно, и ответственности, — что они вовсе не обладают психологической и моральной ответственностью, но выступают в качестве личностной корреляции одной и другой стороны в процессе обмена... Таким образом, ... они являют собой то, что навсегда запрещает ответ, что делает невозможным процесс обмена (разве что только в формах симуляции, которые сами оказываются интегрированными в процесс передачи информации, что, однако, ничего не меняет в однонаправленности коммуникации)» [6: ]. При этом на проблему ответственности можно посмотреть под иным углом. Согласно основной гипотезе, СМИ стремятся ориентироваться друг на друга. И в этом смысле процесс соотнесения своих действий с действиями конкурента по природе, вполне коммуникативен — это и есть ответственность, правда достигнутая благодаря фактической подмене получателя сообщения.

Региональные СМИ представляют для исследователей большой интерес, поскольку за последнее десятилетие - с 1998 года - совокупный тираж региональных газет достиг 70%, то есть в динамике подписных тиражей прослеживается крен в сторону регионализации информационного пространства [7: 4]. Факторы, обусловливающие тенденцию к регионализации, - политические, экономические, социокультурные, идеологические. Позиции местной прессы упрочивает укрепление самостоятельности регионов, оказывают влияние исторические и культурные традиции, а также национальная специфика.

СМИ республики Адыгея вовлечены в такой процесс, который получил название «регионализация средств массовой информации». С начала 90-х годов прошлого века по ряду причин (падение доходов населения, падение уровня доверия к СМИ, девальвация традиционных каналов распространения прессы и т.д.) произошло существенное сокращение читателей общенациональных печатных изданий. Общенациональная пресса «ушла» из регионов. Это хорошо иллюстрируется данными из проведенных исследований - из

общенациональных изданий наиболее популярными являются телегиды и еженедельник «Аргументы и Факты». Аудитория известных общенациональных изданий (таких как «Известия», «Труд» и др.), специализирующихся на освещении общественно-политических процессов, на территории республики немногочисленна.

Но «уход больших» изданий с регионального уровня компенсирует эволюция региональной и местной прессы. Издания регионального и местного уровня стали охотно публиковать информацию общенационального и, даже, международного характера, беря на себя, тем самым, функции общественно-политических общенациональных изданий.

Главную роль в региональной журналистике продолжают играть общественнополитические издания, что позволяет сохранять стандартные языковые формы, придерживаться норм литературного языка. В подобных изданиях появились новые направления - политическая борьба, межнациональные отношения, преступность, социальные проблемы. Так, в республиканской массовой газете «Советская Адыгея» практикуется выпуск тематических полос: литературных, культурологических,

экологических и др. В муниципальной газете «Майкопские новости» дополнительно к информативным социально-политическим блокам публикуются кроссворды, анекдоты, тематические страницы, содержащие информацию о досуге и способах свободного времяпрепровождения, информация о национальной политической жизни и международной ситуации, «светская хроника» из мира гламура и «полусвета». Следует отметить также появление региональных информационно-коммерческих изданий, что связано с формированием информационной инфраструктуры, обеспечивающей интересы предпринимателей. Сущность таких изданий больше развлекательно-информационная или рекламно-справочная (например, газета объявлений «Анонс», учредитель и издатель — частный предприниматель Бислан Сетов). Сегодня «Анонс» выходит еженедельно в Майкопе (5 тыс. экз.) и нескольких городах Адыгеи и Краснодарского края: Белореченск (3,5 тыс. экз.), Усть-Лабинск (1,5 тыс. экз.), Армавир и Лабинск (2 тыс. экз.). Также с 1996 года издатель «Анонса» выпускает газету «ТВ-программа на неделю» (тираж в Майкопе — 5 тыс. экз.;, три рекламно-информационных еженедельника издает ООО «Афиша»: «Афиша объявлений (17 тыс. экз., основной способ распространения — розничная продажа), «Афиша-программа» (около 20 тыс. экз., розница, бесплатная подписка) и «Телеменю-программа» (21 тыс. экз., только продажа в розницу). Языковая специфика этих изданий сводится к разнообразию средств выражения, многие из которых находятся за пределами литературной нормы, не отвечают требованиям письменной речи, нарушают стилистический канон жанра.

Объективной реальностью становится тот факт, что дальнейшие изменения в медийном пространстве Адыгеи неизбежны как сама жизнь. Конкуренция с общенациональными СМИ, с одной стороны, экспансионистское давление (Интернет-СМИ), с другой, глобальное увеличение медиа-предложений в целом определяют актуальность поисков региональными средствами массовой информации своей ниши в новом мире - мире глобальных возможностей и не менее глобальных рисков.

Примечания:

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 326 с.

2. Воробьев В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. М., 1997. 289 с.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000. 160 с.

4. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 280 с.

5. Сущенко Л.Г. Социокультурные функции языка. Ростов н/Д, 2001. 220 с.

6. ЦКЬ: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Rekviem.php

7. Воронова О.А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник МГУ Сер. Журналистика. 2000. № 5. С. 72-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.