Научная статья на тему 'К вопросу о криминализации и правовой регламентации невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте'

К вопросу о криминализации и правовой регламентации невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОЛЛИЗИИ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОДАЖА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ / РЕЗИДЕНТ / КВАЛИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / KEY WORDS: THE MEANS IN FOREIGN CURRENCY WHICH ARE NOT RETURNED FROM ABROAD / INTER-BRANCH COLLISIONS / CURRENCY CONTROL / SALE OF CURRENCY EARNINGS / RESIDENT / QUALIFICATION OF ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшин Валерий Федорович

в статье анализируется становление отечественного законодательства об уголовной от ветственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, указываются причины низкой эффективности применения ст. 193 УК РФ и предлагаются некоторые меры по устранению существующих недостатков в действующем уголовном и финансовом законодательстве России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINALIZATION AND LEGAL REGULATION OF THE MEANS IN FOREIGN CURRENCY WHICH ARE NOT RETURNED FROM ABROAD

in the article the author analyzes the development of domestic legislation on the criminal responsibility for the means in foreign currencies which are not returned from abroad. He points out the reasons of low efficiency of the application of Art. 193 of the Criminal Code of the Russian Federation and specifies the measures for the elimination of existing lacks of the effective criminal and financial legislation of Russia

Текст научной работы на тему «К вопросу о криминализации и правовой регламентации невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте»

УДК 343 37 V.F. LAPSHIN*

ББК 67.408.122 Л24

CRIMINALIZATION AND LEGAL REGULATION OF THE MEANS IN FOREIGN CURRENCY WHICH ARE NOT RETURNED FROM ABROAD

Аннотация: в статье анализируется становление Annotation: in the article the author analyzes the

отечественного законодательства об уголовной от- development of domestic legislation on the criminal

ветственности за невозвращение из-за границы responsibility for the means in foreign currencies which

средств в иностранной валюте, указываются причи- are not returned from abroad. He points out the reasons

ны низкой эффективностиприменения ст. 193 УК РФ of low efficiency of the application of Art. 193 of the

и предлагаются некоторые меры по устранению су- Criminal Code of the Russian Federation and specifies

ществующих недостатковв действующемуголовном the measures for the elimination of existing lacks of the

и финансовом законодательствеРоссии. effective criminal and financial legislation of Russia.

Ключевые слова: невозвращение из-за границы Key words: the means in foreign currency which are

средств в иностранной валюте; межотраслевые колли- not returned from abroad; inter-branch collisions,

зии, валютный контроль, продажа валютной выручки, currency control, sale of currency earnings, resident,

резидент; квалификация экономическихпреступлений qualification of economic crimes

В 90-х годах ХХ в. при переходе к рыночным отношениям, отмене государственной монополии на приобретение и реализацию иностранной валюты хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, предпочитали хранить собственные ВАЛЕРИИ средства в иностранной свободно конвертируемой ва-ФЕДОРОВИЧ люте. Подобное стремление обусловливалось многи-пл пи umlj* ми факторами, в том числе высокими темпами инфля-ЛАПШИП ции национальной валюты (рубля). В то же время было

бы неверным рассматривать сферу валютных отношений только в качестве одной из составляющих предпринимательской деятельности. Отказ от государствен-КВОПРОСУ ного регулирования валютных отношений может привести к обесцениванию национальной валюты и ее вы-

О КрИМИПАЛИоАЦИИ теснению из обращения валютами иных государств

__ _ __ __ V

И ПРАВОВОЙ В связи с этим любое государство предпринимает различные меры по сохранению оптимального курса рЕ1 ЛАМЕП 1АЦИИ своей валюты по отношению к валютам зарубежных НЕВОЗВРАЩЕНИЯ стран. Данные меры направлены на решение таких задач, как: обеспечение контроля за международными

I г rAmriL^tJi текущими платежами; ограничение ввоза и вывоза ка-СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ питала в зависимости от состояния платежного балан-

ВАЛ^ЗТЕ са страны; обеспечение контроля за денежными операциями нерезидентов внутри страны; ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны; формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства1.

Разумеется, что указанные общественные отношения нуждаются в охране, в том числе уголовно-правовыми средствами. Советское уголовное право (ст. 88 УК РСФСР) только запрещало любые действия с иностранной валютой, обеспечивая тем самым государ-

* Кандидат юридических наук, начальник кафедры угловногоправа и криминологии (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России).

E-mail: kapitan-44@yandex.ru

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

ственную монополию в области валютных отношений. В июле 1994 г. данная норма была исключена из УК РСФСР, но одновременно вводилась ст. 1628, в соответствии с которой устанавливалась ответственность представителей хозяйствующих субъектов за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках РФ. Таким образом, негосударственные хозяйствующие субъекты, равно как и физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получали право на осуществление сделок с иностранной валютой, но при условии выполнения устанавливаемых государством требований.

В действующем УК РФ данная норма была скорректирована ответственность стала распространяться только на случаи невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193). Общественная опасность данного преступления в науке уголовного права понимается неоднозначно2. Как представляется, она заключается в нарушении устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. За последние три года статистика применения ст. 193 УК РФ представлена следующими показателями: количество возбужденных уголовных дел в 2006 г. составило 7, в 2007 - 10, в 2008 - 31; количество выявленных лиц, виновных в совершении данного преступления, в 2006 г. составило 2 человека, в 2007 г. -

3 и в 2008 г. - 23. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на высокую значимость указанных общественных отношений, охраняемых ст. 193 УК РФ, в настоящее время она почти не применяется.

Причин подобного состояния дел несколько. Для того чтобы понять их содержание, необходимо проанализировать состав рассматриваемого преступления, а также дать оценку действующему законодательству, регулирующему валютные отношения. О конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в научной литературе сложилось общепринятое мнение (в частности, он является формальным). Объективная сторона включает в себя общественно опасное деяние (бездействие) - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Следует обратить внимание на то, что данное описание в диспозиции ст. 193 УК РФ общественно опасного деяния не соответствует нормам отечественного законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, которое обязывает прода-

вать часть валютной выручки на внутреннем валютном рынке России, полученной от осуществления внешнеэкономическойи иной деятельности за пределами территории РФ, а не возвращать ее (выручку в иностранной валюте) в Россию.

Невозвращение средств в иностранной валюте - длящееся преступление, моментом окончания которого признается начало игнорирования лицом возложенной обязанности перечислить для продажи часть полученной валютной выручки на счета уполномоченных банков в России. Преступление не может быть признано оконченным, если резидент по тем или иным причинам фактически не получил валютную выручку от контрагентов и соответственно не перевел денежные средства в иностранной валюте на банковские счета в Российской Федерации.

Указанное деяние признается преступным, если совершается в крупном размере. В соответствии с примечанием к рассматриваемой норме деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн рублей. Исходя из этого можно утверждать, что предметом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, выступают средства не в национальной, а в иностранной валюте, которые подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченныйроссийский банк. Эти денежные средства являются собственностью организации и находятся за пределами юрисдикционной территории России. В связи с этим возникают вопросы: в каких именно нормативных актах закрепляется обязанность резидентов продавать часть полученной валютной выручки на внутреннем валютном рынке и какова процедура реализации данной обязанности?

В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, выступают Федеральный закон от 10 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»4, Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»5и Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства»6.

Нуждаемость государства в иностранной валюте всецело зависит от состояния нацио-

нальной экономики и размеров золотовалютного запаса, гарантирующего ликвидность российского рубля. В связи с этим размеры обязательной продажи валютной выручки в период 2001-2006 гг. корректировались существенным образом. В 2001 г. участники внешнеэкономических отношений были обязаны продавать на внутреннем валютном рынке не менее 75 % полученной валютной выручки за соответствующий отчетный период по курсу, установленному Центральным банком РФ. Однако данное правило в условиях экономическогоподъе-ма в стране, стабильного роста цен на экспорт привели к переизбытку иностранной валюты в России. Это обстоятельство оказало прямое влияние на принятие решения о снижении размеров обязательной продажи резидентами иностранной валюты: 75 %, 50, 25 и 10 %7.

С 1 января 2007 г. ст. 21 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливавшая обязанность по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ, утратила силу. А в соответствии с п. 1.2 Инструкции Центробанка России от 30 марта 2004 г. № 111-И обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере нуля процентов суммы валютной выручки.

Таким образом, обязанность подобной продажи в соответствии с действующим законодательством носит в настоящее время формальный характер. Фактически указанные нормы российского валютного законодательства снимают с резидентов обязанность продажи полученной иностранной валюты и, по сути, декриминализируют деяние, предусмотренное ст. 193 УК РФ. Этим и объясняется причина неприменения рассматриваемой нормы на практике.

Между тем говорить о бесполезности ст. 193 УК РФ, как это делают отдельные авторы8, нельзя. В период мирового финансового кризиса, который не обошел вниманием и нашу страну, в экономике вновь возникает ситуация, при которойпроисходит и обесценениерубля по отношению к иностранным свободно конвертируемымвалютам, и существенное уменьшение валютных резервов, и дефицит федерального бюджета в третьем-четвертом квартале 2009 г. По данным РИА «Новости», дефицит бюджета РФ в 2009 г. составит 9 % ВВП при утвержденном в бюджете дефиците в 7,4 % ВВП. По предварительной оценке, падение ВВП РФ за первые четыре месяца составило 9,8 %. В настоящее время Минэкономразвития исходит из прогноза по итогам года в 6-8 %9 .

В связи с этим можно прогнозировать отток капиталов резидентов за границу, что приведет к повторному возникновению на внутреннем рынке дефицита иностранной твердой валюты. При возникновении подобной ситуации Центральный банк Российской Федерации будет вынужден ввести нормативы обязательной продажи валютной выручки, что вновь «оживит» рассматриваемую уголовно-правовую норму.

Следует указать на явный недостаток правовой регламентации, который заключается в том, что действие нормы уголовного закона фактически определяется нормативным актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с УК РФ, - Инструкцией Центробанка России от 30 марта 2004 г. № 111-И. По этой причине во избежание нарушения принятой иерархии нормативных актов, в основу которой положена их юридическая сила, целесообразно установить размеры обязательной продажи части валютной выручки резидентов федеральным законом, то есть нормативным актом, сравнимым по юридической силе с УК РФ.

1 Подробнее см.: Саттарова Н.А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. 2005. № 12. С. 35.

2 См.: СмоляковП. Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте // Законность. 2007. № 2. С. 49.

3 См.: Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / Под ред. А.И. Долговой М., 2009. С. 341.

4 См.: Российская газета. 2003. 17 дек.

5 См.: Вестник Банка России. 2004. 13 мая.

6 См.: Там же. 1998. 2 сент.

7 См.: Смоляков П. Указ. соч. С. 50.

8 См., напр.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы декриминализации // Журн рос. права. 2005. № 4. С. 34.

9 См.: www.rian.ru/crisis/20090526/172308061.html.

Проблемы уголовного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.