Научная статья на тему 'К вопросу о косвенных показателях мониторинга динамики масштабов теневого сектора'

К вопросу о косвенных показателях мониторинга динамики масштабов теневого сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / SHADOW ECONOMY / СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY STRATEGY / УГРОЗЫ / THREATS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ECONOMIC OFFENSES / ИНДЕКС ДОВЕРИЯ / CONFIDENCE INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головко М. В., Плотников В. А., Черненко О. Б.

В статье проводится анализ косвенных показателей, позволяющих осуществлять мониторинг динамики масштабов теневого сектора экономики. Определено, что данные официальной статистики не позволяют получить достоверную информацию о проблеме распространения теневых экономических отношений. Это связано с самой сущностью объекта исследования. Для разработки и применения адаптивных инструментов противодействия необходимы дополнительные источники информации о причинах сокрытия бизнеса в тени, в том числе коррупционного характера. Использованы материалы официальной статистики, программные документы федерального и регионального уровня. Применены аналитический и статистический методы обработки информации. В результате определено, что сокращение выявленных правонарушений в экономической сфере не означает сокращения масштабов теневого сектора. Выявлено снижение уровня взаимного доверия между предпринимателями и представителями власти. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и корректировке существующих механизмов управления социально-экономическим развитием. Особая роль здесь принадлежит формированию высокого уровня экономической культуры и предпринимательской этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головко М. В., Плотников В. А., Черненко О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIRECT INDICATORS OF SHADOW ECONOMY SCALE DYNAMICS MONITORING

The paper analyzes indirect indicators that allow monitoring the dynamics of a large-scale sector of the economy. It is failed to get reliable information about the problem of the spread of shadow economic relations. This is due to the very essence of research object. Additional sources of information are needed on the reasons for hiding a business in the shadow including corruption for the development and use of adaptive countering tools. Materials of official statistics, program documents of the federal and regional level are used. Analytical and statistical methods of information processing are applied. As a result, it is determined that the reduction of the identified offenses in the economic sphere does not mean a reduction in the scale of the shadow economy. A decrease in the level of mutual trust between entrepreneurs and government officials is revealed. The results can be used in the development and adjustment of existing mechanisms of the management of social economic development. A special role here belongs to the formation of a high level of economic culture and entrepreneurial ethics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о косвенных показателях мониторинга динамики масштабов теневого сектора»

Головко М.В.,

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» E-mail: golovko178@mail.ru Плотников В.А.,

д.э.н., профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственн ый экономический университет E-mail: plotnikov_2000@mail.ru Черненко О.Б.,

д.э.н., профессор, профессора кафедры государственного, муниципального управления и экономической безопасности, РГЭУ (РИНХ)

E-mail: obch2911@yandex.ru

К ВОПРОСУ О КОСВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ МОНИТОРИНГА ДИНАМИКИ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА

JEL classification: В52, D73, E26, O17, Z13

В статье проводится анализ косвенных показателей, позволяющих осуществлять мониторинг динамики масштабов теневого сектора экономики. Определено, что данные официальной статистики не позволяют получить достоверную информацию о проблеме распространения теневых экономических отношений. Это связано с самой сущностью объекта исследования. Для разработки и применения адаптивных инструментов противодействия необходимы дополнительные источники информации о причинах сокрытия бизнеса в тени, в том числе коррупционного характера. Использованы материалы официальной статистики, программные документы федерального и регионального уровня. Применены аналитический и статистический методы обработки информации. В результате определено, что сокращение выявленных правонарушений в экономической сфере не означает сокращения масштабов теневого сектора. Выявлено снижение уровня взаимного до-

верия между предпринимателями и представителями власти. Полученные результаты могут быть использованы при разработке и корректировке существующих механизмов управления социально-экономическим развитием. Особая роль здесь принадлежит формированию высокого уровня экономической культуры и предпринимательской этики.

Ключевые слова: теневой сектор экономики, стратегия экономической безопасности, угрозы, коррупция, экономические правонарушения, индекс доверия.

M. V. Golovko, V.A. Plotnikov, О-B. Chernenko

INDIRECT INDICATORS OF SHADOW

ECONOMY SCALE DYNAMICS MONITORING

The paper analyzes indirect indicators that allow monitoring the dynamics of a large-scale sector of the economy. It is failed to get reliable information about the problem of the spread of shadow economic relations. This is due to the very essence of research object. Additional sources of information are needed on the reasons for hiding a business in the shadow including corruption for the development and use of adaptive countering tools. Materials of official statistics, program documents of the federal and regional level are used. Analytical and statistical methods of information processing are applied. As a result, it is determined that the reduction of the identified offenses in the economic sphere does not mean a reduction in the scale of the shadow economy. A decrease in the level of mutual trust between entrepreneurs and government officials is revealed. The results can be used in the development and adjustment of existing mechanisms of the management of social economic development. A special role here belongs to the formation of a high level of economic culture and entrepreneurial ethics.

Keywords: shadow economy, economic security strategy, threats, corruption, economic offenses, confidence index.

Введение

Проблемы развития теневого сектора российской экономики не теряют своей актуальности. Исследования феномена теневой экономики [1, 2, 3, 4], детерминантов ее возникновения и развития в разные периоды развития [5] и при разных типах экономической системы, способов оценки масштабов [6] сформировали достаточно объемную теоретико-методологическую основу. Однако по-прежнему остро стоит вопрос о выборе эффективных инструментов противодействия теневым трансакциям, о преодолении негативного влияния теневой экономики на экономическое развитие, о ее месте в системе угроз экономической безопасности государства [7, 8, 9, 10]. Цель данного исследования - определить косвенные показатели для мониторинга динамики масштабов теневого сектора экономики, базирующиеся на сопоставлении данных о выявленных правонарушениях в экономической сфере с существующими скрытыми причинами их распространения, прежде всего с уровнем коррумпированности контролирующих структур.

Материалы и методы

Для проведения представленного в данной статье исследования использовались материалы официальной статистики о результатах деятельности правоохранительных органов, материалы, размещенные на официальных сайтах органов федеральной власти и субъектов Федерации, нормативно-правовые акты и программные документы, результаты предыдущих исследований, проведенных авторами и опубликованных в ведущих периодических изданиях. Для обработки данных применялись аналитический и статистический методы.

Результаты

Принятие Указа Президента Российской Федерации № 208 от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [11] (далее - СЭБ-2030) актуализировало исследования проблемы роста масштабов теневой экономики. В предыдущей редакции Стратегии экономической безопасности (Указ Президента Россий-

ской Федерации от 29.04.1996 г. № 608) (далее - СЭБ-1996) понятия «теневая экономика» не было, а в качестве угрозы обозначалась «криминализация общества и хозяйственной деятельности», которую связывали с высоким уровнем безработицы, коррупционной активностью чиновников и, что важно, слабостью государственного контроля [12]. Как видно, эти факторы не являются исчерпывающими, более того, они в большей степени второстепенные (за исключением коррупции). Излишний государственный контроль за экономической сферой вызывает обратную реакцию у предпринимателей, выражающуюся в стремлении уйти от него всеми доступными способами. Вероятно, несовершенство данного нормативного документа обусловлено потерей актуальности в связи с существенными изменениями институциональной среды экономики, дальнейшим развитием рынка и необходимостью поиска новых форматов регулирования.

В новой редакции СЭБ-2030 наряду с угрозой «высокого уровня криминализации и коррупции в российской экономике» сформулирована угроза «сохранения значительной доли теневой экономики» [11]. Это, на наш взгляд, позволяет применять более широкий инструментарий противодействия росту ее масштабов, угрожающих возможностям устойчивого экономического развития и формирования конкурентоспособного хозяйства. Анализ многочисленных публикаций, посвященных исследованию феномена теневой экономики, позволил авторам предложить наиболее универсальную трактовку явления как совокупности социально-экономических отношений, которые не регистрируются официальной статистикой и скрываются от действующей в конкретно-исторический период времени системы контроля и учета, определенной законодательством, либо преднамеренно искажаются [13].

Теневая экономика не ограничивается только криминальными трансакциями в сфере экономики, не сопряжена лишь с агрессивным хищением ресурсов, нецелевым расходованием бюджетных средств, производством запрещенных товаров и

услуг и т.п. Согласно классификации, представленной Головко М.В., она включает, помимо рентоориентированной формы, также и компенсационную, «вынужденную» теневизацию:

- «рентоориентированная теневая экономика» (термин, производный от «рентоискательства», «рентоориентиро-ванного поведения») представляет собой деятельность экономических субъектов, ориентированную на максимизацию выгоды с использованием инструментов нарушения законодательства, включая коррупционный сговор;

- «компенсационная теневая экономика» представляет собой реакцию на угрозы, формируемые институциональной средой, а также условия и ситуацию в экономической сфере, созданные представителями рентооринтированного сектора теневой экономики (искажение конкурентной среды, запретительно высокие требования законодательства, обнуляющие результаты предпринимательской деятельности, низкий уровень заработной платы, коррупция и пр.), т.е. является «вынужденной», «амортизационной». Как представляется, чем более развита рентоориен-тированная форма теневой экономики, тем активнее действует «амортизатор» компенсационной формы [13].

В силу наличия двух форм теневой экономики и двух разных групп факторов, их порождающих, необходимо определять принципиально разный инструментарий преодоления роста и минимизации их масштабов. Так, в СЭБ-1996 в целях сдерживания угрозы криминализации была обоснована необходимость формирования экономико-правовых условий, в которых бы не было возможности сохранения тенденции теневизации экономической сферы, в том числе развития криминальных отношений во властных структурах. При этом совершенно не были обозначены критерии, показатели и их пороговые значения, что не давало возможности при декомпозиции целей и задач, определенных в СЭБ-1996, на региональном и муниципальном уровне определить их в качестве объекта мониторинга и воздействия.

В связи с этим считаем необходимым отметить, что проблема роста масштабов теневой экономики и коррупции как фактора ее развития практически не определена в стратегиях развития территорий. Так, несмотря на отражение в общероссийской СЭБ-2030 в качестве вызова предстоящего долгосрочного периода высоких административных барьеров и коррупции, в рамках региональных стратегий эти проблемы практически не фигурируют (было исследовано восемь федеральных округов). Так, наличие угрозы криминализации экономики в стратегиях социально-экономического развития регионов есть в Южном и Центральном федеральных округах, косвенно прослеживаются коррупционные угрозы и проблемы административных барьеров. В остальных федеральных округах эти акценты не расставлены, следовательно, можно предположить, что конкретных мероприятий не будет разработано. При этом отметим, что даже если в стратегиях развития федеральных округов теневая экономика отнесена к угрозам и вызовам развития, то не всегда в областных и краевых программах это дублируется и конкретизируется. Подобная ситуация свидетельствует о значительной декларативной роли указанных стратегий, отсутствии четкой логической взаимоувязки всех показателей и направлений развития. В то же время именно на региональном и местном уровнях должна начинаться работа по преодолению выявленных рисков и угроз.

При разработке новой редакции стратегии экономической безопасности (СЭБ-2030) было рекомендовано сформулировать более развернутую характеристику угроз и вызовов в сфере экономики, сделав упор на качество государственного управления.

В СЭБ-2030 в качестве одного из направлений определено развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики. Важнейшей задачей здесь является противодействие нецелевому расходованию и хищению государственных средств, борьба с коррупционными преступлениями и экономическими

правонарушениями. В рамках другого направления СЭБ-2030 - обеспечение устойчивого развития финансовой системы страны - необходимой для решения задачей является противодействие выводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличности, а также преодоление проблемы легализации доходов, полученных в результате совершения экономических преступлений.

Достаточно широко представлены задачи противодействия теневым экономическим отношениям в рамках направления обеспечения безопасности экономической деятельности путем:

- снижения рисков предпринимательской деятельности, недопущения избирательного правоприменения;

- профилактики и борьбы с рейдер-ством и другими преступлениями против предпринимательства, в том числе с применением коррупционных схем;

- исключения возможности сращивания интересов предпринимательства и власти, борьба с коррупцией;

- предотвращения преднамеренного банкротства и т.п.

Для мониторинга угроз экономической безопасности на основе представленных к решению задач в СЭБ-2030 предлагается показатель «уровень преступности в сфере экономики». Однако, как представляется на основе представленных выше форм теневой экономики, он не отражает в полной мере ситуации с развитием теневых трансакций в российской экономике. Он демонстрирует лишь выявленные, обнаруженные трансакции, а скрытый характер теневой экономики в принципе не позволяет достоверно оценить ее масштабы. Именно поэтому необходимо использовать ряд косвенных показателей, позволяющих осуществлять мониторинг динамики масштабов теневого сектора (пусть даже без конкретных количественных оценок). Например, за счет изучения факторов, способствующих стремлению предпринимателей скрывать свой бизнес от государственного контроля.

По данным официальной статистики, представленной на официальном сайте Ге-

неральной прокуратуры Российской Федерации за период 2010-2019 годов, количество зарегистрированных экономических преступлений, включающих незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, преднамеренное банкротство, коммерческий подкуп, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и ряд других преступлений [14], зарегистрированных правоохранительными органами, сокращается. Однако, по мнению авторов, это явно не свидетельствует о реальном сокращении теневых трансакций, а возможно, является результатом снижения эффективности следственных мероприятий или более тщательного сокрытия бизнеса и трансакций от контроля.

Одной из причин роста масштабов теневой экономики является рост коррупционных правонарушений, сопряженных со стремлением сотрудников органов власти к рентоискательству с использованием преимуществ своих должностных полномочий. Распространение коррупционных трансакций приводит к утрате доверия предпринимателей органам власти в целом, к пренебрежительному отношению к закону, который легко нарушается представителями власти, к формированию неэффективной и угрожающей экономической безопасности государства модели предпринимательского поведения.

На основе результатов прокурорской деятельности, представленных на сайте генпрокуратуры РФ, можно не только проследить динамику выявленных правонарушений в различных сферах жизнедеятельности, но и оценить характер жалоб различных экономических субъектов на нарушения законности, в том числе в сфере законодательства о противодействии коррупции. Таким образом, есть возможность сравнить количество выявленных в результате проверок прокуратуры нарушений законодательства с количеством жалоб от предпринимателей, в отношении

которых проводились те или иные действия со стороны органов власти.

На рисунке 1 представлена статистика правонарушений, выявленных в результате прокурорской проверки за период 2014-

Однако этот показатель не является исчерпывающим для оценки угрозы экономической безопасности, хотя отражает один из аспектов безопасности институциональной среды. Качественным дополнением ему может служить сопоставление количества правонарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих различного рода проверки, с жалобами лиц, в отношении которых они проводятся, на неправомерные действия.

2018 гг. и представленных на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Очевидно, что динамика выявленных прокуратурой правонарушений имеет тенденцию к сокращению.

На рисунке 2 (а, б) на основе официальных данных, представленных на сайте Генпрокуратуры Российской Федерации, авторами рассчитана доля жалоб на нарушения в сфере: а) законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции; б) законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Рисунок 1 - Динамика выявленных нарушений закона в сфере экономики в результате прокурорских проверок за период 2011-2018 гг. [14]

а)

50

100

150

200

250

300

350

400

Количество, тыс. ед.

Выявленные органами прокуратуры нарушения законодательства о противодействии коррупции

Жалобы на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции

20

40

60

140 160 180 200

80 100 120

Количество, тыс. ед.

Выявленные органами прокуратуры нарушения закона в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности Жалобы на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

б)

Рисунок 2 - Выявленные органами прокуратуры нарушения закона и доля жалоб на нарушения в сфере: а) законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции; б) законодательства в сфере защиты прав юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей [14]

0

Как видно из рисунка 2 (а, б), доля жалоб на реальные нарушения ничтожно мала. Это может свидетельствовать о том, что до сих пор не сформирована практика транспарентности при проведении различных контрольных мероприятий и сохраняется тенденция включения в эти процессы теневых трансакций по инициативе проверяющей и/или проверяемой стороны. И, что крайне важно, это является индикатором низкого уровня культуры экономической безопасности, составляющей этико-идеологическую сторону глобальной задачи государства по ее обеспечению. Это приводит к взаимному отчуждению власти от бизнеса - проблеме, отсутствие решения которой приведет к потере эффективности всех властных решений [15, 16, 17].

По предлагаемой Головко М.В. методике была проведена оценка уровня доверия предпринимателей органам власти на основе исследования данных о применении административных методов госре-

гулирования, т.е. различных видов государственного контроля и надзора, а также жалоб предпринимателей на неправомерность действий представителей власти.

Исходные данные для расчета безальтернативных показателей представлены в таблице 1, где:

т^ - число предпринимателей, которым была оказана у-я услуга и которые затем по этому поводу посчитали нужным обратиться с жалобой в одну из вышестоящих инстанций (включая суд) в базовом (к=0) или отчетном (к=1) году;

е^ - количество случаев, по которым предприниматели либо обращаются в органы власти за определенной безальтернативной услугой (у) (регистрация, лицензирование, сертификация), либо им оказана услуга по контролю (например, количество плановых или внеплановых проверок) в базовом или отчетном году [18].

Таблица 1 - Исходные данные для расчетов индекса доверия безальтернативным услугам

в 2017 г. (базовом) и 2018 г. (отчетном) (по официальным данным Прокуратуры _Республики Мордовия) [14]_

Виды услуг (выборка органов контроля, проводящих проверки) Показатели для безальтернативных услуг в базовом и отчетном году

то, т1, еО еИ

) 1 МЧС РФ 0 1 2238 1470

2 Роспотребнадзор 0 1 2203 1744

3 Россельхознадзор 0 0 0 0

4 Ростехнадзор 0 0 0 0

5 Органы субъекта РФ 2 4 4409 3408

6 Органы муниципального кон- 0 1 9 13

троля

Всего 2 7 8859 6635

Далее в таблице 2 представим результаты расчетов:

- относительной доли предпринимателей (/ло), обратившихся с жалобой в определенный момент времени (в базисном или отчетном году), среди всех, кому предоставлялась эта услуга ( = 1, 2, 3... п);

- относительной степени доверия р^

к выполнению определенной услуги (в диапазоне 0< р^ < 1);

- индивидуальных индексов степени доверия (г ) к выполнению ]-й безальтернативной услуги с учетом динамики [18].

Таблица 2 - Расчет показателей по безальтернативным услугам _(общие показатели) (методика рассмотрена в [18])_

Виды услуг (проводимых проверок) Показатели для безальтернативных услуг в базисном и отчетном году

и Гп Рв, Рп, 0'р),

Всего (на основе обращений с жалобами) 0,0002 0,001 0,9998 0,9989 0,9

Всего (с учетом нарушений законодательства, по которым обращений с жалобами не было по различным причинам) 0,3 0,5 0,7 0,5 0,7

На основе полученных расчетов, услугам, представим результаты в табли-

представленных в таблице 2, проведем це 3 и сделаем выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расчет индексов по безальтернативным

Таблица 3 - Расчет индексов по безальтернативным услугам (методика рассмотрена в [18])

Расчет индексов На основе обращений с жалобами С учетом нарушений законодательства, выявленных в результате прокурорского надзора

Индекс Ласпейреса ^Р безальтерн = X <0, Х Р\] ! ^ <0, Х Р0, 0,999 0,7

Индекс Пааше ^Р безальтерн = Х <1, Х Р] ^ Х <1, Х Р0] 0,993 0,7

Индекс Фишера 1р = ¡1ь Х 11р Р безальтерн \ Р безальтерн \ Р безальтерн 0,998 0,64

Если рассчитанное значение сводного индекса (1рРбезальтерн), отражающего оказание безальтернативных услуг, получилось меньше единицы, это может свидетельствовать о снижении в отчетном периоде общего уровня доверия предпринимателей услугам, оказываемым им в рамках деятельности органов власти.

В то же время видно, что уровень доверия, оцениваемый по различным данным, может существенно различаться. И, как ни парадоксально, его формальные оценки также зависят от уровня доверия предпринимателей органам власти, проявляющегося в возможности предъявлять свои законные права и отстаивать законные интересы. Так, доля официальных жалоб (&]) по региональным оценкам оказалась только 0,0002 и 0,0008 в базовом и отчетном году соответственно. В то же время по результатам прокурорской проверки в этот же период признано незаконными (аннулированы решения по ним) уже

0,3 и 0,5 соответственно. Отказано в согласовании проверок по различным причинам в 64% и 75% случаев подачи заявлений на согласование в базовом и отчетном году соответственно. По сути, это явилось определенным предупреждением возникновения коррупционной составляющей, т.к. причинами отказа стали: отсутствие оснований для проведения проверки, осуществление проведения проверки, противоречащей законодательству, несоответствие предмета проверки полномочиям органа, дублирующая проверка и т.п.

Обсуждение

Считаем необходимым отметить, что невысокая доля жалоб, поданных в результате совершенных представителями власти правонарушений при исполнении ими своих должностных обязанностей, вполне может свидетельствовать о нежелании предпринимателей конфликтовать с представителями власти, несмотря на принятие последними необоснованных и неправо-

мерных решений. Наиболее предпочтительной формой решения возникающих проблем бизнеса, равно как и разногласий с контролирующими структурами, выступает «коррупционный сговор». В итоге развивается противоречивая и, как представляется, достаточно «удобная» позиция граждан в отношении коррупционных схем. Она базируется на двойных стандартах, когда применение подобных инструментов в целях достижения индивидуальной эффективности рассматривается как норма при полном неприятии реализации коррупционных отношений другими субъектами общества. Формирование и инсти-туциализация подобных представлений делает неэффективной борьбу с теневой экономикой в целом и с коррупцией в частности [19].

Заключение

Таким образом, предложенные методики могут быть использованы для получения дополнительной оценки уровня взаимного доверия власти и бизнеса, влияющего на развитие теневых экономических отношений, что позволяет косвенно оценить их масштабы. При этом одним из эффективных механизмов преодоления низкого уровня доверия может стать постепенная, поэтапная трансформация системы экономических ценностей, основанных на высоком уровне экономической культуры и этики предпринимательских и управленческих практик. Надо осознавать, что этот процесс длительный и ждать быстрых результатов не придется. Однако он необходим для формирования основы экономического роста на принципах безопасности национальной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневой образ жизни. Социологический портрет постсоветского общества // Полис. - 2000. - № 5. - С. 126.

2. Латов Ю.В. Теневая экономика в контексте экономической безопасности // Экономический вестник РГУ. - 2007. -Т. 5. - № 1. - С. 16-28.

3. Исправников О., Куликов В. Теневая экономика в России: иной путь и тре-

тья сила // Российский экономический журнал. - 1997. - С. 16-20.

4. Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. - М.: Логос, 1999. - 560 с.

5. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М.: Catallaxy,

1995. - С. 12.

6. Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. - 1997. - № 7. -С. 11-19.

7. Буров В. Определение масштабов теневой экономики [Электронный ресурс] // Вестник-Экономист ЗабГУ. -2012. - № 4. - Режим доступа: http://vseup.ru/journal/year/2012/number/4/ (дата обращения: 11.06.2015). - загл. с экрана.

8. Сенчагов В.К. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 3. - С. 18-23.

9. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. -№ 12. - С. 5-12.

10. Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасности как объект регионального исследования // Вопросы экономики. -

1996. - № 6. - С. 78-89.

11. Указ Президент Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ acts/ bank/9261 (дата обращения: 15.05.2019). - Загл. с экрана.

12. Указ Президент Российской Федерации от13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/besopasn/ukaz-208.pdf (дата обращения: 15.05.2019). - Загл. с экрана.

13. Головко М.В. Развитие культуры экономической безопасности как инструмент борьбы с рентоориентированной теневой экономикой // Современность: хозяйственные алгоритмы и практики / под ред. Ю.М. Осипова, В.Ю. Стромова, Е.С. Зотовой. - М. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. -С. 407-412.

14. Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры за период 2011-2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 15.05.2019). - Загл. с экрана.

15. Головко М.В., Некрасов ВН. Теневые отношения как форма реализации основополагающего противоречия управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 125-132.

16. Руденко В.А., Головко М.В. Га-битулизация теневых практик как угроза экономической безопасности государства // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 38-40.

17. Кульков В.М. Российское системное перестроение и колеи экономического развития // Философия хозяйства. -2017. - № 1. - С. 136-142.

18. Головко М.В. Методика мониторинга и оценки уровня доверия предпринимателей органам власти как фактор безопасности институциональной среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 23 (164). - С. 42-49.

19. Головко М.В., Плотников В.А. Неэкономические факторы экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. -Т. 15. - № 1 (370). - С. 35-52.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Klyamkin I.M., Timofeev L.M. Shadow Lifestyle. Sociological Portrait of the Post-Soviet Society // Policy. - 2000. - № 5. - P. 126.

2. Latov Yu.V. The Shadow Economy in the Context of Economic Security // RSU Economic Bulletin. - 2007. - Т.5. -№1. -P. 16-28.

3. Ispravnikov O., Kulikov V. The Shadow Economy in Russia: a Different Path

and a Third Force // Russian Economic Journal. - 1997. - P. 16-20.

4. Radaev V. Informal Economy and Non-Contractual Relations in Russian Business. Approaches to the Study of the Informal Economy / Informal Economy. Russia and the World /Edited by T. Shanin. - M.: Logos, 1999. - 560 p.

5. E. de Soto. The Other Way. Invisible Third World Revolution. - M.: Catallaxy, 1995. - P. 12.

6. Bokun N., Kulibaba I.Problems of Statistical Evaluation of the Shadow Economy // Statistics Issues. - 1997. - № 7. -P. 11-19.

7. Burov V. Determining the Scale of the Shadow Economy // ZabSU Bulletin-Economist. - 2012. - № 4 [Electronic resource]. - Access mode: http://vseup.ru/j ournal/ year/2012/number/4/ -(application date 11.06.2015). - screen title.

8. Senchagov V.K. Strategic Goals and Economic Security Mechanism // Issues of Theory and Practice of Management. -2009. - № 3. - P. 18-23.

9. Abalkin L. Russia Economic Security: Threats and their Reflection // Economic Issues. - 1994. - № 12. - P. 5.

10. Tatarkin A., Romanova O., Kuklin A., Yakovlev V. Economic Security as an Object of Regional Research // Economic Issues. - 1996. - №6. - P. 78-89.

11. Decree of the Russian Federation President, April 29, 1996 № 608 "The State Strategy of the Economic Security of the Russian Federation (key provisions)" [Electronic resource]. - Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/9261 - (application date 15.05.2019). - screen title

12. Decree of the Russian Federation President, May 13, 2017 № 208 "The Strategy of Economic Security of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http: //www.gks. ru/free_doc/new_site/b esopasn /ukaz-208.pdf (application date 15.05.2019). -screen title

13. Golovko, M.V. Developing a Culture of Economic Security as a Tool to Combat the Rent-Shadow Economy / Modernity: economic algorithms and practices / Edited by Y. Osipov, V. Stromov, E. Zotova. - M.; Tam-

bov: Publishing house TSU. G.R.Derzhavin, 2016. - P. 407-412.

14. Basic Statistics on the Activities of the Prosecution Authorities for the Period 2011-2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (application date 15.05.2019). - screen title

15. Golovko, M.V., Nekrasov, V.N. Shadow Relations as a Form of Realization of the Management Fundamental Contradiction // Management in Russia and Abroad. -2011. - № 5. - P. 125-132.

16. Rudenko V.A., Golovko M.V. Ha-bitualization of Shadow Practices as a Threat to the State Economic Security // Theory and

Practice of Social Development. - 2014. -№17. - P. 38-40.

17. Kulkov V.M. Russian Systemic Restructuring and Ways of Economic Development // Economic Philosophy. - 2017. -№ 1. - P. 136-142.

18. Golovko M.V. Methods of Monitoring and Assessing the Level of Entrepreneur Trust in Government as a Factor in the Institutional Environment Security // National Interests: Priorities and Security. - 2012. - № 23 (164). - P. 42-49.

19. Golovko M.V., Plotnikov V.A. Non-Economic Factors of Economic Security // National Interests: Priorities and Security. - 2019. - T. 15. - № 1 (370). - P. 35-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.