Николай Семенович ЖЕЛЕЗНЯК,
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
К ВОПРОСУ О КОРРЕКТИРОВКЕ ПРЕДПИСАНИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
TO THE ISSUE OF UPDATING PROVISIONS REGULATING THE OBJECTIVES OF THE OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY
В статье рассматривается авторский вариант формулирования положений ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
The article considers the author's variant of formulating provisions of Art. 2 of the Federal Law "On Operational-Search Activity".
Ключевые слова: закон, кодекс, задачи, корректировка, оперативно-розыскная деятельность. Keywords: law, code, objectives, updating, operational-search activity.
Для того, чтобы эффективно осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), в первую очередь, следует уяснить ее цели и задачи. И если цели ОРД достаточно предметно представлены в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (да-
лее - ФЗ об ОРД)1, то формулирование задач ОРД, на наш взгляд, оставляет у правоприменителя осадок, обусловленный недосказанностями и неточностями, допущенными законодателем.
Вместе с тем в этой части следует остановиться на интересной работе "Оператив-но-разыскной2 кодекс : проект" (далее -
1 Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
2 Обсуждение необходимости кодифицирования положений о профессиональном сыске ведется достаточно давно [см., напр.: 8; 9].
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Кодекс), подготовленной представителем Омской академии МВД России В.Ф. Луговиком. [5, с. 493]1 Ранее мы уже отмечали, что сам факт появления такого документа и предложенные в нем прогрессивные идеи нуждаются в безусловных поощрении и поддержке на извилистом пути преобразования в законодательный акт.
Вместе с тем в нем, как и во многих других научных работах, содержатся отдельные мысли, не поддерживаемые существенной частью представителей научной общественности. Например, в разделе "О концепции правового регулирования оперативно-разыскной деятельности" пояснительной записки к Кодексу В.Ф. Луговик отмечает следующее: "Оперативно-разыскное законодательство необходимо освободить от избыточных норм, носящих декларативный характер и не несущих правовой нагрузки. К таковым можно отнести ст. 1 (понятие ОРД), ст. 2 (задачи ОРД)2 ныне действующего оперативно-разыскного закона".
Далее, в ч. 1 ст. 7 "Основные направления оперативно-разыскной деятельности" он указывает, что:
"1. Оперативно-разыскная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) выявление, предупреждение и раскрытие преступлений;
3) розыск лиц, идентификация лиц и трупов;
4) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
5) установление имущества, подлежащего конфискации;
6) обеспечение государственной, военной, экономической, информационной,
экологической и общественной безопасности;
7) обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, их оперативных подразделений и должностных лиц и их близких, а также лиц, оказывающих содействие этим органам и их близким;
8) обеспечение установленного порядка отбывания наказания;
9) антикоррупционое обеспечение государственной и муниципальной службы".
Оценка представленных в статье направлений ОРД позволяет сформулировать две мысли:
во-первых, автор в отличие от своего вывода о необходимости исключения из закона задач ОРД просто переименовал их в направления;
во-вторых, он увеличил количество этих направлений, конкретизировав отдельные виды деятельности органов, осуществляющих ОРД.3
Что касается первого вывода, то, по нашему мнению, такой подход к законотворческой деятельности представляется неприемлемым, и вот почему.
Различные словарные определения сходятся в том, что задача - это то, что требует исполнения, решения; проблема, требующая исследования и разрешения; цель, которую хотят достичь; вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий.
Таким образом, задача представляет собой определенную совокупность нуждающихся в разрешении проблем или требующих достижения целей.
Из этого можно заключить, что задачи ОРД - это законодательно закрепленные цели, на достижение которых направлены действия оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ОРД.
Согласно действующей редакции ст. 2 ФЗ об ОРД, "задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
1 Первый вариант этого документа был представлен научной общественности в 2013 г.
2 Закрепление задач ОРД - избыточные нормы? Вполне революционное суждение!
3 Относительно необходимости иной редакции в законе задач ОРД мы уже высказывали свою позицию. [3]
Теория и практика ¡правоохранительной деятельности
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации".
Оценка перечня задач, содержащихся в анализируемой статье, свидетельствует, что первая из них имеет антикриминальный характер, вторая связана с розыскной работой, третья заключается в обеспечении национальной безопасности, четвертая - в основном антикоррупционная.
Очевидно, что первая, вторая и четвертая задачи ориентированы преимущественно на борьбу с преступностью1, а третья по порядку - на решение проблем обеспечения безопасности в государственной, военной, экономической, информационной и экологической сферах деятельности.
Более подробный анализ задач ОРД нами уже проводился ранее [2, с. 17-30], что исключает необходимость возвращаться к нему в данной работе. Остается только отметить, что термин "задача" является понятным и привычным как для правоприменителя, так и для простых обывателей. Иное отношение у указанных субъектов к термину "направление". В словаре Т.Ф. Ефремовой "направление" описывается как линия движения в какую-либо сторону, путь развития, движение дел по инстанциям, участок фронта, откуда развиваются действия в определенную сторону, общественное, научное, литературное и т.п. течение, школа (выделено нами. - Н.Ж.). [1, с. 951]
Не проводя углубленный анализ представленных определений, можно судить, что это не самое удачное описание исследуемой материи.
Нам представляется, что автор, заменив задачи на направления, не случайно избрал этот путь, дабы максимально приблизиться к стилю нормативного правового регулирования деятельности полиции. Действительно, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ "О полиции" вместо задач полиции перечислены 12 основных направлений ее деятельности, которые, по сути, и являются задачами. В связи с этим можно вспомнить слова классика: "А вы, друзья, как ни садитесь..." [4].
Следует обратить внимание на еще одну проблему. Автор в качестве одного из направлений ОРД указывает "защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств" (выделено нами. -Н.Ж.), а другого - "обеспечение установленного порядка отбывания наказания".
Лексическое значение термина "противоправное посягательство" раскрывается через определения составляющих его слов. Так, противоправный означает противоречащий праву, закону [6, с. 624], а посягательство - попытка (незаконная или осуждаемая) сделать что-нибудь [7, с. 493]. Таким образом, термин "противоправное посягательство" характеризует попытку сделать что-нибудь противоречащее праву. К этому можно отнести не только преступления, но и иные правонарушения, например гражданско-правовые деликты.2 Отсюда следует мысль, что автор допускает возможность проведения ОРМ не только с целью борьбы с преступностью, но и во многих иных случаях подготовки или совершения не криминальных, но противоправных действий. Наша точка зрения, о чем мы уже неоднократно писали [3], существенно отличается от авторского видения назначения ОРД.
1 К сожалению, далее в тексте ФЗ об ОРД законодатель проявляет непоследовательность, предлагая оперативным подразделениям решать и иные задачи, не связанные с противодействием преступности (см., напр., ч. 2 и 3 ст. 7, ст. 8.1 закона).
2 В широком смысле деликт - это любой проступок или правонарушение, а в более узком - это все те деяния людей, которые противоречат нормам, указанным в гражданском законодательстве.
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
Что касается обеспечения установленного порядка отбывания наказания, то это, безусловно, важная функция такого правоохранительного органа, как Федеральная служба исполнения наказаний России. Вместе с тем представляется сомнительной необходимость ставить ее в один ряд с глобальной, на наш взгляд, задачей противодействия преступности.
В авторском тексте проекта Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", появившемся в одно время с проектом Оперативно-разыскного кодекса, решение рассматриваемой проблемы видится несколько иначе:
Статья 3. Задачи оперативно-розыскной деятельности
1. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
1.1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их замышляющих, подготавливающих, подготовивших, совершающих или совершивших.
1.2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
1.3. Оперативное обслуживание криминогенных объектов и территорий.
1.4. Установление имущества, подлежащего конфискации.
1 .5. Добывание и использование информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
1 .6. Обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Даже поверхностный анализ помещенных в данную статью задач указывает на их антикриминальный характер и еще раз подтверждает мысль автора данных строк, что ОРД, как весьма "острый" инструмент государства, должна осуществляться для противодействия преступности.
Таким образом:
1) отказ в проекте Оперативно-разыскного кодекса от перечисления задач ОРД и превращение их в направления представляется непродуктивным;
2) действующая редакция ФЗ об ОРД в этой части нуждается в корректировке;
3) использование предложенной авторской редакции статьи "Задачи оперативно-розыскной деятельности" позволит более предметно определить рамки ОРД и ее предназначение в системе правоохранительной деятельности государства.
Библиографический список
1. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - 2 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2001. - Т. 1.
2. Железняк, Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебник / Н.С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.
3. Железняк, Н.С. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" : проект / Н.С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.
4. Крылов, И.А. Квартет : басня / И.А. Крылов // Lib.Ru: Библиотека Максима Машкова. Русская классика. - URL: http://lib.ru.
5. Луговик, В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс : проект / В.Ф. Луговик. - Омск: Омская академия МВД России, 2015.
Теория и практика правоохранительной деятельности
6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд. дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.
7. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 4-е изд. стереотипное. - М.: Рус. яз., 1996.
8. Шумилов, А.Ю. Не пора ли полностью кодифицировать основные правила профессионального сыска в двух новых федеральных законах / А.Ю. Шумилов // Актуальные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская юридическая академия, 2012. - С. 86-98.
9. Шумилов, А.Ю. Нужны ли федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие частные законы об отдельных видах профессиональной сыскной деятельности? / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). - 2006. - №1. - С. 12-15.