представляется в виде формулы p(V ) л —р(У ) t,". совместная оценка в виде формулы
||/>|| t^VY, истинность - в виде формулы |/?(F ) л —p(V )| t = 1 _
Выделение трех видов подинтервалов общего интервала изменения позволяет рассматривать противоречивость по отношению к трем фрагментам перехода: входу, логическому хаосу и выходу. Объединение этих фрагментов дает обобщенное представление процесса перехода, которое будет отличаться от конечного результата изменения, являющегося состоянием изменяющегося объекта в момент времени.
Обобщенное представление противоречивости в приведенных подинтервалах отражает непосредственно переход без фиксированных состояний изменения. Подобное обобщенное представление по отношению к объединению подинтервалов (tu) выражается естественно тоже формулой р л -р.
В соответствии с нестандартной ситуацией и суперпротиворечивостью оценка конъюнктов данной формулы представляется в виде формулы \p(V) Л - p(F)|tu, совместная оценка в виде
формулы ||/;|| tu=W, истинность - в виде формулы \p(V) л —i — p(V)| tu=l.
Обратим внимание на то, что нестандартное представление противоречия с использованием шкалы времени дает возможность перейти к построению новых систем динамической логики, способных более адекватно отражать социальную действительность науки. Исходя из анализа противоречивости в нестандартных ситуациях, наиболее адекватными для описания противоречивого характера любого типа процессов будут двумерные семантики, в которых будут сочетаться классические и неклассические ситуации, использоваться двухсортная темпоральная онтология, то есть как концепция интервального времени, так и моментная концепция [4].
Специального рассмотрения требует проблема темпоральности и противоречивости социальных процессов в контексте постнеклассической науки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисов А.М. Логика и компьютер // Логико-философские исследования. М., 2000. С. 3-12.
2. Карпенко А.С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 72-80.
3. Попов В. В., Солодухин О.А. К логической проблеме изменений во времени // Философские науки. 1991. № 5. С. 174-181.
4. Попов В.В. Логика изменения и темпоральная логика. Ростов н/Д., 1992. 102 с.
5. Попов В.В. Методологические аспекты анализа переходных состояний // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Воронеж, 2003. С. 182-189.
А.Г. Степанян, В.А. Болотова
К ВОПРОСУ О КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ПОИСКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Проблема реализации прав молодежи является одной из самых интересных и мало-исследованых, а ее актуальность обусловлена потребностью в формировании культурной, духовно развитой, образованной и деловой современной российской молодежи. Особенности несовершеннолетнего и подросткового возраста, о которых много говорят в психологических и педагогических науках, не могут не учитываться и в праве. Молодой гражданин - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Поэтому такая особая категория граждан как «молодежь» требует специфического правового режима охранения и защиты. Осуществлять подобную функцию защиты наиболее эффективно способно только государство посредством эффективной молодежной политики, неукоснительного соблюдения прав и свобод молодежи.
Сегодня в российском обществе одной из ключевых и стратегических проблем становится вопрос правового оформления эффективной молодежной политики1. Согласно многочисленным социальным исследованиям молодежь от 14 до 30 лет подвергается сильному деструктивному воздействию со стороны антисоциальных ценностных установок транслируемых СМИ, различными тоталитарными молодежными группировками, религиозными сектами и криминальным миром. Значительный потенциал молодежи не используется государством, что создает основания для поиска выхода творческой и физической энергии. Как следствие этого молодых людей используют в криминальных преступлениях и антигосударственных движениях. На социальном уровне молодые люди начинают злоупотреблять наркотическими средствами, алкоголем, психотропными препаратами. В последние десятилетия появился феномен «золотой молодежи» чьи нравственные ценности извращены и ориентированы на сугубо эгоистические потребности. В этой ситуации, происходит постепенное ослабление интеллектуального потенциала российского общества. Все это предопределяет необходимость на государственном уровне создавать условия для самореализации молодежи и внедрять стимулы для включения молодых в общественные процессы как то: социальные, трудовые, культурно-духовные, политические и т. п. В этой связи большое значение для воспитания молодежи имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Более того сами подростки должны знать те права и обязанности, которые закреплены в действующих правовых актах за ними. Но если речь идет о несовершеннолетних гражданах для реализации их законных прав и несения обязанностей должны существовать особые механизмы материальной и процессуальной правовой защиты, несколько отличные от тех, что применяются для лиц достигших возраста 18 лет. Например, в суде несовершеннолетние свидетели допрашиваются только в присутствии психолога и прокурора. В жилищном законодательстве для несовершеннолетних предусмотрены особые гарантии на проживания и т.п. Более того, в некоторых ситуациях категория «молодежь» может рассматриваться законодателем значительно шире и включать в себя лиц до 30 лет. Например, в случаи с льготным кредитованием на покупку жилья, студенческой молодежи по выплате стипендий и льготного проезда в общественном транспорте. Вполне естественно и то, что молодые люди от 18 лет имеют право прибегать ко всем средствам правовой защиты без каких либо ограничений. Однако для молодежи как особого объекта государственного охранения и опеки должны существовать и особые механизмы защиты законных интересов. В этой связи закономерным становиться следующий вопрос: а куда же все-таки могут обращаться молодые граждане для защиты своих прав и интересов? Абсолютно прямо ответить на поставленный вопрос не возможно. Например, для защиты своих трудовых и профессиональных прав по местам учебы, либо работы создаются профессиональные союзы. Для защиты своих прав молодежными организациями могут проводиться собрания, митинги, уличные шествия, митинги и др., не нарушающие прав других граждан и их правопорядок. Государство, в подобном случае, должно сформировать систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивали бы всем зарегистрированным молодежным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни государства. В целях создания необходимых условий для функционирования зарегистрированных молодежных объединений, влияния на характер и направленность их деятельности государство может оказывать им материально-финансовую и организационную поддержку. Государство сохраняет за собой права координирующего и контролирующего центра по вопросам, на решение которых выделяются средства. Но это лишь в теории, на практики же финансирование либо вообще не осуществляется, либо осуществляется не в полном объеме и недостаточно. Государственный контроль в области соблюдения прав молодежи также практически парализован.
Все это указывает на необходимость нахождения таких форм молодежного участия, которые с одной стороны позволили бы молодым людям реализовывать свой потенциал и инициативу, а с другой стороны создавали бы предпосылки для действительного осуществления патерналисти-ческой функции государства.
1 См.: Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации //http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090 .htm
Таким образом, необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики. Общественная деятельность молодежи не востребована на государственном уровне. Поэтому единственным эффективным механизмом взаимодействия государственной власти и молодежи может выступать только четко организационная система специальных государственных органов и патронируемых ими молодежных организаций. Необходим институт, который бы гарантировал реализацию прав молодежи: трудоустройство, организацию досуга, решение жилищных проблем, культурно-духовное воспитание молодежи, организацию политической активности молодого поколения.
В этой связи следует отметить, что в российском обществе давно назрела потребность в поиске эффективных институтов молодежной политики.
Вопросы об эффективности институтов молодёжной демократии, их сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государстве. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы молодых людей, их дальнейшее существование в современном обществе. Стоит отметить, что это является инновационной и актуальной темой в настоящее время, тем более что вопрос повышения правовой культуры молодежи в России стоит очень остро. Здесь важно понимание роли молодежи в формировании государственной молодежной политики, участия ее в управлении делами муниципальных образований. Одной из форм вовлечения молодежи в социальную жизнь общества является институт молодёжного парламента, получивший свое распространения в субъектах Российской Федерации.
Можно выделить следующие основные функции и цели, которые предлагаются в молодежных парламентских структурах:
• Представление и защита интересов молодежи в органах власти и местного самоуправ -
ления;
• Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики;
Подготовка молодых кадров;
Просветительская деятельность;
Создание системы молодежных парламентов и других представительских общественных молодежных институтов в Российской Федерации, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений;
создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста.
Но в то же время при всех этих положительных аспектах для молодёжи, необходимо отметить, что создание молодежных парламентских структур может использоваться в интересах политических лидеров и партий. Учитывая данные социологических опросов, свидетельствующие о том, что число молодых людей, интересующихся политикой и участвующих в выборах, падает1, существует угроза, что создаваемые молодежные парламенты могут использоваться в предвыборных компаниях, т. к. молодыми людьми будут попросту манипулировать для своих сугубо корпоративных целей.
1 См.: Омельченко Е. Молодежь для политиков vs молодежь для себя? // http://www.polit.ru/research/2006/06/15/youth.html
Еще одной формой участия молодежи в государственном управлении является институт Общественной молодежной палаты при Государственной Думе РФ и парламентах субъектов РФ. Основной целью Молодежной палаты является содействие деятельности парламента в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Молодежная палата образовывалась на добровольной основе в составе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей общероссийских и межрегиональных молодежных общественных объединений, профсоюзов и молодежных парламентов субъектов РФ. Деятельность молодежной палаты заключается в подготовке законодательных инициатив в сфере поддержки молодых инвалидов, обеспечения жильем молодых семей, законодательного регулирования государственной молодежной политики, и других актуальных вопросов. На каждом заседании основной темой выбирается обсуждение одного из национальных проектов, изучение опыта их реализации в субъектах Российской Федерации, разработка рекомендаций Органам Законодательной власти. Большое внимание уделяется созданию Общественных молодежных палат при Законодательных Собраниях во всех субъектах Российской Федерации.
Однако анализ реальной практики существования общественной молодежной палаты показывает, что она также как и молодёжный парламентаризм не имеет реальной власти и создана не более как совещательный, консультативный орган при Государственной Думе.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что институты молодежной демократии не достигли того уровня развития, когда к молодежи стали бы прислушиваться, мнение молодежи не учитывают при принятии решений, молодежь не приходит во власть, она лишь выступает политической ширмой и формальным прикрытием для реализации политических и экономических решений.
В связи с поиском эффективных форм молодежной политики следует прежде всего обратить внимание не на конкретные организационные формы ее осуществления, а на концептуальную основу. Соответственно исходя из методов реализации молодежной политики в государстве и праве России можно выделить две конкурирующие модели.
1. Традиционная (патерналистическая) модель механизма взаимодействия власти и молодежи заключается в следующем:
• Концептуальная основа: «Инициативе сверху» - государство выступает инициатором Основная цель: Направить хаотичную энергию молодежи в позитивное русло личностного
и общественного развития
• Объект: Проблемы молодежи в социальной, трудовой, жилищной, досуговой сфере.
• Принципы: Государство обязано участвовать в духовном, культурном, физическом и профессиональном воспитании молодежи; Молодежь рассматривается как часть общества нуждающаяся в государственной поддержке и опеке.
• Организационная форма: Государство осуществляет молодежную политику через специальные органы государственной власти и молодежные организации патронируемые государством.
• Экономическая основа: бюджетное финансирование
• Методы: представление интересов молодежи через корпоративный государственный механизм представительства, публичные обращения в высшие органы госвласти молодежных организаций, потребности молодежи определяются через государственный мониторинг.
Организационной формой традиционалистической модели выступала комсомольская организация, которая в период существования СССР показала свою высокую эффективность в реализации молодежной политики1.
2. Западно-либеральная модель механизма взаимодействия власти и молодежи отраженная во многих российских политико-правовых документах2 заключается в следующем:
• Концептуальная основа: «Инициативе снизу» - инициатором выступает молодежная часть гражданского общества
1 См.: Татаринов О.В. Молодежь и юношеское движение: из опыта советской политической системы. 1917-1941 годы: дис.
... д-ра ист. наук, спец. 07.00.02, М., 2002.
2 Например, см: Распоряжение Правительство РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Об утверждении Стратегии государ-
ственной молодежной политики в Российской Федерации» // Правовая система Гарант от 2008 года.
Основная цель: Воспитать политическую активность молодежи
Объект: Проблемы политического лобби молодежных интересов
Принципы: Молодежные организации существуют автономно и независимо от государства; Молодежная политика опирается на поддержку гражданского общества и закон.
Организационная форма: Молодежные организации, молодежный парламент, молодежная общественная палата.
Экономическая основа: Экономическая поддержка бизнеса, инвестирование из других организаций гражданского общества, частичное бюджетное финансирования.
Методы: лобби, консультативная форма, политическое давление на бюрократический аппарат посредством участия в митингах, демонстрациях, организация единства молодежных выборных сил.
Таким образом, существуют различные формы современной молодёжной демократии. Однако при всех существующих институтах молодёжная либерализованная политика является не эффективной. Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи. Значительным шагом в этом направлении может стать создание Единой Государственной Организации Молодёжи (ЕГОМ) то есть организации отражающей принципы традиционалистической модели молодежной политики. Именно единая молодежная организация, под протекцией государства, объединенная на основе социальных, нравственных, духовных, культурных, патриотических идеалов может объединить молодежь в крайне сплоченную мощную организацию, задейтсвующую молодежь во многих сферах общественной жизни, осуществляющую эффективную защиту и представительство интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления.
А.С. Сухомлинов, Н.В. Ковлакас ДЕЙСТВИЕ ПРАВА В НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ
Действие права, различные формы его практического воплощения (реализации права) всегда помещены в широкий социальный, духовно-нравственный контекст. Все действующие в обществе нормативно-регулятивные системы направлены на достижение определенных «культурных целей» (С.А. Муромцев), и оцениваются именно с позиции этих целей (Б.А. Кистяковский). Осуществление права, и, прежде всего, применение права оценивается не только с точки зрения достижения юридических целей, но и с точки зрения выполнения своей «главной социальной функции» (Л.С. Явич).
Несмотря на то, что применение, как особая форма реализации права подчинена точному и неукоснительному следованию закона и юридическим процедурам, не следует забывать, что ее осуществляют конкретные люди, обладающие индивидуально-психологическими и национально-культурными особенностями. Поэтому на эффективность и качество применения права существенно влияют, кроме всего прочего, также и стиль юридического мышления, приобретающий в каждой правовой системе неповторимый национальный колорит, уровень правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция, опыт, мировидение и т.п. Все это естественно влияет на процесс воплощения права в жизнь, так как именно посредством вышеназванных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям.
Неслучайно, в работах таких авторов как В.М. Баранов, П.П. Баранов, В.П. Малахов, В.Г. Мальцев, А.Ю. Мордовцев, А.И. Овчинников и др. на фундаментальном, теоретико-методологическом уровне обосновывается, что конкретные юридические решения не могут выводиться только чистым дедуктивным путем из всеобщих принципов права, для этого в юридической практике привлекаются ментальные, нравственные и иные социальные элементы, которые не отражены в законодательстве, не являются составной частью конкретных нормативно-правовых актов,