Научная статья на тему 'К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане'

К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
966
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИННОВАЦИИ / CORPORATE RESPONSIBILITY / EQUITY / SOCIAL INSURANCE / SOCIAL RESPONSIBILITY / MULTINATIONAL CORPORATIONS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сансызбаева Галия Нурымовна, Сансызбаев Серик Нурымович, Шаяхметова Кульшария Оракпаевна, Садыкова Жанар Ертаевна, Турсумбаева Мадина Жумажановна

Рассмотрен процесс формирования представлений о социальной ответственности бизнеса в историческом аспекте. Описаны основные этапы этого процесса, показана важность данного вопроса в современном обществе и его особенности в условиях глобализации. Раскрывается значимость для развития экономики Казахстана разработки национальной концепции социальной ответственности бизнеса с учетом других актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сансызбаева Галия Нурымовна, Сансызбаев Серик Нурымович, Шаяхметова Кульшария Оракпаевна, Садыкова Жанар Ертаевна, Турсумбаева Мадина Жумажановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors describe process of the formation of ideas about the social responsibility of business in historical perspective and show the importance of this issue in modern society and its peculiarities in the context of globalization. Development of the national concept of social responsibility of business taking into account other relevant issues is important for the development of Kazakhstan's economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане»

К вопросу о концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане

Г.Н. Сансызбаева, С.Н. Сансызбаев, К.О. Шаяхметова,

Ж.Е. Садыкова, М.Ж. Турсумбаева

Рассмотрен процесс формирования представлений о социальной ответственности бизнеса в историческом аспекте. Описаны основные этапы этого процесса, показана важность данного вопроса в современном обществе и его особенности в условиях глобализации. Раскрывается значимость для развития экономики Казахстана разработки национальной концепции социальной ответственности бизнеса с учетом других актуальных проблем.

Ключевые слова: корпоративная ответственность, капитал, социальное страхование, социальная ответственность, транснациональные корпорации, инновации

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 47-63.

В конце XV в. в Западной Европе начался процесс первоначального накопления капитала. С одной стороны, происходила насильственная экспроприация средств производства у массы мелких производителей (крестьян и ремесленников) и превращение их в неимущих пролетариев. Наиболее ярким проявлением этого процесса стала массовая экспроприация крестьянства (так называемое «огораживание земель»), начавшаяся в конце XV века и достигшая наибольшего размаха в XVIII в., в эпоху английской промышленной революции, когда она приобрела форму массового грабежа населения, санкционированного властью и законами. С другой стороны, происходило аккумулирование богатств

Сансызбаева Галия Нурымовна - доктор экономических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби.

Сансызбаев Серик Нурымович - доктор экономических наук, профессор университета «Туран».

Шаяхметова Кульшария Оракпаевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы и учет» Казахской академии труда и социальных отношений.

Садыкова Жанар Ертаевна - кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Казахской академии труда и социальных отношений. Турсумбаева Мадина Жумажановна - кандидат экономических наук, доцент Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева.

Адрес для корреспонденции: www.kaz_atso@mail.ru

48

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

(земли, денег, средств производства, недвижимости и т.д.), необходимых для создания капиталистических предприятий за счет различных источников, таких как экспроприация земель; ограбление других стран посредством колониального грабежа и работорговли; система государственных займов; налоговая система; система протекционизма. Все это способствовало ускоренной экспроприации независимых производителей и накоплению крупных капиталов.

Успешное внедрение нескольких инноваций, появившихся к кон -цу XVIII в., ознаменовало начало промышленной революции, сопровождавшейся повсеместным переходом от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В текстильной промышленности началось прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р. Аркрайта, Дж.Харгрейвза и С.Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна. Джеймс Уатт изобрел и запатентовал в 1775 г. паровую машину, которая превратилась в паровой двигатель, многократно повысивший производительность труда. В черной металлургии кокс пришел на смену древесному углю, значительно снизив себестоимость ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 гг. Преимущественно аграрная экономика стремительно превращалась в индустриальную.

К концу XVIII в. капитализм свободной конкуренции утвердился в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Одновременно изменилась вся структура общества. Эти изменения сопровождались резким повышением производительности труда, ускоренной урбанизацией, началом быстрого экономического роста, беспощадной эксплуатацией рабочего класса, абсолютным и относительным обнищанием пролетариата, резким классовым расслоением общества.

В «Капитале» Карл Маркс приводит цитату из статьи Томаса Джозефа Даннинга «Профсоюзы и забастовки: их философия и намерения», характеризующую социальный портрет бизнесмена XIX в.: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы» [10].

В середине XIX в. с началом классовой борьбы впервые стала формироваться осознанная задача организованной защиты интересов экономически и политически слабых членов социума с целью сохранения классового согласия и политической стабильности общества, что явилось идейно-теоретическим прообразом концепции социальной от-

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

49

ветственности бизнеса. Решение этой задачи виделось в превращении государства свободной конкуренции с принципом «laissez-faire» в социальное государство, в котором реализован принцип единства интересов всех членов общества и принцип ответственности экономически сильных его членов перед экономически слабыми и обществом в целом.

«Призрак» коммунизма, растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. Высокий уровень экономического развития, рост государственных бюджетов позволял перераспределять доходы населения, не ущемляя интересы крупных собственников.

Изучая идеи социализма и коммунизма в середине Х1Х в. во Франции, немецкий философ Лоренц фон Штейн в 1850 г. впервые ввел понятие «социальное государство». Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Канцлер Германии Отто фон Бисмарк утвердил правовые акты об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования, что позволило аккумулировать финансовые ресурсы, гарантирующие качественную медицинскую и реабилитационную помощь, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии - в 1887 г., во Франции - в 1898 г., в Норвегии - в 1894 г., Новой Зеландии - в 1900 г., Швеции - в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции - в 1891 г., в Норвегии - в 1909 г. [9].

Во второй половине XIX - начале ХХ в. страны Западной Европы, США, Россия и Япония вступили во вторую промышленную рево-

50

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

люцию, начавшуюся с внедрения бессемеровского способа выплавки стали и завершившуюся повсеместным распространением поточного производства и поточных линий. В отличие от первой промышленной революции, в данную эпоху развитие экономики было основано преимущественно на научных инновациях, а не просто на удачных изобретениях.

Период 1870-1890 гг. стал эпохой самого бурного экономического роста в развитых странах. Инновации привели к резкому повышению производительности труда и падению цен на товары массового потребления. Уровень жизни жителей этих стран существенно повысился. В то же время внедрение машин и поточных производств привело к росту безработицы и еще большему социальному расслоению общества. Массовое обновление основного капитала на основе достижений науки и техники привело к ускорению процессов морального износа, массовым банкротствам промышленных компаний. Вместе с тем развитие транспортнологистической инфраструктуры привело к ускорению товарооборота, что предотвращало голод в случае неурожая в отдельных регионах.

Рост масштабов производства вел к дальнейшей урбанизации и появлению многочисленных квалифицированных и сравнительно высокооплачиваемых работников. Одновременно понижался уровень оплаты труда низкой квалификации, в том числе детского.

Вторая промышленная революция привела к значительной кон -центрации и централизации производства и капитала, появлению и развитию на рубеже Х1Х-ХХ вв. монополистических объединений. Разбогатевшие на извлечении монопольно высокой прибыли капиталисты стали задумываться о благотворительности и меценатстве. Так, например, сталепромышленник Эндрю Карнеги за свою жизнь пожертвовал более 350 млн долл. (более 110 млрд долл. по современному курсу) на филантропические цели. В частности, он профинансировал создание 2509 библиотек, расположенных в 47 штатах США, а также в Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Вест-Индии и на Фиджи. Он также пожертвовал 50 тыс. фунтов стерлингов для оказания помощи в создании университета в Бирмингеме в 1899 г. В 1901 г. он выделил 2 млн долл. США на создание Технологического института Карнеги в Питтсбурге и столько же в 1902 г. для основания Института Карнеги в Вашингтоне.

Карнеги, вероятно, был первым человеком, который прямо поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается это понятие: первое - принцип благотворительности, второе - принцип служения. За

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

51

Карнеги последовали другие богатейшие семьи США - Рокфеллеры, Форды, Рейнольдсы, Маккормики; к 1940 г. 12 предпринимательских династий создали собственные благотворительные фонды. Так, нефтепромышленник Джон Д. Рокфеллер вложил в основанный им благотворительный фонд 550 млн долл. собственных средств (более 75 млрд долл. в пересчете на наши дни) [11].

Своим меценатством были известны многие российские дворянские фамилии - Шереметьевы, Барятинские, Юсуповы, Мещерские, Тенишевы, а также семьи купцов и фабрикантов - Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Рукавишниковы, Третьяковы, Солдатенковы, Солодовниковы и др. Они были попечителями не только театров и картинных галерей, но и детских домов, приютов, больниц.

Хотя идеи аскезы в предпринимательстве, особенно связанные с религиозными убеждениями протестантского толка, существовали со времен Реформации, впервые тема социальной ответственности бизнеса была переведена в практическую плоскость лишь в начале ХХ в. в США. В феврале 1905 г. адвокат Пол Харрис и несколько его друзей основали движение «Rotary». Харрис хотел воссоздать в большем масштабе дух дружбы и сотрудничества между деловыми людьми, который ощущался в небольшом городке, где он вырос. Главная идея Ротари-клуба заключалась в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в изменения к лучшему в профессиональной сфере и в обществе.

В настоящее время Ротари - это всемирная организация представителей делового мира и интеллигенции, верящих в важность оказания гуманитарных услуг, поддержания высокого этического уровня в любых видах профессиональной деятельности, оказывающих помощь в обеспечении мира во всем мире и укреплении взаимопонимания между народами. Девиз организации - «Служение обществу превыше личных интересов»; она реализует два основных типа программ: гуманитарные и образовательные [8].

Вместе с тем, не следует преувеличивать масштаб деятельности отдельных предпринимателей, сочувствующих общественному прогрессу. Большая их часть вполне равнодушно относилась к проблемам основной массы людей, а также к бездомным, нищим, убогим.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 г., а также успехи в области социалистического строительства в условиях экономической изоляции со стороны стран Запада не могли не оказать существенного влияния на социальное и политическое развитие передовых стран. В результате успешной реализа-

52

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

ции плана электрификации всей России (ГОЭЛРО), индустриализации и коллективизации в ходе первых пятилеток в СССР была создана материально-техническая база, благодаря которой страна сумела противостоять фашистской агрессии. Впоследствии СССР на протяжении десятилетий успешно противостоял странам Запада в послевоенной «холодной войне», с сопутствующей ей гонкой вооружений и соперничеством в космосе.

В СССР идеи эгалитаризма воплощались не в теории, а на практике. После смерти Ленина в 1924 г. миллионы выходцев из рабочих и крестьян откликнулись на призыв Сталина вступать в партию большевиков. Тысячи из них стали руководителями строившихся заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Еще более показателен пример с женским избирательным правом. Так, женщины России получили право голоса в 1917 г., тогда как в международном праве оно было закреплено лишь в 1948 г., когда страны Организации американских государств приняли Межамериканскую конвенцию о закреплении политических прав женщин, а ООН - Всеобщую декларацию прав человека. Вместе с тем женщины Франции стали полноправными участниками выборов только в 1945 г., а женщины Швейцарии - лишь в 1971 г. В Лихтенштейне, являющемся конституционной монархией, женское избирательное право было введено только в 1984 г. [3].

На фоне успехов социалистического строительства в СССР в кон -це 1929 г. в США началась Великая депрессия, которая продолжалась вплоть до вступления во Вторую мировую войну. Началось повсеместное сокращение производства, одновременно резко увеличивалась безработица, с 3% в 1929 г. она поднялась до 25% в 1933 г. Сельские районы Великих равнин поразила засуха.

Из США кризис распространился на весь остальной капиталистический мир. Промышленное производство сократилось в США на 46%, в Великобритании - на 24%, в Германии - на 41%, во Франции - на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании - на 48%, в Германии - на 64%, во Франции - на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 г. в 32 капиталистических странах насчитывалось 30 млн безработных, в том числе в США - 14 млн. Эти обстоятельства требовали государственного вмешательства в экономику, использования методов государственного воздействия на стихийные процессы в капиталистическом хозяйстве с целью избежать потрясений, что ускорило перерастание монополистического капитализма в государственномонополистический капитализм.

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

53

Республиканцы в США оказались неспособны справиться с нахлынувшим кризисом, и в 1933 г. к власти пришел демократ Франклин Рузвельт. Успех «Нового курса» Рузвельта был таким ошеломляющим, что он стал единственным президентом в истории США, которого переизбирали четыре раза подряд. Рузвельт оставался у власти до самой своей смерти в 1945 г. Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, таких как создание Федеральной корпорации по страхованию вкладов и Комиссии по ценным бумагам и биржам, разработка программ социального страхования действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается действенная помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.

Несмотря на все усилия администрации Рузвельта, Америке удалось выйти из Великой депрессии только с началом Второй мировой войны. Администрация начала финансирование военных заказов, в то время как производство продукции гражданского назначения резко сократилось, а ее потребление стало квотированным. Это позволило экономике справиться с трудностями. С 1939 по 1944 г. производство выросло почти в 2 раза. Безработица упала с 14% в 1940 г. до менее 2% в 1943 г., несмотря на то что трудовые ресурсы выросли на 10 млн человек [4].

Послевоенный период 1950-1960-х гг. был периодом экономического роста и процветания в странах Западной Европы и США. Прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5-6% в год. Восстановление промышленности велось на основе новых машин и технологий. В эти годы началась научно-техническая революция, основным направлением которой стала автоматизация производства. Тяжелый ручной труд все больше заменялся автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата.

В результате сложилось так называемое «общество потребления», характеризующееся массовым потреблением материальных благ и услуг и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок.

Пришедший в 1963 г. к власти в США президент Линдон Джонсон провозгласил политику «Великого общества», которая включала серьезные меры по уменьшению социального неравенства. На протяжении 1960-х гг. было начато осуществление целого ряда дорогостоящих социальных программ.

54

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Высокий уровень благосостояния способствовал формированию консьюмеризма и наступлению постиндустриальной эпохи. Крупный бизнес стал объектом критики со стороны общества потребителей, начал подвергаться все большим ограничениям со стороны государства. Идея социальной ответственности бизнеса прочно утвердилась в общественном сознании. В свою очередь, возникновение спроса на услуги социального характера открыло новые перспективы и для развития бизнеса.

С момента перехода капитализма в государственно-монополистическую фазу развитие идей социальной ответственности бизнеса продолжалось по двум направлениям. С одной стороны, оставалась популярной концепция социального государства, которая в дальнейшем трансформировалась в кейнсианскую модель социального государства и государства всеобщего благоденствия, расцвет которого пришелся на 1960-е гг. С другой стороны, представление о социальной ответственности предпринимателя перед обществом было важным элементом тейлоризма, фордизма и последующих теорий научного управления. Оба этих направления стали источниками не только теоретических, но также социально-политических и социально-экономических предпосылок современной концепции социально-ответственного бизнеса.

Изменились и представления о социальной роли предпринимательства. В 1953 г. Ховард Боуэн опубликовал монографию под названием «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил принципиальные подходы к корпоративной социальной ответственности. Боуэн сформулировал проблему, заключающуюся в том, что бизнес -это часть общества, перед которым он несет ответственность [12].

Концепция социальной ответственности предпринимательства окончательно сформировалась в конце 1970-х - начале 1980-х гг. с переходом капитализма в постиндустриальную стадию. Ее широкому распространению способствовала крупномасштабная реструктуризация компаний, сопряженная с потерей рабочих мест и усложнением условий труда.

На основе идеи социальной ответственности бизнеса государство стало усиливать регулирование рынка, устанавливая более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства и охраны окружающей среды. Усилилось давление на бизнес и со стороны профсоюзов. В то же время многие крупные предприниматели поддержали идею социальной ответственности, т.к. становилась очевидной зависимость объемов продаж фирмы от общественного мнения о ней.

В 1995 г. ведущие компании Евросоюза предложили инициативу «Corporate Social Responsibility - Europe», объединяющую сегодня око-

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

55

ло 50 крупных корпораций. В 1999 г. в Великобритании был разработан международный стандарт «Account АЬПКу 1000», предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций, т.е. для проведения своеобразного социального аудита.

В 2000 г. ООН утвердила «Глобальный договор», который «является добровольным соглашением ООН с представителями бизнеса о социальной корпоративной ответственности». Сегодня сеть «Глобального договора» охватывает более чем 4700 компаний из 120 стран мира; к нему присоединились и 11 компаний из Казахстана. Вступая в «Глобальный договор», они взяли на себя обязательство соблюдать 10 принципов кор -поративной ответственности, касающихся соблюдения прав человека, охраны труда, защиты окружающей среды, борьбы с коррупцией [2].

В настоящее время нередко транснациональные корпорации превосходят по капитализации многие государства. Не случайно одной из основных тенденций современного общества (во всяком случае, с начала 1990-х гг.) стал переход ряда функций, традиционно реализуемых социальным государством, к крупному бизнесу. В итоге концепция социально ответственного бизнеса оказалась выгодной и государству, и гражданскому обществу, и самим предпринимателям. Возросшие ожидания общества по отношению к собственникам, менеджменту, производственным структурам были признаны справедливыми со стороны предпринимателей, которые стали стремиться соответствовать им в своей деятельности. В силу ряда объективных факторов социальная ответственность стала одним из важных слагаемых конкурентоспособности компании.

Из всего многообразия современных подходов к пониманию социальной ответственности бизнеса можно выделить три основных.

Первая, наиболее традиционная, - это концепция «корпоративного эгоизма». Она предполагает, что единственная реальная ответственность бизнесмена - увеличение прибыли для своих акционеров в рамках действующего законодательства. Так, Милтон Фридман писал: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры, то есть в открытой свободной конкуренции без обмана и мошенничества» [13].

Вторая точка зрения прямо противоположна первой и основана на мнении, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни».

Третья концепция отражает позицию «разумного эгоизма». Она исходит из тезиса, что социально ответственный бизнес - это просто «хороший бизнес», поскольку стремится к максимальной прибыли в

56

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

долгосрочной перспективе. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает текущую прибыль, но создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, обеспечивает себе стабильную прибыль в дальнейшем. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

Таким образом, в развитых странах идея социально ответственного бизнеса прочно укоренилась в общественном сознании. На протяжении ряда десятилетий накапливались и развивались технологии, обеспечивающие успешную реализацию социально ориентированных проектов и программ, вырабатывались стандарты и критерии оценки, возникали различные формы институционализации соответствующих социальных практик, появились формы нефинансовой отчетности.

В Казахстане первые ростки современного предпринимательства возникли в конце 1980-х гг., когда в процессе перестройки появились новые кооперативы, стали развиваться коммерческие центры при комитетах комсомола. Первые коммерческие предприятия боролись в первую очередь за собственное выживание и не имели почти никаких представлений о социальной ответственности. Тем не менее даже представители малого бизнеса уже занимались благотворительностью. Это были преимущественно разовые акции, а выбор объекта, которому оказывалась помощь, соответствовал личным предпочтениям собственника. Связано это было с тем, что для малого и среднего бизнеса в Казахстане средства собственника и средства компании, как правило, не были разделены. Первоначально благотворительность больше напоминала раздачу милостыни (подарки на 8 Марта или 9 Мая в основном представляли собой продуктовые наборы), и поэтому ее сложно рассматривать даже как примитивную форму социальной ответственности.

Большую роль в укреплении традиций благотворительности оказали местные власти. По просьбам акиматов региональный бизнес выделял некоторые средства для поддержания социальных объектов или программ, на которые не хватало государственного финансирования. Как правило, предприниматели шли навстречу властям, стараясь не вступать в конфликт. Положительный имидж в глазах граждан и региональной элиты мало интересовал предпринимателей, главным мотивом было получение льгот и привилегий со стороны местной власти.

Предприниматели Казахстана проявили себя еще в одном аспекте благотворительности, принявшем широкий размах - строительстве мечетей. Естественно, такого рода действия трудно связать с понятием социальной ответственности. Многие бизнесмены строили их в

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

57

местах, где они родились, даже не учитывая реальной потребности в них. На момент обретения независимости в стране функционировало 68 мечетей, а сейчас в Казахстане их уже 2320, а также около 1 тыс. других культовых сооружений. Только в Алматы за рассматриваемый период количество мечетей увеличилось с 2 до 31. Даже в Узбекистане, где численность населения составляет 29 млн человек (в Казахстане -17 млн), их меньше. В итоге правительство Республики Казахстан было вынуждено принять специальное постановление, регулирующее процесс строительства мечетей [5].

Еще в советские времена содержание объектов социальной инфраструктуры часто закреплялось за крупными градообразующими предприятиями. Например, трамвайное депо и гостиницу в городе Темиртау содержал Карметкомбинат. Приватизация крупных казахстанских предприятий по индивидуальным проектам в конце 1990-х гг. шла по схеме, когда все социальные объекты передавались на баланс местных акима-тов. Но у последних, как правило, не хватало бюджетных средств на их содержание. В результате крупные предприятия были вынуждены поддерживать социальную инфраструктуру в виде благотворительности. Сейчас даже футбольные и другие спортивные команды в республике содержатся в основном за счет благотворителей и спонсоров, зачастую в полупринудительном порядке.

Только на рубеже ХХ1 в. у предпринимателей Казахстана начало формироваться представление о социальной ответственности бизнеса. Определенное развитие получили различные социальные программы и проекты. Например, в 2000 г. была учреждена премия «Тарлан», которая была объявлена независимой, общественной, ежегодной, именной премией за выдающиеся достижения в гуманитарных областях человеческой деятельности, которые плодотворно влияют на общий ход развития отечественной и мировой культуры. Учредил ее «Клуб меценатов Казахстана», в который первоначально входили семь человек: Нуржан Субханбердин (глава «Казкоммерцбанка»), Абильмажин Гилимов (глава «Нурбанка»), Александр Криничанский («Эйр Казахстан групп»), МаргуланСейсембаев («Сеймар»), РаимбекБаталов («Раимбек»), Нурлан Смагулов («Астана-Моторс») и Булат Абилов (председатель клуба, в то время депутат национального парламента). Позже Криничанского и Гилимова заменили Еркин Калиев и Кайрат Сатылганов. Премия присуждалась в семи номинациях: литература, наука, кинематограф и др., ее общий призовой фонд составлял около 120 тыс. долл. К сожалению, она просуществовала только до 2007 г., и о деятельности «Клуба меценатов» с тех пор ничего не слышно.

58

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Пока в Казахстане не была достигнута определенная политическая и экономическая стабильность, большинство компаний никак не связывало свою деятельность со стандартами социальной ответственности. Само это понятие стало приобретать популярность среди казахстанских бизнесменов в начале 2000-х гг., когда цены на нефть и другие сырьевые экспортные товары на мировых рынках находились на высоком уровне, а отечественные банки стали активно брать кредиты на Западе. Начался бум жилищного строительства и ипотечного кредитования. Темпы экономического роста в стране были высокими, что позволило ведущим казахстанским компаниям значительно укрепить свои позиции.

Локомотивами развития социально ответственного бизнеса в Казахстане стали корпорации сырьевого сектора, национальные и квазигосударственные компании, ведущие банки. Во многом это было связано с их выходом на международные финансовые рынки, в том числе с публичным размещением акций на Лондонской бирже, где вопросам социальной ответственности бизнеса уделяется пристальное внимание. Для успешного сотрудничества с западными партнерами казахстанские предприниматели были вынуждены принять «правила игры» международного бизнеса.

В крупных компаниях появились должности директоров по социальным программам и корпоративной ответственности, были сформированы отделы социального развития, организованы отдельные благотворительные фонды. Они стали активнее строить жилье для своих работников, особенно в Астане, выделять гранты студентам, молодым ученым и даже отдельным вузам на разработки, связанные с профильной деятельностью предприятия. На сегодняшний день такие компании являются лидерами по количеству реализуемых социальных программ и проектов. В основном их социальная политика заключается в традиционной благотворительности, но уже имеются и стратегически выстроенные социальные проекты. Они связаны с инвестициями в интеллектуальный капитал регионов и страны в целом, комплексными программами развития регионов, программами поддержки спорта (в том числе большого футбола) и т.п.

Особо следует отметить, что признанию принципов социальной ответственности способствовали финансовая стабильность и перспективность казахстанских компаний, поскольку социальная ответственность продолжала рассматриваться ими как дополнительная статья расходов, а не как стратегическое направление развития бизнеса.

В казахстанской практике встречаются случаи, когда участие в реализации социальных программ было связано лишь с необходимостью

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

59

улучшения имиджа фирмы в глазах общественности. При этом нередко репутация компании раньше была абсолютно ущербной из-за несправедливого отношения к партнерам по бизнесу, невнимания к основным потребителям, нарушений гражданского и экологического законодательства или даже связей с криминалом. Общепринятые в развитых странах постулаты о том, что современный бизнес должен быть социально ответственным, и что такая политика есть определенная форма инвестиций в будущее, пока слабо мотивируют отечественного предпринимателя. Доказательством может служить тот факт, что с началом очередного глобального экономического кризиса большинство казахстанских компаний свернули свои социальные программы, вернувшись к «остаточному» принципу их финансирования.

Тем не менее наиболее крупные и стабильные компании продолжают развивать идеи социальной ответственности, руководствуясь прежде всего общемировыми тенденциями становления социально ориентированного бизнеса. Так, с каждым годом все большее число отечественных предприятий стремится получить премию Президента Казахстана «Парыз» в области социальной ответственности предпринимательства, учрежденную в 2008 г. Эта премия ежегодно вручается предприятиям и организациям за добровольный вклад в социальное, экономическое и экологическое развитие общества. Сегодня обладание премией - это не только престиж, но и прежде всего индикатор роли компании в жизни государства.

Серьезные результаты в сфере социальной ответственности бизнеса, связанной с трудовыми отношениями, были достигнуты благодаря Генеральному соглашению между правительством Республики Казахстан и республиканскими объединениями работников и работодателей на 2012-2014 гг. На его основе подписано 22 отраслевых и более 200 региональных соглашений. В рамках акции «Заключите коллективный договор» на 1 декабря 2013 г. уже действовало более 58 тыс. кол -лективных договоров, охвачено около 88% крупных и средних предприятий страны [7].

В октябре 2013 г. в Казахстане впервые прошла Неделя корпоративной социальной ответственности, которая собрала лидеров казахстанского бизнеса - представителей ведущих компаний, которые стремятся строить социально ответственный бизнес и работают над формированием конструктивного диалога и взаимодействия между бизнесом, обществом и властью.

В июне 2014 г. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан совместно с фондом «Евразия - Центральная

60

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Азия» разработала и представила проект национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Цель проекта заключается в разработке единого подхода в данной области, основанного на углублении партнерства государства, крупного бизнеса и гражданского сектора. Принять концепцию планируется до конца 2014 г. [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По международным меркам вовлеченность малого и среднего бизнеса Казахстана в политику корпоративной социальной ответственности незначительна. На сегодняшний день основная задача для этого сектора экономики заключается в росте и укреплении, создании рабочих мест, соблюдении требований налогового и трудового законодательства. Здесь не ставятся конкретные задачи в рамках социальной деятельности, а приветствуются любые добровольные попытки внедрения принципов корпоративной социальной ответственности хотя бы по одному из следующих направлений:

♦ трудовые отношения;

♦ взаимоотношения с потребителями;

♦ охрана окружающей среды;

♦ участие в жизни общества и благотворительности;

♦ ответственные взаимоотношения с партнерами.

Социальная ответственность по-настоящему проявляется в неравнодушии к тому, как обстоят дела в обществе, в котором предприниматели - лишь одна из социальных групп, хотя и чрезвычайно важная.

Частное предпринимательство и глобализация рынков - не только движущие силы экономического развития, обеспечивающие выгодные инвестиции и новые рабочие места; они в то же время способствуют поляризации общества и возникновению существенных диспропорций в доходах. Общество разделилось, с одной стороны, на элиту - собственников и менеджмент крупных корпораций, с другой - на все остальное население. В таких условиях принцип социального партнерства становится особенно актуальным. Не случайно во всех развитых странах основную долю в социальной структуре общества занимает средний класс. Здесь пристально следят за тем, чтобы разрыв между самыми бедными и самыми богатыми не превышал порога, за чертой которого могут начаться социальные потрясения.

К сожалению, в Казахстане, по мнению академика А.К.Кошанова, общественное расслоение достигло опасных размеров. «По данным на 2010 г., децильный коэффициент дифференциации превышает чрезвычайные пределы - 29 раз против 13,9 раза в 2000 г. и 8 раз в 1992 г. Для сравнения: в Дании - 4,6, Швеции - 4,7, Финляндии - 5,7, Франции -

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

61

6,2, Англии - 8,2, США - 8,9 раза. Резкая дифференциация социальной структуры населения в Казахстане наглядна по структуре банковских депозитов: 50% всех депозитов приходится на 0,1% вкладов. А сбережения имеют только 17% казахстанских семей, причем на самые неотложные нужды и обстоятельства. Размеры и источники богатства имущих слоев оказались результатом внеэкономического доступа к рентным и монопольным доходам, а не борьбы за низкую себестоимость продукции и высокого ее качества» [6].

Низкие доходы населения при высоких темпах экономического роста - участь тех стран, в которых ставка была сделана на развитие сырьевых отраслей. Инфляция, девальвация тенге, рост тарифов на коммунальные услуги, низкий уровень заработной платы в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях, неадекватный размер пенсий и социальных пособий ложатся тяжким бременем на основную часть населения республики.

Новый всплеск интереса к теме социальной ответственности предпринимательства вызвали последние выступления Президента Казахстана о необходимости построения наукоемкой экономики, ускоренного внедрения инноваций, сохранения экологического равновесия в природе, внедрения принципов «зеленой экономики», экономного использования источников сырья и энергоресурсов.

Все это является важной формой социальной ответственности предпринимателей перед казахстанским обществом. Ибо предприниматели, по убеждению Йозефа Шумпеттера, по своей природе являются инноваторами. Именно предприниматели призваны формировать наукоемкую открытую рыночную экономику на основе принципов меритократии, партнерства и прагматизма, верховенства права, инклюзивно-сти, подверженности постоянным структурным изменениям на основе инноваций.

Новая социально-экономическая политики будет иметь два главных приоритета: формирование современного человеческого капитала на основе всестороннего развития способностей каждого члена общества и совершенствование институтов, стимулирующих рост и развитие бизнеса, предпринимательских инициатив, внедрения продуктовых и процессных инноваций.

В национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане, наряду с углублением партнерства государства, крупного бизнеса и гражданского сектора, непременно должны быть учтены и другие актуальные проблемы. Речь идет о сглаживании резкой социальной дифференциации в стране, создании инфраструкту-

62

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

ры для ускоренного внедрения инноваций, сохранении экологического равновесия, внедрении принципов «зеленой» экономики, популяризации опыта крупных успешных предпринимателей, экономном использовании источников сырья и энергоресурсов, реинвестировании капиталов, ранее выведенных за границу, в экономическую модернизацию страны, о борьбе с теневой экономикой и коррупцией, об этическом и нравственном воспитании предпринимателей.

Таковы, на наш взгляд, главные условия развития социальной ответственности бизнеса в современном Казахстане.

Литература

1. В Национальной палате предпринимателей прошло заседание Комитета социальной сферы и социального партнерства. www. palata.kz/ru/news/6396.

2. Глобальный договор ООН. www.unglobalcompact.org/Languages/ Russian/index.html.

3. Женское избирательное право. www.ru.wikipedia.org/wiki/Женское_ избирательное_право.

4. История США. www.ru.wikipedia.org/wiki/История_США.

5. Казахстан занимает первое место в Центральной Азии по количеству мечетей. www.titus.kz/?previd=38089.

6. Кошанов А.К. Индустриально-инновационные вызовы глобализации и факторы создания высокотехнологичной конкурентоспособной национальной экономики. Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2013. www.repository.enu.kz/handle/ 123456789/5355.

7. Парыз-2013: VI церемония вручения премий по социальной ответственности бизнеса. www.almaty.enbek.gov.kz/node/299461.

8. Ротари Интернешнл. www.ru.wikipedia.org/wiki/Ротари_ Интернешнл.

9. Социальное государство. www.ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_ государство.

10. Dunning T.J. Trade’s Unions and Strikes: their Philosophy and Intention. L., 1860. (цит. по Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23. С. 770).

11. Giving it Away, Then and Now. www.nytimes.com/2006/07/02/business/ yourmoney/02view.html.

12. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper& Row, 1953. P. 122.

Сансызбаева Г.Н. и др. К вопросу о концепции...

63

13. Friedman M. The social responsibilities of business is to increase its profit // New York Times Magazine. 1970. Vol. 13. P. 122-126.

To the question of the concept of corporate social responsibility of business in Kazakhstan

Sansyzbaeva Galiya - Doctor of Economic Sciences, Professor of al-Farabi Kazakh National University

Sansyzbaev Serik - Doctor of Economic Sciences, Professor of «Turan» University

Shayakhmetova Kulsaria - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department «Finance and accounting» of the Kazakh Academy of Labour and Social Relations.

Sadykova Zhanar - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Economic faculty of the Kazakh Academy of Labour and Social Relations

Tursumbaeva Madina - Candidate of Economic Sciences, Professor of K.I.Satpaev Kazakh National Technical University

The authors describe process of the formation of ideas about the social responsibility of business in historical perspective and show the importance of this issue in modern society and its peculiarities in the context of globalization. Development of the national concept of social responsibility of business taking into account other relevant issues is important for the development of Kazakhstan’s economy.

Key words: corporate responsibility, equity, social insurance, social responsibility,

multinational corporations, innovation

Address for correspondence: www.kaz_atso@mail.ru

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 1 (18). P. 47-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.