СЧ
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
со
население за исключением работающих на условиях самозанятости12.
Деление экономически активного населения на занятых и безработных тоже есть следствие функционирования рынка труда. В большинстве случаев безработный — это человек, потерявший работу, уволенный со своего рабочего места. Значит, контингент безработных в немалой степени формируется в результате определенных отношений между работодателем и наемным работником, которые носят явно выраженный рыночный характер. Практика успешного создания систем управления персоналом свидетельствует о том, что именно в условиях рыночной экономики возникают внутренние рынки труда организации, характеризующиеся определенной динамикой спроса и предложения рабочей силы, уже вовлеченной в процесс производства. По-настояще-
му рыночное отношение предпринимателя ко всем факторам производства, в том числе и к труду, побуждает его к активной ротации кадров, что неизбежно приводит к увольнениям, перемещению работника с внутреннего рынка труда на внешний. Именно товарность рабочей силы делает невозможной обеспечение в рыночной экономике стабильно гарантированной занятости, так как даже при сохранении за собой рабочего места работник может перемещаться в системе должностей внутри организации (в том числе и в желательном для себя направлении).
Таким образом, рассмотрение всего экономически активного населения, пребывающего на рынке труда, позволяет теоретически обосновать возможность согласования политики на рынке труда и политики занятости населения.
Литература и примечания
1. Некоторые авторы вводят в оборот понятия «рынок трудовых ресурсов», «рынок рабочей силы», обосновывая необходимость расширения терминологической базы сложностью и многогранностью отношений, формирующихся в рамках социально-трудовой сферы, а также различиями в содержании терминов «труд», «рабочая сила», «трудовые ресурсы». Карташов С., Одегов Ю. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). — М., 1998. С. 7-8, 13-16; Рынок труда; учебник / под ред. В. Буланова, Н. Волгина. — М., 2003. С. 62-66.
2. Кашепов А. Экономика и занятость. — М., 1999. С. 13.
3. Никифорова А. Рынок труда: занятость и безработица. — М., 1991. С. 10.
4. Рынок труда и доходы населения: учебное пособие / под ред. Н. Волгина. — М., 1999. С. 9-10.
5. Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики, 1998. № 1. С. 33.
6. Одегов Ю., Руденко Г. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 105-113.
7. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. — М., 2003. С. 49.
8. Маврин С.П. Рынок труда и трудовое право: проблемы юридической терминологии // Правоведение. 1999. № 3. С. 121-152.
9. Профессор С.П. Маврин отмечает, что санкционированная правом свобода выбора партнера сделки и договорная форма отношений это не одно и тоже. Это подтверждает социалистический опыт хозяйствования нашей страны, в практике которого были так называемые «плановые» договоры. К таковым, например, относились заключаемые на основе государственного плана многочисленные договоры поставки различных видов продукции. Стороны этих договоров никакой свободой выбора партнера не пользовались, хотя и имели договорную форму взаимоотношений. Точно такой же характер имел и трудовой договор распределенного на работу на конкретное предприятие молодого специалиста. Договор в этом случае был, а свободы выбора партнера у его сторон не было. См.: Маврин С.П. Указ. соч. — С. 127.
10. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. — М., 2003. С. 50.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. С. 357-358.
12. Волгин Н. Усиление социальной направленности экономики России. — М., 1998. С. 13; Рынок труда и доходы населения: учебное пособие. — М., 1999. С. 11; Карташов С., Одегов Ю. Указ. соч. С. 8-10; Костин Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда // Человек и труд. 1998. № 12. С. 35.
К вопросу о концепции государственной
идеологии: политико-правовой анализ
Петрова Т.И.*
The article investigates problems of the state ideology conception forming within a political and juristic analysis.
Термин «идеология» происходит от древнегреческих слов idea — идея, образ и logos — учение, и буквально означает «учение об идеях». Понятие «идеология» изменялось и уточнялось в ходе развития
познания. Сам этот термин ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений,
Ведущая программы «Дежурная часть» телеканала «Россия».
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
он утверждал, будто «идеология» — учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики и воспитания. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.
Сегодня можно сказать, что идеология — настолько многогранное явление, что спектр ее понимания колеблется от полного отрицания и неверия в социальный потенциал, до признания ее важнейшей ценностью. Несмотря на то, что современное российское общество, как отмечают ряд аналитиков, вообще отвергают любую идеологию, особенно мобилизационного характера, следует признать, что общество без идеологии, носит нетрадиционный для России характер.
Наиболее распространенное понятие идеологии в нашей стране — это система социальных идей, оценок, требований конкретного класса, социально значимых групп, опирающихся на определенные теоретические установки, выражающие общественное положение интересы и программные цели данного класса, социальной группы, играющие практическую роль в функционировании политической системы1.
Возникает вопрос: «Является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным элементом функционирования государства?» Несомненно, мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению. Швеция, Швейцария, Германия, США, Япония, Китай — это все страны со своими сформированными идеологиями.
Большинство исследователей в области идеологии сходятся во мнении о том, что она действительно оказывает определенное влияние на различные сферы жизни общества (политику, экономику, социальную, правовую сферы, науку, культуру, образование и пр.).
В чем же ценностный смысл государственной идеологии? Мы полагаем, во-первых, она дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемым большинс-
твом данного общества. Для населения это может звучать как ответы на вопросы: кто мы? зачем мы? куда держим путь? Только имея ответы, может быть сформулирован конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего — не только желаемого, но и, коль скоро это реалистический идеал, практически осуществимого.
Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Примеров, когда те или иные ценности на достаточно длительный период становились и мобилизационным, и интегрирующим началом национальной жизни много. Скажем, такие части идеологии, как свобода и равенство в революционной Франции, идея национального единства в Германии XIX в., идея коммунизма при поколении наших отцов и частично при жизни нашего поколения. Но их мобилизующая сила доказана исторически.
Во-вторых, государственная идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие поддержку у населения, усиливают государственную власть, повышают ее легитимность и легитимацию, и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований. Поэтому государство не было бы государством, если бы не владело той или иной пропагандистской машиной, тем или иным орудием воздействия на массы и массовое сознание для укрепления выбранной им идеологии.
Именно идеология позволяет создать систему ценностей, лежащую в основе политического поведения, определив конкретные цели, ближайшие и перспективные, выбрать средства достижения. Поэтому можно сказать, что идеология порождает политику, выступает ее предпосылкой и условием возникновения и существования. В основе государственной политики всегда лежит определенная система ценностей, предопределяющая логику происходящего и предпринимаемого. Политика, совершенно свободная от каких бы то ни было ценностных детерминант, невозможна, поскольку в основе даже, казалось бы, совершенно алогичных, спонтанных действий государственных деятелей всегда имеется идеологическая подоплека.
На наш взгляд, идеология — это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.
сч
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CM
Ol
Z
О)
о о
CM
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s
о *
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
со
В-третьих, идеология нужна не только государству, но и населению. Идеология не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это — хорошо, это — плохо) и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно. Но, как и в любом явлении, в идеологии наряду с положительными имеются и отрицательные моменты. Идеология, какой бы социальный и нравственный заряд она изначально ни несла, став государственной, развивается по законам государственной идеологии — она должна обслуживать интересы данного государства. Но интересы государства и общества, бывает (а то и как правило), не совпадают. Далее, государственная идеология, стремясь к самосохранению, имеет тенденцию к закостенению, но, останавливаясь в развитии, она, в конечном итоге, готовит почву для застоя всего общества. Освещенная авторитетом нации и государства, идеология раньше или позднее превращается в автономную силу, автоматически мобилизующую на свою защиту все находящиеся в распоряжении государственной машины средства — вплоть до репрессивных.
Ценностные ориентации, пропагандируемые морально-этические доминанты, представления о путях и конечных целях развития общества и государства постепенно трансформировались в правовые нормы, установленные и охраняемые государством. Поэтому государственную идеологию
можно рассматривать как предтечу, предшествие права. Исходящие от государства идеологемы, освященные его авторитетом и защищаемые им, служат как бы протопра-вом, предправом, поскольку способны при определенном стечении обстоятельств превратиться в собственно правовые нормы.
Мы полагаем, что государственная идеология, не являясь абсолютной правовой материей, тем не менее, непосредственно воздействует на нее, участвуя в правовом регулировании на основе правовых воззрений, теорий, доктрин. Являясь неотъемлемой составляющей правового сознания, она включает в себя не только рациональное знание о правовой действительности, сколько ценностно-познавательное отношение к государственно-правовым явлениям, выражая правовые взгляды, принципы, требования общества, классов, социальных групп. Содержание идеологии не сводится к ценностным представлениям об основных чертах желательного общественного строя. Идеология призвана обосновать правомерность и необходимость существующего политического режима, духовно легитимировать наличный социальный порядок и государственную власть.
В рамках же собственно механизма правового регулирования идеология всегда выступала важнейшим ресурсом государственной власти. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, связанных с интересами властвующих. С помощью этого ресурса осуществляется и информационное, а в большей степени ориен-тационное воздействие на волю и сознание населения, направленное на выработку необходимых правовых установок.
Литература и примечания
1. Политологический словарь / под ред. В.Ф. Холипова. — М., 1995. С. 58.
Правосубъектность государства
Слепнёв А.В.*
The state is equitably named as an especial subject ofjuristic relations with peculiar legal personality has wide power authorization.
Историческое развитие научного знания как кумулятивный, непрерывный и поступательный процесс с эпизодическими стремительными прорывами, переворотами, а также компаративистскими исследованиями частных ситуаций, кото-
рые впоследствии приводят к созданию общих категорий, теорий, взглядов на явления и процессы, во многом свойственно и государственно-правовым наукам. Создание какой-либо системы в праве обычно происходит на основе элементов,
Аспирант кафедры теории и истории государства и права Российского государственного торгово-экономического университета.