УДК 342.7
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ РЕБЕНКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Керамова С.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
kafedraconst@mail. ru
Статья посвящена исследованию правового положения ребенка в России, рассматриваются различные позиции, особое внимание уделено анализу статуса ребенка, его элементов. Отмечается особое значение защиты прав ребенка в силу его незащищенности, уязвимости.
В работе рассматриваются права, обязанности и гарантии прав ребенка, как элементы его правового статуса. При этом особое внимание уделено конституционно-правовому статусу ребенка. Отмечается, что Конституция РФ и конституционно-правовые нормы играют основополагающую ведущую роль в правовой системе, определяют содержание всех ее составляющих. Сказано, что все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные, дается общая характеристика каждой из групп. Рассматриваются обязанности ребенка, дается общая характеристика отдельных обязанностей, в том числе в сфере образования.
Также анализируются правовые гарантии как элемент правового статуса, под ними автор понимает все юридические средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В числе прочих раскрывается право на защиту как гарантия прав и свобод ребенка.
Ключевые слова: ребенок, правовой статус, правовая защита, обязанности, гарантии.
ШК 342.7
TO THE QUESTION ABOUT CONSTITUTION-LEGAL STATUS OF THE CHILD IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Keramova S.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, kafedraconst@mail.ru
The article investigates the legal status of the child in Russia, discusses the various positions, special attention is paid to the analysis of the status of a child of the elements. Notes the particular importance of protecting the rights of the child because of his insecurity, vulnerability.
The paper examines the rights, duties and guarantees of the rights of the child, as elements of its legal status. Special attention is paid to constitutional-legal status of the child, noted that the Constitution of the Russian Federation and the constitutional and legal norms play a fundamental leading role in the legal system, determine the content of all its components. The author notes that all rights of children can be divided into economic and moral, gives a General description of each of these groups. Special attention is given to the responsibilities of the child, gives a General description of certain duties, including in the field of education.
Also analyzed are the legal safeguards as an element of legal status, under them the author understands any and all legal remedies to uphold the rights and freedoms of man and citizen. Extras revealed right to protection as a guarantee of the rights and freedoms of the child.
Key words: child, legal status, legal protection, responsibilities, guarantees.
Одним из проблемных и до конца не изученных направлений правового регулирования в современной России выступает особое правовое положение ребенка. Современный процесс демократизации российского общества требует научно обоснованной правовой оценки состояния защищенности всех слоев населения и, в первую очередь детей, как наиболее уязвимой категории граждан. Ребенок занимает особое положение в правовом обществе, что обусловлено его зависимостью от родителей, неполной дееспособностью и другими причинами [1, с. 4]. Поэтому дети не имеют реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый чело-
век. Отсюда возникает необходимость повышенной правовой защиты их законных интересов со стороны государства и общества. Тем более, что несмотря на ряд международных актов в этой сфере, единых подходов все еще не выработано и разные государства по-разному подходят к тому, как следует относиться к детям и каким объемом прав и обязанностей их можно наделять [2, с. 8].
Как отмечает А. В. Константинова, «ребёнок в любом обществе и государстве, и в Российской Федерации в том числе, выступает субъектом права, имеет, безусловно, свой особый правовой статус и нуждается в особом, повышенном внимании со стороны государства и его органов» [3, с.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 16. 2015. № 4.
277]. В этой связи возникает закономерный вопрос о статусе ребенка: является ли он специальным либо проистекает из статуса человека. В соответствии с международными документами ребенком признается человек с момента рождения по достижении 18 лет.
Традиционно под правовым статусом человека принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает и в силу чего может стать субъектом какого-либо правоотношения, кроме прав, как правило, в правовой статус включают также обязанности и гарантии. Таким образом, под правовым статусом ребенка следует понимать совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации.
Исходя из того, что Конституция РФ и конституционно-правовые нормы играют основополагающую ведущую роль в правовой системе, определяют содержание всех ее составляющих, то именно конституционно-правовой статус составляет ядро правового статуса ребенка.
В самом тексте Конституции России понятия «ребенок» и «дети» встречаются крайне редко. Прежде всего, это касается главы, посвященной правам и свободам личности, где данные категории употребляются в трех статьях: обязанность государства и родителей заботиться о детях (ст. 38), норма о социальной защите детей (ст. 39). В праве на образование также упоминаются дети (ст. 43).
Это не значит, что других прав у ребенка нет, просто с точки зрения права несовершеннолетний обладает правами и свободами, присущими любому гражданину России, однако в ограниченном режиме.
В отличие от прав ребенка, об обязанностях несовершеннолетних говорят крайне редко. При этом обязанности возникают лишь в тех случаях, когда у ребенка есть права.
Некоторые обязанности прямо закреплены в Конституции России. Например, важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов, а поскольку ребенок является гражданином, то, соответственно, эта обязанность распространяется и на него. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Конкретизацию конституционные положения получают в действующем законодательстве. Так, в частности, в ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указаны некоторые обязанности обучающихся, а также ответственность за нарушения. Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осу-
ществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; выполнять требования устава организации и др. При этом к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Закрепленные в Конституции РФ положения развиваются в семейном законодательстве, составляя нормативную основу прав ребенка. При этом, как отмечает О.А. Бондаренко, особенностью конституционных прав и свобод ребенка является то, что реализуются они, как правило, не самим ребенком, а его родителями или лицами, их заменяющими [4, с. 9].
Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Первая категория прав связана с возможностью иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных потребностей. В основе этих прав лежат три правомочия: владения, пользования и распоряжения имуществом, реализации других правомочий собственника или законного владельца.
Закон напрямую связывает реализацию имущественных прав с возрастом. Имущественные права ребенка в возрасте до 14 лет (малолетнего ребенка) реализуются его законными представителями, родителями, усыновителями, опекунами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. До этого объем имущественных прав ребенка является частичным.
С 14 лет ребенок может осуществлять полномочия по распоряжению своим имуществом, но только с письменного согласия родителей и других его законных представителей. С этого же возраста у детей появляются некоторые имущественные права, которые они вправе осуществлять самостоятельно, к ним относятся:
1) право распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) право осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) право в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) право совершать мелкие бытовые сделки и некоторые иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 28 ГК РФ).
Что касается личных неимущественных прав ребенка, то их особенность состоит в том, что, имея неполную дееспособность, несовершеннолет-
ние лишены возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме эти права и действуют в правоотношениях через своих родителей, иных законных представителей.
К личным неимущественным правам ребенка, в частности, относятся: право на общение с родителями и другими родственниками, право на имя, отчество, фамилию, право выражать свое мнение, право на образование и т.д.
Одним из важнейших прав ребенка, на наш взгляд, является право на семью. Семья - это самая естественная среда для полноценного развития ребенка. Согласно пункту 2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства [5, с. 8].
В гражданском праве закрепляется ответственность несовершеннолетних за причиненный ими вред. Поскольку, как уже отмечалось, некоторыми имущественными правами могут обладать несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, то и ответственность за их реализацию они также должны нести.
В трудовом праве обязанности несовершеннолетнего, как правило, возникают с того возраста, когда он может заключить трудовой договор, то есть начиная с 16 лет. В некоторых случаях договор может быть заключен и ранее. С пятнадцати лет лица, получившие или получающие общее образование, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С четырнадцати лет трудовой договор может быть заключен с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы. В этих случаях ребенок становится полноценным участником трудовых отношений, то есть он также должен нести обязанности.
С четырнадцати лет ребенок вправе лично защищать в суде свои права, при этом у него также возникают соответствующие обязанности.
Наибольший объем нематериальных, неимущественных обязанностей несовершеннолетних закрепляется в законодательстве об образовании.
Что касается семейного права, то в соответствии с нормами Семейного кодекса несовершеннолетние дети не несут каких-либо нематериальных обязанностей перед своими родителями и другими родственниками. При этом есть статья, где перечислены права и обязанности родителей, но в отношении детей указаны только права, а именно право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на общение с родителями и другими род-
ственниками, право ребенка на защиту, право ребенка выражать свое мнение, право ребенка на имя, отчество и фамилию, право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.
Представляется, что было бы логичным включить в семейное законодательство и законодательство об образовании нормы об обязанностях детей с определенного возраста [6, с. 10]. Ведь аналогичные нормы есть в гражданско-правовой, уголовно-правовой, трудовой, образовательной сферах, что как бы готовит ребенка к взрослой жизни. Несправедливо то, что обязанности по отношению к своим родителям возникают лишь после того, как ребенок становится взрослым.
Поскольку дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения их прав требуются дополнительные независимые механизмы, в качестве которых выступают правовые гарантии. При этом, как справедливо отмечает А.Ю. Сологуб, «в настоящее время не сложилось четкой системы гарантий, способствующей защите и реализации прав детей» [7, с. 178].
Правовые гарантии как элемент правового статуса представляют собой все юридические средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующем законодательстве.
Одной из правовых гарантий является установление в ст. 56 Семейного кодекса РФ права ребенка на защиту. Однако в процессе защиты своих прав наиболее слабую позицию занимают именно дети, так как довольно сложно ребенку реализовать свое право на защиту, поскольку механизм обращения ребенка в административные и судебные органы не прописан ни в одном законодательном акте.
Право ребенка на защиту установлено Конституцией Российской Федерации, многими федеральными законами Российской Федерации, международно-правовыми актами и существует объективно, независимо от того, нуждается в нем ребенок или нет. Потребность в нем возникает тогда, когда имеют место: 1) неисполнение юридической обязанности по отношению к ребенку; 2) злоупотребление правом, препятствующее осуществлению права или свободы ребенка; 3) спор о наличии самого права или свободы ребенка; 4) нарушение или насильственное прекращение (лишение) любого из прав детей.
Говоря в целом о защите прав ребенка, следует согласиться с авторами, считающими это одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны [8, с. 146].
На федеральном уровне установлены основные принципы государственной политики в интересах детей: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления де-
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 16. 2015. № 4.
тей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Учитывая международные обязательства России в данной области, возникла необходимость введения специального института по охране прав детей - уполномоченного по правам ребенка. В настоящее время все больше укрепляется институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [9, с. 10]. В субъектах РФ в целях создания дополнительного механизма защиты прав ребенка активно функционируют уполномоченные по правам ребенка [10, с. 154].
В завершение исследования правового статуса ребенка в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
- под правовым статусом ребенка следует понимать совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации;
- Конституция РФ и конституционно-правовые нормы составляют ядро правового статуса ребенка;
- с 14 лет ребенок может осуществлять полномочия по распоряжению своим имуществом, но только с письменного согласия родителей и других его законных представителей;
- обязанности несовершеннолетних в большинстве своем связаны с достижением четырнадцатилетнего возраста, однако обязанности детей по отношению к своим родителям возникают лишь после достижения ими совершеннолетия;
- правовые гарантии как элемент правового статуса представляют собой все юридические средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Подводя итог, следует отметить, что в сфере правового статуса ребенка еще многое, возможно, изменится, государство все более активно обращается к проблеме защиты прав несовершеннолетних, особенно в тех сферах, которые ранее не регулировались правом, именно поэтому необходимо дальнейшее исследование этой проблемы.
Литература
1. Нуруллина Э. Р. Статус детей в современном российском обществе и семье (на примере г. Казани): автореф. дис. ... канд.соц. наук. Казань, 2012.
2. Кантемирова З.Э. Конституционно-правовые средства защиты прав ребенка в условиях чрезвычайных ситуаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
3. Константинова А.В. Проблемы регулирования правового статуса ребёнка по российскому законодательству // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. Вып. 2 (40). 2013.
4. Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
5. Певцова И.Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013.
6. Капитонова Е.А. Конституционные обязанности ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2010.
7. Сологуб А.Ю. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации // Известия ИГЭА. 2011. № 4 (78).
8. ВоробьеваД.С. Конституционно-правовая защита детства - одно из направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4 (99).
9. Колосов А. В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
10. Милашова Ю. Ю. Особенности правового регулирования компетенции Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. II. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13). C. 152-155.
References
1. Nurullina E. R. Status detei v sovremennom rossiiskom obshchestve i sem'e (na primere g. Kazani): avtoref. dis. ... kand.sots. nauk. Kazan', 2012.
2. Kantemirova Z.E. Konstitutsionno-pravovye sredstva zashchity prav rebenka v usloviyakh chrezvy-chainykh situatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.
3. Konstantinova A. V. Problemy regulirovaniya pravovogo statusa rebenka po rossiiskomu za-konodatel'stvu // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Vyp. 2 (40). 2013.
4. Bondarenko O.A. Realizatsiya konstitutsionnykh prav i svobod rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2012.
5. PevtsovaI. E. Pravo rebenka na sem'yu i ego konstitutsionno-pravovoe obespechenie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2013.
6. Kapitonova E.A. Konstitutsionnye obyazannosti rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Penza, 2010.
7. Sologub A.Yu. Konstitutsionno-pravovaya zashchita prav rebenka v Rossiiskoi Federatsii // Izvestiya IGEA. 2011. № 4 (78). S.178.
8. Vorob'eva D.S. Konstitutsionno-pravovaya zashchita detstva - odno iz napravlenii obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. 2014. № 4 (99). S.146.
9. Kolosov A. V. Institut Upolnomochennogo po pravam rebenka v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2015.
10. Milashova Yu.Yu. Osobennosti pravovogo regulirovaniya kompetentsii upolnomochennogo po pravam rebenka v sub"ekte Rossiiskoi Federatsii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki: v 3 ch. Ch. II. Tambov: Gramota, 2011. № 7 (13). S.152-155.
Поступила в редакцию 12 ноября 2015 г.
Received 12 November, 2015