Научная статья на тему 'К вопросу о конституционно-правовом статусе Администрации Президента Российской Федерации'

К вопросу о конституционно-правовом статусе Администрации Президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5171
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / PRESIDENTIAL ADMINISTRATION / THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьев Вадим Николаевич

В статье поднимаются актуальные проблемы нормативного определения статуса Администрации Президента РФ. В соответствии с действующим законодательством, это — государственный орган власти, однако его функции скорее говорят об обеспечительном (вспомогательном) характере, хотя «де факто» Администрация — «супергосударственный» орган. Статья посвящена уточнению конституционно-правового статуса Администрации Президента Российской Федерации в контексте современного этапа модернизации политической и экономической систем страны. Уделено внимание анализу перспектив дальнейшего закрепления конституционно-правового статуса Администрации Президента в российском законодательстве. По результатам анализа автором сформулированы подходы к решению данной двуединой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Status Issues of the Presidential Administration of the Russian Federation

The article is devoted to the status definition issues of the Presidential Administration of the Russian Federation. In accordance with the current legislation it is a public body, however, its functions are actually the functions of a security (accessary) body. Although «de facto» Administration is «super» state agency. The article’s goal is to clarify the constitutional and legal status of the Presidential Administration of the Russian Federation in the context of current modernization of the political and economic state system. Attention is paid to the analysis of the prospects for further consolidation of constitutional and legal status of the Presidential Administration in the Russian legislation. According to the analysis the possible approaches to this twofold problem were articulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционно-правовом статусе Администрации Президента Российской Федерации»

Прокофьев В.Н. *

К вопросу о конституционно-правовом статусе Администрации Президента Российской Федерации

В статье поднимаются актуальные проблемы нормативного определения статуса Администрации Президента РФ. В соответствии с действующим законодательством, это — государственный орган власти, однако его функции скорее говорят об обеспечительном (вспомогательном) характере, хотя «де факто» Администрация — «супергосударственный» орган. Статья посвящена уточнению конституционно-правового статуса Администрации Президента Российской Федерации в контексте современного этапа модернизации политической и экономической систем страны. Уделено внимание анализу перспектив дальнейшего закрепления конституционно-правового статуса Администрации Президента в российском законодательстве. По результатам анализа автором сформулированы подходы к решению данной двуединой задачи.

The article is devoted to the status definition issues of the Presidential Administration of the Russian Federation. In accordance with the current legislation it is a public body, however, its functions are actually the functions of a security (accessary) body. Although «de facto» Administration is «super» state agency. The article’s goal is to clarify the constitutional and legal status of the Presidential Administration of the Russian Federation in the context of current modernization of the political and economic state system. Attention is paid to the analysis of the prospects for further consolidation of constitutional and legal status of the Presidential Administration in the Russian legislation. According to the analysis the possible approaches to this twofold problem were articulated.

Ключевые слова: Администрация Президента, Президент РФ, институты развития, модернизация

Key words: Presidential Administration, the President of the Russian Federation, development institutions, modernization

На современном этапе модернизации политической и экономической системы страны особое значение приобретают проблемы совершенствования организационного обеспечения деятельности ее ведущих властных институтов. Особое место в этом процессе занимает институт Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ). Процесс эволюции российского института президентства также обозначил весьма широкий круг актуальных практических проблем правового характера1. Однако детального изучения и теоретической проработки заслуживает

* Прокофьев Вадим Николаевич — кандидат философских наук, заместитель декана по развитию, доцент кафедры государственной и муниципальной службы факультета государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected]

1 Зуйков А.В. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. C. 25.

статус и такого на первый взгляд «вспомогательного органа», как Администрация Президента Российской Федерации (далее — Администрация Президента).

Конституционно-правовой статус Администрации Президента проработан пока еще недостаточно, накопленный к настоящему времени обширный нормативный и фактический материал не получил полного отражения в научных работах. Разработка вопросов конституционно-правового статуса Администрации Президента велась в основном фрагментарно и не изучалась как самостоятельная проблема.

В настоящей статье предпринята попытка в известной мере восполнить этот пробел.

Администрация Президента насчитывает более чем 20-летнюю практику существования. Администрация Президента как отдельная структура была учреждена в 1991 г. Указом первого Президента РСФСР Б.Н. Ельцина в качестве рабочего аппарата для обеспечения деятельности Президента РСФСР и вице-президента РСФСР, реализации конституционных полномочий Президента РСФСР2.

По оценкам исследователя Л. А. Окунькова, «Администрация Президента в первые годы своей деятельности представляла собой рабочий аппарат, созданный специально для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и контроля за исполнением принятых решений»3. Следует обратить внимание на наличие уже в первоначальной структуре Администрации Президента «команды» главы государства (приближенных руководящих должностных лиц Администрации Президента), контрольного и протокольного управлений, службы безопасности. Наличие этих подразделений значительно повышало независимость Президента РФ от иных структур государственной власти и управления.

Представляется необходимым заметить, что Администрация Президента не является «инновацией» отечественного государственного строительства в отличие от структур советской эпохи. Однако в российском варианте президентская администрация обладает определенной спецификой.

Администрация Президента реализует важные функции власти и управления, координирует деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ4. Возглавляет данный орган Руководитель Администрации, назначаемый на должность Президентом РФ. Руководитель Администрации

2 См.: Указ Президента РСФСР № 13 от 19 июля 1991 года «Об Администрации Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1538.

3 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 2000. С. 110.

4 СтариловЮ.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. Т. 1. М., 2007. С. 473.

утверждает структуру и штатное расписание подразделений Администрации, распоряжается финансовыми средствами в пределах сметы расходов Администрации.

Роль Руководителя Администрации Президента имеет существенное значение в современной России. В практике достаточно часто наблюдаются случаи, когда глава Администрации Президента выполнял работу, явно не характерную для вспомогательного органа. Например, в 2003-2004 годах Д. А. Медведев собирал глав субъектов Российской Федерации для подготовки основ региональной политики Президента РФ. Что характерно, главы регионов незамедлительно приезжали на встречу с главой Администрации Президента. Аналогичные контакты с С.С. Собяниным не проводились. Встречи с региональными руководителями с 2004 года стали проходить в рамках Государственного совета при Президенте РФ5. При этом общественнополитический «диалог» продолжается и поныне, в том числе в рамках проведения семинаров по приоритетным социально-экономическим вопросам (два раза в год)6.

Если первый Президент РФ использовал вертикальную систему управления, то с 2004 года используется так называемая смешанная система управления Администрацией Президента. В.В. Путин замкнул все службы Администрации Президента на руководителя своей администрации, докладывающего ему лично по всей государственной повестке. Одновременно чуть ранее он вывел отдельные ключевые министерства и ведомства из подчинения Правительства РФ и переподчинил их непосредственно себе.

Вместе с тем внутренняя структура Администрации Президента остается до сих пор достаточно централизованной: каждый работник аппарата занимается вверенной ему областью или конкретной задачей в соответствии с должностным регламентом. Все, что подлежит докладу Президенту РФ, обычно направляется в письменном виде по инстанциям, от руководителя самостоятельного подразделения (советника Президента) к заместителю руководителя Администрации Президента РФ (помощнику Президента РФ), от заместителя руководителя (помощника Президента РФ) к руководителю Администрации Президента РФ, а затем к Президенту РФ. Отдельные должностные лица в силу «особых обстоятельств» обладали правом прямого обращения к главе государства, минуя более высокопоставленных «посредников» (в частности подобным административным ресурсом обладал

А.В. Дворкович — в 2004-2008 годы начальник Экспертного управления Президента

5 Иксанов И.С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 130.

6 Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 343-рп.

РФ и в 2008-2012 годы помощник Президента РФ). В итоге Президент РФ имеет три канала альтернативной информации. Во-первых, от Руководителя Администрации Президента, во-вторых, от Председателя Правительства РФ, министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (ряд министерств и ведомств, как уже было отмечено выше, находится в непосредственном подчинении Президента РФ), и в-третьих, являясь непосредственным председателем ряда Советов при Президенте РФ и участвуя в работе Комиссий при Президенте РФ, глава государства имеет третий источник информации7.

Таким образом, общее стратегическое и тактическое руководство

Администрацией Президента осуществляет Президент РФ.

Актуальные проблемы нормативного определения статуса Администрации Президента РФ. Функционирование Администрации Президента сегодня сопровождается широким кругом проблем нормативно-правового характера.

Необходимо особо подчеркнуть, что основная проблема определения нормативного статуса Администрации Президента состоит в том, что Конституция Российской Федерации не определяет Администрацию Президента как

государственный орган.

В нормативных правовых актах главы государства Администрация Президента характеризуется как государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ. Однако, в соответствии с Конституцией России, государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10)8. Естественно, что Администрация Президента не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата. В силу этого положения понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.

Наличие проблемы определения нормативного статуса Администрации Президента отмечают в своих работах многие эксперты. В частности А.В. Зуйков в своем диссертационном исследовании «Институт президентства в России:

конституционная модель, современные реалии и перспективы» заявляет, что, несмотря на ключевую роль Администрации Президента в системе взаимодействия властных институтов и в определении политической повестки дня в нашей стране, эволюция ее статуса лежит преимущественно в неформальной плоскости, поскольку ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство этот самый статус не

7 Иксанов И.С. Указ. соч. С. 130.

8 Конституция РФ от 12.12.1993 в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 2009. № 4. Ст. 445.

конкретизируют9. Одним из наиболее оптимальных вариантов устранения такой ситуации, по мнению исследователя, могло бы стать включение соответствующих детальных положений в федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О Президенте Российской Федерации».

Близкую точку зрения по данному вопросу высказывают И.С. Иксанов,

Н.Н. Скрыпников, аргументирующие в своих диссертационных работах тезис о том, что Администрация Президента имеет особое конституционное положение, не соответствующее ее текущему политическому значению. Статус и полномочия этого органа по-прежнему продолжает регулироваться указами Президента РФ, между тем специальный федеральный закон в данной сфере до сих пор не принят10.

Является ли Администрация Президента «государственным органом» и может ли вспомогательный орган быть «государственным органом», так и не было установлено и в судебном порядке.

Между тем Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 года «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» в п. 1 вновь закрепил статус Администрации Президента РФ как государственного органа11.

Существенными остаются проблемы разграничения деятельности самого Президента РФ как политического лидера и главы государства и деятельности Администрации Президента, призванной обеспечивать исполнение полномочий Президента РФ и не подменять в своей деятельности главу государства12. В связи с этим, по мнению экспертов, в текущих условиях очевидно, что реальные перспективы развития института президентства в России будут происходить по линии перераспределения политических функций между Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации (и Правительством в целом), Администрацией Президента и Аппаратом Правительства Российской Федерации (складывающийся «консорциум» аппаратов при сохранении тренда на усиление их административной и политической конкуренции), вне зависимости от того, будут ли они направлены на создание «сильного» Правительства во главе с политическим, а не «техническим» его

9 Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12.

10 См.: Иксанов И.С. Указ. соч. С. 3; Скрыпников Н.Н. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 65.

11 Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2004 № 726, от 01.08.2005 № 903, от 20.03.2007 № 370, от 21.10.2008 № 1510) // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188; 2005. № 9. Ст. 709; 2007. № 13. Ст. 1530; 2008. № 43. Ст. 4919.

12 Скрыпников Н.Н. Указ. соч. С. 22.

председателем, или нет, а также на усиление или ослабление законодательной и судебной ветвей власти.

Модернизация системы и структуры федеральных органов власти в ходе реформы государственного управления способствует созданию необходимых

юридических предпосылок сокращения субъектов контрольно-аналитической

деятельности, уточнению и унификации правового статуса структур Администрации Президента, занятых в этой сфере. Их реализация в процессе организационно-правового совершенствования системы президентской власти в Российской Федерации выводит на первый план проблему более четкого разделения «зон» контроля за исполнением федерального законодательства, выявление и устранение дублирования предметов ведения различных самостоятельных подразделений Администрации; уточнения, применительно к каждому из них, перечня необходимых функций, а также передачу несвойственных или избыточных функций по принадлежности иным структурам13.

Крайне актуальным остается реформирование Администрации Президента путем исключения бюрократизации, разрастания структуры и дублирования функций подразделениями. Это процесс осуществляется по двум направлениям. Первое из них предполагает совершенствование структуры аппарата органов при Президенте РФ путем сокращения отдельных структурных подразделений (управлений, департаментов, отдельных должностей) в целях сокращения как общей численности сотрудников аппарата, так и штатной численности отдельных подразделений. Второе направление частично вытекает из первого, хотя часто носит вполне самостоятельный характер и проявляется в совершенствовании содержания текстов нормативных актов, регламентирующих правовой статус, функции и компетенцию вспомогательного аппарата путем их конкретизации, исключения противоречивых положений, пробелов и т. п.

Административная реформа, затрагивающая в том числе модернизацию конституционно-правового статуса Администрации Президента, не должна создавать иллюзию конечного положительного результата в решении вышеназванной проблемы. Конституция РФ не закрепляет четких параметров и принципов организации и деятельности государственного аппарата, институционально не разграничивает карьерное и политическое чиновничество. В таком закрепленном на правовом уровне «реформировании» меняются названия органов и их структура. По существу же изменения структур практически не производятся. То есть либо проводится

13 Хараджиев М.Ф. Конституционно-правовое обеспечение деятельности главы государства Администрацией Президента Российской Федерации в сфере учета и анализа обращений граждан. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 26.

«рокировка» структур с сохранением общей численности служащих и функций, или структуры продолжают дублировать друг друга в другой последовательности14. Не следует забывать и об общем для всех крупных бюрократических структур правиле — их административно-правовом и управленческом «бессмертии».

Целесообразно также констатировать, что неоднозначность конституционноправового статуса Администрации Президента проистекает из особенностей деятельности самого института президентства в России. Отечественный институт президентства в сегодняшних условиях — это особый объект, который с момента возникновения неизменно вызывает повышенный интерес как российских, так и зарубежных специалистов в области права, политологии, истории, социологии и других наук, а также журналистов и обывателей. Причем по отношению к данному институту представлен весь спектр возможных мнений и оценок. Если говорить о критике в адрес института Президентства, то сегодня она все чаще звучит от представителей российской юридической науки и от зарубежных экспертов. Именно этот институт ассоциируется в современной конституционной и политической науке с такими проблемами, как нарушение принципа разделения властей; усиление исполнительной ветви власти и выстраивание «вертикали»; «указное законотворчество»; «вырождение» федеративных отношений; «всесилие» президентской администрации; «упадок» парламента; фиктивность конституционного правосудия; «визовая» рента. Президент РФ представляется в качестве если не инициатора, то потворщика большинства недемократических мер и реформ. Тем не менее число сторонников института президентства в его нынешнем виде среди специалистов также велико, а общественная поддержка отличается очевидной устойчивостью. Такая двойственная ситуация оказывает негативное влияние на практику российского президентства, эволюцию данного института и правовое регулирование деятельности его Администрации15 и требует соответствующего правового устранения.

Перспективы дальнейшего закрепления конституционно-правового

статуса Администрации Президента в российском законодательстве. 1. Ввиду того, что конституционно-правовой статус вспомогательных органов при Президенте РФ, в числе которых выступает Администрация Президента, не является четко определенным в российских условиях, в первую очередь, необходимым представляется законодательно закрепить и регламентировать положение вспомогательных органов

14 Иксанов И.С. Указ. соч. С. 138-139.

15 Зуйков А.В. Указ. соч. С. 4.

при Президенте РФ путем принятия федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации».

2. Администрация Президента Российской Федерации, как уже выше подчеркивалось, по-прежнему имеет спорный статус государственного органа, что с правовой и управленческой точки зрения, по мнению большинства правоведов, недопустимо, поскольку она не имеет права издавать от своего имени (не локальные) нормативно-правовые акты.

Одновременно Администрация Президента обладает исполнительно-властной природой полномочий16 (этот факт рельефно проступает в деятельности Контрольного управления Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и федеральных инспекторов).

В связи с этим видится продуктивным закрепление статуса Администрации Президента РФ в качестве государственного органа федеральной исполнительной власти, путем включения ее в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Сложившуюся проблему можно разрешить несколькими путями.

Первый: исключить понятие «государственный орган» из п. 1 действующего Положения об Администрации Президента РФ. Взамен ему возможно употребление термина «конституционный орган». Таким образом, при сохранении наименования «администрация» будет очевидно, что речь идет о вспомогательном аппарате Президента РФ17.

Учитывая, что Президент РФ «стоит» над законодательной, исполнительной и судебными властями и призван способствовать их эффективной работе, то одной из его основных функций является координационная. Президент РФ обладает значительными скрытыми полномочиями, его решения претворяются в жизнь посредством координационной деятельности его Администрации. Все это в целом позволяет назвать Администрацию Президента координационным вспомогательным органом Президента РФ и в таком терминологическом виде закрепить ее правовую основу.

Следующий путь — перевод Администрации Президента в органы исполнительной власти при непосредственном подчинении Президенту РФ, что даст возможность Правительству РФ лучше взаимодействовать с Президентом РФ18.

16 Волков А.М., Лютягина Е.А. К вопросу о роли и месте Администрации Президента Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 34-39.

17 Иксанов И.С. Указ. соч. С. 20.

18 Там же.

3. В свете проблемы определения организационного и конституционноправового статуса Администрации может видеться актуальным также возвращение к рассмотрению проекта федерального закона «Об Администрации Президента Российской Федерации», так как Администрация Президента является в первую очередь конституционным органом19.

Поскольку, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации, к ведению Российской Федерации относится формирование федеральных органов государственной власти, а в части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, постольку следует, что Основной закон прямо предусматривает возможность принятия федеральных законов по вопросам формирования федеральных органов, одним из которых и является Администрация Президента.

Следовательно, используя аналогию, можно утверждать, что нормативное регулирование правового положения Администрации Президента нормативным актом уровня Указа Президента Российской Федерации является временным, действующим «до принятия соответствующих законодательных актов». Таким образом, можно согласиться с Б.А. Виноградовым, полагающим, что основным нормативным правовым актом, призванным регулировать правовое положение Администрации Президента, должен быть федеральный закон20.

Юридическая обоснованность вышеизложенных рассуждений подтверждается сложившейся в Российской Федерации практикой определения правового положения органов государственной власти и управления, не являющихся органами ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти в нормативных правовых актах уровня федерального закона. Следует упомянуть, например, Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации»21, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации»22, Федеральный закон «О Следственном комитете Российской

19 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти: Аналитический обзор законодательства. М., 2010. С. 101.

20 Подробнее см.: Виноградов Б.А. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 313307-4 «Об Администрации Президента Российской Федерации». иКЬ: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsl/ByI В/479В9В16А6БЕВ92С432571ВВ005БВЕЕ1?ОрепОоситей (06.11.13).

21 Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

22 Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Федерации»23. Сюда же можно отнести Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

Основными отличиями (новеллами) правового статуса Администрации Президента, устанавливаемого в соответствии с проектом Федерального закона № 3133074 «Об Администрации Президента Российской Федерации», являются следующие.

Законодательно закрепляется недопустимость вмешательства Администрации Президента в деятельность Правительства Российской Федерации при решении конкретных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти.

В целях недопущения распространения недостоверной информации о возможности воздействия Администрации Президента на отдельные средства массовой информации или политические партии законопроект закрепляет недопустимость вмешательства Администрации Президента в деятельность средств массовой информации, политических партий и иных некоммерческих организаций (за исключением случаев подготовки по заданию Президента РФ законопроектов, затрагивающих названные организации, а также деятельности пресс-службы).

Руководителям Администрации Президента запрещается участвовать в управлении хозяйствующими субъектами (в том числе входить в их советы директоров), за исключением случаев, когда исполнение такого рода обязанностей не сопряжено с получением вознаграждения от хозяйствующих субъектов (устанавливаемый запрет призван исключить возможность появления недостоверной информации о наличии в деятельности сотрудников Администрации Президента конфликта интересов, а также признаков коррупционного поведения).

Устанавливаются следующие функции Администрации Президента: обеспечение деятельности Президента РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение деятельности Президента Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.

Таким образом, принятие данного федерального закона направлено на установление в законодательстве правовых требований к органам власти высшего уровня и их должностным лицам, требований, в том числе, и нравственного характера,

23 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

представления о необходимости существования которых традиционно поддерживаются в национальном правосознании24.

По нашему мнению, принятие федерального конституционного закона видится наиболее перспективным направлением развития государственного строительства.

В целом, представляется необходимым более целенаправленно проводить линию на укрепление конституционно-правового статуса Администрации Президента, которая должна стать органом (центром), определяющим успех конституционноправового обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан страны, решающим вопросы государственно-правового и муниципального строительства, реформирования судебной власти, содействующим упрочению политической системы, отвечающей демократическим принципам и общепринятым мировым стандартам25.

Данный ФКЗ должен стать основой для закрепления за Администрацией Президента исчерпывающего перечня функций вспомогательного органа Президента РФ, сделать ее работу в большей мере подконтрольной и подотчетной.

Следует отметить, что такая неопределенность уже привела к сомнительным правовым последствиям. В частности, определением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2010 года установлено, что обжалование в судебном порядке действий государственных органов и их должностных лиц, находящихся в непосредственном подчинении Президенту РФ, а также предъявление исков к данным государственным органам, на практике означает вмешательство в деятельность Президента РФ.

При этом у самого Президента РФ к настоящему времени не выработаны механизмы (правовые средства) осуществления эффективного контроля за деятельностью своей администрации и ее должностных лиц. Максимум, что может грозить «нерадивому» чиновнику за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (какими бы серьезными и негативными ни были последствия от его действий или бездействия) — это освобождение от занимаемой должности. В этом смысле показателен широко освещенный в СМИ пример с экс-начальником департамента Контрольного управления Президента РФ, на задержание которого по подозрению в совершении мошенничества компетентные правоохранительные органы якобы «получили право» только с санкции высшего руководства страны. Напомним,

24 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти: Аналитический обзор законодательства. С. 101.

25ХараджиевМ.Ф. Указ. соч. С. 15.

действующее законодательство особым уголовно-процессуальным статусом должностных лиц Администрации Президента не наделяет.

Кроме того, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Администрацией Президента и ее должностными лицами не является предметом прокурорского надзора, а благодаря «удачной» управленческой конструкции — наличию отдельного федерального органа исполнительной власти (Управление делами Президента РФ) — ее деятельность не выступает объектом аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации.

Таким образом, с принятием указанного ФКЗ гарантируется соблюдение фундаментального принципа «сдержек и противовесов», легитимизируется реальный политический и административный вес Администрации Президента, обеспечивается управленческий «консенсус» в условиях плюралистической демократии, а также уравновешиваются полномочия данного вспомогательного органа и ответственность и прозрачность исполнения должностных обязанностей его работников.

Список литературы:

1. Виноградов Б.А. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 313307-4

«Об Администрации Президента Российской Федерации» URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsf/ByID/479B9B16A6DEB92C432571BB005DBE E1?OpenDocument (06.11.13).

2. Волков А.М., Лютягина Е.А. К вопросу о роли и месте Администрации Президента Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 34-39.

3. Зуйков А. В. Политика в рамках права: «правила игры» для Президента // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. C. 25-31.

4. Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2009.

5. Иксанов И. С. Президент Российской Федерации: основные полномочия и их организационное обеспечение: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2008.

6. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М., 2000.

7. Скрыпников Н.Н. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. Т. 1. М., 2007.

9. Хараджиев М.Ф. Конституционно-правовое обеспечение деятельности главы государства Администрацией Президента Российской Федерации в сфере учета и анализа обращений граждан. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.