К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
Ф.Ф. Хайретдинов, студент И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-189-193
Аннотация. Целью данной работы является определение общих тенденций, закономерностей и характерных черт развития данной области в рамках российского права, оценка и интеграция теоретических и практических знаний по вопросам связанных с конституционно-правовым положением иностранцев в России. Необходим глубокий анализ нормативно-правовой базы, устанавливающей принципы конституционно-правового положения иностранцев на территории РФ. При этом в процессе изучения материалов по данной теме будем использовать комплексную систему исследования основополагающих сфер российского права.
Ключевые слова: конституционно-правовое положение, иностранец, правовой статус, российское право.
Сложная по этноконфессиональному составу и огромная территория Российской Федерации усложняет построение эффективной государственной политики по обеспечению внутриполитической стабильности и территориальной целостности. Формирование политики национальной безопасности России в условиях глобализации - это, прежде всего, идейный вызов для научной и политической элиты, способной предложить социуму своевременные, но ему не противоречащие ценности и национальные ориентиры; умение государства адекватно заполнять общественное сознание национальными образами и символами [11, с. 57].
В Российской Федерации существует определенное понимание важности работы с иностранными гражданами, направленной на сглаживание межкультурных различий и размывание социальных барьеров между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами [12, с. 18].
Актуальность данной работы обусловлена чем, что конституционно-правовое положение иностранцев на территории РФ, с точки зрения комплексной системы отечественного права, тесно взаимосвязано с работой государственных организаций в области защиты конституционных прав и свобод человека, а также обеспече-
ния национальных интересов России. Необходим анализ и разбор нормативно-правового законодательства в сфере регулирования конституционно-правового положения лиц с иностранным гражданством на территории РФ.
Цели, предусмотренные данной работой, достигаются по средствам сравнительной оценки положений российских граждан и иностранцев на территории РФ. Таким образом, будет возможно определить исключительные характеристики конституционно-правового положения иностранных граждан в России.
Статус лиц с иностранным гражданством и лиц без какого-либо гражданства основан на одной и той же правовой базе, а именно на 62 и 63 статье Конституции России [1] и нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [8]. В соответствии с Федеральным законом для лиц без гражданства установлены особые правила, отличные от правил, предусмотренных для иностранных граждан [8].
С точки зрения правомерности нахождения в России иностранцев можно разделить на две группы: незаконно находящихся на российской территории и имеющих на это законные основания. Иностранцы, находящиеся на территории РФ
правомерно - это лица, обладающие действующим видом на жительство, визой или другой установленной российским ФЗ [1-10] и международным соглашением документацией, подтверждающей право этого лица на пребывание в России. Если человек не имеет таких документов, его следует относить к иностранцам находящихся на российской территории незаконно. Такой человек, согласно административным нормам, может быть принудительно выслан из России.
Иностранцы, после прибытия на территорию РФ, должны в следующие семь рабочих дней пройти процедуру регистрации в органе государственной власти осуществляющий функции контроля, надзора и оказанию услуг в сфере миграции. На настоящий момент этим занимается- Федеральная миграционная служба.
Регистрация иностранцев носит заявительный характер, что означает, начало процедуры регистрации начинается с момента подачи ими соответствующего заявления. Стоит отметить, факт наличия у лица, подавшего заявления миграционной карты с отметкой о въезде на территорию РФ, и документ, удостоверяющий личность [9].
Регистрацию вправе не осуществлять представители органов власти других государств, которые пересекли границу с целью визита по приглашению [2].
В зависимости от срока и места временного проживания в России граждане иностранных государств могут относиться к одной из категорий: временно проживающие; временно пребывающие; постоянно проживающие, а также в особых случаях лица, которые получили политическое убежище [9].
Временным пребыванием считается тот срок, который указан в выданной иностранному гражданину визе. А вот если он приехал в РФ без визы, этот срок не может быть больше 90 дней. Все исключения из этого правила указаны в Федеральном законе. Иностранный гражданин вправе пребывать на территории РФ, до момента истечения срока его законного пребывания. В противном случае имеют место быть негативные последствия [7].
В настоящее время предоставление разрешения на временное проживание осуществляет Правительство Российской Федерации, в дальнейшем устанавливается срок проживания 3 года. Правительство обновляет информацию о квотах ежегодно, основываясь на предложениях региональных исполнительных органов власти.
Для постоянного проживания гражданину иностранного государства потребуется оформить вид на жительство, который оформляется в отделении федерального органа власти - ФНС. Но обязательным условием для получения этого документа является проживание в РФ в статусе «временное проживание» на протяжении одного года или более. Время действия вида на жительство составляет пять лет, и его можно будет продлить по заявлению гражданина. При этом продлевать можно неограниченное количество раз.
Законом установлены особые случаи, при которых выданные гражданину иностранного государства разрешения могут быть аннулированы [3]. Если он призывает к насильственному свержению основ конституционного строя или своими действиями способен нанести ущерб безопасности РФ или граждан государства [6].
Также отказ получат те граждане, которые финансируют и участвуют в планировании и реализации террористических актов, а также являются соучастниками таких деяний [4]. Отказ получат даже те, кто представил в органы для проверки поддельные и неверные документы при получении разрешения или же сообщил неверные сведения при обращении в отделение ФНС. Также такие деяния влекут за собой иные наказания.
К отдельной категории иностранцев, а также лиц, не имеющих никакого гражданство, относятся люди, которым в силу тех или иных обстоятельств было предоставлено политическое убежище. Отметим, что убежище, предоставленное некоторым лицам одним государством, должно быть неприкосновенно для других государств.
При этом люди, подозреваемые в посягательстве на мировой порядок и безопасность человечества в целом, а также военных преступлениях, не могут воспользо-
ваться правом на поиск и получение политического убежища. Оценка обстоятельств, в результате которых определенный человек моет нуждаться в убежище, выполняется государством, предоставляющим такое убежище (ст. 1) [1].
Людям данной категории не может быть отказано в пересечении границы или возвращение на территорию какой-либо страны в принудительном порядке, за исключением тех случаев, когда речь идет вопросах национальной безопасности или защите граждан государства, предоставившего убежище.
Важную роль в изучении правовых взаимоотношений между государством и человеком, нуждающимся в убежище, играет «конституционно-правовой статус иностранного гражданина». Данный статус определяет характер указанных отношений, их отлития от взаимоотношений с гражданами данного государства и иностранцами других категорий, имеющими определенные права и обязанности.
Наделение иностранцев, находящихся на территории России, равным правовым статусом с российскими гражданами при учете ряда ограничений, связанных с обеспечением безопасности государства и общества, происходит в соответствии с установленным в государстве национальном режимом. При этом в отношении данных лиц предусматриваются особые права и обязанности. Например, это обязательность в оформлении документов, свидетельствующих о статусе лица с иностранным гражданством на территории РФ.
Юридическое обоснование относительно существование данных прав и обязанностей заключается в первую очередь в нахождении иностранцев не на территории их собственной страны. Отдельные права иностранцев могут рассматриваться и в роли их обязанностей. При этом гарантии государства относительно правового статуса иностранцев позволяют обеспечить исполнения прав, свобод и обязанностей данных лиц [5].
Претворение в жизнь ст. 22 Конституции Российской Федерации находит свои трудности в правоприменении [1]. Буквально она гарантирует каждому, включая,
в том числе и иностранцев в одинаково, как и гражданам нашей страны право на свободу и личную неприкосновенность.
В настоящее время, считается что, насущно стоит вопрос соблюдения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения и подлежащих депортации, либо административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях [4]. Несомненно, стоит отметить корень проблемы, в настоящее время закон не предусматривает разрешения вопроса о времени содержания лица, его пребывания в специальном помещении, и оно носит неисчислимый характер, что по большому счету является нарушением, чем необходимостью достижения целей государства.
Анализ процедуры препровождения и помещения лиц в специальные помещения, которым присуждена санкция в виде принудительного выдворения из страны, предполагается, не как иначе как способ обеспечения производства по выдворению.
Оно подразумевается в принудительном препровождении указанных лиц в такие специальные учреждения и их содержания вплоть до принудительного выдворения, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации [4].
Стоит отметить, что суд при принятии данного рода постановления, не правомочен разрешать вопрос об установлении сроков содержания иностранных лиц в специальных учреждениях. Длительность пребывания в вышеуказанных учреждениях иностранных граждан объясняется тем
временем, которое требуется для достиже- условий выявлении обстоятельств препят-ния цели исполнения решения суда [4]. ствующих их фактическому выдворению
Конституционный суд в своём поста- из страны. Невозможно не согласиться, с новлении от 23.05.2017 N 14-П «По делу о тем, что правовая неопределённость в дан-проверке конституционности положений ной области имела место быть, и таким статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Фе- образом Конституционный суд приклады-дерации об административных правона- вает усилия к их устранению. рушениях в связи с жалобой лица без гра- С точки зрения установления право-
жданства Н.Г. Мсхиладзе» [10] обозревая мерного статуса и с целью преодоления правовую проблему относительно содер- случаев нарушения прав иностранных жания конкретного лица в специальном граждан на свободу и личную неприкосно-учреждении и массы других аналогичных венность, определенно стоит законода-ситуации указал, на необходимость внесе- тельно закрепить максимальный срок со-ния изменений в КоАП РФ и предоставле- держания иностранных граждан в специ-ний иностранным лицам права обращения альных учреждениях по аналогии с макси-в суд с заявлением о проверке обоснован- мально установленным сроком админист-ности дальнейшего их содержания, при ративного ареста.
Библиографический список
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Соглашение от 15.04.1994 (ред. от 25.11.2005) «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021)
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021)
6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021)
7. Приказ МВД России от 10.12.2020 N 856 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации « (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483)
8. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации»
10. Постановление Конституционного суда от 23 мая 2017 г. N 14-П по делу о проверке Конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушения в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе.
11. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - № 1(43). - С. 57-60.
12. Аминов И.Р. Правовые меры государственного предупреждения и урегулирования этнических и религиозных конфликтов // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2018. - № 1 (1). - С. 13-21. - DOI 10.33184/vest-law-bsu-2018.1.2.
ON THE QUESTION OF THE CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF FOREIGN
CITIZENS IN RUSSIA
F.F. Khairetdinov, Student
I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The purpose of this work is to determine general trends, patterns and characteristic features of the development of this area within the framework of Russian law, to assess and integrate theoretical and practical knowledge on issues related to the constitutional and legal status of foreigners in Russia. A deep analysis of the legal and regulatory framework is required, which establishes the principles of the constitutional and legal status of foreigners on the territory of the Russian Federation. At the same time, in the process of studying materials on this topic, we will use a comprehensive system for researching the fundamental areas of Russian law. Keywords: constitutional and legal position, foreigner, legal status, Russian law.