Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ'

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдухаликова Насиба Алижановна

В основу данной статьи положен доклад автора общеинститутского семинара, посвящённой предварительной защите диссертационной темы «Этическое просвещение как фактор предотвращения Интернет-зависимости». Интернет-зависимость здесь понимается чрезмерная компьютерная увлеченность молодежи. Популяризация цифровых высокотехнологических компьютерных технологий формирует пристрастия к компьютеру, что приводит к патологическому расстройству, а также других болезней. В этой связи авторы стремятся анализировать сущность и содержание компьютерной зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT COMPUTER DEPENDENCE

This article is based on the report of the author of an all-institute seminar dedicated to the preliminary defense of the dissertation topic "Ethical education as a factor in preventing Internet addiction." Internet addiction is understood here as the excessive computer enthusiasm of young people. The popularization of digital high-tech computer technologies creates addictions to computers, which leads to pathological disorders, as well as other diseases. In this regard, the authors seek to analyze the essence and content of computer addiction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

ФИЛОЛОГИЯ

К ВОПРОСУ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Абдухаликова Насиба Алижановна

докторант кафедры общественные науки Наманганского инженерно-технологического института

TO THE QUESTION ABOUT COMPUTER DEPENDENCE

Abdukhalikova Nasiba Alizhanovna

doctoral student of the Department of Social Sciences Namangan Engineering and Technological Institute

Аннотация. В основу данной статьи положен доклад автора общеинститутского семинара, посвящённой предварительной защите диссертационной темы «Этическое просвещение как фактор предотвращения Интернет-зависимости». Интернет-зависимость здесь понимается чрезмерная компьютерная увлеченность молодежи. Популяризация цифровых высокотехнологических компьютерных технологий формирует пристрастия к компьютеру, что приводит к патологическому расстройству, а также других болезней. В этой связи авторы стремятся анализировать сущность и содержание компьютерной зависимость.

Abstract. This article is based on the report of the author of an all-institute seminar dedicated to the preliminary defense of the dissertation topic "Ethical education as a factor in preventing Internet addiction." Internet addiction is understood here as the excessive computer enthusiasm of young people. The popularization of digital high-tech computer technologies creates addictions to computers, which leads to pathological disorders, as well as other diseases. In this regard, the authors seek to analyze the essence and content of computer addiction.

Ключевые слова. Компьютер, компьютерная коммуникация, зависимость, Интернет-зависимости.

Keywords. Computer, computer communication, addiction, Internet addiction.

Новый век является веком глобализации информационных технологий, информатизации всей сферы социально-экономической и культурной жизни населения мира. Таким образом, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни людей, без которой невозможно представить как развитие материальных благ, так и повседневности молодежи. Компьютер уже стал настоящим «другом» в жизни молодежи, необходимым для учебы, работы, и для досуга. В этой связи в научной литературе идут острые дискуссии о компьютерной зависимости молодежи стран СНГ, так как они сидят у монитора, не замечая времени, занимаясь не только полезным для духовного роста, но и бессмысленным просмотром социальных сетей и других сайтов, дискредитирующих этноконфессиональной позиции при социализации и профессионализации.

В 1996 году на основе компьютеризации общественной жизни населения Американский психиатр Иван Голдберг обратил внимание на пристрастие людей к компьютеру и ввел в научный оборот термин «Интернет-зависимость». Согласно И. Голдбергу чрезмерное использование компьютера приводит человека в психической зависимости от компьютера, что проявляется в психическом расстройстве поведения. На самом деле он под интернет-зависимостью ("Internet Addiction Disorder", IAD), подразумевал не медицинскую болезнь, как алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь [5].

Родоначальником исследования данной проблемы была Кимберли Янг, которая указывала «Интернет/компьютерную зависимость» как проблемой психического здоровья личности, связанной с депрессией из-за бесконтрольной работы в компьютере [12]. Компьютерная зависимость молодежи - это время провождения у монитора, прием, обработка и сохранения информации, просмотр блогов, фильмов и других клипов песен, социальных сетей, подготовка к учебным занятиям. Тем самым, компьютер позволяет человеку подключения к Интернету, которое открывает путь к виртуальному миру, позволяющей войти в мировое интернет-сообщество пользователей Интернетом. В этой связи мы согласны с определением Кимберли Янг зависимость от интернета как «... уход в виртуальную реальность тревожных и склонных к депрессиям лиц, ощущающих собственную незащищенность, имеющих низкую самооценку, одиноких и тяготящихся собственной жизнью. Эмоциональная привязанность - возможность освободиться от переживания неприятностей в реальной жизни, высказаться, быть эмпатийно понятым и принятым и получить поддержку и одобрение... Возможность ощущения себя «виртуозом» в применении компьютерных технологий и специализированных коммуникативных или поисковых программ вследствие преодоления компьютерофобии [6].

Постановка проблемы Интернет-зависимости в научной литературе прослеживает несколько направлений и позиций: первая из них составляют наиболее близким по тематике компьютерной

зависимости, в которых анализируются теория и практика зависимости молодежи от компьютера, а также интернет-зависимость многомерное явление в профессионализации молодежи [1; 3; 4; 8; 9; 10; 11].

Пристрастия к компьютеру приобретает хронический характер в жизни и деятельности человека, что человек не может почувствовать себе полноценным, так как тесно взаимосвязан в электронной памяти своей учебной деятельности. В этой связи мы согласны с С. Ларионовой в том, что интернет-зависимость является «...психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него» [7, с.232]. Детерминантом интернет-зависимости, как нам представляется, является отчужденности молодежи от коллектива, усиления которого наблюдалось в период пандемии с переходом онлайн занятии студентов. В этой связи во многом случае причиной зависимости молодежи от компьютера возникли из-за изолированности от друзей, семьи, коллег, т.е. потери внимании и общении, что заменяется компьютер-коммуникацией. Компьютер стал другом «общения» без обязательств личного характера, позволяющий анонимность и безопасность коммуникации электронным сообществом, познать нового, удовлетворить информационной потребности свежими новостями, слушать желаемой музыки и песни, смотреть фильмы. Все это создает новый параллельный интересный мир для человека, привлекательнее чем, реального мира.

Согласно статистическим данным на начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей перевалила за отметку в 3,8 миллиарда. Почти 60% мирового населения уже онлайн, и есть все основания полагать, что уже к середине года половина всех людей на планете будут пользоваться соцсетями. Интернет-пользователи в Узбекистане достигло 22,1 миллиона человек, а охват мобильной связью населенных пунктов по стране составил 97%, а мобильным интернетом - 87% подключены системы образования и здравоохранения [2].

Компьютер обеспечивает высокое качество выполнения учебных работ и других заданий, удобен для письменных работ, облегчает исправления ошибок и доработок, просмотр работы, чем бумажной письменной работы. Компьютерная клавиатура удобна при написании курсовых и дипломных работ, оформления согласно стандарту вузов. Клавиатура приспособлена пальцам человека, также одновременно обладает возможностью музыкального сопровождения и других электронных свойств.

В настоящее время компьютерная зависимость проявляется в двух направлениях первое увеличение обращений к религиозным и медицинским социальным сетям, второе обращаются за лечением половых органов. В последние годы приобретают популярность концерты молодежных клубов «Миллион», «Дизайн», «Браво» и др., в которых постепенно шутки выходят за рамки общепринятых норм национальной нравственной жизни.

Сегодня молодежь не может представить свою жизнь без компьютера. В этой связи мы совершенно согласны с С. И. Выгонским, что компьютер позволяет нам войти в «.новостные порталы, онлайн компьютерные игры, знакомства в "паутине", ведение блогов, электронная почта и многое другое. Каждый третий житель нашей страны пользователь интернета. Однако у всех этих возможностей есть обратная сторона. Она связана с психологическим влиянием на человека всемирной информационной системы, а также ее составляющих - компьютеров и программного обеспечения» [4, с.11].

В действительности психологическая зависимость от виртуальной реальности может привести к массовой галлюцинации подрастающего поколения, последствием которой будет интернет-рабство человека.

Основываясь на вышеизложенных, можно сделать следующие выводы:

Компьютерные технологии уже занимают особое место в жизни людей, компьютеризация образовательной политики является центральной в молодежной политике стран СНГ. Компьютер является величайшим достижением мировой цивилизации, без которого невозможно достигнуть научно -технического прогресса.

Компьютер является электронным устройством, коренным образом, облегчающим информационную жизнь людей, настоящим помощником научно-практической жизни молодежи. Компьютер, подключенный в Интернет, открывает новый интересный виртуальный мир, уводящий любого от реального, отчуждающий от друзей, семьи, коллектива. В этой связи компьютер, подключенной к интернету станет причиной нехимического воздействия на головной мозг личности. Алкогольная и наркотическая зависимость требует медицинского вмешательства для возвращения человека к нормальной жизни.

Профилактика от компьютерной зависимости учащихся предполагает медиакультура, т.е. информационное просвещение среди студентов, контроль за поведением, внимание и помощь нуждающимся в материальной и духовной поддержке, организация разнообразных культурно-просветительных мероприятий. Компьютерная зависимость также может стать причиной ряда болезней: ухудшение зрения, деятельность позвоночника, ритма сердца, печени и других из-за малоподвижного образа жизни пользователя компьютером.

Популяризация компьютера в жизни учащегося углубляет зависимость от него, так как производится цифровых высокотехнологичных устройств: ноутбуки, нетбуки и планшет смартфоны и др. Интернет - зависимость связано с компьютерами, без которых невозможно войти в виртуальной мир общения с сетевыми сообществами, онлайн дружеских отношений. Компьютер играет важнейшую роль

в становлении и развитии подрастающего поколения, что требует воспитания новых ценностей информационной культуры в семейной жизни.

Литература

1.Ахрямкина Т. Зависимое поведение: теория и практика. - Самара.: СФМГП. 2008. - 96 с;

2.Вся статистика Интернета // https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (Дата обращения 01.12.2021)

3.Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Наука, 2000. - С. 100 - 131;

4.Выгонский С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс. 2010. - 221 с;

5.Иван Голдберг // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/932821#cite_e- (Дата обращения 01.12.2021)

6.История и понятие интернет-зависимости // https://netaddiction.ru/1 (Дата обращения 01.12.2021)

7.Ларионова С. Дегтярев А. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики// Педагогическое образование в России. - 2013. -№ 1. - С.232-239

8. Руденкин Д. Интернет-зависимости российской молодежи: миф или реальность// Социум и власть. - 2019. - 4 (78). - С. 16 - 28;

9.Соломонова А. Данилов Д. Зависимость молодежи от Интернета// Приоритетные направление развития науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 152-153;

10.Шилина М. Г. Интернет-коммуникация: исследовательские концепции XXI века // Медиаском. -2012. - № 2. - С. 40;

11.Юрьева Л. Н. Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, профилактика. - Днепропетровск.: Пороги. 2006. - 196 с;

12.Young, Kimberly S., Rogers, Robert C. The Relationship Between Depression and Internet Addiction. CyberPsychology & Behavior. 1998. - Р. 25—28.

References

1.Akhryamkina T. Zavisimoye povedeniye: teoriya i praktika. - Samara.: SFMGP.. 2008. - 96 p;

2.All Internet statistics // https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (date of the application 01.12.2021)

3.Voiskunsky A. E. The phenomenon of dependence on the Internet // Gumanitarnyye issledovaniya v Internete. - M.: Nauka, 2000. - pp. 100 - 131;

4.Vygonskiy S. I. Obratnaya storona Interneta. Psikhologiya raboty s komp'yuterom i set'yu. - M.: Feniks. 2010. - 221 p;

5.Ivan Goldberg // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/932821#cite_e- (date of the application 01.12.2021)

6.History and concept of Internet addiction // https://netaddiction.ru/1 (date of the application 01. 12.2021)

7.Larionova S. Degtyarev A. Internet addiction among students: issues of prevention // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. - 2013. -№ 1. - pp.232-239

8. Rudenkin D. Internet addictions of Russian youth: myth or reality // Sotsium i vlast '. - 2019. - 4 (78). -pp. 16 - 28;

9.Solomonova A. Danilov D. The dependence of youth on the Internet // Prioritetnyye napravleniye razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 3. - pp. 152-153;

10.Shilina M. G. Internet communication: research concepts of the XXI century // Mediaskom. - 2012. - № 2. - p. 40;

11.Yur'yeva L. N. Bolbot T. YU. Komp'yuternaya zavisimost': formirovaniye, diagnostika, profilaktika. -Dnepropetrovsk.: Porogi. 2006. - 196 p;

12.Young, Kimberly S., Rogers, Robert C. The Relationship Between Depression and Internet Addiction. CyberPsychology & Behavior. 1998. - Р. 25—28.

EFFECT OF DIALOGIC TEACHING ON ENGLISH SPEAKING SKILLS

Toleugalieva Danagul

Makhambet Utemisov West Kazakhstan University,

Uralsk, Kazakhstan

Abstract. This paper aims to investigate the influence of dialogic teaching on the development of the learners' speaking skills. It is questioning why Kazakh students are unable to express themselves efficiently and comfortably. This seems crucial and imperative for students and it shouldn't shape any obstacle for future development. Accordingly, this paper poses a significant issue that every learner of English needs to ponder. To collect data for the study, three tools has been used; a questionnaire, an interview and an observation. The questionnaire was distributed throughout the students who had been selected from different universities. The collected data is analyzed quantitatively and qualitatively. Data analysis has shown that dialogic teaching enables students to develop the skills of argumentation, questioning and debate which contribute to the development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.