Научная статья на тему 'К вопросу о комплексном подходе в рассмотрении законных интересов осужденных к лишению свободы'

К вопросу о комплексном подходе в рассмотрении законных интересов осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННОГО К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / LEGITIMATE INTERESTS OF THE CONVICT TO IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Д.Э.

В статье исследуется вопрос о комплексном подходе в рассмотрении разноплановых законных интересов осужденного к лишению свободы. Делается вывод о том, что законные интересы занимают в статусе осужденного не менее важное место, чем права. Законные интересы осужденного непосредственно связаны с прогрессивной системой исполнения уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE HOLISTIC APPROACH TO EXAMINATION OF LEGITIMATE INTERESTS OF THE CONVICTED TO IMPRISONMENT

In the article the question about the holistic approach to examination of different legitimate interests of the convict to imprisonment is considered. It is concluded that legitimate interests are as important in the status of the convict as his rights. Legitimate interests of the convict are directly connected with progressive system of the criminal penalties execution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о комплексном подходе в рассмотрении законных интересов осужденных к лишению свободы»

УДК 340

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ В РАССМОТРЕНИИ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

© 2017 Д. Э. Марченко

Аннотация. В статье исследуется вопрос о комплексном подходе в рассмотрении разноплановых законных интересов осужденного к лишению свободы. Делается вывод о том, что законные интересы занимают в статусе осужденного не менее важное место, чем права. Законные интересы осужденного непосредственно связаны с прогрессивной системой исполнения уголовного наказания.

Ключевые слова: законные интересы осужденного к лишению свободы, правовой статус осужденного к лишению свободы, прогрессивная система исполнения уголовного наказания.

REVISITING THE HOLISTIC APPROACH TO EXAMINATION OF LEGITIMATE INTERESTS OF THE CONVICTED TO IMPRISONMENT

© 2017 D. Marchenko

Summary. in the article the question about the holistic approach to examination of different legitimate interests of the convict to imprisonment is considered. It is concluded that legitimate interests are as important in the status of the convict as his rights. Legitimate interests of the convict are directly connected with progressive system of the criminal penalties execution.

Keywords: legitimate interests of the convict to imprisonment. Legal status of the convict to imprisonment. Progressive system of the criminal penalties execution.

Актуальность рассматриваемой темы подтверждается большим вниманием со стороны законодателя и исполнительной власти к правовому положению осужденных. Последние изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года законные интересы осужденных ставят в основу прогрессивной системы их исправления1. Та же идея просматривается в недавно принятых Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений2.

Прогрессивная система наказания основана на стимулировании осужденных в реализации их законных интересов. Порядок в исправительном учреждении (режим) базируется не только на выполнении осужденными обязанностей, но и на реализации ими законных интересов, к которым относятся различные возможности осужденных, которые они могут реализовать при определенных условиях и положительном поведении.

На сегодняшний день в научной литературе правам осужденных уделяется больше внимания, чем законным интересам. И поэтому тема законных интересов менее изучена, хотя значение законных интересов осужденных в регулировании уголовно-исполнительных отношений не менее важно.

На наш взгляд, недостаточность разработанности темы о законных интересах обусловлена и тем фактом, что они рассматриваются в науке разрозненно, а не как единое целое. Так, большое внимание в научной литературе уделяется условно-досрочному осво-

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утв. распор. Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р» // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2015. - № 40.

2 Приказ Минюста России от 30 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20.01.2017. - № 1.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

бождению, изменению условий отбывания наказания, замене одного вида исправительного учреждения на другой (Васильев А. П., Дроздов А. И., Маликов Б. З., Малолеткина Н. С.).

Законные интересы осужденных имеют ряд отличий от прав. В первую очередь законные интересы не имеют бесспорного характера, то есть осужденный может рассчитывать на их реализацию при выполнении определенных условий3.

Выполнение условий осужденными контролирует администрация исправительного учреждения, то есть окончательное решение о реализации законных интересов осужденного принимается уполномоченным на то сотрудником или судом. Права же реализуются без всяких условий, а осужденный может рассчитывать на их реализацию независимо от решения представителя администрации исправительного учреждения.

Хотя, как утверждает в своей монографии М. В. Коновальчук, в ряде случаев грань между правами осужденного и его законными интересами прозрачна, так как осужденный к лишению свободы постоянно вынужден соблюдать режимные требования и постоянно

4

находится под контролем администрации .

Не умаляя значения прав осужденного, все же отметим, что контроль над правами и законными интересами осужденного отвечает сути наказания в виде лишения свободы. Тем не менее режим исправительного учреждения как поддерживаемый в учреждении порядок предусматривает реализацию не только обязанностей осужденного, но и его прав, а также законных интересов.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации дается перечень прав осужденного. Перечня же законных интересов в уголовно-исполнительном законодательстве нет. И тому две причины: достаточно широкий их перечень, а также опасения, что установление такого перечня может существенно ограничить какие-либо интересы, не получившие в нем отражения5.

Тем не менее считаем, что установление такого перечня (наподобие перечня прав осужденного) помогло бы и сотрудникам и осужденным более корректно применять законодательство, а также представлять в комплексе те возможности, которые дают нормы права для изменения положения осужденного в рамках прогрессивной системы исполнения наказания.

Все законные интересы осужденного, как уже было сказано выше, связаны с выполнением осужденным режимных требований.

В зависимости от выполнения режимных требований, законные интересы осужденного можно разделить на две группы: в сфере порядка и условий отбывания наказаний, а также в сфере освобождения из мест лишения свободы и оказания помощи при освобождении6.

К первой группе законных интересов относятся следующие возможности осужденного:

- изменение вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ);

- получение длительного свидания с проживанием вне исправительного учреждения (ст. 89 УИК РФ);

- возможность выехать за пределы мест, где отбывается наказание (ст. 97 УИК РФ);

- получить работу с учетом имеющейся специальности (ст. 103 УИК РФ);

3 Мусалева А. В. Обращение осужденных к лишению свободы как форма реализации их прав и законных интересов: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - С. 18.

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утв. распор. Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р» // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2015. - № 40.

5 Коновальчук М. В. Понятие и критерии принципа справедливости при назначении уголовного наказания: монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - 95 с.

6 Дроздов А. И., Марченко Д.Э. Перспективы функционирования колоний-поселений с усиленным наблюдением // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2011. - № 4(19). - С. 168.

- быть поощренным (ст. 113УИК РФ);

- быть переведенными в лучшие условия отбывания наказания (ст. ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

Ко второй группе можно отнести законные интересы, связанные с досрочным освобождение осужденного от наказания или заменой наказания на менее суровое.

Важнейшим законным интересом осужденного, относящимся к первой группе, является возможность отбывать наказание в разных условиях. Осужденные в пределах одной исправительной колонии могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

По общему правилу сразу по прибытии в колонию все осужденные попадают в обычные условия содержания, а затем, в зависимости от поведения, могут быть переведены в облегченные (при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду) или строгие условия (при признании их злостными нарушителями).

Условия содержания на трех указанных ступенях отбывания наказания отличаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также степенью ограничения в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами.

Ступенчатое изменение условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии выступает в качестве способа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и является частью прогрессивной системы его отбывания .

Изменение условий содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения (в одном случае облегчая их жизнь в условиях изоляции от общества, в другом -ухудшая ее) стимулирует осужденных к правомерному поведению с целью их исправления.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима без деления их на подвиды, то есть без дифференциации условий содержания осужденных внутри каждого вида режима. Условия содержания в этих видах режима тюрем определены в ст. 131 УИК РФ .

Перевод осужденных из одних условий в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения. Только она вправе оценить на основе характеристики осужденного, предоставленной начальником отряда, встал ли осужденный на путь исправления (отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду) и достоин перевода в облегченные условия содержания или, наоборот, является злостным нарушителем режима, и его следует перевести в строгие условия отбывания наказания.

Комиссионная оценка степени исправления осужденных является определенной гарантией соблюдения их законных интересов.

В комиссию включается постоянный состав представителей администрации исправительного учреждения на основе занимаемой должности: начальник колонии (председатель), заместитель начальника колонии по безопасности и оперативной работе, заместитель начальника колонии по воспитательной работе, начальники оперативного и специального отделов (секретарь). По каждому принимаемому комиссией решению составляется постановление, которое подписывается начальником исправительной колонии. В работе комиссии могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - представители общественных наблюдательных комиссий, не только участвующие в решении вопросов,

7 Дроздов А. И. Перевод осужденных в исправительные учреждения другого вида режима: учебное пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.

8 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (по сост. на 7 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

выносимых на комиссию, но и одновременно с этим контролирующие деятельность администрации исправительного учреждения. Такое участие осуществляется по желанию этих органов.

Комиссии исправительного учреждения также предоставлено право перевода осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и наоборот. В первом случае она решает вопрос, является ли осужденный злостным нарушителем порядка отбывания наказания, во втором - что он таковым не является.

При несогласии осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме он вправе обжаловать его в установленном законом порядке. При подаче жалобы решения администрации не приостанавливаются, а в случае их отмены осужденные подлежат возвращению в те условия содержания, в которых они до этого находились.

Практика показывает неэффективное использование названной системы в настоящее время. В частности, необходим более дифференцированный комплекс стимулирующих мер, чтобы все они применялись последовательно исходя из оценки степени исправления осужденных.

Необходимо отметить, что проблемы в сфере реализации законных интересов осужденных не изолированы от общих пенитенциарных проблем, а непосредственно из них вытекают.

Более того, проблемы повышения эффективности соблюдения законных интересов осужденных к лишению свободы разноплановы и затрагивают не только уголовно-исполнительную систему, но и ряд институтов гражданского общества.

На сегодняшний день существует комплекс проблем, связанных с соблюдением законных интересов осужденных в исправительных учреждениях, которые, на наш взгляд, можно разделить на следующие группы: материальные; организационные; юридические.

Материальные проблемы традиционно касаются проживания осужденных в жилых помещениях, их питания, обеспечения медикаментами и медицинской помощью. Отчасти эти проблемы связаны с наследием советского периода, отчасти являются последствием экономического кризиса, переживаемого российским обществом.

В рамках организационных проблем соблюдения законных интересов осужденных к лишению свободы концепция предполагает:

- поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и индивидуально-психологической характеристики, в условиях отказа от бригадно-отрядной формы организации жизни осужденных;

- обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации;

- создание условий для общественного контроля за деятельностью УИС;

- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе УИС, а также при исправительных учреждениях попечительских советов;

- выработка требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения.

В рамках юридических проблем соблюдения законных интересов осужденных к лишению свободы Концепция предполагает:

- устранение пробелов действующего законодательства;

- изменение ведомственных нормативных актов в направлении гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения законных интересов.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- законные интересы осужденных являются центральным элементом прогрессивной системы наказания;

- практика показывает неэффективное использование названной системы мер в настоящее время. В частности, необходим более дифференцированный комплекс стимулирующих мер, и чтобы все они применялись последовательно исходя из оценки степени исправления осужденных;

- в реализации законных интересов осужденных есть проблемы, которые можно объединить в три группы: организационные, юридические и материальные;

- условно-досрочное освобождение, а также замена наказания менее суровым должны рассматриваться в качестве высшей точки прогрессивной системы отбывания наказания.

Библиографический список

Дроздов, А. И. Перевод осужденных в исправительные учреждения другого вида режима: учебное пособие / А. И. Дроздов. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. - 59 с.

Дроздов, А. И. Перспективы функционирования колоний-поселений с усиленным наблюдением / А. И. Дроздов, Д. Э. Марченко // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2011. - № 4(19). - С. 168-173.

Коновальчук, М. В. Понятие и критерии принципа справедливости при назначении уголовного наказания: монография / М. В. Коновальчук. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - 95 с.

Приказ Минюста России от 30 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20.01.2017. - № 1.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р «О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р» // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2015. - № 40.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. 7 февраля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.