Научная статья на тему 'К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности'

К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
600
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / COGNITIVE COMPONENT / COGNITIVE STYLE / FIELD DEPENDENCE / FIELD INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коряпина Юлия Владиславовна

В статье рассматривается проблема толерантности в современном обществе, взаимосвязь коммуникативной толерантности и когнитивных стилей. Особое внимание автор уделяет когнитивному компоненту структуры коммуникативной толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Cognitive Component of Communicative Tolerance

The article examines the tolerance problem in contemporary society, interrelation of communicative tolerance and cognitive styles. The author pays special attention to the cognitive component of communicative tolerance structure.

Текст научной работы на тему «К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности»

К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности

Ю. В. Коряпина (Иркутский государственный университет)*

В статье рассматривается проблема толерантности в современном обществе, взаимосвязь коммуникативной толерантности и когнитивных стилей. Особое внимание автор уделяет когнитивному компоненту структуры коммуникативной толерантности.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, когнитивный компонент, когнитивный стиль, полезависимость, поленезависимость.

To the Question of Cognitive Component

of Communicative Tolerance

Ju. V. Koriapina (Irkutsk State University)

The article examines the tolerance problem in contemporary society, interrelation of communicative tolerance and cognitive styles. The author pays special attention to the cognitive component of communicative tolerance structure.

Keywords: communicative tolerance, cognitive component, cognitive style, field dependence, field independence.

На современном этапе развития общества проблемы толерантности, терпимости, взаимопонимания между людьми приобретают все большую актуальность. Рассматривая проблемы толерантности, нельзя не отметить, что демократизация общественной жизни, признание многими членами мирового сообщества прав и свобод человека и гражданина своеобразным и противоречивым образом сочетаются с экстремизмом, конфессиональной нетерпимостью, вооруженными межэтническими конфликтами, террористическими актами.

К сожалению, и в России наблюдаются противоречивые тенденции как в политике государства, так и в общественной жизни. С одной стороны, обнаруживается возросший интерес к данной проблеме и появление различных документов, связанных с понятием «толерантность». Примером может служить федеральная целевая программа Правительства РФ «Формирование установок

толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятая в 2001 г. В психологии и педагогике все чаще звучит мысль о необходимости разработки парадигмы толерантности и социального доверия (Асмолов, 2003: 3).

С другой стороны, можно наблюдать противоположную тенденцию: активную и агрессивную пропаганду нетерпимости, осуществляемую организациями национал-фашистского толка, в которые чаще всего привлекаются и входят лица юношеского возраста. Регулярными становятся пикеты, митинги и другие массовые акции протеста, проводимые в российских городах активистами националистических движений (Паин, 2004: 20).

Таким образом, возросший интерес к проблеме толерантности вызван прежде всего потребностями социальной практики и новыми подходами к исследованию вопросов, связанных с общением и межличностным

* Коряпина Юлия Владиславовна — старший преподаватель кафедры психологии и менеджмента филиала Иркутского государственного университета в г. Братске, аспирант психологического факультета Иркутского государственного университета. Тел.: +7 (3953) 46-91-01. Эл. адрес: dyke200985@yandex.ru

взаимодействием. В свою очередь, развитие общественных отношений выдвинуло на передний план вопросы разностороннего развития личности, потребовало осмысления разнообразных факторов, влияющих на формирование человека, в их совокупности и взаимодействии.

Результаты многочисленных исследований (А. Г. Асмолов, В. В. Бойко, Б. С. Гер-шунский, М. Т. Громкова, П. Ф. Комого-ров, А. Н. Лутошкин, Л. И. Маленкова, О. В. Скрябина, Л. И. Уманский и др.) показали, что именно толерантность является одним из главных условий эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует пониманию позиции, мнения другого, стабилизирует сам процесс коммуникации.

Современные исследователи отмечают, что толерантность как психологическое качество отдельной личности развивается на протяжении всего процесса социализации. Например, согласно концепции В. В. Бойко коммуникативная толерантность определяется как характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Бойко, 1996: 148). Коммуникативную толерантность следует рассматривать как собирательную характеристику, поскольку в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения. Следовательно, это стержневая характеристика, так как определяет жизненный путь и деятельность личности, а также систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида.

Обзор значительного объема научных зарубежных и отечественных работ, посвященных толерантности, свидетельствует: не удается не только дать толерантности одно-

значную дефиницию, свести ее к какой-то одной характеристике, но даже локализовать в определенной тематике, что характеризует толерантность как сложный психологический феномен.

Традиционно для описания психологических процессов и явлений используется триада компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого. Данный принцип применяют и к толерантности, рассматривая ее как социальную установку в аспекте трех компонентов ее структуры: поведенческого, эмоционального, когнитивного (Недорезо-ва, 2005: 32).

С. Л. Братченко отмечает, что когнитивный компонент толерантности — наиболее очевидная составляющая, которая в наибольшей мере исследована, вследствие чего толерантность чаще всего и описывается в когнитивной «транскрипции» (Братченко, 2003: 110). Можно сказать, что когнитивный компонент толерантности состоит в осознании и принятии человеком сложности, многомерности как самой жизненной реальности, так и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Когнитивная интоле-рантность, наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия правильному», потому и отвергает саму возможность множественности взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных людей к ошибкам, заблуждениям или даже намеренному противодействию. Толерантность, таким образом, означает еще и такое важное качество, как способность человека свое несогласие с собеседником, расхождение во мнениях, т. е. когнитивный «конфликт», не переводить в конфликт межличностный.

Логично предположить, что когнитивный компонент толерантности, как правило, проявляется через убеждения, установки, стереотипы индивида, а также через когнитивные стили. Таким образом, когнитивный компонент толерантности может быть рас-

крыт как наличие определенных когнитивных стилей у субъекта толерантности.

Категория когнитивного стиля в современных исследованиях является достаточно изученной. Так, М. А. Холодная рассматривает когнитивные стили как индивидуальносвоеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего (Холодная, 2002: 40). Эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга. Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации, с другой — типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

Влияние когнитивных стилей на толерантность личности, исследуется, в частности, в работах Г. Л. Бардиер. Она считает, что такой когнитивный стиль, как поленезависи-мость, входит с положительным значением в симптомокомплекс свойств социальной толерантности (Бардиер, 2005: 83).

Исходное понимание когнитивного стиля «полезависимость — поленезависимость» в работах Г. Уиткина фактически основывалось на том, какая информация является для человека более важной — зрительная или вестибулярная. В поздних работах Г. Уиткин сделал акцент на характере направленности субъекта: либо на внешние факторы (тенденция быть полезависимым), либо на внутренние факторы (тенденция быть поленезависимым) ^ккт, 1982). Было выявлено, что люди с полезависимым стилем с трудом преодолевают сложный контекст, им нужно время, чтобы увидеть деталь в сложном целом, их отличает склонность принимать ситуацию в ее готовом, заданном виде, они не всегда могут обнаружить релевантное противоречие в задаче, т. е. демонстрируют глобальный подход к полю. Поведение полене-

зависимых людей ориентировано на внутреннюю активность, на собственные критерии оценки информации. Они легко преодолевают сложноорганизованный контекст, быстро вычленяют деталь из сложного целого, преобразуют заданную ситуацию, без особых затруднений выделяют основное противоречие в проблеме (Кумейкина, 2007: Электр. ресурс)

В заключение отметим, что в процессе изучения проблем, связанных с толерантностью личности, необходимо учитывать особенности влияния того или иного когнитивного стиля на уровень толерантности личности. Особенно актуальным нам представляется изучение возможности развития когнитивного стиля «поленезависимость», так как именно его можно рассматривать как одно из условий высокого уровня толерантности личности. На наш взгляд, анализ структуры коммуникативной толерантности в контексте исследования когнитивных стилей может существенно расширить возможности влияния на развитие толерантных установок в современном обществе и образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Асмолов, А. Г. (2003) Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности // Вопросы психологии. № 4. С. 3-12.

Бардиер, Г. Л. (2005) Социальная психология толерантности. СПб.

Бойко, В. В. (1996) Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.

Братченко, С. Л. (2003) Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск. С. 104-117.

Кумейкина, О. В. (2007) Развитие когнитивного стиля «полезависимость — поленезависи-мость» у представителей городского и сельского образа жизни [Электр. ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». №5. URL: http://science.ncstu.ru/ аП1с^^/2007_05^усЬо1о0у/10^1г (дата обращения: 19.04.2011).

Недорезова, Н. В. (2005) Толерантность в межличностном общении старшеклассников. М.

Паин, Э. А. (2004) Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии : ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М. : УОП ИЭА РАН.

Холодная, М. А. (2002) Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.

Witkin, H. A. (1982) Cognitive Styles: Essence and Origins. N. Y.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Asmolov, A. G. (2003) Prakticheskaia psikho-logiia i proektirovanie variativnogo obrazovaniia v Rossii: ot paradigmy konflikta — k paradigme tolerantnosti // Voprosy psikhologii. № 4. S. 3-12.

Bardier, G. L. (2005) Sotsial’naia psikhologiia tolerantnosti. SPb.

Boiko, V. V. (1996) Energiia emotsii v obshche-nii: vzgliad na sebia i na drugikh. M.

Bratchenko, S. L. (2003) Pedagogika razvitiia: kliuchevye kompetentnosti i ikh stanovlenie. Kras-noiarsk. S. 104-117.

Kumeikina, O. V. (2007) Razvitie kognitivno-go stilia «polezavisimost’ — polenezavisimost’» u predstavitelei gorodskogo i sel’skogo obraza zhizni [Elektr. resurs] // Sbornik nauchnykh tru-dov SevKavGTU. Ser. «Gumanitarnye nauki». №5. URL: http://science.ncstu.ru/articles/hs/ 2007_05/psychology/10.pdf (data obrashcheniia: 19.04.2011).

Nedorezova, N. V. (2005) Tolerantnost’ v mezh-lichnostnom obshchenii starsheklassnikov. M.

Pain, E. A. (2004) Etnopoliticheskii ekstremizm v Rossii: sotsial’no-kul’turnye istoki i prichiny neeffektivnosti prinimaemykh mer protivodeistvi-ia // Etnicheskaia situatsiia i konflikty v gosudar-stvakh SNG i Baltii : ezhegodnyi doklad Seti etno-logicheskogo monitoringa i rannego preduprezh-deniia konfliktov. M. : UOP IEA RAN.

Kholodnaia, M. A. (2002) Kognitivnye stili: O prirode individual’nogo uma. M.

Witkin, H. A. (1982) Cognitive Styles: Essence and Origins. N. Y.

Авторефераты диссертаций, защищенных аспирантами Московского гуманитарного университета

Редина, Т. В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Редина Татьяна Викторовна ; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. — М., 2010. — 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.