Научная статья на тему 'К вопросу о категории греха в американской колониальной литературе'

К вопросу о категории греха в американской колониальной литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕХ / ПУРИТАНИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / БЕЗГРЕШНЫЙ / РЕЛИГИЯ / SIN / PURITANISM / CHRISTIANITY / INNOCENT / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина Ольга Александровна

Статья посвящена одной из наиболее важных проблем, затрагиваемых в американской литературе колониального периода. В ней на примере известных дневниковых записей Уильяма Брэдфорда «История поселения в Плимуте» и проповеди «Настоящее понимание греха» Томаса Хукера, представлен анализ категории греха, которая входит в качестве неотъемлемой составляющей в господствовавшее в Новой Англии той эпохи религиозное направление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION OF CATEGORY OF SIN IN AMERICAN COLONIAL LITERATURE

The article is devoted to one of the most significant problems of the American pre-national literature. It gives an analysis of the category sin based on the famous book by William Bradford Of Plymouth Plantation and Thomas Hooker's sermon A True Sight of Sin. This category is an inseparable part of the leading religious philosophy domineering in New England of that time.

Текст научной работы на тему «К вопросу о категории греха в американской колониальной литературе»

УДК 821(7/8).09

К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИИ ГРЕХА В АМЕРИКАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Ольга Александровна ИЛЬИНА

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, ассистент кафедры английской филологии, e-mail: [email protected]

Статья посвящена одной из наиболее важных проблем, затрагиваемых в американской литературе колониального периода. В ней на примере известных дневниковых записей Уильяма Брэдфорда «История поселения в Плимуте» и проповеди «Настоящее понимание греха» Томаса Хукера, представлен анализ категории греха, которая входит в качестве неотъемлемой составляющей в господствовавшее в Новой Англии той эпохи религиозное направление.

Ключевые слова: грех; пуританизм; христианство; безгрешный; религия.

Одной из важных категорий, нашедших отражение в произведениях американской колониальной литературы, является понятие греха. В своих сочинениях этого периода колонисты Новой Англии постоянно обращаются к данному явлению, объяснением чего может служить господствующее в поселениях этого региона религиозно-философское учение - пуританизм, последователями которого являлось подавляющее большинство населения североамериканского континента тех лет.

Следует отметить, что пуританские догматы определяли собой жизненный уклад всего вышеуказанного периода. Как подчеркивал известный американский ученый

В.Л. Паррингтон, «пуританизм является наследием Старого Света, порождением суровой идеологии английской реформации» [1, с. 42]. Именно это «наследие Старого Света»

было перевезено переселенцами через океан и оказало самое существенное влияние на становление национальной культуры и литературы зарождающегося нового общества.

Как известно, пуританизм является одним из направлений в протестантизме, сторонники которого требовали его очищения от остатков католицизма. Зародившись в Германии, протестантизм нашел своих сторонников в Англии и к началу XVII в. уже представлял собой сложившееся идейное движение, самым ревностным крылом которого выступали пуритане. Из-за преследований со стороны королевской власти, препятствующей свободе вероисповедания, многие пуритане, как пресвитериане (более умеренные представители рассматриваемого течения), так и сепаратисты (более радикальное крыло пуритан), были вынуждены покинуть свою родину. Значительная их часть обосно-

валась на восточном побережье Северной Америки.

Основавшие в Новом Свете, в частности в Новой Англии, свои колонии пуритане-переселенцы ощущали собственную исключительность. Веря в промыслительность всего происходящего и полагая, что именно они были избраны Всевышним для того, чтобы, по выражению Н. Болховитинова, «явить погрязшему в грехах миру образец общества, где царствует закон Божий» [2], они считали себя безгрешными, ибо в противном случае, с их точки зрения, Господь не мог бы возложить на них столь значительную миссию (errand into the wilderness) - строить на неизведанных землях новое и правильное общество (their new home [where] all things are being done righteously and religiously) [3, с. viii].

В сознании американцев постепенно укоренилась вера в свою абсолютную негре-ховность. Будучи представителями нового общества, колонисты считали, что, порвав все нити со своим историческим прошлым, они оставили в нем и все свои прегрешения. Следовательно, по их мнению, вступив на неизведанные территории по воле самого Творца, они могли со всем основанием полагать, что пришли на «Землю Обетованную» уже безгрешными.

Естественно, что феномен греха занимал одно из центральных мест в пуританской идеологии, ибо, согласно христианскому вероучению, это фундаментальная категория данной религии и религиозной этики. Православная, католическая и протестантская церкви, являясь направлениями христианства, рассматривают целый ряд деяний в качестве греховных и недостойных истинного христианина, понимая под грехом поступок, действие (либо бездействие), нарушающее заветы Бога, религиозные предписания и традиции. Грехом также иногда считается само нежелание следовать заповедям Всевышнего и неправедные («нечистые») мысли.

Слово грех в русском языке первоначально соответствовало современным толкованиям: «ошибка, огреха, погрешность» [4]. В энциклопедическом словаре под редакцией

С.С. Аверинцева предлагается следующее его описание: «свободное и сознательное, а также и несвободное и бессознательное отступление делом, словом и помышлением от

заповедей Божиих» [5, с. 430]. В переводе с греческого оно также означает «ошибка».

В английском толковом словаре Oxford Advanced Learner’s Dictionary лексическая единица sin трактуется следующим образом: “an offence against God or against a religious or moral law ” (преступление против Бога, нечто противоречащее религиозной вере, нравственным законам) [6, p. 1432]. Иными словами, грех - это ошибочное деяние, такой преступный поступок, который не является угодным Создателю. По определению, грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечет за собой возмездие. Грех - это нарушение религиозного (духовного) закона.

Тесно с понятием греха связано центральное учение христианства о спасении. Согласно пуританским воззрениям, все люди греховны и заслуживают наказания, но избежать погибели возможно только т. н. «избранным», богоугодным людям, к которым многие переселенцы относили прежде всего себя. Все эти моменты находили отражение в сочинениях первых американских литераторов. Данное положение дел объясняет, почему мотив греха становится одним из основных мотивов в большинстве произведений рассматриваемого периода, к числу которых относится и «История поселения в Плимуте» (Of Plymouth Plantation) Уильяма Брэдфорда.

В своем сочинении автор отводит достаточно много места рассуждениям о греховности человеческой природы. В самом начале своего дневника Брэдфорд раскрывает причины, побудившие членов его общины переехать в Америку. Затрагивая проблемы Реформации, в своих записях автор рассуждает об истинных верующих и о тех, кто ведом Сатаной. К последним он относит сторонников Римско-католической церкви во главе с Папой, которые не несут настоящую, с их точки зрения, веру в народ, не провозглашают слово Божие, а чинят свои законы и принуждают следовать им людей, придерживающихся иных религиозных взглядов: “...both by word and deed, if they would not submitte to their ceremonies, and become slaves to them and their popish trash, which have no ground in the word of God, but are relics of that man of sin. ” [3, p. 6].

Губернатор Плимутской общины уверен в том, что не только наличие у католиков

l98

греха и нечестивости привели к упадку истинной веры. С его точки зрения, сама католическая религия «потеряла себя». Однако после долгих скитаний и блужданий во тьме, претерпевая разрушения, чинимые Антихристом, истинная религия обретает себя в идеях пуританизма: “The like method Satan hath seemed to hold in these later times, since the truth began to spring and spread after the great defection made by Antichrist, that man of sin” [3, p. 3]. Как следует из приведенного высказывания, пуритане, в понимании автора, это действительно верующие люди, познавшие свое невежество и грехи и вставшие на путь праведный: “...many became enlightened by the word of God, and had their ignorance and sins discovered unto them, and began by his grace to reform their lives, and make conscience of their ways” [3, p. 7]. Именно принадлежность к «правильной» вере помогает переселенцам осилить те невзгоды, с которыми они сталкиваются во время своего путешествия, а также в начале освоения новых земель.

Брэдфорд осуждает всяческие проявления злых деяний, любые неблаговидные поступки. Описывая путешествие через океан на корабле Mayflower и суровые условия, в которых проходило путешествие, что послужило причиной болезни для многих пассажиров, Брэдфорд упоминает о поведении одного из членов команды, молодого боцмана, который бранил и высмеивал слабых и больных: “. a proud young man, and would often curse and scoff at the passengers'’ [3, p. 86]. Данное недостойное поведение осуждается автором дневника, и ему он противопоставляет ту помощь, которую путешественники-пуритане оказали этому юноше, когда он сам ослабел, ибо они пожалели его и помогли ему, поступив по-христиански: “But such of the passengers as were yet aboard showed [him] what mercy they could. when he grew weak, they had compassion on him and helped him; then he confessed he did not deserve it at their hands, he had abused them in word and deed. “Oh Г (saith he) “you, I now see, show your love like Christians indeed one to another, but we let one another lye and dye like dogs” [3, p. 86]. Таким образом, Брэдфорд показывает, каковы были в реальности моральные ценности для членов общины, переселяющейся в Новую Англию. В понимании Брэдфорда их можно было рассматривать как безгрешных

(saints) в противовес тем грешникам, которыми, по мнению пуритан, являлись представители католицизма.

Осознавая тот факт, что даже люди, ведущие праведный образ жизни, на самом деле могут быть грешниками: “They knew that people who "seemed" to live good lives might in fact be sinners and damned (although they recognized that all were sinners.)" [7], переселенцы полагали, что только последователи пуританизма, почтительно и смиренно поклоняющиеся Богу, могут противостоять греху и распространять истинно праведную религию. Следовательно, можно заключить, что категория греха не случайно находит свое отражение на страницах дневниковых записей Уильяма Брэдфорда и является одним из основных мотивов данного произведения.

Как известно, к колониальным литераторам по традиции относят и многих талантливых проповедников того времени. Они обладали значительной властью над людьми. Наставляя свою паству, эти священники, по сути, укореняли основные положения протестантизма в своих конгрегациях, четко показывая, что следует делать, как поступать, чтобы быть угодными Всевышнему. Естественно, роль священнослужителей в Новой Англии была очень велика. Одним из них был Томас Хукер (Thomas Hooker, 1586-1647), получивший образование в Кембридже. По мнению М.М. Кореневой, этот священник, пережив религиозное обращение в Англии, «покидать ее поначалу не собирался. Хукер настаивал на необходимости полного очищения церкви, доказывая, что в англиканстве содержалось немало уступок «идолопоклонству», т. е. католицизму, и грозил божьим возмездием тем, кто преследует приверженцев <<истинной>> церкви» [2, с. 166].

Данные проповеди в Англии вызывали многочисленные протесты прихожан и даже сподвижников Хукера. На него начинаются гонения, и ему приходится скрываться, переезжая с места на место. В 1633 г. он вынужденно переселяется в Америку. Здесь, на восточном побережье североамериканского континента, он становится одним из ведущих проповедников своего времени и пользуется большой популярностью у пуритан в Новой Англии. По мнению литературоведов, изучающих колониальный период развития аме-

риканской литературы, «он был признан одним из трех великих проповедников» [2, с. 167]. Два других - это Джон Коттон (John Cotton, 1584-1652) и Томас Шепард (Thomas Shepard, 1605-1649).

Вполне естественно, что все проповеди Хукера были проникнуты суровыми догматами пуританизма. Манера изложения проповедника была менее теологической, научной, менее сложной по сравнению со многими его современниками, в т. ч. по сравнению с Коттоном Мэзером, его стиль изложения был более понятным. Религиозные и политические взгляды Хукера были достаточно ортодоксальными, а поэтому неудивительно, что мотив греха встречается в его сочинениях повсеместно.

Одно из наиболее известных сочинений Томаса Хукера - его проповедь «Настоящее понимание греха» (A True Sight of Sin, 1659). В ней автор пытается пробудить в своих слушателях активность к духовному поиску. Священник говорит о том, что грех - самое большое зло, которое существует в мире, и в этом смысле грех противостоит самому Всевышнему: “.That Sin is the greatest evil in the world, or indeed that can be... Sin is only opposite to God" [8, p. 299]. Иными словами, грех - антипод благочестия, чистых помыслов, святости; это все то, что неугодно Создателю.

Проповедник считает, что люди должны осознать и увидеть грех в реальном свете. Признавая, что все люди грешны, он рисует яркий образ грешника: “. we are all sinners; it is my infirmity, I cannot help it; my weakness, I cannot be rid of it; no man lives without faults and follies, the best have their failings, In many things we offend all" [8, p. 292]. Как следует из вышеприведенного отрывка, грех распространяется на всех живущих на земле. С точки зрения Хукера, люди слабы, а значит не могут существовать, не совершая ошибок. Это относится даже к лучшим представителям рода человеческого. В словах Хукера не слышно раскаяния. Он просто констатирует данный факт, и читателю даже может показаться, что автор анализируемой проповеди в определенной степени оправдывает греховность человека.

Тем не менее это не так. Хукер подчеркивает, что если люди грешны, то они живут без веры в Бога, а это, с точки зрения пури-

тан, абсолютно противоречит тому, ради чего стоит жить: “[Sin] makes a Separation between God and the Soul, breaks that Union and Communion with God fir which we were made, and in the enjoyment of which we should be blessed and happie” [8, p. 296].

Так, влияние Зла на души людей священник сравнивает с пищей, которая, попадая в слабый желудок, может убить человека: “Malignity in the temper of the Stomach, that should turn our Meat and diet into Diseases, the best Cordials and Preservatives into Poysons, so that what in reason is appointed to nourish a man should kill him” [8, p. 299]. По мнению автора проповеди, даже хорошая еда в желудке, неспособном ее переварить, будет оказывать разрушительное действие на организм. Душа и сердце грешника могут быть сравнимы с подобным желудком, утверждает автор, ведь если сердце ослабеет, а в душе появятся злые помыслы, то, в конце концов, у человека непременно возникнут неизлечимые болезни. В этом случае ни врачи, ни сам больной не смогут справиться с недугом: “.when the heart becomes like the Stomach, so weak it cannot help it self, nor be helped by Physick, desperate diseases and dissolution of the whol follows, and in reason must be expected" [8, p. 300].

Однако, заявляет проповедник, если у человека желудок здоровый (иными словами, если Зло не овладело личностью), то даже неприемлемая еда оказывается удобоваримой, что, иронизирует Хукер, конечно, может привести к несварению желудка. Но человек быстро избавится от этой проблемы, и последствия не будут слишком пагубными для него: “.when the Stomach is of a pure temper and good strength, the least surfet or distemper that befalls, it presently distasts and disburdens it self with speed" [8, p. 299].

Подобные жизненные метафоры и образы весьма типичны для проповедей Хукера. Они придавали яркую выразительность его выступлениям перед прихожанами и являли собой достаточно редкий для того времени прием сопоставления высокого и низкого. Отметим, что нераспространенность указанного стилистического приема на иные произведения колониальной словесности может быть объяснена тем, что простота стиля изложения была нормой того времени и весьма приветствовалась представителями церкви.

2QQ

Это положение дел распространялось на все сочинения авторов XVII в. на североамериканском континенте [9-11].

Завершает свою проповедь Хукер выводом, что все же лучше страдать от болезней, но жить без греха: “It’s certain it better to suffer all plagues without any one sin, than to commit the least sin, and to be freed from all plagues” [8, p. 301]. Таким образом, он призывает своих слушателей максимально приблизиться к тому, чего, по сути, согласно пуританским догматам, достичь невозможно.

При этом Томас Хукер утверждает, что души всех грешников после смерти ожидают смертельные муки, и Господь считает подобное наказание абсолютно необходимым: “.but in the evil of punishment it is otherwise, for the torments of the Devils, and punishments of the damned in Hell, and all the plagues inflicted upon earth, issue from the righteous and revenging Justice of the Lord, and he doth own such execution as his proper work” [8, p. 300]. Тем не менее простой констатации данного положения дел для священника оказывается мало. Проповедник рисует яркие картины Божьего гнева: “. the Devils roaring, and sawest Hell gaping, and flames of everlasting burnings flashing before thine eyes” [8, p. 301], явно устрашая свою паству. Столь выразительные описания ужасного будущего, которое неминуемо наступит для грешников, должны были, с его точки зрения, отвратить членов конгрегации от желания поддаваться искушению грехом. Следовательно, можно заключить, что в определенном смысле Хукер, как и Брэдфорд, дает людям надежду на спасение и утверждает, что если они выберут правильный путь, то будут достойны спасения.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что мотив греха является одним

из основополагающих в американской колониальной литературе XVII в., а его интерпретация четко укладывается в протестантско-пуританские догмы.

1. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: в 3 т. Т. 1. Система взглядов колониального периода (1620-1800). М., 1962.

2. История литературы США: в 9 т. / ред. кол.: М.М. Коренева, А.Ф. Кофман, Н.С. Павлова. М., 1997. Т. 1.

3. Bradford W. Of Plymouth Plantation 16201647. N. Y., 1981.

4. Понятие греха в православии // 7 смертных грехов: проблемы грехов и победа над ними. Б. м., 2010. URL: http://veruj.ru/Ponyatie_greha _v_pravoslavii (дата обращения: 27.04.2011).

5. Христианство. Энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. С. С. Аверинцева. М., 1993. Т. 1.

6. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford, 2005.

7. Woodlief A. Background on Puritan Theology. Б. м., URL: http://www.vcu.edu/engweb/puritan theology.htm (дата обращения: 27.04.2011).

8. The Puritans / eds. by P. Miller, Th.H. Johnson. New York; Cincinnati; Chicago, 1938.

9. Баранова К.М. Истоки основных лейтмотивов американской литературы в произведениях колониального периода (XVII век): монография. М., 2009.

10. История США: в 4 т. / под ред. Н.Н. Болховитинова. М., 1983. [Т. 1]. IV. Наука и культура. Глава четырнадцатая. Зарождение американской литературы и искусства. URL: http://www. gumer.info/bibliotek _Buks/History/bolh/14.php (дата обращения: 27.04.2011).

11. Puritans in the New World: A Critical Anthology / ed. by David D. Hall. Princeton; Oxford., 2004.

Поступила в редакцию 6.07.2011 г.

UDC 821(7/8).09

ON QUESTION OF CATEGORY OF SIN IN AMERICAN COLONIAL LITERATURE

Olga Aleksandrovna ILINA, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Assistant of English Philology Department, e-mail: [email protected]

The article is devoted to one of the most significant problems of the American pre-national literature. It gives an analysis of the category sin based on the famous book by William Bradford “Of Plymouth Plantation” and Thomas Hooker’s sermon “A True Sight of Sin”. This category is an inseparable part of the leading religious philosophy domineering in New England of that time.

Key words: sin; Puritanism; Christianity; innocent; religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.