Вопросы социологии
С.В. ГОНЧАРОВА
К вопросу о гражданском потенциале студенческой молодежи
Проанализированы результаты выборочного исследования, проведенного среди студентов ТГЭУ, определены жизненные ценности, гражданский потенциал и факторы, влияющие на общественную активность и политическое участие студенческой молодежи.
Ключевые слова: гражданский потенциал, социальные компетенции, студенческая молодежь, жизненные ценности, правовое образование, общественная активность, политическое участие, молодежная политика.
To the question of civil potential of youngsters of student age. S.V. GONCHAROVA
There are analyzed the results of selective research, which was made among the students of PSUE, determined life values, civil potential and factors, which are making influence to the social activity and political participation of students.
Key Terms: civil potential, social competences, students, life values, law education, social activity, political participation, youth policy.
Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности.
Воспитание гражданина - важная задача для всех стран. Для России, находящейся на переходной стадии исторического развития, она особенно актуальна. Наследие прошлого, кризисные перемены во всех сферах жизни определяют специфику гражданского образования в нашей стране. Сегодня положение гражданина России, его отношения с государством и обществом меняются коренным образом. С одной стороны, он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельная личность, с другой - возросла его ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. Однако многовековая культура России сложилась так, что всесилие государства, его вмешательство в личную жизнь и контроль над жизнью общественной привели к тому, что еще и сегодня россиянин, по существу, продолжает ощущать себя «винтиком», полагая, что от него «ничего не
зависит». Это в свою очередь порождает недостаточную политикоправовую культуру человека, поддерживает представление о том, что права и свободы - это дар сверху.
Исследователи, скептически рассматривающие перспективы модернизации в России, часто указывают на недостаток адекватного человеческого ресурса [3, с. 57]. Будущее любого общества зависит от того, научится ли молодое поколение жить, отвечая за себя, служить обществу. В число компонентов оценки качества знаний выпускников вузов входит их гражданская компетентность. Интеграция в общество - важная предпосылка для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и были способны взять на себя ответственность за сохранение демократического правового строя и жизненных основ государства.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в реализации проводимых реформ, становлении экономически сильной, политически стабильной России, является социальнопсихологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями. Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом, поэтому весьма значимой и актуальной становится задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи. Проблема ценностей имеет многоплановый и многоуровневый характер.
Исследования, проведенные в регионах РФ, указывают на значительные изменения ориентиров и ценностей у молодого поколения [1, 2, 4]. Многие из них заменяются «новыми», некоторые из традиционных перемещаются на периферию ценностного сознания, хотя по-прежнему играют значительную роль в мотивационно-ценностной структуре определенной части молодежи. Ее установки и поведение - лишь в большей или меньшей степени адекватная реакция на происходящие изменения в обществе и опираются на собственные представления о значимости тех или иных ценностей, их роли в самореализации, а также обусловлены слабым влиянием российской общественности на формирование у нее здоровых потребностей и укоренение высоких духовных ценностей в сознании и поведении [2, с. 15].
Автором настоящей работы в течение трех лет проводились выборочные исследования (выборка - 210 чел.) с целью изучения жизненных ценностей и гражданского потенциала студентов ТГЭУ. Задачами исследования выступали выявление наиболее значимых для молодежи ценностей; поиск факторов, оказавших влияние на их формирование; определение уровня гражданской культуры студентов и их отношения к важным социальным проблемам.
На основе обобщения ответов респондентов была построена иерархия жизненных ценностей, имеющая следующий вид: 1) здоровье; 2) любовь; 3) хорошие друзья; 4) счастливая семья; 5) материально обеспеченная жизнь; 6) жизненная мудрость; 7) уверенность в себе;
8) интересная работа; 9) общественное признание; 10) возможность интеллектуального роста; 11) свобода суждений; 12) удовольствия, развлечения; 13) благополучная социально-экономическая обстановка в РФ; 14) равенство в обществе; 15) творчество и самореализация; 17) созерцание красоты природы и произведений искусства.
Можно отметить, что, несмотря на молодость, студенты к отбору ценностей подошли серьезно - «здоровье», «любовь», «хорошие друзья», «счастливая семья» получили высокие позиции, а «удовольствия и развлечения» разместились на 12-м месте. Однако они недооценивают общественную важность социально-экономической обстановки в РФ (13-е место), не придают значения социальному расслоению и неравенству в обществе (14-е место), ставшему одной из главных проблем в современной России.
«Общественное признание» (9-е место) в иерархии следует за «интересной работой» (8-е место). Это свидетельствует о желании респондентов, чтобы их труд в будущем по достоинству оценивался обществом и государством. Многие студенты связывают свои представления об успешной карьере с высоким социальным статусом в обществе и достойной зарплатой. Молодежь отдает предпочтение «материально обеспеченной жизни» (5-е место) перед «творчеством и самореализацией» (15-е место).
Не удивительно, что студенты поставили на 7-е место «уверенность в себе». Молодые, находясь в процессе формирования социального статуса, в поиске своего места в жизни, нуждаются в поддержке со стороны родителей и общества в целом. Уверенность в правильности выбранного пути, профессии, трудоустройстве после окончания вуза, достойной заработной - важнейшие мотивы обучения и самосовершенствования для молодежи.
Юноши и девушки ранжировали ценности в целом практически единодушно. Исключение составили «любовь», которую выше оценивали в основном девушки, и «хорошие друзья», что оказалось более значимо для юношей.
В условиях социальных трансформаций в сознании молодежи происходят сложные процессы переоценки ценностей, формируются собственные представления о том, что важно для дальнейшего жизненного продвижения. Идеалы прагматизма и утилитаризма пришли на смену бескорыстному и самоотверженному труду на благо общества и государства. И все же уверенность в будущем вселяет приоритет ценностей семейных, любви и дружбы в студенческих ответах.
Современная студенческая молодежь в целом имеет положительный потенциальный социальный облик. В основе мотивации ее общественного поведения лежат прежде всего принципы морали -уважение к родителям, старшему поколению, истории своей страны. Это те принципы, которые являются важной предпосылкой социальной и политической стабильности в обществе.
Нынешняя молодежь прагматична. Не менее 38 % молодых лю-
дей как самое важное в жизни рассматривают получение качественного образования; 32 % - материальное благополучие; 30 % - семью. Это естественные стремления в современных экономических условиях, но только при соблюдении основных требований легитимного права.
Среди современной молодежи слабо выражены идентичность с российской государственностью, патриотизм и приоритет интересов Российского государства и общества, тогда как эти качества важны для граждан государства, стремящегося закрепить за собой и в последующем удержать ведущее место в мировой политике и экономике.
Основными причинами возникновения подобной ситуации являются недостаточное внимание к проблемам гражданского воспитания и несоответствие правового поля бюрократического государства социальным ожиданиям молодого поколения.
Большинство опрошенных студентов (70 %) осознает важность правового образования в государстве и готово следовать принципам права, однако считает, что этим принципам не следует само государство. Соблюдение законов гражданами молодые люди ставят в зависимость от того, в какой степени они будут соблюдаться представителями власти.
В качестве источников получения правовых знаний студенты называют соответствующие дисциплины в образовательных учреждениях (школа, вуз и др.) - 52 %; правовое просвещение со стороны СМИ - 34 %; опыт родных, друзей, знакомых - 18 %.
Среди высказываний об уровне гражданской самореализации 56 % опрошенных отмечают, что «молодежь при выборе жизненного пути исходит из своих личных желаний и приоритетов», 28 % - что «патриотизм и приоритет интересов российского государства и общества - редкие качества у молодых россиян», только 2 % ответили, что «молодые люди идентифицируют себя с российским государством».
По мнению большинства студентов, сегодня их права либо не защищены, либо защищены не полностью - 74 %. Особых гарантий со стороны государства, считают опрошенные, требуют следующие гражданские права: на личную безопасность - 39 %; на равный доступ к качественному образованию - 36 %; на труд - 32 %, на личную свободу - 26 %, доступ к информации - 26 %. При этом по мере взросления молодых людей степень осознания ими незащищенности своих прав возрастает.
Несмотря на усилившуюся тенденцию к деполитизации, в молодежной среде отчетливо присутствуют интерес к различным молодежным объединениям и потенциальное желание научиться самостоятельно решать свои проблемы, выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений.
Оценивая степень реальной общественной активности в молодежной среде, 40 % респондентов ответили, что в общественной жизни России принимает участие лишь незначительная часть молодежи,
14 % - что молодежь активно участвует в общественной жизни России по определенному сверху сценарию.
Возможными причинами неудовлетворительной общественной активности 38 % опрошенных считают правовую и гражданскую незрелость в молодежной среде. На недостаточное внимание государства к проблемам гражданского воспитания указывают 14 % студентов, на несоответствие правового поля государства правовым ожиданиям молодого поколения - также 14 %.
При решении имеющихся у молодежи проблем 36 % опрошенных склонны рассчитывать на государство и органы местного самоуправления, 30 % - на юристов, лишь 22 % видят в этой роли общественные организации.
Потребность в приобретении правовых знаний значительно превышает существующие организационные возможности как в сфере образования, так и в общественном секторе. Более 3/4 молодых людей считают необходимым и хотят пополнять свои правовые знания, однако лишь около 1/5 постоянно делают это.
Менее 2 % опрошенных называют основными доступными для молодежи формами приобретения правовых знаний общественные организации. При этом молодые люди признают общественное молодежное движение, молодежные организации в качестве потенциально важного фактора защиты своих интересов.
Молодежь слабо информирована о существовании и деятельности молодежных организаций. Из 56 % респондентов, знающих о таких организациях, многие смогли назвать только общероссийские, причем большинство из названных - это политические и спортивные.
Большинство молодых людей, признавая полезными молодежные организации и авторитетным их лидерство в молодежном движении, и сами заявляют о своем желании участвовать в их деятельности (около 30 %). Речь идет прежде всего о студенческих, спортивных, творческих, политических и экологических организациях.
Но для реализации этих намерений недостаточно одного желания. Согласно экспертным оценкам в данной области имеются серьезные организационные и финансовые затруднения. При этом опрошенные (36 %) отмечают, что в Приморском крае присутствует частично организованная деятельность молодежных объединений.
Среди социально значимых проблем современного российского общества 71 % студентов выделили коррупцию, при этом 14 % не считают ее важной проблемой. Студенты отмечают, что чаще всего коррупция встречается в государственном управлении - 55 %; в правоохранительных органах - 37 %; в сфере налогов и таможенных сборов - 31 %. Причинами коррупции 45 % опрошенных назвали стремление чиновников к личной выгоде, 25 % -общую моральную деградацию в обществе, по 15 % - отсутствие политической воли у власти и отсутствие правовых знаний у населения.
Наиболее эффективными методами борьбы с коррупцией респонденты считают суровые меры наказания (57 %) и совершенствование законодательства (34 %). Антикоррупционное воспитание детей и молодежи рассматривают как важное средство 36 % опрошенных; статьи в СМИ о вреде коррупции принесут пользу, по мнению 14 % респондентов.
О своем политическом участии заявили 30 % студентов (участвовали в последних выборах), считая, что выбирать своих представителей во власть - основное гражданское право личности. При выборе студенты ориентировались прежде всего на хорошую программу и профессионализм кандидата.
Студенческая молодежь - один из стратегических ресурсов общественного развития, включение которого в экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы развитию как отдельного региона, так и страны в целом.
Молодежь как особая социально-демографическая группа отличается тем, что именно для нее наиболее остро стоят вопросы о своем месте в окружающем мире и, соответственно, о смысле и судьбах самого мира, включая собственную страну и место проживания. Создание условий для максимального использования конструктивной составляющей гражданского потенциала молодого поколения особенно важно в условиях открытости отношений, высокой динамики изменений и обостряющейся конкуренции в современном мире, а также незавершенности периода институциональных реформ в России.
Одним из условий формирования гражданских компетенций у студенческой молодежи могут стать изучение дисциплин социальногуманитарной направленности в вузах с целью приобретения навыков самоорганизации, овладения способами эффективного решения проблем. Умение формулировать свои интересы, легитимно их оформлять, выбирать и делегировать своих представителей для предъявления этих интересов, искать союзников и партнеров, владение искусством поиска компромиссов с властью становятся одним из базовых при построении социальных отношений. В современном обществе человек должен уметь отстаивать собственные интересы публично, организовывать проведение общественных экспертиз и участвовать в них, иметь навыки поведения в конкурентной бизнес-среде, свободно ориентироваться в основных вопросах современной политики. Все эти компетентности должны обеспечить молодому поколению конкурентоспособность, дать ему возможность войти во власть, занять достойные позиции в бизнесе, развивать институты гражданского общества и в конечном счете закрепить в России достижения демократии.
Эффективная и прозрачная программная деятельность в сфере молодежной политики может формироваться и осуществляться при взаимодействии трех основных субъектов социального партнерства - институтов гражданского общества, власти и бизнеса. Работа в молодежной среде в состоянии осуществляться только при условии
участия в этих процессах самой молодежи, с учетом ее интересов и стратегических перспектив. Такое участие не должно сводиться к пассивной реакции на усилия по вовлечению молодых людей в процессы «взрослой жизни». Это может происходить только на основе достоверной, объективной, постоянно обновляющейся информации о современном положении студенческой молодежи как особой социально-возрастной группы, ее взглядах, социальном самочувствии, нуждах и потребностях.
Литература
1. Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Скрипник Е.О. Студенчество Хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения // Социол. исслед. 2008. № 5. С. 3-28.
2. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменения // Социол. исслед. 2008. № 2. С. 3-15.
3. Темницкий А.Л. Человеческий потенциал и гражданские позиции активистов молодежных объединений // Социол. исслед. 2009. № 9. С. 48-58.
4. Широканова А.А. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социол. исслед. 2009. № 12. С. 121-126.
© Гончарова С.В., 2010 г.