Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ / ИСПОЛНИТЕЛЬ (СУРРОГАТНАЯ МАТЬ) / ДОГОВОР / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярош Артур Валерьевич

В связи с участившимися случаями распространения как мужского, так и женского бесплодия, а также ряда других медицинских показаний являющимися основаниями для оказания медицинской помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий набирает оборот спроса на использование программы суррогатного материнства. Реализация данной программы строиться на договорных отношениях между потенциальными родителями, суррогатной матерью и медицинской организации. Особенности этих договорных отношений законодатель в нормативных правовых актах не закрепил. В связи с этим автор рассматривает особенности этапов реализации условий договора заключенного между потенциальными родителя и суррогатной материю. Проведенный авторский анализ реализации условий договора показывает, что исполнитель в субъективном смысле меняет свой статус в зависимости от этапов прохождения условий заключенного договора. Цели и задачи исследования состоят в освещении проблемных вопросов, посвященных гражданско-правовому регулированию суррогатного материнства, а также в определении субъективного статуса исполнителя (суррогатной матери) при реализации условий договора на оказание услуг суррогатного материнства. Результатом проведенного исследования являются утверждение автора о необходимости введения научно обоснованной классификации исполнителя (суррогатной матери) в зависимости от прохождения этапов реализации условий указанного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CIVIL LAW REGULATION SURROGACY IN RUSSIA

Due to the increased incidence of both male and female infertility, as well as a number of other medical indications that are grounds for providing medical care with the use of assisted reproductive technologies, the demand for the use of surrogacy programs is gaining momentum. The implementation of this program is based on contractual relations between potential parents, a surrogate mother and a medical organization. The legislator has not fixed the specifics of these contractual relations in regulatory legal acts. In this regard, the author examines the features of the stages of the implementation of the terms of the contract concluded between the potential parent and the surrogate mother. The author's analysis of the implementation of the terms of the contract shows that the performer in a subjective sense changes his status depending on the stages of passing the terms of the concluded contract. The goals and objectives of the study are to highlight problematic issues related to the civil law regulation of surrogacy, as well as to determine the subjective status of the performer (surrogate mother) in the implementation of the terms of the contract for the provision of surrogacy services. The result of the conducted research is the author's statement about the need to introduce a scientifically based classification of the performer (surrogate mother) depending on the stages of implementation of the terms of the specified contract.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_75

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ ON THE ISSUE OF CIVIL LAW REGULATION SURROGACY IN RUSSIA

ЯРОШ Артур Валерьевич,

кандидат юридических наук,

аналитик, ГБУЗ «Центр крови имени О.К. Гаврилова Департамента здравоохранения города Москвы». 125284, Россия, г. Москва, ул. Поликарпова, 14, корп. 2. E-mail: [email protected];

YAROSH Artur V.,

Candidate of Law, Analyst, O.K. Gavrilov Blood Center of the Moscow City Health Department. 125284, Russia, Moscow, Polikarpova str., 14, bldg. 2. E-mail: [email protected];

Краткая аннотация. В связи с участившимися случаями распространения как мужского, так и женского бесплодия, а также ряда других медицинских показаний являющимися основаниями для оказания медицинской помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий набирает оборот спроса на использование программы суррогатного материнства. Реализация данной программы строиться на договорных отношениях между потенциальными родителями, суррогатной матерью и медицинской организации. Особенности этих договорных отношений законодатель в нормативных правовых актах не закрепил. В связи с этим автор рассматривает особенности этапов реализации условий договора заключенного между потенциальными родителя и суррогатной материю. Проведенный авторский анализ реализации условий договора показывает, что исполнитель в субъективном смысле меняет свой статус в зависимости от этапов прохождения условий заключенного договора. Цели и задачи исследования состоят в освещении проблемных вопросов, посвященных гражданско-правовому регулированию суррогатного материнства, а также в определении субъективного статуса исполнителя (суррогатной матери) при реализации условий договора на оказание услуг суррогатного материнства. Результатом проведенного исследования являются утверждение автора о необходимости введения научно обоснованной классификации исполнителя (суррогатной матери) в зависимости от прохождения этапов реализации условий указанного договора.

Abstract. Due to the increased incidence of both male and female infertility, as well as a number of other medical indications that are grounds for providing medical care with the use of assisted reproductive technologies, the demand for the use of surrogacy programs is gaining momentum. The implementation of this program is based on contractual relations between potential parents, a surrogate mother and a medical organization. The legislator has not fixed the specifics of these contractual relations in regulatory legal acts. In this regard, the author examines the features of the stages of the implementation of the terms of the contract concluded between the potential parent and the surrogate mother. The author's analysis of the implementation of the terms of the contract shows that the performer in a subjective sense changes his status depending on the stages of passing the terms of the concluded contract. The goals and objectives of the study are to highlight problematic issues related to the civil law regulation of surrogacy, as well as to determine the subjective status of the performer (surrogate mother) in the implementation of the terms of the contract for the provision of surrogacy services. The result of the conducted research is the author's statement about the need to introduce a scientifically based classification of the performer (surrogate mother) depending on the stages of implementation of the terms of the specified contract.

Ключевые слова: суррогатное материнство; медицинская организация; вспомогательные репродуктивные технологии; потенциальные родители; исполнитель (суррогатная мать); договор; классификация.

Keywords: surrogacy; medical organization; assisted reproductive technologies; potential parents; performer (surrogate mother); contract; classification.

Дата направления статьи в редакцию: 25.06.2021

Дата публикации статьи: 31.08.2021

На сегодняшний день большинство супружеских пар (партнеров), одиноких женщин и мужчин в надежде преодолеть бесплодие используют услуги по суррогатному материнству. Действующие законодательство Российской Федерации не содержит правовых норм позволяющих регулировать правовые вопросы, возникающие в первую очередь у супружеских пар (партнеров) страдающих бесплодием. Зачастую такие вопросы возникают из-за того, что сама программа суррогатного материнства не так освещена обществу, в открытых источниках мало полезной информации для супружеских пар (партнеров) страдающих недугом, и не только партнеров ведь женщины и мужчины, не состоящие в браке или партнерских отношениях, не должны быть обречены на бездетность и возможность в одиночку воспитывать ребенка (детей). Тем более, что в рамках послания Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 г. В.В. Путин, отметил, что «нужно отдельно поддержать те семьи, где мама и папа в одиночку воспитывают ребёнка»1.

На началах у супружеских пар (партнеров) возникают множество вопросов не только правового характера, но и общего, такие как: где можно найти суррогатную маму; какие вопросы ей следует задать, чтобы понять, готова ли супружеская пара (партнеры) вступить с ней в договорные отношения; как себя следует вести в беседе с ней, чтобы понять ее психоэмоциональное состояние и ряд других вопросов.

Очень часто такой непросвещенностью пользуются коммерческие агентства, выступающие в роли посредников, предлагая свои услуги по подбору суррогатных матерей для супружеских пар (партнеров), составлению для них различных документов правового характера, необходимых для участия в программе суррогатного материнства. За подобные услуги коммерческие агентства берут от 250 до 750 тыс. руб.2 (здесь приведены общие суммы они могут, как уменьшится, так и увеличится, все зависит от ситуации) и это не считая того, что еще придется супружеской паре (партнерам) нести расходы, связанные: с содержанием, медицинским обследованием, дальнейшим наблюдением, вознаграждением суррогатной матери и т.п. Как мы видим, это не меленькие денежные средства, а для многих и вовсе очень большие, за которые, на наш взгляд,

1 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 23.06.2021).

2 URL: https://www.probirka.org/surrogatnieprogrammy/7091 -reyting-agentstv-surrogatnogo-materinstva (дата обращения: 23.06.2021).

агентство не решает каких-то глобальных задач. Встречаются и недобросовестные коммерческие агентства, которые хотят «нажиться» на горе супружеских пар (партнеров) столкнувшихся с бесплодием и невозможностью забеременеть, выносить и родить ребенка естественным путем1.

Гражданско-правовые отношения, возникающие между потенциальными родителя и суррогатной матерью, были законодателем обозначены задолго2 до принятия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»3 (далее - Закон об основах охраны здоровья). Также стоит отметить, что до вступления в законную силу этого нормативного правового акта действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации4 (далее - Основы об охране здоровья граждан), в которых были закреплены положения, дающее право совершеннолетней женщине детородного возраста воспользоваться услугами искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона (ст. 35 Основы об охране здоровья граждан). Однако Основы об охране здоровья граждан не содержали положения регулирующие отношения граждан возникающий при реализации программы суррогатного материнства, в то время как Семейный кодекс Российской Федерации эту возможность предусматривал.

Таким образом, мы видим, что Основы об охране здоровья граждан регулировали только отдельные вопросы вспомогательных репродуктивных технологий в более узком формате и никак не затрагивали вопросы суррогатного материнства, которые, в свою очередь, возникали и на практике решались гражданами самостоятельно или путем использования услуг различных коммерческих агентских организаций. Деятельность, которых была направлена на поиск, подпор и ведение суррогатных материй для потенциальных родителей, а также оформление различного рода документов правового характера, такие как договор об оказании услуг по вынашиванию беременности и рождение ребенка (детей) суррогатной матерью и пр. другие.

Отсутствие должного правового регулирования суррогатного материнства дало возможность коммерческим агентствам составлять правовые конструкции договоров, положения которых являются спорными. Например, в договоре закреплены за суррогатной матерью обязательства о неукоснительном предоставлении потенциальным родителям согласия на запись их в актовую запись о рождении ребенка. С.Ю. Чаш-кова справедливо отмечает что «подобного рода условие является ничтожным, т.е. не подлежащим защите в судебном порядке и не служащим основанием для внесения сведений о потенциальных родителях как о родителях ребенка в актовую запись о его рождении»5. Также коммерческие агентства создают схемы оказания услуг суррогатного материнства не только женщинам, не состоящим в браке (отношениях) но и мужчинам, имеющих такой же семейный статус. Такие подходы, указанные агентства применяют при оказании услуг по вынашиванию беременности суррогатной матерью иностранным гражданам как состоящих в браке (отношениях) так и не состоящих, при этом в стране никто не отслеживал дальнейшую судьбу рожденных на территории Российской Федерации и увезенных за границу детей.

В настоящее время в стране отсутствуют статистические данные о вывезенных детях, рожденных с применением вспомогательных репродуктивных технологий, о чем не раз заявлялось чиновниками, журналистами и врачами 8 декабря 2020 г. на общественных слушаньях «Изменения в законодательстве и проблемы репродуктивного туризма» в Общественной палате Российской Федерации6. Такая ситуация приводит к сокрытию, самой страшной стороны реальности услуг суррогатного материнства, предоставляемые иностранным гражданам. В связи с этим существует множество мнений, о том, что этих детей вывозят за границу не для хорошей жизни, а для трансплантации органов как бы печально это не звучало7, или как в своем выступление на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации отметила депутат

Московской городской Думы Л.В. Стебенкова ссылаясь на материалы Австралийского суда, что таких детей используют для «черной трансплан-

8

тологии, деткой проституции и последующей торговли» .

Возвращаясь к нормативным правовым актам, стоит отметить, что только в 2003 году Министерство здравоохранения Российской Федерации, приняв приказ от 26 февраля 2003 г. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия»9 (документ утратил силу) закрепило правовые положения относительно проведения программы «суррогатное материнство», которые включали в себя: показания к участию супружеской пары в программе «суррогатное материнство»; требования, предъявляемые к суррогатной матери; перечень медицинских исследований, которые должна пройти суррогатная мать; противопоказания к суррогатному материнству.

Данный документ был признан утратившим силу с в связи с принятием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»10, который также как и предшественник содержал в себе положения о суррогатном материнстве, в том числе расширил состав субъектов имеющих возможность по медицинским показаниям воспользоваться программой «суррогатное материнство» дополнив к супружеской

1 См.: URL: https://www.mk.ru/social/2020/07/27/mladency-i-milliony-kak-moshenniki-nazhivayutsya-na-surrogatnom-materinstve.html (дата обращения: 12.06.2021).

2 См.: ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

3 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

4 «Ведомости СНД и ВС РФ». 1993. № 33. Ст. 1318.

5 Чашкова С.Ю. Свобода формирования условий договора о суррогатном материнстве как нетипичной договорной конструкции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 2. С. 58-64.

6 URL: https://www.youtube.com/watch?v=QqcOTIB6wWM (дата обращения: 24.01.2021).

7 См.: URL: https://tass.ru/proisshestviya/9111117 (дата обращения: 24.01.2021); URL: https://ural.tsargrad.tv/articles/mladency-na-prodazhu-shafran-raskryla-shemy-rabotorgovli-v-rossii_303127 (дата обращения: 24.01.2021).

8 См. выступление депутата Московской городской Думы Л.В. Стебенковой на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации, которые прошли

8 декабря 2020 г. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=QqcOTIB6wWM (дата обращения: 24.01.2021).

9 «Российская газета». № 84. 2003.

10 Документ утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2020 г. № 868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» // СЗ РФ. 2020. № 26. Ст. 4099.

паре, таких субъектов как «потенциальные родители» (лица, не состоящие в браке между собой) и «одинокая женщина». Субъектный состав пациентов имеющих право воспользоваться программой «суррогатное материнство» в расширенном формате был определен положениями ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан, который был принят 21 ноября 2011 г.

Взамен указанного приказа Министерство здравоохранения Российской Федерации приняло приказ от 31 июля 2020 г. № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»1 (далее - Порядок использования ВРТ), в котором также как и в предыдущих нормативных правовых акта закреплены положения программы «суррогатное материнство» в более расширенном формате по сравнению с предшественниками.

В настоящее время суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям (ч. 9 ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Таким образом, законодатель установил, что отношения сторон (суррогатной матерью и потенциальными родителями) регулируются положениями договорной конструкции. При этом, не указав, какие условия данного договора должны быть в нем закреплены, а какие являются противоречивыми и не могут быть прописаны в договорной конструкции.

Как правило, оказание медицинских услуг по программе суррогатного материнства осуществляется в рамках оказания платных медицинских услуг. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 10062 устанавливаю, что договор об оказании платных медицинских услуг заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме (п. 16 Правил), таким образом, не совсем понятно может ли договор быть заключен одновременно между потребителем, заказчиком и медицинской организацией, в случае если со стороны заказчика и потребителя выступают разные лица (например: заказчик - потенциальные родители, потребитель - суррогатная мать), то есть быть трехсторонним договорам. При этом в п. 18 Правил, сказано, что договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. Следовательно, содержит признаки трехстороннего договора. Так же в п. 17 Правил определены требования, предъявляемые к содержанию договора, к ним относятся: сведения об исполнителе, заказчике, потребителе; перечень услуг; стоимость услуг; сроки и условия предоставления услуг и т.д. В основном эти сведения направлены на описание выполняемых исполнителем обязательств по предоставлению медицинских услуг.

Безусловно, в это содержание можно включить информацию, регулирующую правоотношения между потенциальными родителями и суррогатной матерью, как основу договора об оказании услуг по вынашиванию беременности и рождение ребенка (детей) суррогатной матерью. Тем самым закрепив суррогатную мать к одной медицинской организации. Однако на практике такой трехсторонний договор по суррогатному материнству не будет мобильным. Поскольку, суррогатная мать может родить раньше срока, и в момент родов оказаться в дали от медицинской организации, с которой заключен трехсторонний договора, в результате чего потенциальные родителя вступят в правоотношения с другой медицинской организацией. Да и не каждая медицинская организация, в том числе государственной (муниципальной) системы здравоохранения пойдет на то, чтобы менять условия своей устоявшейся правовой конструкции договора оказания платных медицинских услуг, соответствующей положениям утвержденных Правил.

В связи с этим целесообразно на практике заключать два отдельных договора, образующих свой предмет. Один - между потенциальными родителями и суррогатной матерью, регулирующего в основном правоотношения связанные с намерением суррогатной матери вынашивать и рожать ребенка (детей) для потенциальных родителей, чьи половые клетки применялись для получения эмбриона3, с подготовкой будущей суррогатной матери к программе «суррогатное материнство», с ведением ее образа жизни в период подготовки и беременности, а также закрепляет порядок получения суррогатной матерью финансового вознаграждения за оказанные услуги. Другой - между потенциальными родителями (в роли заказчиков) и медицинской организацией, задачей которого, является строгое регламентирование правоотношений между субъектами, в рамках взаимодействие сторон при оказании медицинских услуг с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

Применение такой правовой конструкции даст потенциальным родителям мобильность в выборе медицинской организации, которая будет оказывать медицинские услуги суррогатной матери.

Трехсторонний договор по суррогатному материнству эффективно заключить тогда, когда медицинская организация оказывает услуги по подбору суррогатных матерей для потенциальных родителей, как они делают с эмбрионами или половыми клетками. Здесь уже медицинская организация отвечает не только за оказанные медицинские услуги, но и за действия суррогатной матери. Однако, такие медицинские организации в меньшинстве и информация о них известна не всем потенциальным родителям. В силу чего и заключаются двухсторонние договора об оказании услуг по вынашиванию беременности и рождение ребенка (детей) суррогатной матерью.

По мнению автора статьи, сторонами договора о суррогатном материнстве могут выступать потенциальные родители и суррогатная мать (вариант 1); потенциальные родители, суррогатная мать и медицинская организация (вариант 2). В силу слабого государственного регулирования правоотношений возникающих при реализации программы суррогатного материнства предпочтение отдаем первому случаю.

1 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.10.2020).

2 СЗ РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.

3 Если по медицинским показаниям невозможно получить биологический материал у одного из супругов (партнеров), для оплодотворения, допускается использование донорской половой клетке.

Стоит отметить, что заключение договора на оказание услуг по суррогатному материнству для потенциальных родителей - это вынужденная мера, на которую они пошли в связи с тем, что столкнулись с проблемой семейного бесплодия, а не ради того чтобы женщина не хотела на себе переносить все тяготы беременных женщин. Следовательно, мнение Е.С. Митряковой о том, что «необходимо расширить основания возникновения правоотношений по суррогатному материнству, и тем супружеским парам, в которых женщина просто не хочет вынашивать ребенка самостоятельно»1 не заслуживает поддержки. Безусловно, по мнению автора статьи, сама программа суррогатного материнства не строится только на одном договоре, обхватывает массу вопросов связанных с медицинскими показаниями потенциальных родителей по участию в этой программе, возрастными ограничениями сторон, медицинскими ограничениями по состоянию здоровья потенциальных суррогатных матерей и ряд других, которые требуют отдельного рассмотрения.

Рассуждая о правовой природе названного договора, можно сделать вывод о том, что законодатель, допуская суррогатное материнство, которое строится на договорных отношениях, не закрепил особенности этих договоров. Особые требования к форме и содержанию этих договоров должны учитывать сложную, смешанную природу этих договоров, которые не являются чисто гражданско-правовыми, да и семейно-правовыми тоже. Законодательно закрепление правового регулирования договора, находящегося на стыке нескольких норм права, позволит определить его конструкцию, которая производна от его сути и природы.

Отсутствие законодательных требований к содержанию договора об оказании услуг по вынашиванию беременности и рождение ребенка (детей) суррогатной матерью породило массу сложных правовых конструкций таких договоров создаваемых в основном посредническими агентствами.

В связи с этим предлагается классифицировать правовой статус исполнителя (суррогатной матери) по договору в субъективном смысле, давая описание возникающих правоотношений между сторонами на всех ступенях прохождения исполнителем этапов в рамках реализации указанного договора. Следовательно, прохождение исполнителем одного этапа договора за другим привод к изменению его правового статуса, поскольку при заключение договора исполнительница по фактическим признакам суррогатной матерью как токовой еще не является.

Таким образом, чтобы точнее определить на каком этапе исполнитель из претендента переходит в статус суррогатной матери, предлагается дать классификацию статусов исполнителя в зависимости от этапов реализации условий договора, а также описать данные этапы.

Согласно п. п. 75, 76 Порядка использования ВРТ сама программа суррогатного материнства состоит из нескольких этапов (синхронизация менструальных циклов; овариальная стимуляция; пункция фолликулов яичников; оплодотворение; культивирование эмбрионов; перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери), а если рассматривать ситуацию, когда у потенциальных родителей (партнеров) имеется крио-консервированный эмбрион, то число таких этапов значительно сокращается и остается только один (перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери).

Однако на практике женщина, желающая выносить и родить ребенка (детей) в рамках договора, заключенного с потенциальными родителями (партнерами), проходит гораздо больше этапов, что говорит о том, что этапов реализации условий данного договора значительно больше, чем при реализации программы суррогатного материнства.

В связи с этим, автором предлагается определить и дать описание этапам реализации условий договора об оказании услуг по вын а-шиванию и рождению ребенка (детей), для последующего определения изменения статуса исполнителя при прохождении этих этапов, в субъективном смысле.

В юридической литературе давались попытки по рассмотрению этапов реализации только программы суррогатного материнства. Так, например, А.А. Серебрякова отмечает, «что основными этапами программы суррогатного материнства, являются: выбор суррогатной матери; подготовка к процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО); непосредственно процедура ЭКО; вынашивание и рождение ребенка; определение юридических отношений между супружеской парой и родившимся ребенком»2.

Вместе с тем предлагается выйти за рамки программы суррогатного материнства и рассмотреть все этапы выполнения исполнителем условий договора об оказании услуг по вынашиванию и рождению ребенка (детей).

I этап. Предварительное обследование и планирование программы суррогатного материнства.

Как правило, на этом этапе потенциальными родителями определен исполнитель, который будет выступать в роли кандидата в суррогатные матери и имеющий минимальный комплект документов, позволяющий ей участвовать в программе суррогатного материнства (медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, результаты анализов и медицинских обследований).

Предварительное обследование исполнителя, имеющего минимальный комплект медицинских документов, проводит та медицинская организация, которая будет оказывать медицинские услуги с применением вспомогательных репродуктивных технологий по программе суррогатного материнства.

В большинстве случаев этап состоит из начального медицинского обследования исполнителя, где в случаи отсутствия противопоказания для участия исполнителя в программе суррогатного материнства проводится подготовка организма исполнителя к переносу эмбриона в полость матки.

Исполнитель, выполняя этот этап условий договора об оказании услуг суррогатного материнства, суррогатной материю как таковой

1 Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006 С. 8.

2 Серебрякова А.А. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства // Российская юстиция. 2016. № 12. С. 52 - 55 // СПС «Консультант Плюс».

еще не является, а только выступает в роли претендента в суррогатные матери.

II этап. Участие в программе суррогатного материнства (перенос эмбрионов в полость матки).

Согласно п. 75 Порядка использования ВРТ программа суррогатного материнства состоит из следующих этапов:

- синхронизация менструальных циклов генетической матери (или донора ооцитов) и суррогатной матери;

- овариальная стимуляция генетической матери (или донора ооцитов);

- пункция фолликулов яичников генетической матери (или донора ооцитов);

- оплодотворение (ЭКО или инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита) ооцитов генетической матери специально подготовленной спермой мужа (партнера) или донора, или донора ооцитов специально подготовленной спермой мужа (партнера);

- культивирование эмбрионов;

- перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери.

Чаще всего на практике потенциальные родители вступают в договорные отношения по суррогатному материнству, имея в наличии хотя бы один крионосервированный эмбрион.

В этом случае этап состоит только из переноса эмбриона(ов) в полость подготовленной матки исполнителя. Следовательно, исполнитель на этом этапе в объективном смысле из пониманий положений ст. 55 Закона об основах охраны здоровья и раз. V Порядка использования ВРТ является суррогатной матерью. А в субъективном смысле для потенциальных родителей исполнитель суррогатной материю как таковой еще не стал, поскольку может произойти несколько переносов эмбрионов в полость матки, а беременность по тем или иным причинам не наступить, в результате чего исполнитель может выйти из указанной программы так и не став суррогатной материю.

Таким образом, на этом этапе статус исполнителя можно назвать как предшествующая суррогатная мать.

III этап. Вынашивание и рождение ребенка (детей).

Как только наступает беременность исполнителя, которая подтверждается медицинским исследованием, фиксирующим сердцебиение у плода, статус исполнитель из предшествующей суррогатной матери переходит в статус полноценной суррогатной матери. Трансформация данного статуса исполнителя тянет за собой наступление других обязательств исполнителя по договору, в основном это соблюдение исполнителем основных правил вынашивания беременности, предписаний и требований врачей-специалистов.

Добросовестное и надлежащее выполнение исполнителем всех дальнейших обязательств, приводит к благоприятному исходу родов для суррогатной матери.

Стоит считать, что на этапе подтверждения беременности суррогатной матери сама программа суррогатного материнства завершается, однако условия договора продолжают быть действующими до полного исполнения сторонами договора взятых обязательств.

IV этап. Оформление документов подтверждающих факт рождения ребенка (детей), с последующим оформление акта выполненных обязательств

В рамках завершающего этапа происходит оформление необходимых документов, закрепляющих за потенциальными родителями родительские права на рожденного суррогатной матерью ребенка (детей) путем внесения сведений в записи акта о рождении ребенка (детей) в органах ЗАГС.

После оформления соответствующих документов (свидетельства о рождении) потенциальные родители выплачивают суррогатной матери вознаграждение за вынашивание и рождение ребенка.

Завершение данного этапа предвещает оформлением сторонами договора акта о выполненных обязательств.

Учитывая вышеизложенное, в зависимости от этапов прохождения условий договора автором предлагается классифицировать статус исполнителя в субъективном смысле.

1. Исполнитель в статусе претендента в суррогатные матери - это субъект, который в рамках заключенного договора проходит предварительное медицинской обследование, с последующей подготовкой к программе суррогатного материнства.

2. Исполнитель в статусе суррогатной матери. Данный статус необходимо разделить на два: предшествующая и полноценная суррогатная мать.

Предшествующей суррогатной матерью можно назвать того исполнителя, которому проводится перенос эмбриона в полость матки. Полноценной суррогатной матерью исполнитель становится с момента наступления беременности, что подтверждается сердцебиением у плода.

Такая классификация позволит, по мнению автора статьи, более точно определить, в каком статусе находиться исполнитель реализую условия договора на оказание услуг по суррогатному материнству. Ведь нахождение исполнителя в том или ином статусе дает ему определенные права и обязанности, в том числе по выходу из договорных отношений. На наш взгляд это определенная специфика, где исполнитель трансформируется в тот или иной статус в зависимости от прохождения этапов реализации условий договора, что не всегда встрети шь в поименованных договорах.

Библиогра фия:

1. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006 С. 8.

2. Серебрякова А.А. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства // Российская юстиция. 2016. № 12. С. 52 - 55 // СПС «Консультант Плюс».

3. Чашкова С.Ю. Свобода формирования условий договора о суррогатном материнстве как нетипичной договорной конструкции // Законы России: опыт, анализ,

практика. 2016. № 2. С. 58-64.

References (transliterated):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Mitryakova E.S. Pravovoe regulirovanie surrogatnogo materinstva v Rossii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen', 2006 S. 8.

2. Serebryakova A.A. Problemy pravovogo regulirovaniya surrogatnogo materinstva // Rossijskaya yusticiya. 2016. № 12. S. 52 - 55 // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. CHashkova S.YU. Svoboda formirovaniya uslovij dogovora o surrogatnom materinstve kak netipichnoj dogovornoj konstrukcii // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2016. № 2. S. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.