УДК 347.611
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО В РОССИИ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ
АХМАТЬЯНОВА Венера Амирзяновна
старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Нефтекамского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Нефтекамск, Россия. E-mail: cafedra2017@yandex. ru
В статье рассматривается опыт правового регулирования суррогатного материнства в Российской Федерации. Раскрываются положения основных нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию программы суррогатного материнства, изучаются некоторые проблемы, связанные с применением данных правовых норм на практике. Детально раскрывается содержание таких категорий, как «суррогатное материнство», «суррогатная мать», рассматриваются их признаки, характерные черты. Особое внимание уделено изучению субъектного состава правоотношений, возникающих в связи с реализацией программы суррогатного материнства. Анализируются некоторые коллизии действующего законодательства, регламентирующего процедуру записи генетических родителей ребенка, рожденного суррогатной матерью, в книги записей рождений. Исследуются некоторые проблемы договора о суррогатном материнстве, заключаемого между суррогатной матерью и генетическими родителями (родителем). В статье приводятся статистические данные и материалы судебной практики.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, суррогатная мать, генетические родители.
SURROGATE MATERNITY IN RUSSIA: ANALYSIS OF LEGISLATION AND PRACTICE
AKHMATYANOVA Venera Amirzyanovna
Senior Lecturer of the Chair of Law Disciplines of the Neftekamsk branch of the FSBEI HE "Bashkir State University", Neftekamsk, Russia.
Email: [email protected]
The article covers the experience of legal regulations of surrogate maternity in the Russian Federation. It reveals statements of main legal and regulatory acts, which administer realization of the surrogate maternity program, studies some problems connected to implementation of the stated legal norms in practice. The article uncovers the contents of such categories as "surrogate maternity", "surrogate mother" in details and distinguishes their attributes and characteristic features. Special attention is paid to the study of the subject contents of legal relations, which appear in connection to realization of the surrogate maternity program. Herewith, it analyzes some collisions of legislation in power, which regulates the procedure of registration of genetic parents of a child born to a surrogate mother in the register of births. The article researches some problems of a contract between a surrogate mother and genetic parents (one parent). It gives statistic data and materials of judicial practice.
Key words: assisted reproductive technologies, surrogate maternity, surrogate mother, genetic parents.
На сегодняшний день, в мире остро стоит проблема бесплодия, количество бездетных пар растет с каждым годом. Так, если обратиться к статистическим данным, в конце 70 -х годов ХХ в. количество бесплодных пар в мире составляло 5 %. Сегодня эта цифра равна 10-15 % по обращаемости и доходит до 18-20 %, а по некоторым данным - до 30% с учетом активного выявления, в то время как уже 15 % является свидетельством того, что проблема приобрела государственное значение (по определению ВОЗ) [3].
В качестве достаточно приемлемого метода лечения бесплодия на сегодняшний день все большее распространение получает и технология суррогатного материнства [5]. В Российской Федерации суррогатное материнство разрешено, имеются нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность использования данной технологии.
Первым нормативно-правовым актом в России, содержащим термин «суррогатная мать», стал Семейный кодекс РФ [15]. Затем, были приняты Закон «Об актах гражданского
состояния» [16] и Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» [9], в которых также встречались понятия «суррогатное материнство», «суррогатная мать».
В связи с принятием Приказа Минздрава России от 30.08.2012 № 107н [10], утвердившего порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению (далее - Приказа Минздрава России о порядке использования ВРТ), Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 утратил силу.
Суррогатное материнство позволяет иметь детей женщинам, неспособным выносить и родить ребенка самостоятельно по медицинским показаниям (п. 79 Приказа Минздрава России о порядке использования ВРТ). Приказ Минздрава России о порядке использования ВРТ определил требования, предъявляемые к суррогатным матерям (п. 78), и алгоритм проведения программы «Суррогатное материнство» (п. 83). Несмотря на то, что термин «суррогатное материнство», как мы уже отметили, встречался в действующем законодательстве России, долгое время в нашей стране отсутствовало легальное определение этого понятия.
Отсутствие легальной терминологии породило соответствующие научные изыскания. К проблеме определения понятия «суррогатное материнство» неоднократно обращались в своих работах различные авторы. Так, например, Т.Е. Борисова, пишет, что «суррогатное материнство следует определять как взаимную договоренность между суррогатной матерью и потенциальными родителями о том, что суррогатная мать пройдет процедуру имплантации эмбриона, зачатого с применением метода экстракорпорального оплодотворения, выносит, родит и передаст ребенка потенциальным родителям» [2].
А. Асламурзаева определила суррогатное материнство как «соглашение между лицами (лицом), желающими стать родителями, и женщиной, согласной на искусственное оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка (суррогатной матерью) с последующей его передачей другой стороне по договору, за вознаграждение либо без такового» [1, с. 8].
Проблема отсутствия легального определения понятия «суррогатное материнство» в России была решена в 2011 году. 21.11.2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [17] Согласно ч. 9 ст. 55 этого нормативно-правового акта суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
Опираясь на данное определение можно сделать следующие выводы:
1) суррогатное материнство, в первую очередь, - физиологический процесс вынашивания и рождения ребенка; зачатие ребенка при этом происходит путем ЭКО и имплантации эмбриона в полость матки суррогатной матери;
2) между ребенком и потенциальными родителями имеется генетическое родство;
3) отношения между суррогатной матерью и потенциальными родителями (либо одинокой женщиной) строятся на основании договора, заключенного между ними;
4) применение этой технологии возможно, если имеются соответствующие медицинские показания.
Из данного определения не вытекает, что потенциальные родители обязательно должны состоять в зарегистрированном браке, более того, законодатель подчеркивает, что обратиться за помощью к суррогатной матери может и одинокая женщина.
Интересно отметить, что согласно п. 4 ст. 51 СК РФ лица, состоящие в браке между собой (выделено мной. - В.А.) и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ре-
бенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Такое же положение закреплено в Законе об актах гражданского состояния (п. 5 ст. 16). На практике неверное толкование этих норм привело к тому, что работники органов ЗАГСа стали отказывать лицам, не состоящим в браке, в регистрации их в качестве родителей детей, рожденных суррогатными матерями [11].
Немаловажно отметить, что в ч. 9 ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан не названа обязанность суррогатной матери передать ребенка после его рождения родителям-заказчикам, не определен характер соглашения (возмездный или безвозмездный), заключенного между суррогатной матерью и потенциальными родителями.
В ч. 10 ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан определены требования, предъявляемые к суррогатной матери:
- возраст от двадцати до тридцати пяти лет;
- наличие не менее одного здорового собственного ребенка;
- наличие медицинского заключения об удовлетворительном состоянии здоровья;
- женщина должна дать письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
В Приказе Минздрава России о порядке использования ВРТ содержатся аналогичные требования. Очевидно то, что законодатель, устанавливая возрастные рамки для потенциальной суррогатной матери, прежде всего, заботился о здоровье будущего ребенка, т.к. согласно данным медицинской статистики почти 70% всех детей с синдромом Дауна родили женщины старше 35 лет [8]. Однако в юридической литературе можно встретить и противоположенную точку зрения. Так, Т.Е. Борисова отмечает, что известны случаи, когда матери вынашивали детей для своих бездетных дочерей. Более безопасный и недорогой способ вряд ли можно предложить. Как заявляют медики, если женщина здорова, то зачать методом ЭКО и выносить здорового ребенка возможно и когда женщина уже находится в менопаузе, а это в среднем 50-55 лет [2].
На наш взгляд, очевидно, что законодательно установленные требования, предъявляемые к суррогатной матери, целесообразны и отвечают интересам будущего ребенка, его генетических родителей, суррогатной матери.
Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. Таким образом, с 1 января 2012 года (с этого дня вступила в силу ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан) в России возможна лишь программа гестационного суррогатного материнства (т.е. суррогатная мать не может иметь генетического родства с ребенком, которого вынашивает). Этот вариант представляется наиболее приемлемым с морально - этической точки зрения.
Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Данное положение уже успело вызвать нарекания. Так, К.Н. Свитнев отмечает, что «требование получения «согласия» представляется неуместным, так как любая совершеннолетняя женщина вне зависимости от своего супружеского статуса является равноправным субъектом гражданских правоотношений <...>, тем более что п. 1 ст. 56 того же закона говорит о том, что «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве»» [14, с. 138]. Однако, ст. 1 СК РФ к принципам регулирования семейных отношений относит принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Кроме того, согласно ст. 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Очевидно, что самостоятельно принятое женщиной решение стать суррогатной матерью (и осуществление этого намерения), лишает возможность ее супруга стать отцом в ближайшее время. Если, конечно, он не обратиться за помощью к другой суррогатной матери. Здесь
возникает следующий вопрос: может ли мужчина, желающий стать отцом, заключить договор с суррогатной матерью?
В ч. 9 ст. 55 Закона об основах охраны здоровья граждан в качестве лиц, с которыми может быть заключен соответствующий договор, упоминаются лишь потенциальные родители и одинокие женщины. Однако для одинокого мужчины программа суррогатного материнства в сочетании с донорством ооцитов практически единственный шанс стать отцом генетически своего ребенка. Здесь нельзя не согласиться с телеведущей, публицистом М. Арбатовой, которая высказалась по этому поводу так: «Коль скоро у нас женщина законодательно имеет право пойти в банк спермы, родить ребенка и считать его абсолютно собственным, то лишать мужчину этой же возможности было бы не только негуманно, но и нечестно» [13]. Более того, очевидно, что лишение одинокого мужчины права стать участником программы «Суррогатное материнство», в то время как одинокая женщина такое право имеет, на наш взгляд, является дискриминацией по половому признаку.
Интересно отметить, что согласно п. 1 ст. 127 СК РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. То есть, исходя из обозначенной позиции законодателя, можно сделать вывод о том, что одинокий мужчина может быть усыновителем, но не может стать отцом генетически своего ребенка, воспользовавшись технологией суррогатного материнства.
Обратимся к правоприменительной практике. 4 августа 2010 г. Бабушкинский районный суд Москвы (судья Мартыненко А.А.) обязал ЗАГС Бабушкинского района зарегистрировать ребёнка, родившегося в результате реализации программы гестационного суррогатного материнства с использованием донорских ооцитов для мужчины, не состоящего в браке, с указанием в актовой записи о рождении в качестве отца заказчика суррогатной программы и сведений о матери по его заявлению (сведения о матери в запись акта о рождении могут не вноситься или же фамилия «матери» записывается по фамилии отца, а имя и отчество - по его указанию). Имя суррогатной матери в свидетельстве о рождении фигурировать не будет. Отказ органа ЗАГС в регистрации ребёнка на имя истца был признан незаконным [12].
4 марта 2011 года Смольнинский районный суд С.-Петербурга обязал ЗАГС зарегистрировать не состоящего в браке молодого человека, ставшего отцом при помощи программы суррогатного материнства, единственным родителем его «суррогатных» двойняшек.
Молодой человек реализовал свою программу гестационного суррогатного материнства в сочетании с программой донорства ооцитов в одной из московских клиник репродукции. Обратиться в суд его вынудил отказ ЗАГСа в регистрации его детей. Делопроизводители ЗАГСа аргументировали своё решение тем, что процедура суррогатного материнства предусмотрена, якобы, лишь для людей, состоящих в браке. Суд не согласился с работниками ЗАГСа и признал отказ в регистрации незаконным [12].
Отметим, что такая практика сложилась до вступления в силу соответствующего положения Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, не содержащего прямой запрет, но и прямо не предусматривающего возможности для одинокого мужчины стать родителем-заказчиком суррогатной программы. Как в дальнейшем будет решаться поставленный нами выше вопрос, покажет время.
Как мы уже отмечали, лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери) (п. 4 ст. 51 СК РФ). То есть, в случае, если суррогатная мать откажется передать рожденного ею ребенка, решит оставить его у себя, то она будет записана в качестве матери этого ребенка. У такой позиции законодателя есть свои сторонники. А.П. Кокорин, отмечает, что «приоритетным фактором при определении принадлежности родительских прав является вынашивание ребенка [6, с. 28-31].
Высказывалась в юридической литературе и противоположенная точка зрения. И.А. Михайлова считает, что закрепление в законе приоритета суррогатной матери при установлении происхождения ребенка противоречит закрепленному в ст. 38 Конституции РФ принципу охраны семьи, материнства и детства, так как в данном случае не защищаются интересы матери и отца ребенка, т.е. его генетических родителей [7, с. 17]. Представляется, что положение, существующее ныне, может привести к шантажу, вымогательствам со стороны суррогатной матери, которая, понимая, что не обязана передавать ребенка потенциальным родителям, будет чувствовать свою полную безнаказанность.
Может сложиться и другая ситуация. В случае рождения ребенка, страдающего каким-либо заболеванием, потенциальные родители могут отказаться его принять, мотивировав свой отказ тем, что они не обязаны этого делать. Отметим, что согласно п.1 ст. 48 СК РФ происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. То есть, в России действует презумпция материнства (та, которая родила, и есть мать). Но, что делать, если и суррогатной матери ребенок будет не нужен?
Кроме того, если суррогатная мать не успеет в силу объективных обстоятельств (наступление смерти при родах, непосредственно после родов) дать свое согласие на то, чтобы в качестве родителей ребенка были записаны его генетические родители, то рожденный малыш будет призван к наследованию после смерти суррогатной матери. Тем самым, будут ущемляться права её супруга, родителей, детей (наследников по закону) или наследников по завещанию, если таковое было составлено ею при жизни (Ст. 1142, 1118, 1119, 1149 ГК РФ) [4].
Таким образом, несмотря на то, что технология суррогатного материнства не первый год применяется в России в качестве метода, позволяющего преодолеть бесплодие, существует еще немало проблем нормативно-правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Библиографические ссылки
1. Асламурзаева А. Суррогатное материнство: пробелы законодательства // ЭЖ-Юрист. 2011. № 30. С. 8.
2. Борисова Т.Е. Актуальные вопросы законодательной и правоприменительной практики суррогатного материнства в России // Социальное и пенсионное право. 2008. № 1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Вершинина Е.В., Кабатова Е.В., Яшметова М.О. Суррогатное материнство в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Дронова Ю.А. Что нужно знать о суррогатном материнстве. М.: Городец, 2007 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Кокорин А.П. К вопросу о получении согласия суррогатной матери на запись родителями ребенка супругов, предоставивших свой генетический материал // Семейное и жилищное право. 2010. № 1. С. 28-31.
7. Михайлова И.А. Законодательство, регламентирующее установление происхождения детей, нуждается в корректировке // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2. С. 17.
8. Поздние роды.-URL: http://akusherstvo.policlinica.ru/born14.html (Сайт Центра современной медицины «ЕВРОМЕДПРЕСТИЖ») (дата обращения: 21.11.2016).
9. Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» (Утратил силу) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. от 11.06.2015) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Решение Калининского районного суда г. С.-Петербурга, от 05 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-4104 [Электронный ресурс]. Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
12. Сайт компании «Росюрконсалтинг». URL: http://www.jurconsult.ru/news/news3.php (дата обращения: 21.11.2016).
13. Сайт ТРК «Петербург-Пятый канал». URL: http://5-tv.ru/news/34334/ (дата обращения: 21.11.2016).
14. Свитнев К. «Суррогатное» отцовство по-прежнему вне закона? // Новые законы и нормативные акты. 2011. № 48. С. 138.
15. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
References
1. Aslamurzaeva A. Surrogatnoe materinstvo: probely zakonodatel'stva (Surrogacy: gaps in legislation), EZh-Yurist. 2011. No. 30. P. 8.
2. Borisova T.E. Aktual'nye voprosy zakonodatel'noi i pravoprimenitel'noi praktiki surrogatnogo materinstva v Rossii (Topical issues of the legislative and law enforcement practice of surrogate motherhood in Russia), Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2008. No. 1 [Elek-tronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Kon-sul'tantPlyus».
3. Vershinina E.V., Kabatova E.V., Yashmetova M.O. Surrogatnoe materinstvo v Rossii i zarubezhnykh stranakh: sravnitel'no-pravovoi analiz (Surrogacy in Russia and foreign countries: Comparative legal analysis), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' tret'ya) (The Civil Code of the Russian Federation (Part Three)) ot 26.11.2001 № 146-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2016) [Elektronnyi resurs]. Do-stup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
5. Dronova Yu.A. Chto nuzhno znat' o surrogatnom materinstve (What you need to know about surrogacy), M.: Gorodets, 2007 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
6. Kokorin A.P. K voprosu o poluchenii soglasiya surrogatnoi materi na zapis' roditelyami rebenka suprugov, predostavivshikh svoi geneticheskii material (On the issue of the receipt of the surrogate mother's consent to record as the child's parents the spouses who provided their genetic material), Semeinoe i zhi-lishchnoe pravo. 2010. No. 1. Pp. 28-31.
7. Mikhailova I.A. Zakonodatel'stvo, reglamentiruyushchee ustanovlenie proiskhozhdeniya detei, nu-zhdaetsya v korrektirovke (The legislation governing the establishment of origin of children needs to be corrected), Voprosy yuvenal'noi yustitsii. 2009. No. 2. P. 17.
8. Pozdnie rody.-URL: http://akusherstvo.policlinica.ru/born14.html (Late childbirth) (Sait Tsentra sov-remennoi meditsiny «EVROMEDPRESTIZH») (accessed date: 21.11.2016).
9. Prikaz Minzdrava RF ot 26.02.2003 № 67 «O primenenii vspomogatel'nykh reproduktivnykh tekhnologii (VRT) v terapii zhenskogo i muzhskogo besplodiya» (Utratil silu) (The Russian Ministry of Health Order from 26.02.2003 number 67 "On the application of auxiliary reproductive-technologies (ART) in male and female infertility treatment" (repealed)), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Kon-sul'tantPlyus».
10. Prikaz Minzdrava Rossii ot 30.08.2012 № 107n (red. ot 11.06.2015) «O poryadke ispol'zovaniya vspo-mogatel'nykh reproduktivnykh tekhnologii, protivopokazaniyakh i ogranicheniyakh k ikh primeneniyu» (The Ministry of Health of Russia Order of 30.08.2012 number 107n (ed. From 06.11.2015) "On the procedure for the use of assisted reproductive technologies, contraindications and limitations to their use"), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
11. Reshenie Kalininskogo raionnogo suda g. S.-Peterburga, ot 05 avgusta 2009 g. po grazhdanskomu delu № 2-4104 (The decision of the Kalinin district court of St. Petersburg, on August 5, 2009 at civil case № 24104), [Elektronnyi resurs]. Spravochno-pravovaya sistema Kon-sul'tantPlyus.
12. Sait kompanii «Rosyurkonsalting» (Company website), URL: http://www.jurconsult.ru/news/news3.php (accessed date: 21.11.2016).
13. Sait TRK «Peterburg-Pyatyi kanal» (Broadcasting company website), URL: http://5-tv.ru/news/34334/ (accessed date: 21.11.2016).
14. Svitnev K. «Surrogatnoe» ottsovstvo po-prezhnemu vne zakona? ("Surrogate" Fatherhood is still out of law?), Novye zakony i nor-mativnye akty. 2011. No. 48. P. 138.
15. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 30.12.2015) (The Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 number 223-FL (ed. By 12.30.2015)), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
16. Federal'nyi zakon ot 15.11.1997 № 143-FZ (red. ot 30.03.2016) «Ob aktakh grazhdanskogo sostoyaniya» (Federal Law of 15.11.1997 number 143-FL (ed. From 03.30.2016) "On Acts of Civil Status"), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'-tantPlyus».
17. Federal'nyi zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya gra-zhdan v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.10.2016) (Federal Law of 21.11.2011 number 323-FL (ed. From 07.03.2016) "On the basis of public health protection in the Russian Federation" (rev. and ext., joined. In force from 10.03.2016)), [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Kon-sul'tantPlyus».
Дата поступления: 15.01.2016 Received: 15.01.2016