Научная статья на тему 'К вопросу о грамотности современных подростков с ограниченными возможностями здоровья'

К вопросу о грамотности современных подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА / КРУГЛЫЙ СТОЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мизильская Н. Н.

Практика воспитания речевой культуры у подростков с ОВЗ. День ненормативной лексики. Круглые столы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о грамотности современных подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Статья посвящена проблеме воспитания речевой культуры у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

• культура речи • ненормативная лексика • круглый стол

К вопросу

о грамотности

современных

подростков

с ограниченными

возможностями

здоровья

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.

Д.С. Лихачёв

Н.Н. Мизильская,

учитель ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»

Лингвисты и учёные, все, кто непосредственно связан с речью, с речевым общением, обеспокоены состоянием современного русского языка. Связано это, прежде всего, с той ситуацией, которую мы наблюдаем, когда слышим, видим, читаем, как общаются наши подростки, наша молодёжь.

Изменения, происходящие сегодня в стране, накладывают свой отпечаток на культуру, сознание, на жизнь в целом подрастающего поколения. То, что слушает молодёжь, видит, читает, — всё это влияет на культуру речи наших детей. Снижение уровня культуры речи и в целом русской культуры отмечается на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Общаются дети друг с другом на жаргоне, привыкая воспринимать его как нормативную речь.

Жаргон, на котором общаются люди, возникает в определённом обществе, коллективе. Это социальный диалект, языковая игра, которая создаёт и диктует свои правила, свой язык общения. Чаще всего причиной жаргонного общения в молодёжной среде является протест, который направлен против обыденности, против правил: быть и выглядеть не таким, как все.

Круглый стол с обучающимися

Зачастую речь выступает как языковая конспирация, понятная только ему.

Учёные выяснили, что большое влияние на подрастающее поколение оказывает, прежде всего, социум, который окружает его, — семья, друзья, родственники, ровесники, а также телевидение, модные журналы, беллетристика, музыка и общество в целом. Подросток постоянно испытывает на себе воздействие различных информационных носителей. Читает, слышит, видит всё то, что показывают, и воспринимает это как норму, считает, что это правильно, что это достойно уважения. Языковая неряшливость, некорректное обращение к слушателям искажают чувство языковой ответственности.

Работая учителем письма, чтения и развития речи в коррекционной школе-интернате, где большая часть детей и подростков «с пелёнок» слышали от родителей нецензурные выражения, сами не раз

становились объектом негодования с использованием ненормативных слов от родной матери или отца, постоянно сталкиваюсь с проблемой сквернословия детей и подростков, проблемой речевой культуры. Подростки могут делать это неосознанно, это часто становится нормой в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому стараюсь систематически вести работу, направленную против употребления подростками нецензурных слов.

Например, целый день учимся жить, разговаривать без бранных слов, без слов-паразитов, засоряющих язык. На внеклассном мероприятии «Давай говорить правильно» обыденную «неправильную» речь заменяем красивой, выразительной. Слова-жаргонизмы, употребляемые в разговорной речи подростков, заменяем культурной речью. Ещё одной из интересных форм работы в данном направлении является чтение предложения, в котором мы заменяем слова-паразиты

Н.Н. Мизильская. К вопросу о грамотности современных подростков с ограниченными возможностями здоровья

Внеклассное мероприятие «Давай говорить правильно»

междометием «ой!». В результате видим, что предложение некрасивое, невыразительное его требуется изменить на правильное, более выразительное.

Кроме того, мы с детьми часто устраиваем так называемые литературные посиделки, это прививает интерес к литературным произведениям, к поэзии как кубанских авторов, так и авторов, рекомендованных школьной программой: С.А.Есенина, А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и многих других.

Чтобы разобраться в смысловых значениях слов, проводим с детьми на уроках «минутки» о значении, происхождении слов, их истории. Цикл внеклассных занятий «Незнакомые значения знакомых слов» организуем систематически, на них узнаём историю происхождения слова, , литературную норму и употребление слова в разговорной речи, в художественных произведениях. На подобных занятиях дети учатся составлять

групповые проекты по данной тематике, работая с текстом, словарём.

Большое внимание во внеурочное время уделяю тематическим мероприятиям. Так, 3 февраля в России отмечается День ненормативной лексики. Это событие мы с детьми не могли оставить без внимания. Его цель — воспитание культуры речи, уважения друг к другу. На занятии дети узнали, что где-то этот праздник воспринимается как нечто экзотическое, но для России день этот имеет существенное значение.

Следующим этапом внеурочной воспитательной работы была акция «Сквернословию — нет». Дети и подростки принимали участие в анкетировании «Как вы относитесь к сквернословию», знакомились с памяткой «Как разговаривать правильно», старались избегать «вредных» слов в обиходной речи со сверстниками.

Большое внимание уделяю участию детей в декаде русского языка, которая у нас всегда насыщена различными мероприятиями — это и беседы о красоте русской речи, и участие в конкурсах, и разгадывание кроссвордов, ребусов и многое другое.

Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринуждённую беседу в связи с прочитанным, увиденным, поэтому стараюсь вовлекать ребят в обсуждение, подбираю тексты, заметки, видеоролики по актуальным проблемам современности.

Помимо этого, проводим с детьми круглые столы, на которых обсуждаем увиденное, услышанное, прочитанное. Каждый подросток высказывает свои мысли, отстаивает свою точку зрения, определяет отрицательную или положительную оценку происходящему. Подобные мероприятия дают детям возможность задуматься о том, что можно говорить, а что нельзя, какие фразы могут обидеть человека, сделать его несчастным. Ведь восприятие у всех разное, поэтому мы учим детей: «Если хочешь что-то сказать — подумай!» Заключительной частью подобных мероприятий является составление рассказов на такие темы: «Как говорили наши предки, как говорим мы!», «Будущее человека, забывшего о культуре речи», «Язык подростков 2030 года».

Выражать мысль грамотно, лаконично, конкретно, без паразитирующих слов в речи — вот, пожалуй, одна из главных

задач учителя письма, чтения и развития речи. Многое меняется в поведении и жизни нашего общества. Но эти перемены не должны касаться культуры речи, они должны быть лучшими и жизнеспособными.

Русский язык богат, красив, ярок, силён, точен, и моя задача учителя — показать, что этим языком дети свободно владеют. Поэтому на уроках постоянно корректирую речь ученика, добиваюсь правильных, точных ответов. Часто применяю поговорки и пословицы, благодаря которым происходит воспитание любви к русским истокам, к русскому языку.

Литература

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, 2-е изд., М., 1981.

2. Исаева Е.А. // Общество: философия, история, культура. —2014. — № 1.

3. Искусство общения. — М., 1992.

4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. — М., 2002.

5. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. — Ростов-на-Дону, 1997.

6. Леонтьев А.А. Что такое язык. — М., 1976.

7. Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1996.

8. Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Шмидт, Р. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М. ; СПб, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.