Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ'

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ МАССОВЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / МООК / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречушкина Н.В.

В статье рассмотрена структура готовности студентов вуза к обучению посредством массовых открытых онлайн курсов как составляющей готовности к интеграции массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс в вузе. На основе проведенного исследования сделана попытка оценить готовность студентов к использованию массовых открытых онлайн курсов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ»

Гречушкина Н.В. старший преподаватель Рязанский институт (филиал) Московский политехнический университет

Россия, г. Рязань

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН КУРСОВ

Аннотация: в статье рассмотрена структура готовности студентов вуза к обучению посредством массовых открытых онлайн курсов как составляющей готовности к интеграции массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс в вузе. На основе проведенного исследования сделана попытка оценить готовность студентов к использованию массовых открытых онлайн курсов в учебном процессе.

Ключевые слова: открытые массовые онлайн курсы, МООК, готовность студентов, дистанционное обучение.

Информатизация высшего образования как одно из направлений педагогического поиска путей повышения его эффективности и доступности привела к развитию и широкому распространению такой формы дистанционного обучения, как массовые открытые онлайн курсы (МООК).

Готовность к интеграции массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс в вузе требует трехсторонней оценки, которая слагается из оценки готовности студентов к обучению на МООК, готовности вуза к использованию МООК в процессе профессиональной подготовки студентов и готовности МООК к использованию их в образовательном процессе в вузе. Подобная оценка требует проведения диагностической работы и полномасштабного педагогического эксперимента.

Мы попытались определить структуру и оценить готовность студентов к обучению в формате МООК на основе анализа результатов анкетирования студентов Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета.

Готовность студентов вуза к обучению в ИКТ-насыщенной образовательной среде и, в частности, к использованию массовых открытых онлайн курсов находится в тесной связи с такими аспектами успешной интеграции МООК в образовательную систему вуза, как готовность МООК к интеграции в образовательную систему вуза и готовность вуза к включению МООК в свою образовательную систему в качестве полноправного участника. Становясь участником образовательного процесса в вузе, студент вступает в субъект-субъектные отношения с преподавателем, поэтому его готовность к смешанному обучению настолько же важна, насколько и готовность преподавателя.

В рамках данного исследования уточним понятие «студент», сузив определение, данное ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 33), наложением ограничения по возрасту. Студентом мы предлагаем

называть лицо, осваивающее образовательные программы бакалавриата, специалитета или магистратуры по очной (дневной) форме обучения в возрасте от 17 до 25 лет.

Студенческий возраст относится к фазе юности с переходом в раннюю зрелость и характеризуется интенсивным интеллектуальным и физическим развитием, активным формированием коммуникативной сферы и личностной и профессиональной ценностных сфер, это - период самопознания и самооценки, время первичной профессионализации и обретения собственных мировоззренческой и гражданской позиций. Развернутый портрет современной студенческой молодежи представлен коллективом преподавателей кафедры Педагогики и менеджмента в образовании РГУ им. С.А. Есенина в работах, выполненных по гранту РГНФ [5], [6].

Самостоятельность, сознательность, развитое мышление, работоспособность, способность концентрировать и удерживать внимание -всё это не только характеристики студенческого возраста, но и необходимые условия готовности к обучению с использованием МООК, структура которой представлена такими компонентами, как:

— психологическая готовность, выражающаяся в принятии данной формы обучения, признании возможности прохождения МООК как для саморазвития, так и в рамках получения высшего образования в вузе;

— техническая готовность, предполагающая сформированность компетенций использования современных информационных технологий на уровне необходимом и достаточном для обучения в формате МООК;

— информационная готовность, под которой понимается осведомленность об организационной составляющей учебного процесса с использованием МООК, о платформах и учреждениях, предоставляющих образовательные услуги в формате МООК;

— психолого-педагогическая готовность, включающая соответствие возрастным нормам развития, способность к самоорганизации и самообразованию, осознание личной ответственности за собственные образовательные результаты, высокий уровень мотивации к получению качественного образования.

Оценка готовности студентов к использованию массовых открытых онлайн курсов проводилась по результатам анкетирования группы студентов в количестве 20 человек от 04.02.2016г., согласно которым 100% респондентов имеют необходимые и достаточные навыки работы с компьютером для успешного прохождения МООК (техническая готовность), а также осведомлены о данной форме обучения (информационная готовность), однако никто из них не имеет опыта обучения в формате МООК.

При оценке психологической и психолого-педагогической готовности студентов к обучению в формате МООК были получены следующие результаты: большая часть опрошенных готовы стать слушателями МООК (85%), в том числе при изучении элективных дисциплин (79%). Однако лишь

32% респондентов сообщили о готовности изучать в формате МООК общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Наибольшее количество респондентов отметили, что готовы стать слушателями курса, если получение соответствующих знаний необходимо для работы или учебы (47%), существенными критериями названы также бесплатность курса (32%), его реализация на русском языке (32%), и соответствие собственным научным и познавательным интересам (21%). В отношении элективных дисциплин в вузе они считают существенным, чтобы так преподавались только те дисциплины, для которых подходит данный формат (63%), и в объеме не более 50% дисциплин (26%).

В ходе анкетирования студентам было предложено указать критерии, которыми следует руководствоваться при выборе МООК. Наиболее важными для респондентов опроса критериями, которые стоит учитывать при выборе курса, являются такие, как соответствие курса собственным научным или познавательным интересам (63%), реализация курса на русском языке (47%), высокая репутация автора или ведущего преподавателя курса (47%), отсутствие временных ограничений (47%), продолжительность курса (26%), трудоемкость курса (26%) и репутация платформы МООК (32%).

Наибольшее число респондентов желали бы получать поддержку в виде консультаций преподавателей МООК (84%) или преподавателей своего вуза (63%), в виде обсуждений вопросов с сокурсниками в соцсетях (37%) или на форуме (32%), наименее привлекательными для участников опроса являются очные встречи слушателей курса - митапы (5%).

Респонденты опроса склонны считать, что обучение посредством МООК труднее, чем очное обучение (58%), поскольку отсутствует личный контакт с преподавателем, который имеет возможность немедленно реагировать на вопросы, возникающие у студентов при обучении в аудиторном режиме (63%). Другой распространенной причиной была названа необходимость иметь сформированные компетенции самоорганизации и самообразования (42%).

С целью определения динамики изменений в отношении к МООК как форме обучения в вузе в результате приобретения опыта обучения на онлайн курсе было проведено повторное анкетирование студентов 17.06.2016г. по окончании курса (той же группы испытуемых). Результаты опросов в сравнении представлены в таблице 1.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты: большая часть опрошенных готовы стать слушателями МООК (95%), в том числе при изучении элективных дисциплин (84%) и общепрофессиональных и специальных дисциплин (84%).

Наибольшее количество респондентов отметили, что готовы стать слушателями курса, если получение соответствующих знаний необходимо для работы или учебы (58%), существенными критериями названы также бесплатность курса (63%), его реализация на русском языке (47%), и соответствие собственным научным и познавательным интересам (32%). В

отношении элективных дисциплин в вузе они считают существенным, чтобы так преподавались только те дисциплины, для которых подходит данный формат (53%), и в объеме не более 50% дисциплин (26%).

Таблица 1 - Сводная таблица результатов опроса

Показатель 04.02. 17.06. Динамика

Готовы стать слушателями МООК 85% 95% +10%

в том числе при изучении элективных дисциплин 79% 84% + 5%

при изучении общепрофессиональных и спец. 32% 84% +52%

дисциплин

если это необходимо для работы или учебы 47% 58% +11%

если курс бесплатный 32% 63% +31%

если курс реализован на русском языке 32% 47% +15%

если курс соответствует собственным научным, 21% 32% +11%

познавательным интересам

Готовы изучать дисциплины по выбору в формате МООК

только дисциплины для кот. подходит данный формат 63% 53% -10%

в объеме не более 50% дисциплин 26% 26% -

Считают, что при выборе курса необходимо

учитывать

объем (продолжительность) курса 26% 32% +6%

трудоемкость курса 26% 32% +6%

отсутствие временных ограничений 47% 53% +6%

соответствие курса собственным научным/познавательным интересам 63% 58% -5%

высокую репутацию платформы МООК 32% 53% +21%

преподавание на русском языке 47% 53% +6%

высокую репутацию автора/ преподавателя курса 47% 37% -10%

Считают предпочтительным такой вид поддержки, как

тематические группы в соцсетях 37% 37% -

митапы 5% 16% +11%

обсуждение на форуме курса 32% 32% -

консультация преподавателей курса МООК 84% 37% -47%

консультация преподавателя вуза 63% 26% -37%

Считают, что обучение в формате МООК

Показатель 04.02. 17.06. Динамика

легче 21% 58% +37%

труднее 58% 42% -16%

затрудняются ответить 21% - -21%

Наиболее важными для респондентов опроса критериями, которые стоит учитывать при выборе курса, являются такие, как соответствие курса собственным научным или познавательным интересам (58%), реализация курса на русском языке (53%), высокая репутация автора или ведущего преподавателя курса (37%), отсутствие временных ограничений (53%), продолжительность курса (32%), трудоемкость курса (32%)и репутация платформы МООК (53%).

Среди респондентов опроса наибольшее число студентов желали бы получать поддержку в виде консультаций преподавателей МООК (37%) или преподавателей своего вуза (26%), в виде обсуждений вопросов с сокурсниками в соцсетях (37%) или на форуме (32%), наименее привлекательными для участников опроса являются очные встречи слушателей курса - митапы (16%). Респонденты опроса склонны считать, что обучение посредством МООК легче, чем очное обучение (58%).

Во втором этапе анкетирования студентам также было предложено провести самооценку результатов обучения в формате МООК при помощи анкеты. По результатам анкетирования 68% опрошенных заявили о том, что им было интересно учиться, при этом в качестве мотива к учению выбрав учебу для себя, а не для оценки, потому что это новый интересный опыт или нужно для будущей профессии (68%). Несмотря на то, что сертификат получили только 16% студентов, большинство студентов считают свой опыт успешным: 68% от общего числа респондентов или 62% опрошенных, из числа не получивших сертификат. 89% опрошенных положительно отнеслись к возможности обучения в формате МООК в будущем в случае необходимости, 11% сообщили о том, что уже записались на другие МООК.

В качестве причины неполучения сертификата названы невозможность наверстать упущенные в начале обучения баллы, несмотря на прилагаемые усилия (25%), утрата интереса к обучению (37%) или ориентация на процесс обучения, а не на получение сертификата (37%) после того, как стало очевидно, что набрать необходимое количество баллов вряд ли удастся.

32% опрошенных сообщили, что учиться было неинтересно, 68% респондентов придерживаются противоположного мнения. Интерес к обучению был потерян, когда не удалось сразу добиться высоких результатов (3 из 6 ответов), пришло понимание того, что сертификат получить не удастся (2 из 6 ответов), или по причине того, что лекции были скучные, а задания однотипные (1 из 6 ответов).

Влияние обучения на самооценку студентов: работа над курсом способствовала более объективной оценке своих возможностей и способностей (53%) или утвердила в правильности самооценки (47%).

При изучении материалов курса только 26% респондентов старались работать самостоятельной дополнительной литературой и источниками, 74% респондентов ограничивались только материалами лекций.

При прохождении курса студентам пришлось самостоятельно контролировать процесс обучения в рамках установленных сроков. Для 47% опрошенных это представляло трудность в начале курса, которую они смогли преодолеть, еще 47% опрошенных сообщили, что это было трудно и они не смогли справиться самостоятельно. 5% опрошенных сообщили, что это не представляло для них трудности.

Наибольшее число респондентов сообщили, что обучались на курсе, поскольку это был новый интересный опыт (42%). 5% респондентов делали это, потому что считали изучаемый материал важным для будущей профессии. 21% опрошенных сообщили, что основным мотивом для них было получение сертификата, для заполнения соответствующего раздела выпускного портфолио учебных достижений. 32% опрошенных учились, чтобы получить зачет «автоматом», причем большинству из них учиться было не интересно (4 из 6 ответов).

Проведенный эксперимент дает позволяет сделать вывод о том, что студенты готовы к обучению посредством МООК. Они представляют собой наиболее гибкую и открытую для новых явлений и процессов часть общества, своего рода инновационный резерв, они подготовлены технически и не имеют предубеждений перед новыми формами обучения, способны к самообразованию и самоорганизации, но при этом осторожны и предусмотрительны, поэтому их включение в учебный процесс с использованием МООК имеет благоприятные перспективы.

Использованные источники:

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Кармановский А.В. Формирование готовности личности к непрерывному образованию в условиях дистанционного обучения // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011, № 1. - С. 98-101.

3. Лешина, А.В., Павлов И.В. К вопросу о формировании готовности студентов к дистанционному обучению // Открытое и дистанционное образование: Научно-методический журнал. - 2014. - N 3. - С. 44-49.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших

5. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи: научно-методические рекомендации / Н.В. Мартишина, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина, Н.А. Жокина. - Рязань: Изд-во "Концепция", 2015. - 64 с.

6. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодёжи: теория и практика: монография / Н.В. Мартишина, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина, Н.А. Жокина. -

Рязань: Изд-во "Концепция", 2016. - 120 с. педагогических учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 305 с.

УДК 658.1

Губарев А.Е.

студент Казарян М.Т. научный руководитель ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический

университет имени Т.Ф. Горбачева»

Россия, г. Кемерово ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА

Рентабельность — это такое использование средств организацией, при котором оно покрывает собственные издержки и получает выручку от реализации собственных работ (услуг).

Рентабельность собственного капитала — демонстрирует эффективность использования средств, вложенных в собственный капитал и является важнейшим показателем для любого инвестора. Рентабельность собственного капитала демонстрирует эффективность использования той части активов, которые принадлежат собственникам организации. Отдача собственного капитала увеличится если повысить долю заёмных средств в совокупном капитале, однако следует помнить, что увеличение заёмного капитала приводит к снижению финансовой независимости организации, высокое значение показателя может получиться из-за слишком высокого финансового рычага [1].

Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал [2].

Усиление такого показателя как финансовый рычаг означает увеличение доли заёмных средств, что имеет как положительные, так и негативные последствия [3]. Во-первых, положительным моментом является рост доходности собственного капитала, однако незначительное снижение прибыли до вычета процентов и налогов приведёт к ощутимому изменению чистой прибыли. Во-вторых, негативным фактором в случае усиления финансового рычага будет риск неплатёжеспособности организации. Привлекательность заёмного капитала состоит в том, что с его помощью можно увеличить объём производства, а, следовательно, и доход без дополнительных вложений, но полученный в результате положительный показатель рентабельности собственного капитала характеризует лишь эффективность использования вложенных в него средств, при этом показатель платёжеспособности организации может снизится, а риск банкротства увеличиться, это определённо не в лучшую сторону скажется на стоимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.