Научная статья на тему 'К вопросу о готовности педагогов к инклюзивному образованию'

К вопросу о готовности педагогов к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о готовности педагогов к инклюзивному образованию»

Список литературы

1. Бешенков А.К. Информатика. Систематический курс учебник для 10 класса. - М.: Бином, 2004.- С. 336.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Введение, Пояснительная записка. - М.: Просвещение, 2003. - С. 6-9.

3. Выготский Л.С. Дефект и компенсация // Основы дефектологии. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 34-49.

4. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4 - С. 3-16.

5. Селюкова Е.А., Герасимова В.Н., Ильядис С.А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. -С.167-169.

6. Шматко Н.Д. Лузгин С.А., Ясинская Т.Б. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом // Дефектология. - 2012. - № 3 - С. 9-15.

7. Современные информационные технологии как средство создания среды для развития личности ребёнка с особенностями психофизического развития: материалы республиканского практического семинара, сентябрь 2007. - C. 18-24.

8. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / сост. Н.В. Савенок. - Мн.: АПО. - 2006 - C. 80-82.

9. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство - новые идеи. -М.: ИКПРАО, Утрехт, 1995. - C. 67-75.

С. В. Матвеева, И. А. Букина К вопросу о готовности педагогов к инклюзивному образованию

В настоящее время одной из важных проблем образования является поиск новых подходов его организации, доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких подходов является инклюзивное образование. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации показал, что сущность инклюзивного образования заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся в среде сверстников, адаптируя образовательную среду к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1; 2]. Организация инклюзивного образования может осуществляться через создание следующих условий: нормативно-правовое обеспечение, разработка адаптированной основной общеобразовательной программы, оборудование доступной и развивающей предметно-пространственной среды, психологическая и профессиональная готовность педагогов, толерантное отношение к лицам с ОВЗ, выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, сетевое взаимодействие с организациями-партнерами (учреждения культуры и спорта, специальные образовательные учреждения, центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и другие) [2; 4].

Готовность педагогов, как одно из условий для организации инклюзивного образовательного процесса, представляет собой определенный уровень развития качеств личности, которые обеспечивают ее оптимальное функционирование. В психолого-педагогической литературе выделяется два вида готовности педагога к инклюзивному образованию: психологическая (совокупность внутренних и внешних условий, компетенций) и профессиональная. К критериям развития

профессиональной компетентности педагогов относятся: мотивационно-ценностный, включающий ценностное отношение к инклюзии, принятие детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентацию на открытость и сотрудничество в процессе взаимодействия участников инклюзивного образования, установку на конструирование коррекционно-развивающей среды, стремление к самообразованию, учет ценностных характеристик и принципов инклюзивного образования; операционально-деятельностный, как способность к выявлению особых образовательных потребностей и потенциальных возможностей детей с ОВЗ, умение строить процесс совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования, изменять собственную профессиональную деятельность для эффективной организации инклюзии; ориентация на личностную модель взаимодействия с воспитанниками. Рефлексивно-оценочный представлен умением анализировать проблемы и достижения детей, детского коллектива и образовательного процесса в целом, выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия, адекватно оценивать собственную профессиональную деятельность, оценивать результаты построения инклюзивной образовательной среды, ее действенность; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области инклюзивного образования.

С целью выявления особенностей готовности педагогов к инклюзивному образованию детей с ОВЗ, нами разработана диагностическая программа, включающая опросник «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» В.Г. Мара-лова, опросник «Самооценка профессионально-педагогической мотивации Н.П. Фетискина, «Тест коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. Определены уровни готовности: высокий уровень (сформированы компоненты готовности педагогов), допустимый уровень (сформированные компоненты требуют незначительной коррекции), критический уровень (компоненты сформированы частично), недопустимый уровень (компоненты не сформированы).

По разработанной диагностической программе в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» города Череповца проведено экспериментальное исследование и интерпретация полученных результатов. Вышеназванное учреждение посещает 242 ребенка, в том числе трое детей с общим недоразвитием речи, один ребенок с задержкой психического развития. В исследовании принимали участие 20 педагогов. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у 50% педагогов не сформированы мотивационно-ценностный и рефлексивно-оценочный компоненты готовности к инклюзивному образованию, у 40 % не сформирован операцио-нально-деятельностный компонент, у 40 % опрошенных умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия, эпизодическое поверхностное любопытство и заинтересованность, 50 % - имеют низкую степень толерантности, не готовы работать с детьми с ОВЗ.

Результаты анализа полученных данных показали, что 50 % педагогов имеют критический уровень по изучаемым компонентам, а значит, не готовы к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Таким образом, возникает необходимость в проведении целенаправленной работы с пе-

дагогическим коллективом по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, компонентов готовности педагогов в области инклюзивного образования. Нами разработан и реализован план мероприятий, включающий консультации: «Характеристика детей с ОВЗ», «Формы работы с родителями», «Роль развивающей предметно-пространственной среды в преодолении нарушений у детей с ОВЗ», «Игры на сплочение детского коллектива», мастер-класс «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве ДОУ», игры на командообразование, семинары: «Координация работы воспитателя с педагогом-психологом по коррекции нарушений у детей с ОВЗ», «Приемы развития речи, познавательных способностей при организации разных видов детской деятельности», открытые занятия педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках «Недели творчества», конкурс педагогического мастерства (проекты) «Мы вместе». Работа по развитию толерантного отношения педагогов к лицам с ОВЗ проводилась по программе социально-психологического тренинга толерантности С.Д. Щеколдиной. Создание условий для обеспечения саморазвития и самообразования осуществлялось через прохождение курсов повышения квалификации, семинаров на муниципальном уровне [3; 5].

Для оценки эффективности работы по формированию компонентов готовности педагогов проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов обобщенной оценки готовности педагогов к инклюзивному образованию, показал, что на 40 % уменьшилось количество респондентов с критическим уровнем, а значит, 90 % педагогов имеют высокий или допустимый уровень, готовы осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзии.

Таким образом, для успешной организации инклюзивного образования в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения необходимо проводить целенаправленную работу с педагогами по формированию у них толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и компонентов готовности к практике инклюзивного образования.

Список литературы

1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [электронный ресурс]. -URL: //www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii -2013/.

2. Матвеева С.В. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как условие организации инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11 - С. 756-760.

3. Матвеева С.В., Букина И.А. К вопросу инклюзивного образования детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 152-154.

4. Матвеева С.В., Букина И.А. Социально-психологические условия формирования толерантной среды в инклюзивной образовательной организации // Череповецкие научные чтения -2015: материалы всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч.; отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2016. - С. 155-157.

5. Матвеева С.В., Букина И.А. Структурно-функциональная модель взаимодействия специалистов в условиях реализации инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: моногр. / Череповец. гос. ун-т; [О.А. Апуневич и др.; под ред. О.А. Денисова]. - Череповец: ЧГУ, 2016. - С. 81-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.