Научная статья на тему 'К вопросу о готовности общества к проведению оценки деятельности школ'

К вопросу о готовности общества к проведению оценки деятельности школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Т. Ю.

Данная статья посвящена роли общественных структур в процедурах контроля за деятельностью образовательных учреждений. Представлены результаты анкетирования, респондентами которого явились общественные организации социальные партнеры пяти общеобразовательных учебных заведений г. Омска. Полученные данные позволили определить степень готовности общества принимать участие в оценке деятельности школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of social readiness for assessment of school activity

This article is devoted to the role of the social organizations controlling educational institutions. The author represents the results of the questionnaire, conducted within the members of different social organizations which were partners of the five Omsk secondary schools. The accumulated data allowed to determine the degree of readiness of the society for taking part in the assessment of the school activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о готовности общества к проведению оценки деятельности школ»

УДК 3712-2 п 472 Т. Ю. ПОЗДНЯКОВА

Омский государственный педагогический университет

К ВОПРОСУ

О ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВА К ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ____________________________

Данная статья посвящена роли общественных структур в процедурах контроля за деятельностью образовательных учреждений. Представлены результаты анкетирования, респондентами которого явились общественные организации — социальные партнеры пяти общеобразовательных учебных заведений г. Омска. Полученные данные позволили определить степень готовности общества принимать участие в оценке деятельности школы.

В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, произошли серьезные социокультурные преобразования, коснувшиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение. Школа становится открытой образовательной системой, в которой активно формируются демократические отношения, позволяющие в полной мере осуществлять гуманизацию образования как поворот школы к ребенку, уважению его личности, достоинству, доверию, принятию его личностных целей и запросов.

Понятие «открытой системы образования» привлекает современных исследователей педагогической мысли, так как является весьма перспективным в условиях демократического общества и рыночной экономики.

Синергетическая концепция предполагает переход от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования. Такой подход способен превратить образование из способа обучения человека в средство формирования творческой личности, обладающей синергетикой для дальнейшего роста и самосовершенствования.

Под открытостью мы, вслед за А.М. Новиковым, понимаем «активные партнерские связи образовательных учреждений с общественностью, различными общественными институтами, с предприятиями и организациями, с разными государственными ведомствами (учреждениями культуры, науки, службами занятости населения, социальной защиты и т.д.), а также другими учебными заведениями, что особенно актуально в связи с необходимостью создания системы непрерывного образования в стране и в каждом регионе» [1].

Вместе с тем открытость образования свидетельствует о возрастающей возможности играть все большую роль в жизни каждого человека. Открытость предполагает усиление позиции активности в образовательном процессе не только его субъектов педагогов и учащихся.

Активными субъектами образования становятся все граждане России: семья, родительская общественность, институты государственной власти, общественные организации и профессиональные сообщества. В рамках открытости социокультурные пре-

образования обеспечивают устойчивые связи школы с научной, культурной, социально-экономической жизнью общества. А это означает, что в обществе все больше ценятся личностные качества человека: ответственность, трудолюбие, активность, честность и порядочность и др. Позитивный характер открытости образования связан с возрастанием возможностей и свобод молодежи в организации своей жизни, в подготовке к самоопределению в трудовой и общественной деятельности.

Социокультурные изменения, происходящие в обществе, диктуют новые, более высокие требования к общеобразовательной школе в осуществлении образовательной деятельности и повышении качества образования школьников.

О становлении гражданского общества и общества открытого типа, о формировании нового социокультурного идеала типа личности, об информатизации социально-экономических условий жизни и о непрерывной профессионализации человека как об основных признаках социокультурных преобразований в обществе, определяющих социокультурные изменения в современной школе, говорили многие отечественные педагоги: Р.Ф. Абдеев, А.П. Булкин, О.С. Зайченко, М.И. Певзнер, Е.В. Пискунова, Н.Н. Моисеев, В.М. Слободчиков, П.А. Сорокин, и др.

Эти преобразования делают возможным более активное участие общественных структур в социально-педагогической деятельности школ и оценке её качества.

Во всем мире наблюдаются процессы расширения круга влияния потребителей образовательных услуг на их качество, внедрения элементов системы оценки качества образования, способствующей развитию школы и повышению качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки; введение самооценки школы как основы для ее развития и др.).

В отечественных публикациях говорится о том, что «...общая региональная система оценки качества невозможна без участия гражданских институтов; цепочка может быть такой: гражданский заказ, работа с ним, интересы и потребности разных гражданских групп, дискуссия между ними, приход к какому-то общему видению результативности, выработка на этой основе норм, правил и регламента системы оценки качества» [2].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008

В некоторых регионах практикуют вовлечение в системы оценки качества образования такие службы, как ресурсные центры, центры занятости, центры социально-психологических и валеологических исследований, институты проектирования личностноориентированных педагогических систем и другие организации.

Европейская практика оценки качества образования идет по пути создания специализированных аккредитационных агентств — общественных организаций, занимающихся разработкой инструментария и методик оценки качества, а также проводящих проверки и подтверждающих качество образования. В компетенцию этих агентств входит также отбор и обучение экспертов, проводящих обследование, а также периодическая публикация материалов проверок, анализ результатов деятельности, проблем и перспектив систем качества в сфере образования.

Современные тенденции развития отечественного образования свидетельствуют об активно развивающейся практике привлечения общественных экспертов к оценке конкурсных проектов, осуществляемых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Большое количество общественных организаций участвовали в конкурсном отборе омских школ, особенно активно-профессиональные союзы работников образования. В состав комиссии вошли представители общественных организаций, не связанных с педагогической деятельностью, что позволило обеспечить разнообразие экспертных позиций разных социальных групп.

Как ни парадоксально, школа до сих пор остается одним из самых закрытых для общественного контроля социальных институтов [3]. Происходящие в школе системные процессы весьма нечетко осознаются директорским корпусом и педагогическими коллективами, внимание которых сосредоточено, прежде всего, на формировании знаний учащихся в рамках школьных учебных предметов. Школа не имеет системы получения объективной информации о самой себе и в этом смысле, лишена ключевого ресурса в принятии самостоятельных компетентных решений по вопросам своего развития [4].

Становится очевидным, что достижение качества образования невозможно без активного участия общественности в процедурах контроля за деятельностью образовательных учреждений. И речь идет не только об информировании общественности о результатах аттестации учебных заведений, а именно о ее непосредственном активном участии в оценке деятельности школ.

Анализ практики привлечения общественности к этой оценке позволил сделать следующие заключения:

— привлечение общественности носит фрагментарный характер, пока еще остаются нерешенными задачи систематизации, обобщения и презентации заключений экспертов, а также определения субъектов оценивания, т. е. кто именно может выступать в роли экспертов.

— процессы, происходящие в образовании, неизбежно затрагивают интересы всех участников образовательного пространства, вызывают у них определенные эмоции, суждения, мотивы действия, вовлекают их в процессы экспертизы, поскольку они постоянно общаются друг с другом, делятся мнениями и суждениями, дают оценку фактам и явлениям в образовании.

Одним словом, повседневная практика показывает необходимость участия общественных структур в оценке деятельности школы.

Возникает вопрос о готовности самого общества принимать активное участие в этой оценке. С этой целью нами было проведено анкетирование, респондентами которого явились общественные организации, социальные партнеры пяти омских школ.

Исследование осуществлялось среди следующих фокусных групп: активные слои местного населения; органы управления образованием; производственные структуры разных форм собственности (потенциальные спонсоры, работодатели); культурно-просветительные организации; средства массовой информации; Советы ветеранов, комитеты территориального общественного самоуправления; родительская общественность; различные организации и ассоциации, фонды, другие организации, создаваемые местным населением и пр. Они действуют на разных уровнях, но реализуют нечто общее — создают адекватные условия для эффективного решения образовательных и социальных проблем, выступая при этом как субъекты образовательной политики страны и ее ресурсного обеспечения, как партнеры по взаимодействию.

Общее число участников составило 156 человек. Анализ анкет вышеперечисленных респондентов позволил сделать следующие предварительные выводы.

Первая группа вопросов касалась активности респондентов в участии в жизни школы, социума, и общества в целом. На первые три вопроса анкеты (1. Участвуете ли вы в постоянно действующих общественных структурах? 2. Участвуете ли вы во временно создаваемых общественных структурах? 3. Участвуете ли вы в разовых мероприятиях, организуемых школой?), были получены ответы, напрямую перекликающиеся с неоправданной пассивностью и инертностью общественных организаций в части взаимодействия со школой: ответ «иногда, в некоторых разовых мероприятиях» встретился у 84 % отвечающих, 13 % участников опроса дали ответ «нет, не участвую», и лишь 4 респондента (около 3 %) «признались», что участвуют в постоянно действующих или временно создаваемых общественных структурах, а также в мероприятиях, проводимых в школах.

По причине относительно нового подхода к оцениванию деятельности школы путем привлечения общественных и некоммерческих организаций (а не только силами органов образования, как это происходило до последнего времени) вопрос «Насколько отработан механизм, совместного с общественностью выявления проблем, в образовании?», предвосхитил почти единодушный ответ «не разработан, вовсе», составивший около 87 % от числа респондентов (исключение составили около 13 % опрошенных, посчитавших, что этот механизм находится в стадии разработки); ни одного ответа «разработан, в полной мере» не поступило.

На вопрос «Насколько эффективно, на Ваш. взгляд, общественность вовлечена в экспертизу образовательных программ., условий, процесса, результатов образовательной деятельности школ?» подавляющее число респондентов (80 %) дали ожидаемый (прогнозируемый) ответ, что общественность пассивна в вопросах экспертизы деятельности школы. Приблизительно 15 % отвечающих выбрали дипломатичный ответ «только некоторые представители общественности принимают, участие в деятельности школы». Лишь в 5 % случаев встречается положительный ответ «да, участвую».

Несколько иная картина наблюдается при подведении результата ответов на вопрос о степени учас-

тия общественных структур в делах школы, организации и проведении различных мероприятий. Здесь рейтинг положительных ответов заметно преобладает: 64 % респондентов считают, что участие общественности в школьных мероприятиях достаточно активное, 32 % определяют эту степень активности как высокую и только 4 % считают ее низкой. Из личной беседы с некоторыми участниками опроса стало известно, что именно этот вопрос показался им наиболее понятным и не вызвал затруднения в выборе ответа. Действительно, почти все опрашиваемые либо сами в недалеком прошлом являлись школьниками, либо в настоящее время имеют статус родителей учащихся, а стало быть, в памяти и тех, и других живы воспоминания о проводимых в школе мероприятиях с участием ветеранов войны и труда, шефов соседних предприятий, представителей районных и городских отделов народного образования. А уж присутствие в средних общеобразовательных школах педагогов художественных и музыкальных школ, деятелей театральных студий, дворцов творчества, станций юннатов, юных техников и т.п., которые вели и продолжают вести кружки и факультативы, расценивается как само собой разумеющееся.

На следующий вопрос анкеты «Принимают, ли участие общественные структуры, в экспертизе конкурсов, социальных проектов, осуществляемых школой и пр.?» были получены следующие ответы. Можно предположить, что для ряда отвечающих, слово «экспертиза» явилось слегка «пугающим», поскольку эксперт ассоциируется у большинства далеких от сферы образования лиц как авторитетный, обладающий большим опытом специалист, компетентный в области оцениваемого объекта. Причисление же к экспертной деятельности лиц некомпетентных в вопросах оценки и тем более экспертизы, требует существенной разработки механизмов участия общества в оценке, обучения общественных экспертов технологиям проведения экспертизы. Что касается самих объектов оценивания, то этот аспект требует детального рассмотрения, тем более что в одном ряду нужно оценить участие общественности в экспертизе как различных конкурсов, так и социальных проектов. Экспертиза конкурсов — это точечное одноразовое мероприятие: принял участие в качестве члена жюри конкурса, вынес свой вердикт относительно качества увиденного или услышанного, расписался в протоколе — миссия выполнена. Оценивание же реализации социального проекта, который по своей сути представляет собой долгосрочный процесс, состоящий из целого ряда этапов, намного сложнее, многограннее и поэтому несравнимо ответственнее. Не каждый респондент проникся всей серьезностью и полным пониманием сути этого вопроса, отсюда такие полярные по своей сути ответы: 46 % счи-тают, что общественные структуры постоянно участвуют в экспертизе конкурсов и социальных проектов, а более 37% , наоборот, сводят это участие на нет. Оставшиеся 17% отвечающих занимают промежуточное положение, довольствуясь обтекаемой формулировкой «иногда, от. случая к случаю».

Нужно сказать, что система образования не только ждет поддержки и признания социума, она сама является активным участником регионального развития через социально значимые проекты, авторитет и педагогические возможности системы. И оценка социума для школы имеет немаловажное значение.

В ряде общеобразовательных школ города и области достаточно активно используются такие, новые для сегодняшнего дня формы работы с обществен-

ностью вообще и с родителями, в частности, как сходы граждан, переговорные площадки, открытые педагогические советы, экспертиза конкурсных документов лучших учителей и школ.

Восьмой вопрос анкеты «Оцените соответствие широты, и качества оказываемых образовательных услуг социальному заказу», касающийся непосредственно образования, то есть наиважнейшей составляющей учебного процесса, не вызвал затруднения у респондентов, которые в большинстве случаев считают, что «образовательные услуги полностью отвечают. социальному заказу» (такой ответ дало большинство опрашиваемых — 59 %); около 20 % выбрали ответ «образовательные услуги лишь отчасти отвечают. социальному заказу»; пессимистический ответ «к сожалению, современное состояние этой проблемы далеко от совершенства» характеризует настроение 21% респондентов. Отметим, что у каждой социальной группы имеется собственный «заказ», или предложения к системе образования. Как правило, они связаны с подготовкой учащихся к успешной адаптации в современном обществе, развитием коммуникативных и творческих умений, предприимчивости, способности принимать решения и нести за них ответственность, формированием духовно-нравственных качеств. Поэтому «крен» в сторону положительной оценки соответствия качества образовательных услуг социальному заказу не может не вызывать удовлетворения.

И наконец, последний вопрос анкеты «Насколько своевременно школа реагирует, на изменение социокультурных условий, запросы, общества, конъюнктурную ситуацию?» дал совершенно неожиданные результаты: по мнению всего лишь 23% респондентов, школа «идет, в ногу со временем», 12% отмечают, что школа «не считает, нужным, вникать в проблему», 65% считают, что «школа готова реагировать, но не всегда это получается, в силу ряда причин». В качестве таких причин в ходе личного опроса назывались, например, 1) слишком быстрые темпы развития инновационной деятельности центральных органов образования и, соответственно, их региональных отделений: корректируются существующие законопроекты, принимаются новые решения, создаются различные национальные проекты. (Школы не успевают приступить к реализации одних, поступает предложение выработать другие и т.п.); 2) своевременно реагировать на запросы общества в реальной практике достаточно сложно. Часть социальных институтов не может, в силу разных причин, сформулировать свой заказ системе образования. Различные социальные институты свой заказ формулируют разным языком — это могут быть квалификационные требования, общие представления о выпускниках или ожидания от самого процесса обучения.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что в общеобразовательных школах г. Омска проблема организации общественного участия в оценке деятельности образовательных учреждений находится на стадии осмысления. Необходимость её решать осознают представители многих общественных структур, как и участники самого образовательного процесса. В целом можно констатировать, что на современном этапе общественные структуры еще недостаточно готовы к участию в оценке деятельности школ, причиной чему может служить отсутствие механизмов и технологий этой процедуры.

В целом проведенное анкетирование во многом прояснило картину взаимоотношений между школой,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008

с одной стороны, и общественными организациями, территориальными окружениями, учреждениями дополнительного образования и промышленными предприятиями, — с другой.

Бесспорно, что образование все больше становится открытым, ориентированным на общество и его представления о том, каким должно быть воспитание и развитие подрастающего поколения. Да и само общество проявляет все больший интерес к тому, что происходит в образовании.

Именно обществу надлежит сформировать органы, участвующие в управлении образованием, контролирующие как результаты, так и условия, а также ресурсное обеспечение сферы образования. Общественная составляющая экспертизы позволит обеспечить контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности ученика, родителей, педагогов; за качеством и условиями образования, за привлечением и использованием финансовых и материальных ресурсов, а главное — сделает деятельность школы более открытой и «прозрачной».

Библиографический список

1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М. : Эгвес, 2000, — С. 109.

2. А. Адамский. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских институтов // Народное образование. — 2007. - № 4. - С. 24.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М. : Смысл, 1999. — 137 с.

4. Сергоманов П.А., Бруданова Н.П. Изменения в школе: одни проблемы... // Учитель (ноябрь-декабрь). — 2003. — С. 73 — 75.

ПОЗДНЯКОВА Татьяна Юрьевна, аспирантка кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры дизайна.

Статья поступила в редакцию 29.09.08 г.

© Т. Ю. Позднякова

УДК 371-044-2 М. В. ГОРДИЕНКО

Омский государственный педагогический университет

ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОЗИЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

На основании проведенного исследования обоснована необходимость и возможность воспитания качеств личности безопасного типа поведения у младшего школьника. Кроме того, уточнено понятие «личность безопасного типа поведения младшего школьника», а также выделены доминантные для педагогики качества личности безопасного типа поведения. Поскольку проблема безопасности детей на сегодняшний день очень актуальна, данные выводы могут быть использованы педагогами всех образовательных учреждений.

В последнее время в научной литературе, в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос, связанный с обеспечением безопасности личности. Однако вопрос безопасности как проблема начал осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики на всех уровнях — личностном, общественном и государственном.

Анализ литературы показал, что решение проблемы безопасности, прежде всего, связывается с воспитанием у человека качеств, обеспечивающих ему безопасность и характеризующих его как личность безопасного типа поведения.

Для подтверждения положения о возможности и необходимости воспитания качеств личности безопасного типа поведения именно в младшем школьном возрасте необходимо определиться в понимании самого термина «личность безопасного типа поведения», а также в наборе тех качеств, которые характе-

ризуют данную личность как личность безопасного типа поведения (далее ЛБТП).

Безусловно, безопасность человека в той или иной ситуации может быть обеспечена за счет различных качеств, свойств личности человека.

Для того чтобы дать определение какому-либо типу личности, необходимо выявить свойственные ей черты, качества, характеризующие ее как данный тип личности.

С философской точки зрения качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. В связи с этим, в своем исследовании мы принимаем предложенное понимание «качества личности» как целостной характеристики ее своеобразия, устойчивой типологической характеристики личности, предложенное Н. М. Борытко [1].

При этом, как отмечает Л. А. Михайлов [2], существует сложность в том, чтобы определить, какие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.