Научная статья на тему 'К вопросу о государственной политике по развитию конкуренции в сфере малого предпринимательства'

К вопросу о государственной политике по развитию конкуренции в сфере малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Оксана Николаевна

Задача. Целью данного исследования является анализ норм права о конкуренции в сфере малого предпринимательства и их правовой охране. Модель. В статье рассматривается государственная политика конкурентных отношений как условие экономической безопасности. Выводы. Важной задачей государственной политики является решение проблем предотвращения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов относительно субъектов малого предпринимательства. В связи с этим необходимо выработать единые правовые подходы к проведению антимонопольными, правоохранительными органами расследований и иным государственным надзорным органам при обнаружении признаков нарушений антимонопольного законодательства. Оригинальность / значение. В настоящее время антимонопольное законодательство не позволяет эффективно противостоять всем проявлениям ограничения конкуренции в сфере малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PUBLIC POLICY ON COMPETITION DEVELOPMENT IN SPHERE OF SMALL BUSINESS

Task. The purpose of this study is to analyze the rules of law on competition in the field of small business and their legal protection. Model. The article deals with the state policy of competitive relations as a condition of economic security. Summary. An important task of state policy is to solve the problems of prevention and suppression of actions limiting competition on the part of economic entities with respect to small businesses. In this regard, it is necessary to develop common legal approaches to the conduct of investigations by Antimonopoly, law enforcement agencies and other state Supervisory bodies when detecting signs of violations of Antimonopoly legislation. Originality / value. Currently, Antimonopoly legislation does not allow to effectively resist all manifestations of restriction of competition in the sphere of small business.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственной политике по развитию конкуренции в сфере малого предпринимательства»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

1.4. К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Васильева Оксана Николаевна, канд. юрид. наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

onvasileva@fa.ru

Аннотация

Задача. Целью данного исследования является анализ норм права о конкуренции в сфере малого предпринимательства и их правовой охране.

Модель. В статье рассматривается государственная политика конкурентных отношений как условие экономической безопасности.

Выводы. Важной задачей государственной политики является решение проблем предотвращения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов относительно субъектов малого предпринимательства. В связи с этим необходимо выработать единые правовые подходы к проведению антимонопольными, правоохранительными органами расследований и иным государственным надзорным органам при обнаружении признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Оригинальность / значение. В настоящее время антимонопольное законодательство не позволяет эффективно противостоять всем проявлениям ограничения конкуренции в сфере малого предпринимательства.

Ключевые слова: конкуренция, малое предпринимательство, государственная политика, правонарушения, антимонопольное регулирование.

TO THE QUESTION OF PUBLIC POLICY ON COMPETITION DEVELOPMENT IN SPHERE OF SMALL BUSINESS

Vasilyeva Oksana N., PhD in law, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

onvasileva@fa.ru

Annotation

Task. The purpose of this study is to analyze the rules of law on competition in the field of small business and their legal protection. Model. The article deals with the state policy of competitive relations as a condition of economic security.

Summary. An important task of state policy is to solve the problems of prevention and suppression of actions limiting competition on the part of economic entities with respect to small businesses. In this regard, it is necessary to develop common legal approaches to the conduct of investigations by Antimonopoly, law enforcement agencies and other state Supervisory bodies when detecting signs of violations of Antimonopoly legislation.

Originality / value. Currently, Antimonopoly legislation does not allow to effectively resist all manifestations of restriction of competition in the sphere of small business.

Keywords: competition, small business, state policy, offenses, Antimonopoly regulation.

Основой поступательного развития малого предпринимательства является конкуренция, обеспечивающая постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, служащая главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождающая разнообразие и обеспечивающая максимально эффективное распределение ресурсов. В связи с этим защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики, а борьба с недобросовестной конкуренцией является важным направлением государственной антимонопольной политики.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции ФАС России разработана Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.1, положения которой корреспондируют

1 Утверждена Президиумом ФАС России 03.07.2013.

со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 6832; Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 2083 и предопределяют основы государственной политики и борьбы с правонарушениями в сфере экономической деятельности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в

2 «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

3 «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.

Васильева О. Н.

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В данном анализе нас будут интересовать не просто хозяйствующие субъекты, а субъекты малого предпринимательства, критерии отнесения к которым установлены Федеральным законом 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так с 1 декабря 2018 года к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства должны выполняться условия, установленные Федеральным законом 24 июля 2007 г. №209-ФЗ. Развитие данных субъектов требует комплексных действий органов исполнительной власти, организаций инфраструктуры государственной поддержки, а также разработки государственной политики.

Важной задачей государственной политики является решение проблем предотвращения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов относительно субъектов малого предпринимательства. Как отмечает С.Р. Борисов, конкурентная политика должна формировать условия не только для защиты, но и для развития конкуренции. Стоит согласится с его мнением, о том то конкурентная политика государства складывается в трех направлениях: создание конкурентной среды, антимонопольное регулирование и контроль концентрации, обеспечение конкурентоспособности компаний 4.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 6185 определены цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции. К ним можно отнести повышение удовлетворенности потребителей; повышение экономической эффективности и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства; стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

При этом повышение эффективности борьбы с субъектами, ограничивающими конкуренцию в сфере малого предпринимательства требует:

- совершенствования взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и иных государственных контрольных органов;

- создания единой государственной системы профилактики, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики;

- разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности;

- установление и устранение причин и условий, способствовавших организации и деятельности картелей.

Реализация поставленных задач является частью как государственной политики, так и отдельных ее направлений в сфере экономики. В целях создания эффективных средств, направленных на минимизацию отрицательных последствий нарушений антимонопольного законодательства в уголовном законе закреплена норма, предусматривающая уголовную ответственность за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Данный уголовно-правовой запрет ориентирует правоприменительную практику правоохранительных органов на борьбу с наиболее опасными преступлениями, посягающими на охраняемые законом интересы конкуренции.

Кроме того, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях также содержится запрет на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности.

В настоящее время антимонопольное законодательство не позволяет эффективно противостоять всем проявлениям ограничения конкуренции в сфере малого предпринимательства, а применение административных и уголовных санкций не в достаточной мере способно воспрепятствовать монополистической деятельности, приносящей недобросовестным хозяйствующим субъектам колоссальную по размерам сверхприбыль. В связи с этим необходимо выработать единые правовые подходы к проведению антимонопольными, правоохранительными органами расследований и иным государственным надзорным органам при обнаружении признаков нарушений антимонопольного законодательства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,15%.

Список литературы:

1. Утверждена П резидиумом ФАС России 03.07.2013.

2. «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

3. «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.

4. Борисов С.Р. Принципы и направления конкурентной политики в сфере малого и среднего предпринимательства// Конкурентоспособность бизнеса, №2, 2016. С.5.

5. Указ Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы»).

4 Борисов С.Р. Принципы и направления конкурентной политики в сфере малого и среднего предпринимательства// Конкурентоспособность бизнеса, №2, 2016. С.5.

5 Указ Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.