UDK 37.02
Ташбаева Г.Ю. старший преподаватель Наманганский инженерно-строительныйинститут Республика Узбекистан, г.Наманган
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: Данная статья посвящена государственной молодежной политике в Республике Узбекистан. Молодежная политика является одной из приоритетных направлений государственной политики в Республике Узбекистан. Государство создает все условия для социального становления и развития интеллектуального, творческого и иного потенциала молодежи.
В статье отмечается значительные изменения в этой сфере. Приводятся цели и результаты государственной молодежной политики, конкретные планы и мероприятия в этой области.
Ключевые слова: молодежь, государство, молодежная политика, реформы, система образования, воспитание, духовно-просветительские мероприятия.
Tashbaeva G. Yu. senior lecturer
ON THE ISSUE OF STATE YOUTH POLICY IN UZBEKISTAN
Abstract: This article is devoted to the state youth policy in the Republic of Uzbekistan. Youth policy is one of the priority directions of state policy in the Republic of Uzbekistan. The state creates all conditions for the social formation and development of intellectual, creative and other potential of young people.
The article notes significant changes in this area. The goals and results of the state youth policy, specific plans and activities in this area are presented.
Keywords: youth, state, youth policy, reforms, education system, upbringing, spiritual and educational activities.
В настоящее время в Узбекистане происходит по своему масштабу и значению огромные изменения в сфере молодежной политики. Под государственной молодежной политикой в законе понимается система социально-экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и предусматривающих создание условий для социального становления и развития интеллектуального, творческого и иного потенциала молодежи. Как известно, будущее и прогресс
государства определяются не только богатыми природными ресурсами, полезными ископаемыми или другими богатствами, но во многом связаны с достижениями молодого поколения.
На сегодняшний день молодежная политика в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики. Основными принципами государственной молодежной политики в Республике Узбекистан являются:
- открытость и прозрачность;
- участие молодежи в реализации государственной молодежной политики;
-поддержка и стимулирование молодежных инициатив;
- приоритет духовных, нравственных и культурных ценностей;
-недопущение дискриминации молодежи.[1, с. 4]
Она строится на принципах повсеместного привлечения молодежи в процессы формирования правового государства и справедливого гражданского общества, установления признанного общественного статуса молодежи, всесторонней поддержки ее юридических, социальных, политических и идеологических прав, развития различных общественных объединений и организаций.
Сегодня более 60 процентов населения страны составляет молодежь.Перед государством и обществом стоит немаловажная, актуальная задача - формирование и воспитание самостоятельно мыслящего молодого поколения, глубоко освоившего современные знания и профессии, обладающего широким современным мировоззрением, высоким интеллектуальным потенциалом.
В результате последовательной реализации государственной политики, направленной на решение жизненно важных вопросов молодежи, наши юноши и девушки добиваются огромных успехов во всех сферах.Признавая, что молодежь является решающей силой в модернизации общества, государство уделяет особое внимание воспитанию и поддержке молодого поколения. В Узбекистане создаются все необходимые условия для реализации жизненных целей молодежи, а их проблемы решаются на уровне государственной политики.
Высокий уровень политико - правовой культуры и социального сознания сегодняшней молодежи у нас в стране, ее достижения в науке, искусстве, спорте требуют создания необходимых условий для поднятия реформ в данных сферах на качественно новый уровень.
По инициативе и под руководством Первого Президента страны И. А. Каримова коренное реформирование системы образования, обучение молодежи на уровне мировых стандартов, воспитание личностей с высоким потенциалом и богатым мировоззрением стали приоритетным направлением государственной политики. На развитие сферы образования и воспитания выделяется огромные средства из государственного
бюджета, что свидетельствует о том, что осуществляемые в нашей стране широкомасштабные реформы направлены на формирование и воспитание здорового, гармонично развитого молодого поколения.
В своем произведении «Высокая духовность - непобедимая сила» Ислам Каримов подчеркивал, что основной задачей и человеческим долгом является воспитание подрастающего поколения всесторонним, здоровым гармонично развитым, а для достижения этого необходимо укреплять семью, которая станет духовной крепостью, обеспечивающей преемственность поколений.[2].
На современном этапе государственная политика нашей страны способствуют воспитанию молодого поколения в духе национальных и общечеловеческих ценностей, гармонично развитыми личностями. За годы независимости были приняты ряд законов, нормативно-правовых документах, которые стали важной базой для реализации новых этапов деятельности в сфере молодежной политики, направленной на создание условий для социального и духовного развития молодого поколения. Одним из первых и значимых документов, в соответствии с которым осуществляются меры по созданию необходимых условий для получения юношами и девушками глубоких знаний, приобретения ими востребованных профессий, реализации их творческих и интеллектуальных способностей стал принятый 20 ноября 1991 г. Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан». В связи с последовательным внедрением в жизнь Закона Республики Узбекистана «Об образовании», а также Национальной программы по подготовке кадров повысились качество и эффективность образования.
За последние 5 лет было принято всего 77 законодательных и нормативно-правовых актов, посвященных вопросам эффективности молодежной политики, в том числе Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» от 14 сентября 2016 года. 30 июня 2017 года был образован Союз молодежи Узбекистана, основной целью которого является поддержка и реализация всех молодежных инициатив. В свою очередь, по предложению Президента Законом «Об учреждении Дня молодежи в Республике Узбекистан» 30 июня был объявлен «Днем молодежи». В целях обеспечения активного участия молодежи в широкомасштабных реформах, последовательного осуществления государственной молодежной политики, направленной на воспитание всесторонне здорового и гармонично развитого подрастающего поколения, одобрена Программа дополнительных мер, направленных на реализацию государственной молодежной политики.
Принятые в последние годы законодательные акты, такие как Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года, Концепция развития физической культуры и
массового спорта на 2019-2023 годы, Национальная программа развития и поддержки чтения на 2020-2025 годы направлены на рассмотрение вопросов и решение проблем молодежи на государственном уровне. Стратегия действий, разработанная по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, также обозначила основные задачи по развитию страны на 2017-2021 годы по пяти приоритетным направлениям, каждая из которых ориентирована на человеческий капитал.
Реформы в деле воспитания молодежи осуществляются на системной, поэтапной основе в неразрывной связи с другими сферами нашей жизни.
Воспитание молодежи физически здоровыми и гармонично развитыми личностями в духе любви и преданности к Родине, уважение национальных и общечеловеческих ценностей, духовного и культурного наследия узбекского народа, является не разрывной частью образовательной системы. Как отметил глава нашего государства Шавкат Мирзиёев на торжественном церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан, «важнейшая задача правительства, соответствующих министерств и ведомств, наших уважаемых наставников, профессоров и преподавателей - обеспечить молодежи качественное образование, воспитать ее физически здоровыми и духовно зрелыми личностями. Мы неуклонно и решительно продолжим государственную молодежную политику. И не только продолжим, но и поднимем ее на еще более высокий уровень в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодежь обладала самостоятельным мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, ни в одной сфере не уступала своим сверстникам из других стран, была счастлива и уверена в своем будущем»[3].
Сформированный в нашем государстве непрерывный образовательно-воспитательный процесс позволяет нашей молодежи свободно входить в мир информационной цивилизации, использовать достижения современной науки, техники, технологий для получения знаний, создает в наш век информационной цивилизации объективные условия для совершенствования личности.
Так, использование творческого потенциала молодежи в процветании Узбекистана является необходимым условием нашего великого будущего. Дальнейшее укрепление суверенитета страны, самой государственности, невозможны без опоры на молодые крепнущие силы, их ум, задатки и интеллект. Результаты преобразований находятся в прямой связи со степенью внедренности молодежи в систему проводимых реформ.
В данное время государство продолжает оказывать социальную поддержку молодежи, молодым семьям, обеспечивает защиту
человеческого достоинства, специфических экономических, политических, социально-культурных интересов молодых людей, содействует в трудовой занятости. С этой целью формируются различные общественные объединения и организации, оказывающие всестороннюю помощь в деле воспитания гармонично развитого молодого поколения, овладения молодежью знаниями, обретения ими профессий, формирования в них чувства высокой духовности, патриотизма и трудолюбия; усилению у нее иммунитета против различных идеологических угроз. Развиваются интерактивные формы работы с молодежью, в тоже время расширяется сеть негосударственных молодежных организаций. Стали функционировать десятки молодежных негосударственных некоммерческих организаций. Они занимаются вопросами охраны природы и экологическим воспитанием, внедрения здорового образа жизни, распространением правовых знаний, защитой молодой семьи и ребенка.
Во всех регионах нашей страны организовываются и проводятся различные спортивные соревнования и фестивали, встречи и духовно -просветительские мероприятия, в целях воспитания молодежи в духе уважения к старшим, развитию творческого мышления, созидательного потенциала; способствующие широкому вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт, пропаганде здорового образа жизни.
Эти и другие мероприятия нацелены, прежде всего, на выполнение основной задачи - всестороннее воспитание подрастающего поколения, способного овладеть современными научными знаниями, высокими технологиями, искусством управления производством, осознающего свою ответственность за будущее страны, ее дальнейший интеллектуальный расцвет на основе прогресса.
Следует отметить, что выдвинутые главой государства Шавкатом Мирзиёевым 5 важных инициатив по налаживанию на системной основе усилий в социальной, духовно-просветительской сферах создали в истории Узбекистана новую стратегию по воспитанию и образованию молодежи. Сегодня во взрослую жизнь вступают юноши и девушки, мыслящие по новому, связывающиесвое будущее с будущим страны. Наш народ по праву гордится своими талантливыми детьми, их большими успехами на международных олимпиадах, мировых спортивных аренах, в сфере культуры и искусства.
Использованные источники: 1.Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» от 14 сентября 2016 г № ЗРУ-406.
2. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч.-Т.: Шарк, 2008.
3. Мирзиёев Ш. М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2016
4. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. - Т.: Узбекистан, 2003.- 80 с.
5. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Молодежная политика как фактор развития социальной активности молодежи// Вестник Челябинского государственного университета, 2014 №24 (353) Философия, Социология, Культурология. Вып 34. С. 61
6. Yusupovna T. G. Development of relations between the state and religion in Uzbekistan //Asian Journal of Multidimensional Research. - 2021. - Т. 10. - №. 12. - С. 764-772.
7. Toshboeva G. FOREIGN EXPERIENCE IN HIGHER EDUCATION SYSTEM //МИРОВАЯ НАУКА 2021. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. - 2021. - С. 13-15.
8. Мирзахмедов А. М., Ташбаева Г. Ю., Абдухаликова Н. А. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ПЕДАГОГА //Глобус. - 2021. - №. 3 (60). - С. 31-36.
9. Мирзахмедов А. М., Ташбаева Г. Ю., Абдухаликова Н. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ //НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "GLOBUS". - С. 31.
10. Ташбаева Г. Ю., Бокиев К. Т. О РОЛЕ И ЗНАЧЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ.
11. Ташбаева Г. Ю., Дехканова С. Э. Роль и значение духовных ценностей как фактора возрождения национального самосознания узбекского народа //Высшая школа. - 2017. - №. 8. - С. 56-57.
12. Каримбаева С. И. и др. Урбанизация-фактор общественного развития //Высшая школа. - 2016. - №. 8. - С. 76-77.