К концепции развития науки в России
Н.Ф. Попова
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ НАУКОЙ В РФ*
Статья посвящена анализу проблем государственного управления наукой в РФ. Особое внимание уделяется раскрытию полномочий органов управления в области науки.
Ключевые слова: государственное управление, полномочия, органы исполнительной власти, инновационная экономика, инновационное развитие, наука, стратегия.
Одним из важнейших факторов развития современной России является эффективное освоение и применение достижений науки. Однако изменения экономических отношений в России в конце прошлого века серьезно сократили научные возможности страны, и она в большинстве наукоемких сфер производства использует зарубежные технологии. Вопросам государственного управления наукой посвящен ряд научных публикаций; в них затрагивались проблемы правового регулирования науки в целях инновационного развития России, эффективности государственной политики в сфере инновационной экономики1 и т. п.
Для уменьшения имеющегося серьезного научно-технического отставания и интегрирования в мировой инновационный процесс Россия должна перейти на инновационный путь развития экономики. В этих целях был принят ряд нормативных правовых актов2. Однако, как верно замечает Г. Г. Ахмедов3, существует серьезная разница между закрепленными в них положениями и их реализа-
© Попова Н.Ф., 2013
* Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс».
цией. Как подчеркивает Ю.Н. Фролов, «одна из... основных функций государства - это выработка общей концепции... развития науки. Сложность этой функции заключается в том, чтобы не свалиться в декларативность или администрирование, т. е. в прямое и непосредственное указание, как надо делать науку... хотя полного администрирования, даже в советское время, никогда не было... тем не менее концептуальные установки именно на "указание" по форме и, нередко, по содержанию ставили науку в ненормальное положение. Возникало противоречие между наукой и государством как субъектом управления»4.
Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI в. показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 1990-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Вместе с тем несмотря на неблагоприятные условия удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.
Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную экономику, можно добиться и конкурентоспособности науки. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. Россия активно участвует в международных проектах, таких как «Большой адрон-ный коллайдер Европейского центра ядерных исследований», «Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах» и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.
Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 г. мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. Ими являются: «Индустрия наносистем»; «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика»; «Науки о жизни»; «Рациональное природопользование»; «Перспективные виды воору-
жения, военной и специальной техники»; «Информационно-телекоммуникационные системы»; «Безопасность и противодействие терроризму», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899.
Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, в 2010 г. на Россию приходилось всего 2,08% научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), тогда как на Францию - 4,67%, Германию - 6,47% и Китай - 15,08%. Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования работ российских ученых - в 2-3 раза ниже по сравнению с учеными Японии, Франции и Германии5.
В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70% этих организаций принадлежат государству. Существует проблема неравномерности их размещения на территории страны - около 40% организаций сосредоточены в Центральном федеральном округе, из них около 1/3 в Москве.
Средний возраст докторов наук - 63,9 года, кандидатов наук -50,5 года. Заработная плата в научной сфере, к сожалению, оставляет желать лучшего: в среднем российский ученый получает 2025 тыс. руб. с учетом грантов и надбавок. Сегодня средняя зарплата в российской науке в 40-50 раз меньше, чем у ученых в развитых странах. Не удивительно, что все большее распространение в нашей стране получает такое явление, как «утечка мозгов».
Несмотря на это в последние годы происходит постоянный рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. Если в 2000 г. они составляли 17,4 млрд руб. (0,24% ВВП России), то в 2005 г. - 76,9 млрд руб. (0,36% ВВП), в 2011 г. -319 млрд руб. (0,58% ВВП). Из общего объема расходов федерального бюджета на гражданскую науку 71% приходится на прикладные научные исследования, 29% - на фундаментальные исследования. Вместе с тем из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ в. страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Общая доля научной продукции России по странам мира составляет всего 2%. В марте 2006 г. Правительство РФ одобрило программу создания семи технопарков - в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской, Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.
В 2006 г. впервые в бюджете было выделено 3 млрд руб. на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки моло-
дых российских ученых - кандидатов и докторов наук» учредил:
а) 400 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента РФ - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук;
б) 60 грантов - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук.
Установлено, что гранты выделяются на двухлетний срок для проведения научных исследований: а) кандидатам наук - в размере 600 тыс. руб. ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей; б) докторам наук - в размере 1 млн руб. ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей.
Общий объем бюджетных ассигнований на выплату грантов составил 300 млн руб. в 2009 г. и 600 млн руб. каждый последующий год.
8 апреля 2010 г. Председатель Правительства России сообщил, что до 2012 г. государство выделит не менее 38 млрд руб. на поддержку научных исследований в вузах. Правительство РФ поручило Минфину в течение трех лет выделить 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 г. выделялось 3 млрд руб., в 2011 - 5 млрд руб. и в 2012 г. - 4 млрд руб. Средства выделялись в виде грантов правительства, которые на конкурсной основе предоставлялись под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.
На весенней сессии Общего собрания Российской академии наук 22 мая 2012 г. Президент РФ заметил, что прямое финансирование РАН за прошедшие 10 лет увеличилось в пять раз: в 2002 г. на РАН выделялось 12,6 млрд руб., а в 2012 г. - 64 млрд. Отметив, что сегодня средняя зарплата в РАН составляет около 34 тыс. руб., В.В. Путин заявил: «Наша задача - чтобы к 2020 г. средняя зарплата в РАН не менее чем в два раза превышала среднюю по экономике региона. Кроме того, мы будем стремиться, чтобы уровень совокупных доходов ведущих ученых был конкурентоспособен на глобальном уровне, сопоставим с условиями, которые предлагаются им в лучших научных центрах мира». Но президент особо подчеркнул, что деньги нужно выделять тем, кто действительно имеет высокие научные достижения. А для этого работу ученых необходимо оценивать предельно объективно, привлекая ведущих зарубежных специалистов. Пока же такой аудит прошли лишь 73 института РАН из 430. В своем выступлении глава государства рассказал о видении перспектив развития отечественной науки с учетом задач, стоящих в настоящее время перед обществом и государством.
Президент отметил: «Научные организации - и академия наук, и университеты - будут активно привлекаться для обеспечения инновационного развития компаний с государственным участием и модернизации оборонно-промышленного комплекса. До 2020 г. на гособоронзаказ будет выделено 20 трлн руб.».
Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Реализация Стратегии предусматривается в два этапа. На первом этапе в 2011-2013 гг. решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям. Приоритетом в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров, а также путем выведения на мировой уровень конкурентоспособности части ведущих университетов, государственных научных центров и ведущих научных организаций государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и возникающие в регионах наукоемкие кластеры.
На втором этапе реализации Стратегии (2014-2020 гг.) планируется проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности. Предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла. Полноценно заработает инновационный центр «Сколково». В случае успешной его реализации эта модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обязал Правительство РФ утвердить в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период6.
Государственное управление наукой направлено на организацию научных коллективов, оказание государственной поддержки их деятельности, внедрение научных достижений в производство. Управление основывается на сочетании государственного регули-
рования и самоуправления. Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую), вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.
Органами управления наукой являются:
1. Президент РФ. В области науки он: определяет научно-техническую политику7; учреждает гранты Президента РФ для поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук (создан Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ); учреждает четыре премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн руб. каждая8; утверждает президента Российской академии наук (далее - РАН) по представлению собрания академии; рассматривает представленные РАН: а) доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук и о важнейших научных достижениях; б) отчеты о научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности; в) предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук, а также о направлениях поисковых исследований; определяет порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ; готовит предложения по созданию, ликвидации, реорганизации государственных академий в федеральный закон.
2. Правительство РФ, на которое возложена обязанность обеспечения проведения единой государственной политики в этой сфере. Оно разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.
3. Министерство образования и науки РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
4. В его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров, деятельностью диссертационных, ученых советов научных учреждений, осуществляет лицензирование и аттестацию научных учреждений, рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора и доцента, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы. В его компетенцию входит выдача разрешений на создание диссертационных советов, проверка деятельности научных учреждений.
5. Важную роль в рассматриваемой сфере играет Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки РФ. Она создается в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. Служба участвует в разработке: проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования; номенклатуры специальностей научных работников; паспортов научных специальностей; порядка формирования и деятельности диссертационных советов, форм документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Контролирует деятельность диссертационных советов. Проводит анализ защищенных диссертаций. Вправе принимать решения о прекращении или приостановлении деятельности диссертационных советов, об отмене их решений и т. д.
6. В управлении наукой значительную роль играет РАН и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук и др.)9. РАН - высшая научная организация РФ, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук. В ее состав входят научно-исследовательские институты, лаборатории, организации. Всего в Академии насчитывается 430 научных учреждений, более 55 тыс. научных сотрудников, в том числе более 500 академиков и 800 членов-корреспон-дентов10. Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1938-р утвержден Перечень организаций, подведомственных РАН. Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 11 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН.
Отраслевая наука развивается в научных учреждениях органов исполнительной власти (ВНИИ МВД России и др.). Большой вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено более половины ученых страны. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса, ее социально-экономического развития.
7. Формами организации науки также являются государственные научные центры РФ (далее - ГНЦ) и наукограды РФ. ГНЦ образуются на базе академических, ведомственных научно-исследовательских и научно-производственных учреждений, а также вузов с целью объединения усилий на сохранение в стране ведущих научных школ, развития научного потенциала. Наукограды РФ - муниципальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом.
Таким образом, в настоящее время Россия стремительно отстает в мировом поле научных исследований, не решены проблемы воспроизводства квалифицированных кадров и внедрения инноваций. Для вывода российской науки из кризиса принята внятная Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждены программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.), идет поиск создания эффективной системы государственного управления наукой.
Примечания
См.: Вишнякова И.Н. Основные направления правового регулирования науки в целях инновационного развития России // Модернизация государственного управления в условиях инновационного развития России: Сб. науч. тр. Финансового университета. М.: ФУ, 2011. С. 54-63; Ежов ЮА. Проблемы эффективности государственной политики в сфере инновационной экономики // Там же. С. 72-78; и др.
Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).
Ахмедов Г.Г. Система органов исполнительной власти, регулирующих научную и научно-техническую политику, и их ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 23.
Фролов Ю.Н. Общая концепция науки и роль государства [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://sbiblio.com/ biblio/archive/frolov_stssbcon/ (дата обращения: 14.06.2013). Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: rg.ru>pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 14.06.2013). См.: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2538-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.)».
Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (с изм.) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.
Указ Президента РФ от 30.07.2008 г. № 1144 (ред. от 19.07.2010) «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых».
См.: постановления Правительства РФ от 19.11.2007 г. № 785 «О Российской академии наук»; от 06.05.2008 г. № 353 (ред. от 04.09.2012) «О Российской академии медицинских наук» и др.
РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ (дата обращения: 14.06.2013).
4
5
6
/
8
9
10