Научная статья на тему 'К вопросу о государственном управлении наукой в РФ'

К вопросу о государственном управлении наукой в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
922
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE ADMINISTRATION / ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / AGENCIES OF EXECUTIVE POWER / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / НАУКА / SCIENCE / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Наталия Федоровна

Статья посвящена анализу проблем государственного управления наукой в РФ. Особое внимание уделяется раскрытию полномочий органов управления в области науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a question of the state administration of sciences in the Russian Federation

The article is dedicated to the study of state administration of sciences in the RF. Special attention is paid to the disclosure of the authorities of control elements in the field of science.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном управлении наукой в РФ»

К концепции развития науки в России

Н.Ф. Попова

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ НАУКОЙ В РФ*

Статья посвящена анализу проблем государственного управления наукой в РФ. Особое внимание уделяется раскрытию полномочий органов управления в области науки.

Ключевые слова: государственное управление, полномочия, органы исполнительной власти, инновационная экономика, инновационное развитие, наука, стратегия.

Одним из важнейших факторов развития современной России является эффективное освоение и применение достижений науки. Однако изменения экономических отношений в России в конце прошлого века серьезно сократили научные возможности страны, и она в большинстве наукоемких сфер производства использует зарубежные технологии. Вопросам государственного управления наукой посвящен ряд научных публикаций; в них затрагивались проблемы правового регулирования науки в целях инновационного развития России, эффективности государственной политики в сфере инновационной экономики1 и т. п.

Для уменьшения имеющегося серьезного научно-технического отставания и интегрирования в мировой инновационный процесс Россия должна перейти на инновационный путь развития экономики. В этих целях был принят ряд нормативных правовых актов2. Однако, как верно замечает Г. Г. Ахмедов3, существует серьезная разница между закрепленными в них положениями и их реализа-

© Попова Н.Ф., 2013

* Статья подготовлена при информационной поддержке СПС «Консультант Плюс».

цией. Как подчеркивает Ю.Н. Фролов, «одна из... основных функций государства - это выработка общей концепции... развития науки. Сложность этой функции заключается в том, чтобы не свалиться в декларативность или администрирование, т. е. в прямое и непосредственное указание, как надо делать науку... хотя полного администрирования, даже в советское время, никогда не было... тем не менее концептуальные установки именно на "указание" по форме и, нередко, по содержанию ставили науку в ненормальное положение. Возникало противоречие между наукой и государством как субъектом управления»4.

Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI в. показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 1990-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Вместе с тем несмотря на неблагоприятные условия удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.

Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную экономику, можно добиться и конкурентоспособности науки. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. Россия активно участвует в международных проектах, таких как «Большой адрон-ный коллайдер Европейского центра ядерных исследований», «Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах» и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.

Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 г. мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. Ими являются: «Индустрия наносистем»; «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика»; «Науки о жизни»; «Рациональное природопользование»; «Перспективные виды воору-

жения, военной и специальной техники»; «Информационно-телекоммуникационные системы»; «Безопасность и противодействие терроризму», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899.

Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, в 2010 г. на Россию приходилось всего 2,08% научных статей, публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), тогда как на Францию - 4,67%, Германию - 6,47% и Китай - 15,08%. Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования работ российских ученых - в 2-3 раза ниже по сравнению с учеными Японии, Франции и Германии5.

В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70% этих организаций принадлежат государству. Существует проблема неравномерности их размещения на территории страны - около 40% организаций сосредоточены в Центральном федеральном округе, из них около 1/3 в Москве.

Средний возраст докторов наук - 63,9 года, кандидатов наук -50,5 года. Заработная плата в научной сфере, к сожалению, оставляет желать лучшего: в среднем российский ученый получает 2025 тыс. руб. с учетом грантов и надбавок. Сегодня средняя зарплата в российской науке в 40-50 раз меньше, чем у ученых в развитых странах. Не удивительно, что все большее распространение в нашей стране получает такое явление, как «утечка мозгов».

Несмотря на это в последние годы происходит постоянный рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. Если в 2000 г. они составляли 17,4 млрд руб. (0,24% ВВП России), то в 2005 г. - 76,9 млрд руб. (0,36% ВВП), в 2011 г. -319 млрд руб. (0,58% ВВП). Из общего объема расходов федерального бюджета на гражданскую науку 71% приходится на прикладные научные исследования, 29% - на фундаментальные исследования. Вместе с тем из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ в. страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Общая доля научной продукции России по странам мира составляет всего 2%. В марте 2006 г. Правительство РФ одобрило программу создания семи технопарков - в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской, Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.

В 2006 г. впервые в бюджете было выделено 3 млрд руб. на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки моло-

дых российских ученых - кандидатов и докторов наук» учредил:

а) 400 ежегодно выделяемых на конкурсной основе грантов Президента РФ - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук;

б) 60 грантов - для государственной поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук.

Установлено, что гранты выделяются на двухлетний срок для проведения научных исследований: а) кандидатам наук - в размере 600 тыс. руб. ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей; б) докторам наук - в размере 1 млн руб. ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей.

Общий объем бюджетных ассигнований на выплату грантов составил 300 млн руб. в 2009 г. и 600 млн руб. каждый последующий год.

8 апреля 2010 г. Председатель Правительства России сообщил, что до 2012 г. государство выделит не менее 38 млрд руб. на поддержку научных исследований в вузах. Правительство РФ поручило Минфину в течение трех лет выделить 12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 г. выделялось 3 млрд руб., в 2011 - 5 млрд руб. и в 2012 г. - 4 млрд руб. Средства выделялись в виде грантов правительства, которые на конкурсной основе предоставлялись под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.

На весенней сессии Общего собрания Российской академии наук 22 мая 2012 г. Президент РФ заметил, что прямое финансирование РАН за прошедшие 10 лет увеличилось в пять раз: в 2002 г. на РАН выделялось 12,6 млрд руб., а в 2012 г. - 64 млрд. Отметив, что сегодня средняя зарплата в РАН составляет около 34 тыс. руб., В.В. Путин заявил: «Наша задача - чтобы к 2020 г. средняя зарплата в РАН не менее чем в два раза превышала среднюю по экономике региона. Кроме того, мы будем стремиться, чтобы уровень совокупных доходов ведущих ученых был конкурентоспособен на глобальном уровне, сопоставим с условиями, которые предлагаются им в лучших научных центрах мира». Но президент особо подчеркнул, что деньги нужно выделять тем, кто действительно имеет высокие научные достижения. А для этого работу ученых необходимо оценивать предельно объективно, привлекая ведущих зарубежных специалистов. Пока же такой аудит прошли лишь 73 института РАН из 430. В своем выступлении глава государства рассказал о видении перспектив развития отечественной науки с учетом задач, стоящих в настоящее время перед обществом и государством.

Президент отметил: «Научные организации - и академия наук, и университеты - будут активно привлекаться для обеспечения инновационного развития компаний с государственным участием и модернизации оборонно-промышленного комплекса. До 2020 г. на гособоронзаказ будет выделено 20 трлн руб.».

Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Реализация Стратегии предусматривается в два этапа. На первом этапе в 2011-2013 гг. решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям. Приоритетом в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров, а также путем выведения на мировой уровень конкурентоспособности части ведущих университетов, государственных научных центров и ведущих научных организаций государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и возникающие в регионах наукоемкие кластеры.

На втором этапе реализации Стратегии (2014-2020 гг.) планируется проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности. Предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла. Полноценно заработает инновационный центр «Сколково». В случае успешной его реализации эта модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обязал Правительство РФ утвердить в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период6.

Государственное управление наукой направлено на организацию научных коллективов, оказание государственной поддержки их деятельности, внедрение научных достижений в производство. Управление основывается на сочетании государственного регули-

рования и самоуправления. Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую), вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Органами управления наукой являются:

1. Президент РФ. В области науки он: определяет научно-техническую политику7; учреждает гранты Президента РФ для поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук (создан Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ); учреждает четыре премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн руб. каждая8; утверждает президента Российской академии наук (далее - РАН) по представлению собрания академии; рассматривает представленные РАН: а) доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук и о важнейших научных достижениях; б) отчеты о научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности; в) предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук, а также о направлениях поисковых исследований; определяет порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ; готовит предложения по созданию, ликвидации, реорганизации государственных академий в федеральный закон.

2. Правительство РФ, на которое возложена обязанность обеспечения проведения единой государственной политики в этой сфере. Оно разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

3. Министерство образования и науки РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

4. В его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров, деятельностью диссертационных, ученых советов научных учреждений, осуществляет лицензирование и аттестацию научных учреждений, рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора и доцента, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы. В его компетенцию входит выдача разрешений на создание диссертационных советов, проверка деятельности научных учреждений.

5. Важную роль в рассматриваемой сфере играет Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки РФ. Она создается в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. Служба участвует в разработке: проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского профессионального образования; номенклатуры специальностей научных работников; паспортов научных специальностей; порядка формирования и деятельности диссертационных советов, форм документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Контролирует деятельность диссертационных советов. Проводит анализ защищенных диссертаций. Вправе принимать решения о прекращении или приостановлении деятельности диссертационных советов, об отмене их решений и т. д.

6. В управлении наукой значительную роль играет РАН и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук и др.)9. РАН - высшая научная организация РФ, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук. В ее состав входят научно-исследовательские институты, лаборатории, организации. Всего в Академии насчитывается 430 научных учреждений, более 55 тыс. научных сотрудников, в том числе более 500 академиков и 800 членов-корреспон-дентов10. Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1938-р утвержден Перечень организаций, подведомственных РАН. Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 11 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН.

Отраслевая наука развивается в научных учреждениях органов исполнительной власти (ВНИИ МВД России и др.). Большой вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено более половины ученых страны. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса, ее социально-экономического развития.

7. Формами организации науки также являются государственные научные центры РФ (далее - ГНЦ) и наукограды РФ. ГНЦ образуются на базе академических, ведомственных научно-исследовательских и научно-производственных учреждений, а также вузов с целью объединения усилий на сохранение в стране ведущих научных школ, развития научного потенциала. Наукограды РФ - муниципальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом.

Таким образом, в настоящее время Россия стремительно отстает в мировом поле научных исследований, не решены проблемы воспроизводства квалифицированных кадров и внедрения инноваций. Для вывода российской науки из кризиса принята внятная Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждены программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.), идет поиск создания эффективной системы государственного управления наукой.

Примечания

См.: Вишнякова И.Н. Основные направления правового регулирования науки в целях инновационного развития России // Модернизация государственного управления в условиях инновационного развития России: Сб. науч. тр. Финансового университета. М.: ФУ, 2011. С. 54-63; Ежов ЮА. Проблемы эффективности государственной политики в сфере инновационной экономики // Там же. С. 72-78; и др.

Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

Ахмедов Г.Г. Система органов исполнительной власти, регулирующих научную и научно-техническую политику, и их ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 23.

Фролов Ю.Н. Общая концепция науки и роль государства [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://sbiblio.com/ biblio/archive/frolov_stssbcon/ (дата обращения: 14.06.2013). Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: rg.ru>pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 14.06.2013). См.: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2538-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.)».

Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (с изм.) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

Указ Президента РФ от 30.07.2008 г. № 1144 (ред. от 19.07.2010) «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых».

См.: постановления Правительства РФ от 19.11.2007 г. № 785 «О Российской академии наук»; от 06.05.2008 г. № 353 (ред. от 04.09.2012) «О Российской академии медицинских наук» и др.

РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ (дата обращения: 14.06.2013).

4

5

6

/

8

9

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.