Научная статья на тему 'К вопросу о государственном техническом учете в Республике Калмыкия'

К вопросу о государственном техническом учете в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ / БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ / КАДАСТРОВЫЙ ПАСПОРТ / STATE TECHNOLOGICAL ACCOUNTING OF ACCOMMODATIONS / TECHNOLOGICAL INVENTORY OFFICE / CADASTRAL PASSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хулаев Д.Н.

В статье рассмотрены вопросы государственного технического учета в связи с изменением законодательства. Актуализировано значение сведений бюро технической инвентаризации, Росреестра для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном техническом учете в Республике Калмыкия»

Хулаев Д.Н. ©

Магистрант, кафедра государственного и муниципального управления и права, Калмыцкий государственный университет

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЛМЫКИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы государственного технического учета в связи с изменением законодательства. Актуализировано значение сведений бюро технической инвентаризации, Росреестра для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ключевые слова: государственный технический учет, бюро технической инвентаризации, кадастровый паспорт.

Keywords: state technological accounting of accommodations, technological inventory office, cadastral passport.

Работа в области государственного технического учета и регистрации прав на имущество целиком и полностью зависит от уровня организации и развития органами местного самоуправления своих территорий, а также от активности населения и бизнеса в части оборота недвижимости и приведения в порядок документов на нее.

Сведения об объектах учета, полученные от органа по государственному техническому учету, например, бюро технической инвентаризации, представляют собой, наряду с договором или решением суда, основу для осуществления таких существенных действий, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ведение, в последующем, государственного статистического учета; определение размера налога на имущество; учет объектов в реестре федерального имущества [2].

Приоритетным направлением деятельности филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Калмыкия, созданного в 2003 г., является проведение технической инвентаризации зданий, строений, сооружений любой сложности и принадлежности. Также филиал осуществляет выдачу технических заключений о капитальности здания, постановку на учет объектов капитального строительства, архивное хранение технической документации. Землеустройство, межевание и инженерные изыскания — еще одно направление деятельности филиала. Конечный результат межевания — постановка земельного участка на кадастровый учет и получение кадастрового паспорта, что является основанием для регистрации прав.

В 2012 году за счет федерального бюджета на территории Республики Калмыкия впервые была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков) в соответствии с государственным контрактом от 08.11.2011 г. № 155 Д «Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)». Заказчиком выступал Росреестр, а подрядчиком -ФКЦ «Земля». Общее количество объектов недвижимости, в отношении которых были проведены работы по определению кадастровой стоимости, составляет 128 770 объектов технического учета.

В настоящее время актуален вопрос по подготовке к переходу на новую систему исчисления налога на имущество физических лиц. 284-ФЗ диктует, что теперь налог на имущество физических лиц будет рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Так, по городу Элиста для

© Хулаев Д.Н., 2015 г.

начисления налога на имущество физических лиц используются данные об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 марта 2012 года. Кроме того, поскольку с 1 января 2013 года расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется, все квартиры в новостройках города с 2013 года не охвачены налогообложением. Филиал Федерального БТИ по Республике Калмыкия готов принять участие в подготовительном процессе перехода на новую систему налогообложения, рассматривает возможность определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [3].В соответствии с положениями ст. 44 которого, кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г. осуществляют кадастровые инженеры.

Принятая федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» [4] направлена, в том числе, на сокращение сроков оказания государственных услуг и повышение качества их предоставления. Программа, рассчитанная до 2019 года, и еще ранее принятая «дорожная карта» повышения качества государственных услуг в числе задач учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости назвали: перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс; организация предоставления услуг по принципу «одного окна» и повышение качества данных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости. В настоящее время срок государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость составляет 10 рабочих дней вместо 18 календарных дней в 2014 г.

Поставленные цели реализуются значительным комплексом мер и мероприятий самого различного направления и уровня. Во-первых, это повышение качества учетнорегистрационных систем кадастрового учета и регистрации прав. Сотрудники кадастровой палаты и регистрации прав проделывают большую работу по сопоставлению сведений двух систем, их актуализации. Во-вторых, отработка многих аспектов взаимодействия с органами власти, направленных на осуществление большинства кадастровых процедур и регистрационных действий без участия заявителей. В-третьих, формирования электронного архива дел правоустанавливающих документов. Наряду с совершенствованием всей системы учета бумаг, эти меры, в первую очередь, решат вопросы оперативности использования документов в практической деятельности, а значит и сокращения сроков предоставления государственных услуг. В-четвертых, заявители, как это уже давно сделано по кадастровому учету, скоро смогут реализовать свои права на подачу документов о регистрации права на недвижимость независимо от места его нахождения. И, наконец, это вопросы повышения информированности потребителей услуг об условиях и порядке оказания услуг [1].

Вступившие в силу новые правила ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде требуют завершения модернизации его программного обеспечения. Перед Управлением Росреестра по Республике Калмыкия стоит задача перевода дел правоустанавливающих документов в электронную форму, завершения работы по сопоставлению сведений Единого государственного реестра прав с государственным кадастром недвижимости с целью объединения и формирования единого информационного ресурса и качественного его наполнения.

Новые правовые акты учета недвижимых объектов способствуют созданию единого кадастра недвижимости, автоматизации обмена информацией между такими

государственными учреждениями, как Росреестр, Кадастровая палата, БТИ и лицами, выполняющими кадастровые работы в отношении объекта недвижимости (кадастровыми инженерами).

Однако Законом о кадастре не предусмотрена передача технических паспортов, оценочной и иной, хранящейся в БТИ, учетно-технической документации об объектах государственного технического учета в орган кадастрового учета, хотя технический учет, осуществленный до дня вступления в силу указанного акта и в переходный период его применения, признается юридически действительным, а сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости.

Таким образом, отношения в сфере государственного учета требуют дальнейшего совершенствования и корректировки.

Литература

1. Амтеев Б. Росреестр: в ногу со временем // Хальмг Унн. — 4 марта 2015 г.

2. Масленникова Л. В., Саросек А. П. Государственный технический учет жилых помещений: история и современное законодательство // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU . — 2014. — №100 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvennyy-tehnicheskiy-uchet-zhilyh-pomescheniy-istoriya-i-sovremennoe-zakonodatelstvo

3. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4017.

4. О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)»: Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 г. № 903 (ред. от 25.12.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173626

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.