Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России'

К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
166
31
Поделиться
Ключевые слова
ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕГ / MONEY DEMATERIALIZATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ELECTRONIC MONEY / ОБРАЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ / ЭМИССИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ / STATE REGULATION OF ELECTRONIC MONEY CIRCULATION / ELECTRONIC MONEY CIRCULATION / ELECTRONIC MONEY ISSUANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Валерий Сергеевич, Захарова Надежда Валерьевна

В статье рассмотрены определения электронных денег и механизмы государственного регулирования их обращения в современной экономике. Проанализированы принципиально отличающиеся модели данного механизма, действующие в Сингапуре, странах Европейского союза, Соединенных Штатах Америки. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сформулированы направления создания системы государственного регулирования обращения электронных денег в России.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Валерий Сергеевич, Захарова Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Regarding State regulation of electronic money circulation in Russia

This article describes electronic money definitions and state regulation mechanisms of electronic money circulation in present-day economy. Profoundly different models operated in Singapore, United States of America are analysed. Directions for establishing a state regulation system of electronic money circulation in Russia are formulated on the basis of foreign experience analysis.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России»

Экономическая стратегия и политика на постиндустриальной стадии развития

В.С. Аксенов, Н.В. Захарова

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИИ

В статье рассмотрены определения электронных денег и механизмы государственного регулирования их обращения в современной экономике. Проанализированы принципиально отличающиеся модели данного механизма, действующие в Сингапуре, странах Европейского союза, Соединенных Штатах Америки. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сформулированы направления создания системы государственного регулирования обращения электронных денег в России.

Ключевые слова: дематериализация денег, электронные деньги, обращение электронных денег, эмиссия электронных денег, государственное регулирование обращения электронных денег.

Одной из важнейших финансовых инноваций XXI в., получающей все большее признание и распространение в мире, являются электронные деньги. Развитие платежных систем, функционирующих на основе электронных денег, может оказать позитивное воздействие сразу на несколько факторов, определяющих конкурентоспособность страны.

Методология оценки индекса мировой конкурентоспособности стран, содержащаяся в «Докладе о глобальной конкурентоспособности 2010-2011 гг.» Всемирного экономического форума, основана, в частности, на следующих факторах - развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер рынка и масштабы инноваций1.

Развитие систем электронных денег способно оказать позитивное влияние на вышеуказанные факторы конкурентоспособности,

© Аксенов В.С., Захарова Н.В., 2012

что обусловлено тем, что электронные деньги являются уникальным финансовым продуктом и превосходят по своим свойствам как наличную, так и безналичную формы денег.

Появление электронных денег перенесло развитие денег на принципиально новую стадию - стадию дематериализации денег. Этой стадии предшествовала длительная эволюция от денег товарных до современных депозитных, существующих в виде электронных записей на счетах в банковских компьютерах.

В настоящее время деньги могут представлять собой денежную стоимость, информация о размере которой хранится на электронном либо магнитном носителе. Электронные деньги нельзя отнести ни к наличной, ни к безналичной формам денег. По своей экономической сущности, это универсальные деньги, одинаково эффективно функционирующие как в реальной, так и в виртуальной экономике2. Они обладают максимальной делимостью, высокой портативностью и износоустойчивостью, низкой стоимостью эмиссии, способны обеспечить свободу в выборе единицы стоимости. Эффективная защищенность от хищений, подделок или изменения номинала электронных денег позволяет безопасно осуществлять операции с ними как в реальной, так и в виртуальной экономике.

Программы в области электронных денег функционируют во многих странах. При этом среди существующих систем государственного регулирования обращения электронных денег можно выделить три принципиально отличающиеся модели. В Европейском союзе (ЕС) электронные деньги определяются в качестве нового средства платежа (то есть как новая форма денег). В Соединенных Штатах Америки (США) - как новый тип денежных услуг, имеющий больше общего с дорожными чеками, денежными переводами и купонами лояльности, чем с наличными деньгами. В Сингапуре электронные деньги вытесняют традиционные наличные деньги, поскольку получили официальный статус законного платежного средства, широко принимаемого к оплате хозяйствующими субъектами, как в сфере розничной торговли, таких в интернет-пространстве.

Организация системы государственного регулирования обращения электронных денег напрямую влияет на их развитие и использование денег, что подтверждают показатели рынка электронных денег, представленные в ежегодном издании «Статистика платежных и расчетных систем в отдельных странах» от декабря 2010 г. № 93 Банка Международных Расчетов3. В Сингапуре использование карт с функцией электронных денег небанковскими

организациями в 2009 г. составило 84,7% от общего количества транзакций со всеми видами денег. В Сингапуре действует специальное законодательство, выработанное с целью создания упорядоченной системы государственного регулирования обращения электронных денег, а также ведется целенаправленная государственная поддержка внедрения электронных денег, которые обеспечили этой стране их стремительное внедрение. В Сингапуре высоко развиты электронные технологии, позволяющие обеспечить функционирование электронной денежной системы в общегосударственных масштабах.

Использование электронных денег в странах ЕС пока не получило широкого распространения (например, использование карт с функцией электронных денег небанковскими организациями от общего количества транзакций со всеми видами денег в 2009 г. в Бельгии составило 3,1%, в Нидерландах - 3,5%, в Швейцарии -1,2%), что обусловлено жесткими требованиями Директивы 2000/46/ЕС от 18.09.2000 г. «Об учреждении, деятельности и надзоре за деятельностью институтов электронных денег»4, сдерживающими появление новых участников на рынке электронных денег. Однако компании и потребители стран - участниц ЕС проявляют интерес к электронным деньгам, которые постепенно заменяют некоторые платежные средства при осуществлении определенных видов платежей. В связи с этим в 2009 г. была принята Директива 2009/110/ЕС от 16.09.2009 г. «Об учреждении, деятельности и надзоре за деятельностью институтов электронных денег, вносящая изменения в Директивы 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и отменяющая Директиву 2000/46/ЕС»5.

Положения новой директивы направлены на содействие разработке новых, инновационных и надежных систем электронных денег, а также призваны обеспечить доступ на рынок новым игрокам и создать реальную и эффективную конкурентную среду для всех участников.

В вышеуказанном издании Банка Международных Расчетов данные о программах в области электронных денег в США не представлены, поскольку Федеральная резервная система США в настоящее время не имеет полномочий требовать от недепозитарных учреждений предоставления информации о выпущенных электронных деньгах. Федеральное правительство США жестко не регулирует рынок электронных денег и вопросы регулирования и управления их деятельностью в основном перенесены на уровень штатов. В США на схемы электронных денег распространяются

правила, применяемые к небанковским организациям, оказывающим расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты.

Поскольку в России система государственного регулирования обращения электронных денег находится на стадии формирования, необходимо выбрать модель государственного регулирования обращения электронных денег для внедрения в России, и зарубежный опыт может быть крайне полезен.

В связи с разницей в развитости регионов России и уровне доходов населения переход на электронные деньги по примеру Сингапура представляется преждевременным. При этом в системе государственного регулирования электронных денег США не установлено полного комплекса требований к регулированию рынка электронных денег, который учитывал бы особенности электронных денег как нового средства платежа. В связи с этим, по нашему мнению, наиболее подходящей для России является система регулирования обращения электронных денег, действующая в странах ЕС. При этом необходимо учесть как преимущества, так и недостатки европейского законодательства и принять во внимание новые положения, направленные на развитие инновационных и надежных систем электронных денег.

Проанализировав положения Директив ЕС, регулирующих обращение электронных денег, можно выделить направления, которые необходимо предусмотреть при создании системы государственного регулирования обращения электронных денег в России.

Во-первых, в России необходима разработка специального Федерального закона, регулирующего сферу обращения электронных денег.

Среди основных положений, которые требуется ввести в положения такого закона, можно отметить введение определения «электронные деньги», которое должно учитывать все случаи эмиссии поставщиком платежных услуг инструмента с предоплаченной накопленной стоимостью в обмен на денежные средства, а также должно быть достаточно емким во избежание сдерживания технического прогресса и охватывать не только все имеющиеся сегодня на рынке схемы использования электронных денег, но и будущие разработки. Четкое определение электронных денег должно содержать все три взаимосвязанных аспекта данного определения: правовой, экономический и технологический. Необходимо также выделить электронные деньги из всего набора электронных финан-

совых продуктов, чтобы отличать платежные системы, использующие электронные деньги, от других систем.

Кроме того, важным в специальном Федеральном законе является определение того, какие институты будут иметь право эмиссии электронных денег, а именно: будут ли эмитентами исключительно кредитные организации, либо эмитентами могут быть как кредитные организации, так и другие организации, осуществляющие выпуск и операции с электронными деньгами.

Под определением «организации, имеющие право выпускать и осуществлять операции с электронными деньгами» может пониматься юридическое лицо, получившее лицензию на выпуск и осуществление операций с электронными деньгами. Соответственно, необходимо введение обязательного лицензирования деятельности по эмиссии электронных денег.

Вместе с тем необходимо установить правила эмиссии электронных денег. В системе банковского регулирования эмиссия пре-доплаченных финансовых продуктов не должна рассматриваться как косвенная форма привлечения депозитов. Для того чтобы предупредить распространение псевдодепозитных продуктов на основе электронных денег, целесообразно запретить начисление процентов на остаток по электронному счету.

В Федеральном законе следует определить права и обязанности всех участников, действующих в системе электронных денег, и предусмотреть положения, направленные на предотвращение нарушений правил конкуренции между традиционными кредитными организациями и эмитентами электронных денег, что позволит обеспечить баланс интересов всех основных сторон на рынке платежных услуг.

Во-вторых, поскольку распространение электронных денег имеет последствия для информационного содержания переменных денежных показателей, необходимо принимать в расчет любое потенциальное увеличение количества электронных денег, находящихся в обращении. Электронные деньги формируют часть денежных агрегатов и должны являться предметом анализа в денежно-кредитной политике государства. В связи с этим эмитентам электронных денег следует представлять центральному банку статистическую отчетность о количестве выпущенных электронных денег, а также любую информацию, которая может потребоваться для проведения денежно-кредитной политики.

Вместе с тем введение обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам или пошлины за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмиссию в зависимости от объема выпущенных электронных денег позволит эффективно регулировать денежный рынок, поскольку даст дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой.

В-третьих, регулирование электронных денег заключается также в содействии беспрепятственному функционированию платежных систем, в создании эффективной системы пруденциального надзора за организациями, осуществляющими выпуск и операции с электронными деньгами, и поддержании стабильности финансовой системы.

Для осуществления данных задач регулятор может установить пруденциальные требования к организациям, осуществляющим выпуск и операции с электронными деньгами, на основе качественной оценки рисков.

Поскольку электронные деньги сами по себе не являются привлечением вкладов, условия для получения лицензии и поддержания статуса организаций, осуществляющих выпуск и операции с электронными деньгами, должны включать пруденциальные требования, соотносимые с операционными и финансовым рисками, которым подвергаются эти учреждения в ходе выпуска электронных денег независимо от их любой другой коммерческой деятельности.

В случае, если эмитенты электронных денег не являются кредитными организациями, следует устанавливать требование к более низкому уставному капиталу, чем у кредитных организаций. Слишком высокий уставный капитал может быть излишним и непропорциональным с точки зрения рисков, связанных с данной услугой.

Вместе с тем для эмитентов электронных денег необходимо предусмотреть пруденциальные требования к величине собственных средств, достаточности капитала и обеспеченности ликвидными активами для исполнения обязательств перед пользователями.

Кроме того, важно определить деятельность, которой могут заниматься эмитенты электронных денег, не являющиеся кредитными организациями, и установить ограничения на инвестирование свободных денежных средств (например, вложениями в активы с нулевым или низким риском и высокой ликвидностью).

В-четвертых, в программах электронных денег должна быть обеспечена техническая безопасность систем электронных денег, защита прав пользователей электронных денег, а также установлены меры, направленные на предотвращение использования элект-

ронных денег в незаконных целях, в том числе деятельности по отмыванию денег.

В-пятых, для широкого распространения электронных денег необходимо создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование электронных денег в реальной и виртуальной сферах экономики, а также повышение финансовой грамотности населения страны в вопросах их использования.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что развитие систем, функционирующих на основе электронных денег, является вызовом времени и носит обязательный характер. Электронные деньги являются новой формой денег, которая отвечает потребностям современного мира наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций, поэтому создание соответствующей системы государственного регулирования их обращения является действенным преимуществом в повышении конкурентоспособности страны. Развитая система обращения электронных денег может повысить сразу несколько факторов конкурентоспособности страны, а именно развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер рынка и масштабы инноваций.

Для решения данной задачи требуется разработка специального законодательства, которое должно регламентировать порядок эмиссии и обращения электронных денег в России. Развитие инфраструктуры по приему электронных денег не только в виртуальной, но и в реальной сферах экономики, а также повышение финансовой грамотности населения страны будут способствовать развитию и широкому распространению электронных денег в России.

Примечания

The Global Competitiveness Report 2010-2011 гг. [Электронный ресурс] // The World Economic Forum website. [S., 2010]. URL: http://www.weforum.org/ reports (дата обращения: 10.03.11).

АксёновВ.С. Электронные деньги в информационной экономике. M.: МПА-Пресс, 2006. С. 51.

Statistics on payment and settlement systems in selected countries December 2010 г. № 93. [Электронный ресурс] // The Bank for International Settlements website.

2

[S., 2010]. URL: http://www.bis.org/list/cpss/tid_57/index.htm (дата обращения: 10.03.11).

Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 г. on the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions.

Directive 2009/110/EC of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC.

4

5