Библиографический список
1. Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. 432 с.
2. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М., 2003. 320 с.
3. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. 314 с.
4. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993. 511 с.
References
1. Belykh V. S. Legal regulation of business activity in Russia. M, 2005. 432 p.
2. Dyumulen 1.1. International trade in services. M, 2003. 320 p.
3. Puginsky B. I. Commercial right of Russia. M, 2000. 314 p.
4. Shmittgoff K. export: right and practice of international trade. M, 1993. 511 p.
УДК 347.1 М.А. КОРОСТЕЛЁВ
аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ E-mail: korostelevsky@yandex.ru
UDC 347.1
M.A. KOROSTELEV
graduate student, Institute of the legislation and comparative jurisprudence at Government of the RF E-mail: korostelevsky@yandex.ru
ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ОБОРОТА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
CIVIL LAW ISSUES ARISING IN LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC MONEY TURNOVER
В статье рассматривается понятие электронных денежных средств по российскому законодательству, их правовая природа, юридический механизм их передачи (перевода), вопрос о том, являются ли они законным платёжным средством в России, а также вопрос, составляет ли эмиссия электронных денег деятельность по приёму вкладов.
Ключевые слова: электронные деньги, правовая природа электронных денег, юридический механизм перевода электронных денег, законное платёжное средство, эмиссия электронных денег.
The article is devoted to the definition of electronic money according to Russian legislation, its legal nature, legal mechanism of its transfer, to the question whether electronic money is legal tender in Russia as well as to the question whether electronic money emission constitutes deposit taking activity.
Keywords: electronic money, electronic money legal nature, legal mechanism of electronic money transfer, legal tender, electronic money emission.
Развитие электронной торговли и высокая стоимость банковских услуг постоянно подталкивают ком -мерсантов искать эффективные способы расчётов, которые позволяли бы успешно обслуживать так называемые микроплатежи (т.е. платежи на небольшие суммы). Такой способ был найден и технически реализован в виде электронных денег. Для осуществления расчётов с использованием электронных денег нет необходимости каждую операцию проводить через банк. В обмен на переданные лицом, желающим воспользоваться электронными деньгами, и помещённые на банковский счёт денежные средства эмитируется и предоставляется этому лицу эквивалент переданных денежных средств - электронное средство платежа, которое обращается внутри определённой платёжной среды (поскольку закон не даёт название такой среды, назовём её систе-
мой перевода электронных денег [1]), которая по организации напоминает систему банковских безналичных расчётов, однако технически и юридически отличается от неё. В рамках данной платёжной среды её участник может покупать за эмитированные электронные деньги товары и услуги, переводить электронные деньги другим участникам, а также совершать иные действия, разрешённые правилами платёжной среды. Пока совершаются расчёты электронными деньгами, деньги лиц, приобретших электронные деньги, остаются без движения. После завершения расчётов участник платёжной среды, например, организация, принимающая электронные деньги за продаваемые товары и услуги, может вывести полученные электронные деньги из платёжной среды, в частности, путём перевода на свой банковский счёт, конвертируя тем самым электронные
© М.А. Коростелёв © M.A. Korostelev
деньги в обычные безналичные деньги или другими предусмотренными способами.
В итоге, экономия на цене расчётных услуг достигается за счёт того, что банк участвует в расчётах только два раза: при вводе денежных средств в систему в целях эмиссии электронных денег денежные средства помещаются на банковский счёт и остаются без движения; при выводе электронных денег из системы они «погашаются» путём конвертации в наличные или безналичные деньги. Вместо обработки банком каждого платежа, совершённого в целях покупки товаров или услуг определённого продавца, банк обрабатывает только одну операцию, когда продавец выводит все полученные платежи в электронных деньгах из системы и переводит их на свой банковский счёт.
Принципиальная схема функционирования электронных денег выглядит следующим образом.
27 июня 2011 года принят Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», которым впервые в истории российской юриспруденции урегулировано обращение электронных денег. Данный закон дал определение понятия электронных денег и определил основные «правила игры» эмитентов электронных денег, которые в Законе № 161-ФЗ стали именоваться операторами электронных денежных средств, до этого основывавших свою деятельность на общих диспозитивных нормах гражданского законодательства.
Закон № 161-ФЗ даёт следующее определение: «электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных
обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа». Далее делается исключение: «При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций».
В связи с появлением в российской практике и
с недавнего времени в российском законодательстве института электронных денег возникают определённые гражданско-правовые вопросы, нуждающиеся в исследовании.
Чем являются электронные деньги по своей правовой природе?
Своей правовой природой электронные деньги весьма схожи с безналичными деньгами. Основное отличие в том, что электронные деньги учитываются не на банковском счёте, а на так называемом виртуальном счёте в системе перевода электронных денег: в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» [2] (далее Закон № 161-ФЗ) оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных
. денежные средства
. электронные деньги
Банковский счёт оператора электронных денежных средств, открытый для учёта обязательств по электронным деньгам
Оператор электронных
денежных средств (банк или небанковская кредитная организация)
Система перевода электронных денег
4. платежи электронными деньгами за товары и услуги
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, принимающие электронные деньги в платёж за товары и услуги
6. перечисление денежных средств
в сумме предъявленных к погашению электронных денег на банковский счёт продавца
средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).
Но всё же электронные деньги и безналичные деньги - не тождественные понятия, несмотря на то, что безналичные деньги могут учитываться и передаваться посредством электронных каналов связи [3]. С. Овсейко пишет по этому поводу следующее: «...неправильно рассматривать электронные деньги как разновидность безналичных денег. Помимо отмеченных в таблице отличий [4] у них есть ещё одно, причём наиболее очевидное: безналичные деньги существуют в виде записей на банковских счетах, тогда как электронные деньги не учитываются на банковских счетах клиентов. Сумма покрытия, которую вносит в банк клиент, приобретающий электронные деньги, отражается не на персональном счёте данного клиента, а на сборном счёте, на который зачисляются средства, за счёт которых будут погашаться все электронные деньги, выпущенные данным банком» [5]. В практике стало принято называть счёт, ведущийся оператором электронных денежных средств, «электронным кошельком» или виртуальным счётом.
Электронные деньги являются так называемым предоплаченным финансовым продуктом, т.е. их эмиссия требует денежного обеспечения (предоплаты) [6].
Поскольку электронные деньги появляются в качестве объекта гражданских прав в результате создания «двойника» денежных средств, переданных лицом эмитенту, с точки зрения гражданского права электронные деньги - это право требования владельца электронных денег к их эмитенту (оператору по переводу электронных денег) об их погашении (обмене на наличные или безналичные деньги). Здесь есть некий парадокс, ко -торый заключается во внутренней противоречивости самой природы электронных денег: с одной стороны, это средство платежа, с другой - обязательство, подлежащее исполнению в обычных (неэлектронных) деньгах. Объяснить его возможно только через аналогию с другими видами денег: когда-то банкноты также рассматривались как обязательства, подлежащие оплате металлической монетой, а безналичные деньги - как обязательства, погашаемые полноценными (металлическими или бумажными) деньгами [7].
По мнению А.Я. Курбатова, по правовой природе виртуальные денежные единицы в своей определённой совокупности представляют собой долговой документ. Его передача означает лишь предпосылку для осуществления расчётов при выводе средств из электронной платёжной системы [8].
По мнению С. Овсейко, наиболее адекватно объясняющей правовую природу электронных денег является точка зрения, основанная на определенной юридической фикции (электронные деньги - эквивалент реальных денег), которая, однако, не исключает договорный (обязательственно-правовой) элемент во взаимоотношениях сторон.
Указанный автор отмечает: «По нашему мнению, однозначно решить вопрос о соотношении вещной
(признать обязательства-файлы, являющиеся ЭД, объектом права собственности) или обязательственной (рассматривать их лишь как право требования (приказ) к банку-эмитенту) составляющей в юридической природе ЭД затруднительно хотя бы по той причине, что в отечественном гражданском праве до сих пор этот вопрос однозначно не решен и для более традиционных финансовых инструментов, например ценных бумаг. Можно только отметить двойственность информации как объекта права собственности и как права требования к третьему лицу (банку-эмитенту)» [9].
Указанный автор высказывал подобные мысли в то время, когда в законодательстве России институт электронных денег никак не был урегулирован. В настоящее же время, после принятия Закона № 161-ФЗ не остаётся сомнений в том, что «электронные денежные средства» всё-таки являются «денежными средствами», т. е. закон однозначно придал им такой правовой режим. Также это означает, что обязательство, предметом которого является электронные деньги, является денежным обязательством. Закон № 161-ФЗ также прямо даёт этому подтверждение, говоря в п. 17 ст. 7 о моменте прекращения денежного обязательства плательщика перед получателем средств - при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств.
Следует отметить, что позиция законодателя в вопросе признания электронных денежных средств как права требования «деньгами» (денежными средствами) не идёт вразрез с доктриной гражданского права. Так, согласно Л.Г. Ефимовой, «функции денег может выполнять любой имущественный актив. Например, до прекращения размена на золото банкноты и государственные кредитные билеты выражали обязательство их эмитента и одновременно выполняли функции денег. Схожая ситуация складывается и на сегодняшний день в отношении кредитовых остатков на клиентских счетах. . При этом запись на счёте выполняет функции денег. Однако в отличие от банкнот и государственных кредитных билетов прошлого века современные безналичные деньги не являются ценными бумагами и не имеют вещественной формы» [10]. Сфера оборота электронных денег, конечно, уже, чем сфера оборота наличных и безналичных денег, поскольку они изначально были созданы в качестве удобного средства платежа и выполняют, прежде всего, эту функцию, однако к примеру, сокращение применения наличных денег [11] в обороте не даёт никому оснований не считать банкноты и монеты деньгами.
Если электронные деньги являются правом требования, их передача (перевод)
должна осуществляться в порядке уступки права требования (цессии)?
Принятие указанной правовой природы электронных денег вовсе не означает, что их передача (переход) осуществляется в порядке цессии.
Безналичные деньги также считаются правом требования. Так, Л.А. Новосёлова считает их «абстрактным, безусловным и не ограниченным сроком правом
требования к банку о выдаче (выплате) по первому требованию денег (правом на деньги), зафиксированным посредством бухгалтерских записей, ведущихся банком» [12]. Вместе с тем, Л. А. Новосёлова рассматривает «перемещение безналичных средств по банковским счетам клиентов... в качестве особого порядка передачи прав, отличного от общегражданской уступки прав требования (цессии), а возникающие при осуществлении такой передачи обязательства с участием банков (расчётные обязательства) - как обособленные от основной сделки, по которой производится платёж» [13]. Эту мысль нельзя не признать правильной.
Очевидно, что переход таких прав требования, как электронные деньги, подчиняется особым правилам, а именно, правилам расчётов, как и в отношении безналичных денег, и не осуществляется в порядке цессии. В настоящее время расчёты в форме перевода электронных денежных средств составляют самостоятельную форму расчётов [14]. Ни один суд не применял и не применяет к расчётам электронными деньгами, как и к расчётам безналичными деньгами, нормы о цессии, а руководствуется соответствующими нормами главы 46 ГК РФ «Расчёты» и подзаконными актами Банка России.
Являются ли электронные деньги законным платёжным средством?
Законное платёжное средство - это предмет, служащий средством погашения обязательств во всех случаях невозможности исполнения, не освобождающей должника [15]. Законным платёжным средством в России является рубль. Тогда возникает вопрос, являются ли электронные деньги, выраженные в рублях, законным платёжным средством.
Подходы разных государств к этому вопросу могут различаться в зависимости от законодательства этого государства. Например, по мнению Банка Англии, электронные деньги не являются законным платёжным средством [16]. Банк разъяснил, что законным платёжным средством в Англии и Уэльсе являются банкноты и монета, тогда как банковские депозиты и электронные деньги не являются законным платёжным средством. Однако нормы о законном платёжном средстве, как указал Банк, имеют небольшое практическое применение в повседневности, поскольку если в договоре указан способ расчётов сторон (например, банковский перевод, электронные деньги), такой способ расчётов становится обязательным для сторон в силу договора, и стороны имеют право на судебную защиту по закону.
До принятия Закона № 161-ФЗ юристы в отсутствие законодательного регулирования, как правило, отвечали на указанный вопрос отрицательно. Многие юристы также не считали и не считают электронные деньги «деньгами» в смысле закона, и для них, соответственно, вопрос о законном платёжном средстве не стоит (некоторые учёные-юристы отождествляют понятия «законное платёжное средство» и «деньги» между собой, однако автор настоящей статьи полагает, что в государстве всегда существуют деньги, не являющиеся
законным платёжным средством, например иностранная валюта).
Так, М. Шахунян не считает электронные деньги деньгами в юридическом смысле: «Электронные деньги (ЭД), а точнее электронные платежи, представляют собой оплату товаров и услуг третьим лицам, совершаемую покупателем через электронную платёжную систему при помощи средств, учитываемых на пользовательском счёте в платёжной системе. ... следует говорить об электронных платежах, а не электронных деньгах. Электронные платежи по своей экономической сущности скорее относятся к инструментам, то есть лишь техническим средствам проведения расчётов, а не к деньгам как таковым. ЭД можно рассматривать только как эквивалент национальной валюты, поскольку они не являются законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории государства. Они обращаются при условии добровольного согласия участников системы. Кроме того, электронные платёжные системы не осуществляют эмиссию, во всяком случае, не должны этого делать» [17]. Такая позиция относительно признания электронных денег платежами была распространена в соглашениях российских платёжных систем с пользователями после принятия Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», когда в отсутствие иного позитивного регулирования операторы электронных денежных средств пытались обеспечить хоть какую-нибудь легальную основу своей деятельности, кроме общих диспозитивных норм гражданского законодательства. Однако позже в соглашениях вновь произошла переквалификация отношений по поводу электронных денег.
А.Я. Курбатов также не относит электронные деньги («виртуальные денежные единицы», как называет их указанный автор) к деньгам. В числе причин этого А.Я. Курбатов указывает следующие. Во-первых, каждый эмитент использует собственные виртуальные денежные единицы. Во-вторых, обращение электронных денег ограничено рамками платёжной системы, тогда как деньгами можно погасить любое денежное обязательство. В-третьих, виртуальные денежные единицы являются предоплаченными финансовыми продуктами, т.е. их создание, в свою очередь, само требует обеспечения (при их вводе в электронную платёжную систему требуется уплата денег). В-четвёртых, расчёты электронными деньгами могут носить обезличенный (анонимный) характер, т. е. получатель не всегда может идентифицировать плательщика (если плательщик не проходил процедуру идентификации личности), тогда как при безналичных расчётах идентификация личности плательщика необходима [18].
Таким образом, электронные деньги, выраженные в российских рублях, с одной стороны, не могут считаться законным платёжным средством в России, поскольку они производны от наличных и безналичных денег, которые необходимы как для их эмиссии, так и для погашения. Получается, платёж ими не может быть окон-
чательным. Но, с другой стороны, в Налоговый кодекс Российской Федерации [19] (далее НК РФ) внесены изменения, позволяющие налоговым органам взыскивать налоги, сборы и другие обязательные платежи за счёт электронных денежных средств лица (ст. 46, 48 НК РФ). Тот факт, что электронные деньги отныне могут приниматься в казну государства напрямую, видимо, свидетельствует о том, что электронные деньги стали законным платёжным средством, а платежи ими - окончательными.
Составляет ли эмиссия электронных денег деятельность по приёму вкладов?
Принятие оператором денежных средств в целях эмиссии электронных денежных средств не составляет деятельности по приёму вкладов, отношения сторон в данном случае не регулируются договором банковского вклада, учитывая вышеуказанные выводы относительно различной правовой природы безналичных и электронных денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 161-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предо-
ставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора. Закон не уточняет, о каком конкретно договорном типе идёт речь, однако очевидно, что договор об эмиссии электронных денежных средств не относится ни к одному из договорных типов, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, и составляет самостоятельный тип договора.
Законодатель вследствие изложенного вывел электронные денежные средства из-под действия Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [20] (пп. 5 п. 2 ст. 5 указанного закона).
Следует отметить, что в Директиве 2009/110/ ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 16.09.2009 об организации, осуществлении и пруденциальном надзоре над деятельностью эмитентов электронных денег, изменяющей Директивы 2005/60/ЕС и 2006/48/ЕС и отменяющей Директиву 2000/46/ЕС [21], принят подобный подход: средства, полученные оператором электронных денежных средств, не составляют вкладов, однако они должны быть обменяны на (обращены в) электронные деньги без задержки.
Библиографический список
1. Ввиду терминологии Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использовать для обозначения этого явления термин «платёжная система», ставший традиционным в литературе для описания данных отношений, стало некорректно, поскольку в указанном законе под ним понимаются несколько другие отношения. Поэтому в настоящем исследовании предлагается использовать термин «система перевода электронных денежных средств» или «система перевода электронных денег».
2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета. 2011. № 139.
3. В финансово-экономических исследованиях некоторых государственных учреждений Европейского союза ранее был принят подход, согласно которому термин «электронные деньги» включал в себя безналичные деньги, передаваемые по электронным каналам связи. Позднее, в связи с принятием Директивы Европейского союза 2000/46/EC об организации, осуществлении и пруденциальном надзоре над деятельностью эмитентов электронных денег указанный подход был изменён.
4. Автор в таблице отличий указывает на следующие отличия электронных денег от безналичных денег: первые с точки зрения бухгалтерского учёта - объект, а последние - отражение, первые - не персонифицированы, тогда как последние - персонифицированы, при расчётах первыми расчёты производятся между должником и кредитором, тогда как при расчётах последними - между банком должника и банком кредитора.
5. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. № 9.
6. Определение предоплаченных финансовых продуктов было дано в Указании Банка России от 03.07.1998 года № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям-резидентам на осуществление эмиссии предопла-ченных финансовых продуктов». Под предоплаченными финансовыми продуктами в нём понимались денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и / или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме.
7. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. № 9.
8. Курбатов А.Я. Правовое регулирование электронных платёжных систем по законодательству Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
9. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // Юрист. 2007. № 9.
10. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика. М., 2001. С. 204 и след.
11. В некоторых развитых странах, например, в Швеции, Сингапуре, доля наличных денег в общем обороте денег составляется лишь 3-6%. Кроме того, во многих странах, в том числе в России, установлен предельный размер расчётов наличными деньгами юридическими лицами.
12. НовоселоваЛ.А. Проценты по денежным обязательствам. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2003. С. 17.
13. Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений. Дис. ... докт. юрид. Наук. М., 1997. С. 7.
14. Пункт 1.1. Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П // Вестник Банка России. 2012. № 34.
15. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. Изд. 2-е, испр. М.: Статут, 2004. С. 35.
16. Ответ Банка Англии на обращение гражданина от 15.06.2009 // URL: http://www.whatdotheyknow.com/request/is_ electronic_money_actually_leg (дата обращения 05.11.2012).
17. Шахунян М. Кошелёк или веб-суррогат? // ЭЖ-Юрист. 2010. № 24.
18. Курбатов А.Я. Указ. соч. // СПС «КонсультантПлюс».
19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. № 148,
149.
20. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 261.
21. Directive 2009/110/EC of The European Parliament and of The Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC // Official Journal of the European Union L 267. 10.10.2009. P. 7-17.
References
1. Due to terminology of Federal Law No. 161-FZ of 27.06.2011 "On national payment system" it has become not correct to use the term "payment system" which has already become traditional to define this relationship, because it is intended to describe different relationship. Therefore, it is offered in this research to use the term "electronic money transfer system".
2. Federal Law No. 161-FZ of27.06.2011 "On national payment system" // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - No. 139.
3. Earlier there was adopted the approach in financial-economic researches of the European Union according to which electronic money includes money on bank accounts transmitted via electronic telecommunication channels. Later on after adoption of the Directive 2000/46/EC on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions this approach was changed.
4. The author in the table of distinction indicates the following distinctions of electronic money from money on bank accounts: the first one is an object according to accounting rules, the second one - just reflection, the first one is not personalized, the second one is personalized, under a payment of the first one settlement is carried out between the creditor and the debtor, and under a payment of the second one - between the creditor's and debtor's banks.
5. Ovseyko S. Legal nature of electronic money // Jurist. - 2007. - No. 9.
6. Definition of prepaid financial instrument was contained in Ordinance of Central Bank of Russia No. 277-У of 03.07.1998 "On order of issuance of registration certificates to credit institutions on issuance of prepaid financial instruments". Prepaid financial instruments were understood as monetary obligations of a credit institution replacing in the process of the turnover claims of legal and natural persons on payments for goods and services including monetary obligations in electronic form.
7. Ovseyko S. Legal nature of electronic money // Jurist. - 2007. - No. 9.
8. KurbatovA. Ya. Legal regulation of electronic payment systems in accordance with Russian legislation // SPS "ConsultantPlus"
9. Ovseyko S. Legal nature of electronic money // Jurist. - 2007. - No. 9.
10. Bank transactions: the law and the practice. M., 2001. P. 204 and next.
11. In some developed states as Sweden and Singapore the share of cash in money turnover is just 3-6%. Moreover, in many states including Russia the limit of amount of payment by cash is set for legal entities.
12. NovosyolovaL.A. Percent in monetary obligations. 2nd ed., revised and supplemented. - M.: Statut, 2003. P. 17.
13. Novosyolova L.A. Issues arising in civil law regulation of settlement relations. Dissertation of Doctor of Jurisprudence. - M., 1997. P. 7.
14. Point 1.1 of Regulations on money transfer, adopted by Central Bank of Russia 19.06.2012 No. 383-П // Vestnik Banka Rossii.
- 2012. - No. 34.
15. LuntzL.A. Money and monetary obligations in the civil law. - 2nd ed., revised. - M.: Statut, 2004. P. 35.
16. Bank of England's response to an application of a citizen of 15.06.2009 // URL: http://www.whatdotheyknow.com/request/ is_electronic_money_actually_leg (referral date 05.11.2012).
17. Shakhunyan M. A Wallet or a Web-surrogate? // EZH-Jurist. - 2010. - No. 24.
18. Kurbatov A. Ya. Op. cit. // SPS "ConsultantPlus".
19. Tax Code of the Russian Federation (part one) No. 146-ФЗ of 31.07.1998 // Rossiyskaya gazeta. - 1998. - No. 148, 149.
20. Federal Law No. 177-ФЗ of 23.12.2003 "On insurance of citizens' saving accounts in banks of Russia" // Rossiyskaya gazeta.
- 2003. - No. 261.
21. Directive 2009/110/EC of The European Parliament and of The Council of 16 September 2009 on the taking up, pursuit and prudential supervision of the business of electronic money institutions amending Directives 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 2000/46/EC // Official Journal of the European Union L 267. 10.10.2009. P. 7-17.