Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / КEYWORDS: AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аванесова Рита Рафаэловна

В статье исследуется проблема государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса России. Показано, что наряду с поддержкой, отождествляемой обычно с возрастающим бюджетным финансированием аграрного сектора, государственное регулирование включает в себя широкую систему мер воздействия по различным направлениям развития агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF STATE REGULATION OF AGRICULTURE

The article examines the problem of state regulation and support of agro-industrial complex of Russia. It is shown that along with support, usually identified with the increasing budget financing of the agricultural sector, government regulation includes an extensive system of interventions in various areas of agriculture.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

3. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 61-74.

4. Стеркина Р.Б. О развитии новых форм дошкольного образования // Вестник образования. - 1999. - №11. - С.82-87.

5. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб-М.: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2000. - 220 с.

ЧУВАТКИН ПЕТР ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией Сочинского научно-исследовательского центра РАН, заведующий кафедрой экономики и управления Сочинского государственного университета. Россия, Сочи (ppch@mail.ru) МАТЕРИКИНА АННА ЕВГЕНЬЕВНА - аспирант Сочинского научно-исследовательского центра РАН. Россия, Сочи (a.materikina@mail.ru) CHUVATKIN, PETR P. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Laboratory of the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Economics and Management of the Sochi State University. Russia, Sochi.

MATERIKIN^ ANNA E. - graduate student of the Sochi Research Center of Russian Academy of Sciences. Russia, Sochi.

УДК 332.025.12

АВАНЕСОВА Р.Р. К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, государственное регулирование

В статье исследуется проблема государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса России. Показано, что наряду с поддержкой, отождествляемой обычно с возрастающим бюджетным финансированием аграрного сектора, государственное регулирование включает в себя широкую систему мер воздействия по различным направлениям развития агропромышленного комплекса.

AVANESOVA, R.R. THE ISSUE OF STATE REGULATION OF AGRICULTURE

Keywords: agriculture, food security, agriculture, government regulation

The article examines the problem of state regulation and support of agro-industrial complex of Russia. It is shown that along with

support, usually identified with the increasing budget financing of the agricultural sector, government regulation includes an extensive system of interventions in various areas of agriculture.

Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности и социально-экономическую обстановку в обществе.

Потребность создания в России механизма государственного регулирования АПК, вытекает из места и роли аграрного сектора в рыночной экономике. Однако это положение, в силу своей специфики, не дает ему возможности в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низко доходное сельское хозяйство, зависящее от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, отсталость в технологическом отношении не позволяют получать от вложенных в него капиталов достаточную отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, вследствие неэластичности спроса, приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовывать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам.

В данной ситуации важна роль государства, которое выполняет для общества определенные экономические функции. Среди них - защита рынка и борьба с монополиями, регулирование «внешних» эффектов и денежной массы в обращении, решение социальных проблем и содействие производству общественных товаров. Все это и определяет сущность государственного регулирования АПК. Оно заключается в экономическом воздействии государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [1].

Государственное регулирование должно способствовать решению задач перспективного развития АПК: стабилизации и развития агропромышленного производства; обеспечению продовольственной безопасности РФ; улучшению продовольственного обеспечения населения; поддержанию экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; сближению уровней дохода работников сельского хозяйства и

промышленности; защите отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

В современных условиях решение этих задач требует, прежде всего, осуществления мер поддержки сельского хозяйства. Хотя только ими потребности аграрного сектора не исчерпываются.

Наряду с поддержкой, отождествляемой обычно с возрастающим бюджетным финансированием аграрного сектора, государственное регулирование включает в себя и широкую систему мер воздействия по различным направлениям развития агропромышленного комплекса:

• создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования; формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках;

• поддержка устойчивости развития АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям;

• проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары;

• создание благоприятного климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии;

• финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в финансировании инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам;

• развитие социальной сферы села;

• обеспечение экологической безопасности агропромышленного производства.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции.

Каждый элемент государственного регулирования АПК решает свои задачи:

- координация агропродовольственного рынка - формирование и регулирование стабилизационного продовольственного фонда; обеспечение государственных нужд РФ и ее субъектов; выполнение программ развития АПК, направленных на снабжение населения продовольствием; формирование государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- координация цен обеспечивает создание действенной системы обоснованных цен - гарантированных (защитных), залоговых и рыночных по

всей технологической цепи: товаропроизводитель - переработчик - торговля -потребитель;

- формирование инфраструктуры рынка гарантирует предоставление сельхозпроизводителям необходимых условий для сбыта сельскохозяйственной продукции; обеспечение продовольственными товарами предприятий торговли и общественного питания и сырьем пищевых и перерабатывающих предприятий;

- формирование правового механизма рынка предусматривает создание правовой базы государственного регулирования АПК;

- государственная бюджетная поддержка: поддержание доходов сельхозпроизводителей; воздействие на рынок продовольствия; содействие развитию аграрного рынка; осуществление государственных программ развития производства; проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства и направленных на развитие производственной инфраструктуры;

- бюджетное кредитование закладывает основу перехода к новым, более передовым формам кредитования села; обеспечение закупок зерна в областной продовольственный фонд; поддержка фермерских хозяйств; обеспечение завоза продуктов во время паводка; обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом;

- льготное налогообложение: создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности; снижение налогового бремени; улучшение налогового администрирования;

- льготное кредитование: поддержание расширенного воспроизводства АПК; увеличение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- страхование подразумевает создание такой страховой защиты, которая обеспечивала бы реальную компенсацию ущерба, а также формирование и максимальное использование инвестиционных ресурсов страхования.

Решению проблем государственного регулирования АПК поможет принятая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Целями Государственной программы являются [3]:

- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;

- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:

1) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

2) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;

3) повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) поддержка малых форм хозяйствования;

5) техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;

6) рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;

7) совершенствование системы информационного обеспечения в сфере

АПК;

8) научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

9) совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.

10) повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

Реализация Государственной программы позволит обеспечить:

- достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна - 99,8%, сахара - 91,2%, растительного масла - 82,8%, картофеля - 99,7%, мяса и мясопродуктов - 88,9%, молока и молокопродуктов - 85,3%;

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. - на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 60%;

- среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8,8%;

- уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) - не менее 20%;

- достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%;

- рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1,7 раза.

Таким образом, государственное регулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении правового обеспечения аграрной сферы, природоохраны [4]. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». [Электронный ресурс]// режим свободного доступа http://base.consultant.ru

2. Развитие АПК: приоритетный национальный проект [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт.-14.09.2010. - Режим доступа: http://www.mcx.ru

3. Госпрограмма развития АПК на 2013-2020 г [Электронный ресурс]// Режим свободного доступа http://ptica-ru.ru

4. См.: Турицын А.В. Ограничение и прекращение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2010.

АВАНЕСОВА РИТА РАФАЭЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске (avanesovarr@mail.ru)

AVANESOVA, RITA R. - PhD in Economics, associate professor of the branch of Adyghe State University in Belorechensk. Russia, Belorechensk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.