Научная статья на тему 'К вопросу о государственном финансировании реконструкции и модернизации объектов коммунальной сферы'

К вопросу о государственном финансировании реконструкции и модернизации объектов коммунальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / INFRASTRUCTURAL FACILITIES / MUNICIPAL INFRASTRUCTURE / MODERNIZATION / STATE FINANCIAL SUPPORT / STATE PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрина Ольга Анатольевна, Стадолин Михаил Евгеньевич

В статье рассмотрен механизм государственной финансовой поддержки модернизации инфраструктурных объектов. Отмечается, что технологическая отсталость и высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры требует непосредственного участия государства в реконструкции и модернизации коммунальных объектов в рамках государственного проектного финансирования. В статье раскрыты основные сферы, направления и формы финансовой поддержки реконструкции и модернизации коммунальных объектов. Координатором финансовой поддержки выступает государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, участие которой позволит повысить качество проектов, достигнуть окупаемость вложенных инвестиций и снизить рост тарифов на услуги коммунальных предприятий. Отмечается, что для снижения нагрузки на государственный, региональные и местные бюджеты, необходимо привлекать внебюджетные средства, используя механизмы государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STATE FINANCING OF RECONSTRUCTION AND MODERNIZATION OF OBJECTS OF MUNICIPAL SPHERE

The article considers the mechanism of state financial support for the modernization of infrastructure facilities. It is noted that technological backwardness and a high level of depreciation of public utility infrastructure requires direct involvement of the state in the reconstruction and modernization of communal facilities within the framework of state project financing. The article covers the main spheres, directions and forms of financial support for reconstruction and modernization of communal facilities. The coordinator of financial support is the state corporation the Fund for Assistance in Reforming Housing and Communal Services, whose participation will improve the quality of projects, achieve return on investment and reduce the growth of tariffs for utilities. It is noted that to reduce the burden on state, regional and local budgets, it is necessary to attract extrabudgetary funds using public-private partnership mechanisms.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном финансировании реконструкции и модернизации объектов коммунальной сферы»

УДК 336.581.1

О.А. Петрина К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ

м.Е. Стадолин ФИНАНСИРОВАНИИ РЕКОНСТРУКЦИИ

И МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье рассмотрен механизм государственной финансовой поддержки модернизации инфраструктурных объектов. Отмечается, что технологическая отсталость и высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры требует непосредственного участия государства в реконструкции и модернизации коммунальных объектов в рамках государственного проектного финансирования. В статье раскрыты основные сферы, направления и формы финансовой поддержки реконструкции и модернизации коммунальных объектов. Координатором финансовой поддержки выступает государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, участие которой позволит повысить качество проектов, достигнуть окупаемость вложенных инвестиций и снизить рост тарифов на услуги коммунальных предприятий. Отмечается, что для снижения нагрузки на государственный, региональные и местные бюджеты, необходимо привлекать внебюджетные средства, используя механизмы государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: инфраструктурные объекты, коммунальная инфраструктура, модернизация, государственная финансовая поддержка.

ТО THE QUESTION OF STATE FINANCING OF RECONSTRUCTION AND MODERNIZATION OF OBJECTS OF MUNICIPAL SPHERE

Annotation. The article considers the mechanism of state financial support for the modernization of infrastructure facilities. It is noted that technological backwardness and a high level of depreciation of public utility infrastructure requires direct involvement of the state in the reconstruction and modernization of communal facilities within the framework of state project financing. The article covers the main spheres, directions and forms offinancial support for reconstruction and modernization of communal facilities. The coordinator offinancial support is the state corporation - the Fund for Assistance in Reforming Housing and Communal Services, whose participation will improve the quality of projects, achieve return on investment and reduce the growth of tariffs for utilities. It is noted that to reduce the burden on state, regional and local budgets, it is necessary to attract extrabudgetary funds using public-private partnership mechanisms.

Keywords: infrastructural facilities, municipal infrastructure, modernization, state financial support, state project financing.

Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения. Однако последние два десятилетия коммунальные услуги предоставляются на низком уровне, что обусловлено технологической отсталостью и высоким уровнем износа инфраструктурных объектов и как следствие - растет количество аварий, повышается уровень затрат и инвестиционных рисков, препятствующих привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор экономики [7]. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования коммунальных систем полностью уступил место аварийно-

Olga Petnna Mihail Stadolin

О Петрина О.А., Стадолин М.Е., 2017

восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше затрат на плановый ремонт таких же объектов, что привело к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры. Необходимо отметить, что в последние годы динамика инвестиционной активности государства в инфраструктурные объекты снижается, а потребность в финансировании объектов коммунальной инфраструктуры увеличивается и, по экспертным оценкам, составляет: в сфере энергетики и водоснабжения - 6,1 трлн руб., в социальной сфере - 18,2 трлн руб. [10].

В сложившейся ситуации государство не может и не должно стоять в стороне. Решением проблем занимаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Были приняты и реализованы целевые программы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, разработаны механизмы привлечения частных инвестиций и заемных средств в коммунальное хозяйство [2; 8].

Традиционными для Российской Федерации источниками финансирования систем коммунального хозяйства являются: федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации (областной, местный бюджет), собственные средства предприятий эксплуатационных организаций и владельцев сооружений, в том числе негосударственных организаций.

Учитывая высокую степень изношенности основных фондов в коммунальном хозяйстве и необходимость проведения ускоренной реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры в современных условиях растущего дефицита средств региональных и местных бюджетов, а так же собственных средств ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса, со стороны государства требуется финансовая поддержка на софинансирование отдельных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры.

Государственная финансовая поддержка, как правило, осуществляется посредством федеральных целевых программ, например, ФЦП «Чистая вода» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 г. № 1092 (ред. от 25.05.2016 г. «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы») или адресных инвестиционных программ, а также финансирует за счет средств «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отдельные, наиболее важные с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры, проекты развитие коммунальной инфраструктуры преимущественно малых городов, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.

В ближайшие годы на развитие и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры только малых городов выделено более 15 млрд руб. из средств Фонда [5].

Модернизация инфраструктурных коммунальных объектов предполагает мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта, в том числе путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, входящего в состав объекта коммунальной инфраструктуры, современным, более производительным оборудованием [1; 3].

В настоящее время государственную финансовую поддержку в рамках модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляет государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Помощь в рамках проектного финансирования оказывается местным бюджетам и бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство, реконструкцию и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры [10]. Объекты, включенные в проект модернизации, должны принадлежать участнику проекта на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на основе договора аренды или концессионного соглашения, при этом срок действия договора аренды или концессионного соглашения должен составлять не менее 5 лет. Кроме того, объекты должны располагаться на территории населенных пунктов, в которых численность жителей не превышает 250

тыс. чел. и стоимость всех мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры не может быть меньше 10 млн руб. [6].

Проекты по модернизации систем коммунальной инфраструктуры реализуются в следующих

сферах:

- теплоснабжение;

- водоснабжение;

- водоотведение;

- обращение с твердыми коммунальными отходами.

В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 г. № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по следующим направлениям:

- подготовка проекта модернизации;

- реализация проекта;

- возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и облигационным займам [6].

Финансовая поддержка может осуществляться в следующих формах.

1. При подготовке проекта модернизации оплата части расходов:

- разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и внесение изменений в схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;

- формирование задания на проектирование объектов коммунальной инфраструктуры;

- проведение государственной регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры;

- проведение кадастрового учета земельных участков, на которых расположены или будут расположены объекты коммунальной инфраструктуры;

- выполнение работ по инженерным изысканиям, разработка бизнес-плана проекта модернизации и подготовка проектной документации и ее экспертиза;

- подготовка документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Финансовая помощь, выделяемая для подготовки проекта модернизации, не может превышать 5 % запланированной стоимости проекта модернизации и для одного проекта не более 5 млн руб. [6].

2. Оплата части расходов по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Господдержка на реализацию одного проекта модернизации не может превышать 60 % стоимости проекта, и не более 300 млн руб.

3. Возмещение части фактически затрат на уплату процентов по облигационным займам и кредитам, понесенных участником проекта. Финансовая поддержка, предназначенная для субсидирования процентной ставки, составляет 65 % ключевой ставки Центробанка России, действующей на дату выпуска облигаций или заключения кредитного договорах [6].

В рамках проекта модернизации срок создания, реконструкции, модернизации объекта коммунальной инфраструктуры не должен превышать трех лет с момента принятия решения о предоставлении государственной финансовой поддержки.

Общий лимит средств, выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ, составляет 13 836 млн руб. В 2016 г. было выделено 6 241,2 млн руб. Финансовая поддержка предоставляется в пределах нераспределенного остатка средств общего лимита средств на модернизацию. На сайте

Фонда можно видеть нераспределенный остаток средств общего лимита средств на модернизацию. По состоянию на 3.05.2017 г. остаток средств составил 8 174,5 млн руб. Для получения средств Фонда субъект Российской Федерации направляет письмо (уведомление) о перечислении средств, подписанное высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Первый транш, который предназначен для подготовки проекта, создания, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры составляет не более 30 % от общего объема финансовой поддержки. Остаток средств перечисляется по мере завершения предыдущих мероприятий [6].

Предоставление финансовой помощи может быть приостановлено при нарушении сроков выполнения этапов работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов, предусмотренных проектом модернизации и договором о предоставлении финансовой поддержки. Кроме того, может быть принято решение о возврате финансовой поддержки и уплате штрафа в размере 5 % суммы предоставленной финансовой поддержки, если в течение года со дня ввода в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, на которые выделялась финансовая помощь, не достигнуты целевые показатели, предусмотренные проектом модернизации.

Необходимо отметить, что государственных средств для проведения всех работ будет недостаточно и помимо средств Фонда будут использоваться средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов. Для реализации проектов модернизации коммунальных инфраструктурных объектов запланировано заключение сорока концессионных соглашений, в соответствии с которыми будут осуществлены следующие мероприятия:

- в сфере теплоснабжения - строительство и реконструкция 52-х котельных, тепловых пунктов - 8 шт., сетей - 65,1 км;

- в сфере водоснабжения - строительство и реконструкция 3-х водозаборов, 7-и очистных сооружений, 6-и насосных станций, 35-и скважин, сетей - 137,9 км;

- в сфере водоотведения - строительство и реконструкция 10-и очистных сооружений, 2-х насосных станций, сетей - 12,6 км;

- в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - строительство захоронения ТКО, строительство двух и реконструкция одной мусороперегрузочных станций [5].

Реализация проектов модернизации позволит улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг в 2929 населенных пунктах, в которых проживает 2 321 065 чел. В настоящее время финансовую поддержку получают 39 проектов в девятнадцати субъектах Российской Федерации в семи федеральных округах, в том числе в Центральном ФО - Владимирская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Ярославская области (11), Приволжском ФО - Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Самарская Область (7), Южном ФО - Краснодарский край, Ростовская область (8), Дальневосточном ФО -Амурская область, Приморский и Хабаровский край (3), СевероЗападном ФО - Ленинградская и Калининградская область (5), Сибирском ФО - Кемеровская и Новосибирская область (3), Уральском ФО - Тюменская область, Ханты-Мансийский АО - Югра (2).

Государственная финансовая поддержка позволит улучшить качество проектов и достигнуть окупаемости вложенных инвестиций без резкого роста тарифов, стабилизировать финансовое положение предприятий коммунального хозяйства, что в дальнейшем будет способствовать привлечению частного капитала в коммунальную сферу [4; 9].

Таким образом, механизм государственной финансовой поддержки объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственного проектного финансирования находится в действии: регионы получают столь необходимую помощь, которая позволяет снизить бюджетную нагрузку муниципальных образований, реконструировать и модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры, обеспечить новым оборудованием, снизить износ основных производственных фондов, что

способствует повышению надежности и устойчивости функционирования коммунальных систем, повышению эффективности предприятий и качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям, улучшению экологической ситуации региона.

Библиографический список

1. Ащеулова, И. Е. Инновации в энергетике как один из факторов успешной модернизации экономики/ И. Е. Ащеулова, Р. Ж. Сираждинов // Вестник университета (Государственный университет управления). -2011. -№22. - С. 104-109.

2. Милькина, И. В. Построение информационно-аналитической системы управления жилищно-коммунальным комплексом / И. В. Милькина, С. П. Косарин, Н. А. Ходанова // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. - С. 80-86.

3. Петрина, О. А. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения / О. А. Петрина // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 8. - С. 101-105.

4. Петрина, О. А. К вопросу об устойчивом развитии социально-экономических систем / О. А. Петрина, Е. В. Савкина// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - № 2. - С. 3741.

5. Порядок перечисления средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fondgkh.ra/modern/ (дата обращения : 24.05.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «ГАРАНТ» (дата обращения : 24.05.2017).

7. Стадолин, М. Е. Реформа системы управления жилищным фондом г. Москвы : ожидания и последствия / М. Е. Стадолин //Вестник университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 141144.

8. Стадолин, М. Е. Совершенствование системы финансирования капитального ремонта жилищного фонда / М. Е. Стадолин// Вестник университета (Государственный университет управления). - 2011,- №20,-С. 115-118.

9. Хмельченко, Е. Г. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой / Е. Г. Хмель-ченко // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 20. - С. 124-128.

10. Яковлев, А. Ю. О некоторых причинах неэффективности закупок в государственной и муниципальной сфере / А. Ю. Яковлев //Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - № 53. - С. 150-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.