Научная статья на тему 'К вопросу о глобальном гражданском обществе'

К вопросу о глобальном гражданском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
148
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Садовая Екатерина Николаевна

На фоне глобальных проблем современного мира, «размытия» границ и все ускоряющегося процесса информатизации общества меняется роль гражданского общества. Теперь оно не просто связано с государством, но и выходит за рамки национальных границ для решения проблем, актуальных для всего человечества. Гражданское общество, таким образом, становится глобальным, что проявляется не столько в количестве составляющих его организаций, сколько в степени развитости космополитического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE IDEA OF GLOBAL CIVIL SOCIETY

The role of civil society is changing nowadays under the pressure of global problems, spread of national borders and constantly growing process of informatisation. It is not only linked to the state but overcomes the state frontiers to solve up-to-date problems of mankind. Thus civil society becomes global that can be recognized not in quantity of its members but in the level of development of its cosmopolitan, global thinking.

Текст научной работы на тему «К вопросу о глобальном гражданском обществе»

УДК 101.1.316 Е.Н. САДОВАЯ

К ВОПРОСУ О ГЛОБАЛЬНОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

На фоне глобальных проблем современного мира, «размытия» границ и все ускоряющегося процесса информатизации общества меняется роль гражданского общества. Теперь оно не просто связано с государством, но и выходит за рамки национальных границ для решения проблем, актуальных для всего человечества. Гоа-жданское общество, таким образом, становится глобальным, что проявляется не столько в количестве составляющих его организаций, сколько в степени развитости космополитического мышления.

Ключевые слова: глобализация, гражданское общество, глобальное управление, демократия, права человека, мировое сообщество, глобальное мышление.

Введение. Население современного мира во все большей степени испытывает потребность участвовать в событиях, которые влияют на его жизнь. Реализация этой потребности таит в себе как опасности, так и возможности. Она может привести к анархии, этническому насилию или социальной дезинтеграции. С другой стороны, при наличии соответственных национальных и наднациональных рамок она может стать источником инноваций для создания глобального гражданского общества.

Поскольку все больше решений принимаются на международных форумах и в международных организациях, важное значение приобретает разработка более прочной основы для глобального управления, предполагающей демократическую подотчетность гражданам. Формирующимися основами для этого являются гражданское общество, глобальная роль парламентариев, общественное мнение и мировые средства массовой информации. Люди, которых беспокоят такие вопросы, используют новые каналы для заявления о своих политических интересах — через глобальную сеть гражданского общества и глобальные социальные движения. С другой стороны, появление глобального гражданского общества и все более частое обращение правительств к многосторонним переговорам и работе с международными организациями ставят вопрос о демократическом представительстве гражданского общества и механизмах участия на наднациональном уровне гражданских инициатив иного порядка.

Постановка проблемы. К гражданским инициативам иного порядка мы относим организации и структуры формирующегося глобального гражданского общества. При этом, однако, возникает вопрос: являются ли эти структуры подлинным выражением воли всего человечества? Иначе говоря, можно ли назвать глобальным совокупность национальных гражданских инициатив? В рамках этой статьи мы попытаемся ответить на этот вопрос, дав свое понимание этой проблемы.

На наш взгляд, глобальное гражданское общество представляет собой нечто более объемное, чем совокупность транснациональных институтов и организаций инициатив граждан разных стран. Для придания ему значимости и веса при решении общемировых проблем, для того чтобы активно вступаться за права человека в планетарном масштабе и иметь механизмы выполнения своих решений, существующей структуре глобальных гражданских инициатив необходимо особое сознание, которое сможет объединить людей и превратиться в волеизъявление граждан мира. Разработка проблемы. Зарождение мирового аналога гражданского общества развернулось активно во второй половине XX века и проявилось в развертывании следующих основных процессов: складываются отдельные сферы мировых общественных отношений (мировые экономика, политика, культура, наука), усиливаются взаимосвязи (потоки идей, услуг, информации, рабочей силы) и складываются сети взаимосвязи между отдельными единицами мирового сообщества как на уровне коллективном, так и индивидуальном; формируется мировое общественное сознание с его центральной идеей - прав человека; активизируются общественные движения (альтернативные, экологические и пр.) и институты (научно-производственные объединения), автономные по отношению к государству. В ходе некоторых из отмеченных процессов складываются основания для глобального общества, в ходе других кристаллизуются непосредственные признаки гражданского общества, в первую очередь, через деятельность автономных и суверенных социальных субъектов. Все эти процессы и породили в 80-90 гг XX столетия множество идей и представлений, рисующих образы глобального, планетарного, информационного общества, мирового или глобального гражданского общества.

Термин «глобальное гражданское общество» впервые вводит в научный оборот американский политолог Х. Булл. По его мнению, это общество является «глобальным» не только потому, что оно соткано из связей, пересекающих национальные границы и проходящих через «глобальное, внетерриториальное пространство», но и потому, что среди членов такого общества набирает силу глобальное мышление [1, 233]. Развитие глобального гражданского общества обусловлено и ростом доступных ему ресурсов. Речь, прежде всего, идет о технологиях и о деньгах. Все участники глобального гражданского общества, несмотря на их различия, имеют одну общую черту. На огромных географических расстояниях, несмотря на барьеры во времени, они сознательно самоорганизуются и проводят свою деятельность вне правительственных структур с минимумом насилия и максимальным уважением принципа цивилизованного разделения силы между различными жизненными стилями.

Мераб Мамардашвили в своей книге «Сознание и цивилизация» сравнивает гражданское общество с игрой в шахматы: «В шахматном поле, на шахматной доске то бишь, всегда есть фигура, т.е. вихрь, и идея комбинации создает конфигурацию, в которой фигуры имеют другое значение -значение, не выводимое из значения пешки, значения слона. Это динами-

ческое поле, поддерживаемое движением, т.е. усилием или движением, вычерчиваемая фигура, отличная от той, которую мы могли бы получить суммированием свойств слона, пешки, ферзя и т.д. Вот то, что находится в этом состоянии, есть гражданское общество» [2, 70]. На наш взгляд, осмысление «гражданской» характеристики общества, выводимое не из суммы составляющих его граждан, а осознаваемое в качестве состояния общества в сочетании с усилием граждан, является также весьма важным моментом анализа гражданского общества в глобальных масштабах.

Юрген Хабермас в своих последних работах представляет такой проект «мировых хозяйственных порядков», для которого недостаточны лишь создание и правовая институционализация рынков. Он должен содержать «элементы, способствующие политическому волеизъявлению в мировом масштабе», и гарантировать «сглаживание нежелательных побочных социальных последствий глобализованных рыночных отношений» [3, 228]. Хабермас отмечает тот факт, что в связи с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к национальному государству со стороны глобализированной экономики, «напрашивается» перенос функций, до сих пор выполнявшихся социальным государством в национальных рамках, на наднациональный уровень. Однако он не рассматривает деятельность неправительственных организаций, институтов ООН и других институтов в качестве глобального гражданского общества, так как считает, что еще полностью не сформировано сознание необходимости «космополитической солидарности». «Лишь при таком давлении, эффективном для внутренней политики, сможет измениться и самопонимание акторов, способных к глобальным действиям, в том направлении, что они все больше будут осознавать себя в рамках международного сообщества. В качестве его членов, которые безальтернативно вынуждены сотрудничать между собой, а значит - учитывать взаимные интересы. Подобной смены перспективы от «международных отношений» к мировой внутренней политике от правящих элит нельзя ожидать до тех пор, пока само население отдельных стран, исходя из понятных своекорыстных интересов, не наградит себя такой переменой установки» [3, 231].

Выводы. Идеи Х. Булла, М. Мамардашвили, Ю. Хабермаса подтверждают нашу мысль о том, что глобальное гражданское общество будет реально сформировано только тогда, когда граждане каждого отдельно взятого национального государства осознают себя гражданами мира, ограниченного (пока) масштабами нашей планеты. На наш взгляд, в современных условиях существует и активно действует только структурный, институциональный компонент глобального гражданского общества, а глобальное мышление находится лишь в начальной стадии своего развития.

Таким образом, опираясь на мнение ученых, мы можем определить глобальное гражданское общество как сферу идей, ценностей, институтов, организаций, сетей и граждан, расположенную между семьей, государством и рынком, действующую вне национальных обществ, политик и экономик, на основе всеобщей космополитической солидарности. Это особый

тип общества, выводимый не из количества составляющих его граждан, а качества их усилий для решения проблем общепланетарного порядка. Библиографический список

1. Резник И.Н. Глобальное гражданское общество // Глобалистика: Энциклопедия. - М: ОАО «Радуга», 2003. - 1328 с.

2. Мамардашвили М.Н. Сознание и цивилизация. - М.: Логос, 2004.

- 272 с.

3. Хабермас Ю. Политические работы.- М.: Праксис, 2005. - 368 с.

Материал поступил в редакцию 07.11.06.

E. SADOVAIA

TO THE IDEA OF GLOBAL CIVIL SOCIETY

The role of civil society is changing nowadays under the pressure of global problems, "spread" of national borders and constantly growing process of informatisation. It is not only linked to the state but overcomes the state frontiers to solve up-to-date problems of mankind. Thus civil society becomes global that can be recognized not in quantity of its members but in the level of development of its cosmopolitan, global thinking.

САДОВАЯ Екатерина Николаевна, аспирант кафедры «Социальная философия» ДГТУ. Окончила Ростовский государственный педагогический университет (1996).

Научные интересы: методика преподавания иностранных языков и социальная философия.

Автор 5 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.