Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК'

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Л.А. Пухова, А.Р. Сермеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК»

УДК 613.73

Кандидаты биол. наук Л. А. Пухова и А. Р. Сермеева

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Педагогический институт и Медицинский институт, г. Горький

На 30 собаках проведено экспериментальное сравнение двух тренировочных режимов: ежедневный бег животных в третбане и бег, чередующийся с днем отдыха. Дозировка бега была индивидуальной (методика А. П. Сорокина и соавт.). Работа, которую совершало каждое животное во время тренировки, по классификации ВОЗ может быть приравнена к работе большой мощности. При оценке величины и режима физических нагрузок важное значение придается исследованию метаболических изменений, так как именно они, по мнению Н. Н. Яковлева, лежат в основе функциональных и морфологических сдвигов, вызываемых мышечной деятельностью. Для оценки тренировочных режимов мы использовали показатели гликолитического распада углеводов (содержание в печени гликогена, количество в крови глюкозы, лактата, пирувата, активность лактатдегндрогеназы—ЛДГ), а также некоторые показатели кислородтранспортной и окислительной функций крови. Использовали общепринятые биохимические методы определения.

Однократная физическая нагрузка вызывала небольшую активацию гликолитического распада углеводов, выражавшуюся в незначительном расходовании гликогена печени, увеличении содержания в крови глюкозы, молочной и пировиноградной кислот. Активность ЛДГ возрастала лишь у половины собак, а у остальных отмечено снижение этого показателя по сравнению с исходным. Небольшое повышение активности гликолиза способствовало увеличению концентрации легкоокисляемых субстратов — лактата и пирувата— для дальнейшего окисления, 'что подтверждалось выявленной активацией окислительных ферментов.

Ежедневное воздействие физических нагрузок в течение недели приводило к более выраженному приросту гликолитических показателей по сравнению с установленными при однократном воздействии. Так, содержание молочной кислоты после нагрузки на 6-й тренировочный день составляло 42,8 мг%. Более значительным становился прирост количества пирувата и активности ЛДГ. При постоянном потреблении работающими органами глюкозы из крови содержание ее тем не менее после первой нагрузки у большинства животных оставалось повышенным по сравнению с исходным. Через неделю ежедневных тренировок регуляция сахара ослаблялась: накопление конечных продуктов гликолиза — пирувата и лактата — происходило при снижении содержания глюкозы в крови.

Следует отметить, что увеличенная активность гликолиза отмечалась у собак еще в состоянии покоя перед выполнением 6-й нагрузки. Однако наличие перед бегом повышенной исходной активности гликолиза и е!ч> дальнейшая активация во время нагрузки не сопровождались интенсификацией окислительных процессов. Наоборот, количество в них эритроцитов и гемоглобина, активность цитохромоксидазы лейкоцитов были значительно снижены. Вследствие этого работа, выполненная на 6-й тренировке,-оказалась меньшей, чем совершенная на 1-й.

Иные изменения характерны для режима нагрузок через день. При более продолжительной работе содержание лактата, пирувата и активность ЛДГ были существенно ниже, чем при ежедневном беге. Одновременно отмечалась активация транспорта кислорода кровью.

Через 12, 18, 36, 48, 54 и 72 тренировки активность гликолитического процесса при ежедневном беге оставалась более высокой, чем при беге через день, в то время как по показателям окислительных процессов более высокий уровень отмечен при чередовании нагрузок с днем отдыха.

Формирование повышенной работоспособности при применении разных режимов тренировок несколько отличалось по срокам. Так, при первых 12—18 тренировочных нагрузках ежедневно прирост работоспособности происходил медленнее, чем при нагрузках, чередующихся с днем отдыха. После 1-й недели ежедневных тренировок длительность бега, как уже отмечалось, была даже меньше, чем до качала эксперимента. Период тренировок с 18-й по 36-ю нагрузку, наоборот, характеризовался наиболее высоким темпом прироста работоспособности у животных, находившихся на ежедневном режиме бега. Однако в последующие 6 нед работоспособность при ежедневной нагрузке была ниже, чем при режиме бега через день. В эти сроки большое накопление лактата при существенной убыли гликогена в печени сопряжено у животных, находившихся на ежедневном режиме бега, с угнетением окислительных процессов, снижением количества эритроцитов и гемоглобина ниже нормы. Уровень окислительных процессов, количество эритроцитов и гемоглобина у животных, бегавших через день, наоборот, были Ьыше исходных. Указанные метаболические сдвиги при ежедневных тренировках сопровождались ослаблением функциональных возможностей коры надпочечников (Д. Л. Гришанов), нарушением взаимосвязанности функций кислородобеспечнвающих аппаратов (А. Н. Вазин), деструкцией ультраструктур в клетках миокарда (Г. В. Стелышков) и другими неблагоприятными изменениями в организме.

Таким образом, ежедневный режим тренировочных нагрузок большой мощности следует оценить как чрезмерный, а нагрузки, чередующиеся с днем отдыха, считать благоприятными.

В целом приведенные результаты иллюстрируют метаболические изменения при чрезмерных и оптимальных режимах тренировочных нагрузок и могут быть использованы при нормировании физических нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА. В а з и н А. Н. Адаптационные изменения кислородо-обеспечивающих аппаратов и работоспособности организма в условиях мышечных нагрузок. Автореф. дис. докт. Иваново, 1974. — Гришанов Д. Л. Некоторые адаптационные изменения надпочечных желез при воздействии индивидуально дозированных физических нагрузок. Автореф. дис. канд. Горький, 1975. —Сорокин А. П., С т е л ь н и к о в Г. В., В а з и н А. Н. и др. — В кн.: Аспекты адаптации. Горький, 1973, с. 28—36. —Стельников Г. В. Морфофункциональная характеристика изменений миокарда при адаптации к некоторым факторам внешней среды. Автореф. дис. докт. Горький, 1974. — Яковлев Н. Н. Биохимия. М., 1969.

Поступила 28/1V 1978 г.

УДК 813.692:656.342(47-25)

Канд. мед. наук О. И. Грибанов, проф. В. А. Гофмеклер и И. Е. Герасимова

ОЦЕНКА ПАССАЖИРАМИ УСЛОВИЙ ПРОЕЗДА В МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Опрос населения при достаточной репрезентативности материала обеспечивает объективную оценку ощущений человека. С этой целью нами впервые был проведен опрос населения, пользующегося метрополитеном, по разработанной нами специальной анкете, состоящей из 8 вопросов, требующих лаконичных и быстрых ответов. Материал собирали в зимне-весенний период. Собрано и проанализировано 738 анкет.

На общее время поездки существенно влияет количество поездок в день. По нашим данным, 57,2% пассажиров в день дважды пользуются метрополитеном, 5,8%—5 раз и более. При этом можно отметить, что с возрастом общее число поездок в день уменьшается. У людей в возрасте 21—30 лет на 2 поездки приходится 52,2%, а у лиц старше 50 лет— 67%, в то время как на 4 поездки наоборот: в возрасте от 21 года до 30 лет — 16,9%, а в возрасте старше 50 лет — только 9,4%.

В соответствии с этими данными изменяется и время пребывания пассажиров в метрополитене. Наибольшее количество пассажиров всех возрастов (29,1%) находятся в метрополитене 90 мин и более. Этот процент равномерно уменьшается до 7,7 при продолжительности 15 мин, причем в ряде анкет указывалось, что это время составляло 2—3 ч. Так же как и по числу поездок в сравнительном плане, более молодые люди ездят и чаще, и большее время проводят в метрополитене, а более пожилые наоборот — реже и меньше.

Вопросы определения длительности пребывания пассажиров в метрополитене имеют существенное значение при гигиеническом обосновании параметров пыли и других химических веществ в воздухе с учетом основного параметра время — концентрация, т. е. обосновании дифференцированной во времени ПДК.

В метрополитене весьма сложен температурный режим. Основным регулятором температуры в Московском метрополитене является общеобменная вентиляция, которую можно включить или выключить, а также изменить направление подачи воздуха (В. С. Казаков). Вместе с тем теплоощущения человека в метрополитене имеют большое, если не основное, значение для субъективной оценки своего состояния. В 1976 г. в Московском метрополитене была введена опытная промышленно-эксплуатационная система автоматического контроля тепловлажностных параметров тоннелей и станций (В. Г. Ростовский).

Анализ теплоощущений пассажиров на станциях и в вагонах с естественной вентиляцией показал следующее: в вагоне 74,6% пассажиров указывают на нормальные тепло-ощущения, 24,3% жалуются на жару, а 1,1% —на холод. Поскольку 24,3 — большой процент, он свидетельствует, по-видимому, о недостаточности естественной вентиляции вагонов. На станциях же практически все люди (92,5%) чувствуют себя нормально. При этом наибольший процент указаний на нормальное теплоощущение в вагоне (85,3) дан лицами среднего возраста (от 31 года до 40 лет) и соответственно наименьший (14,7) — на ощущение жары; показатели более молодых и более пожилых людей больше приближаются к средним.

Мы установили, что 79,8% пассажиров, т. е. абсолютное большинство, рекомендуют температуру зимой от 13 до 20°С, а летом 70,2% пассажиров—ниже 20°С и 29,5%—от 20 до 25 С. Характерно, что лица более пожилого (старше 40 лет) и более молодого (до 20 лет)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.