Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ НА РЫНКЕ ТРУДА В НОРВЕГИИ'

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ НА РЫНКЕ ТРУДА В НОРВЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ПОЛ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / GENDER EQUALITY / GENDER / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутихина З. А.

В данной статье проанализированы основные аспекты нормативного закрепления гендерного равенства в Норвегии, рассмотрены основные особенности данного закрепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF GENDER EQUALITY IN THE LABOR MARKET IN NORWAY

This article analyzes the main aspects of the normative consolidation of gender equality in Norway, considered the main features of this consolidation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ НА РЫНКЕ ТРУДА В НОРВЕГИИ»

18052(2) // www.sudact.ru

8. Постановление арбитражного суда Московского округа от 14.12.2016 по делу № А40-156928/13 // www.sudact.ru

9. Постановление арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 27.07.2016 по делу № А19-4094/2014 // www.sudact.ru

10. Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.09.2016 по делу № А43-19269/2015 // www.sudact.ru

11. Определение Верховного суда от 17.05.2016 по делу № 305-ЭС16-1045 // www.sudact.ru

УДК 349.2

Шутихина З.А. студент 2 курса магистратуры ВШЭУиП САФУ имени М.В. Ломоносова

Россия, г. Архангельск К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ НА РЫНКЕ ТРУДА В

НОРВЕГИИ

Аннотация: В данной статье проанализированы основные аспекты нормативного закрепления гендерного равенства в Норвегии, рассмотрены основные особенности данного закрепления.

Ключевые слова: Гендерное равенство, пол, дискриминация.

Shutikhina Z.A.

Student of the 2nd year of the master's program at the Higher School of Economics of Management and Law of NArFU named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk ON THE QUESTION OF GENDER EQUALITY IN THE LABOR

MARKET IN NORWAY Annotation: This article analyzes the main aspects of the normative consolidation of gender equality in Norway, considered the main features of this consolidation.

Key words: gender equality, gender, discrimination.

В Скандинавии начиная с середины 1970-х годов началось формирование законодательства о равенстве полов для создания необходимых политических условий касающегося гендерного равенства на рынке труда.

В данный период времени Норвегия, Дания, Швеция и другие страны испытали первый широкомасштабный выход женщин на рынок труда. Это явление отчасти было обусловлено нехваткой рабочей силы. Кроме того, в связи с урбанизацией появлялись новые виды рабочих мест, особенно в сфере услуг, которые больше традиционно привлекали женщин, чем мужчин.

В Конституции Норвегии, тем не менее, не закреплено положение о

равенстве мужчин и женщин, а также о запрете на дискриминацию по гендерному признаку.

Законы, которые принимает норвежский Парламент, называются формальными законами и из источников права являются наиболее часто применимыми. Общий запрет дискриминации по гендерному признаку установлен в Законе о рабочей среде, рабочем времени и защите занятости Норвегии.

Участие Норвегии в разработке закона о равенстве полов началось с создания Совета по равному платежу в 1959 году после ратификации Норвегией Конвенции МОТ № 100. Закон о равенстве был принят Парламентом Норвегии 9 июня 1978 года.

В законе предусмотрены конкретные меры, которые способствуют предотвращению гендерного неравенства. Так, законом предусматривается гендерный баланс в комитетах, советах государственных органов. К примеру, если комитет состоит из девяти членов, каждый пол должен быть представлен не менее чем четырьмя членами, а если в комитете больше 9 членов - не менее чем 40 процентами. Законом также предусмотрено исключение из требования гендерного баланса, в случае если не удалось найти достаточное количество квалифицированных членов.

Законом установлено, что во время трудоустройства работодатель не имеет права узнавать о наличии беременности сотрудника, а также о планах иметь или усыновлять детей.

Соискатели, которые считают, что их права на равенство были нарушены, могут потребовать от работодателя в письменной форме предоставить информацию о нанятом сотруднике. Работодатель должен предоставить информацию об образовании, практическом опыте сотрудника, которая четко идентифицирует его квалификацию.

Кроме того, в законе закреплена обязанность раскрытия информации работодателя в отношении заработной платы. Работник, который подозревает что при определении ему заработной платы нарушены правила противодействия дискриминации, может потребовать от работодателя письменного подтверждения уровня оплаты и критериев установления заработной платы лица или лиц, с которыми производится сравнение. При этом работник, получивший данную информацию, несёт ответственность за ее конфиденциальность.

В Основном соглашении о гражданской службе предусмотрены условия, касающиеся гендерного равенства в трудовой сфере. Работодатель обязан подготавливать и предоставлять доклады о состоянии гендерного равенства, а также о мерах, принимаемых в связи с этим. Работодатель должен создавать обязанности, при выполнении которых, женщины могли бы выполнять задачи наравне с мужчинами. Особая роль здесь отводится управленческим обязанностям. Работодатель также должен утверждать нейтральные критерии для определения окладов. Сообщения о вакансиях должны содержать информацию, чтобы привлечь кандидатов обоих полов.

Предусмотрены гендерные квоты: если два или более претендентов на вакантную должность имеют примерно эквивалентную квалификацию для этой должности, предпочтение отдается кандидатам того пола, который не представлен в категории соответствующих должностей. Пол, составляющий менее 40 процентов сотрудников в категории занимаемой должности, считается непредставленным.

Особое внимание уделяется планированию действий относительно достижения цели гендерного равенства. Так, в настоящее время в Норвегии действует План действий в области прав женщин и гендерного равенства в области внешней политики и развития на 2016-2020 годы. В соответствии с данным планом, одной из главных целей Норвегии при обеспечении гендерного равенства является расширение возможностей, предоставляемых женщинам, поощрении их права на самоопределение. Также закреплено, что для достижения целей устойчивого развития, гендерное равенство должно быть в центре международной повестки дня.

Норвегия поддерживает продвижение гендерного равенства на международном уровне. В частности, Норвегия ратифицировала все договоры о правах человека и соглашения о международных конференциях, которые обеспечивают правовую основу для прекращения дискриминации по признаку пола и нарушения прав человека на гендерной основе. Важнейшей конвенцией является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая в 1979 году. Норвегия регулярно сообщает в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин о нынешней ситуации, касающейся гендерного равенства в стране, и о мерах, осуществляемых Правительством для содействия гендерному равенству.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин является первым юридически обязательным международным документом по защите прав женщин. Это первый документ, в котором всесторонне рассматриваются основные права женщин в области политики, здравоохранения, образования, экономики, занятости, права, собственности, брака и семейных отношений. Конвенция определяет дискриминацию в отношении женщин как: «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Кроме того, в Конвенции признается, что для достижения цели гендерного равенства. одного законодательного закрепления недостаточно, гендерное равенство необходимо поощрять с помощью определенных мер.

Различные государственные органы оказывают содействие для достижения гендерного равенства в Норвегии. Правительство Норвегии оказывает воздействие в борьбе со всеми формами дискриминации и

координирует политику государства в этой области. Министерство по вопросам детей, равенства и социальной интеграции отвечает за вопросы гендерного равенства.

Омбудсмен по вопросам равенства и борьбы с дискриминацией является независимым органом, занимающимся вопросами равенства и борьбы с дискриминацией по признаку пола, этнического происхождения, сексуальной ориентации, инвалидности и возраста. Он также является контрольным органом для обеспечения соблюдения норвежского законодательства о гендерном равенстве и следит за осуществлением Норвегией Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Омбудсмен назначается Королем в Совете сроком на шесть лет без возможности повторного назначения.

Трибунал по вопросам равенства и борьбы с дискриминацией занимается рассмотрением жалоб и апелляций в отношении рекомендаций Омбудсмена. Данный орган может распорядиться о прекращении или устранении какого-либо действия или о принятии других мер, необходимых для обеспечения прекращения дискриминации. Трибуналом может быть принято решение о выплате ответчиком компенсации, а также о наложении штрафа для обеспечения исполнения распоряжения Трибунала. Омбудсмен и Трибунал являются действенной альтернативой рассмотрению дел о дискриминации судами.

В Норвегии насчитывается 19 Муниципальных округов. Губернаторы представляют годовые отчеты своим руководителям, Министерству местного самоуправления и модернизации, о задачах, которые им поручены. Одной из задач является выполнение обязательств по активному содействию гендерному равенству, как это предусмотрено Законом о гендерном равенстве.

Многие муниципалитеты имеют координационные центры по вопросам гендерного равенства. В некоторых из них существуют подразделения по гендерному равенству, консультанты по вопросам гендерного равенства, комитеты по гендерному равенству.

При Министерстве образования и научных исследований создан Комитет по гендерному балансу и разнообразию в исследованиях. Комитет поддерживает и дает рекомендации в отношении мер, способствующих интеграции гендерной сбалансированности и разнообразия в университетах, колледжах и научно-исследовательских институтах, что способствует увеличению гендерного разнообразия среди работников и исследователей. Комитет стремится повысить общий уровень осведомленности о проблемах, связанных с гендерной дискриминацией.

Норвежское агентство по сотрудничеству в целях развития функционирует при Министерстве иностранных дел Норвегии. Данное агентство содействует управлению средствами, направленными на эффективное сотрудничество в области развития. При этом, агентство выступает в качестве технического советника Министерства иностранных

дел, а также оказывает помощь общественным организациям.

В норвежском парламенте Стортинге действует постоянный комитет по делам семьи и культуры. Обязанности комитета касаются семей, детей и молодежи, гендерного равенства, культуры.

Норвежский центр по правам человека оказывает большую информационную поддержку для борьбы с дискриминацией. Это независимое национальное правозащитное учреждение, центр национальных и международных исследований по правам человека.

Таким образом, в законодательстве Норвегии предусмотрены конкретные меры, которые способствую достижению гендерного равенства, созданы специальные органы, которые осуществляют контроль обеспечения соблюдения норвежского законодательства о гендерном равенстве. Меры, предусмотренные в законодательстве, не являются декларативными, они активно применяются на практике.

Использованные источники:

1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw. shtml

2. Конвенция N 100 Международной организации труда "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 29.06.1951) // Ведомости ВС СССР. 8 мая 1956 г. N 10. Ст. 202. - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— -ed_norm/-normes/documents/normativeinstrument/wcms_c 100_ru. htm

3. Lov om likestilling og forbud mot diskriminering (likestillings- og diskrimineringsloven) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/2017-06-16-51/KAPITTEL_2#KAPITTEL_2

4. Information and Resources on Gender Equality and Gender Research in Norway [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gender.no/Policies_tools/Public_agencies

5. Act relating to the Equality and Anti-Discrimination Ombud and the AntiDiscrimination Tribunal (Equality and Anti-Discrimination Ombud Act) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lovdata.no/dokument/NLE/lov/2017-06- 16-50#KAPITTEL_2

6. Action Plan for Women's Rights and Gender Equality in Foreign and Development Policy 2016-2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/fn/w omens_rights.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.