4.5. К ВОПРОСУ О ГАРАНТИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ
Тарасова Мария Ильинична, кандидат экономических наук, научный сотрудник НИЦ-2 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность. В статье автор анализирует условия организации образовательно-го процесса для рассматриваемой категории детей в России, приводит статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, выдержки из нормативных и правовых актов России, а также опирается на результаты социологических исследований. Проводя исследование, автор акцентирует внимание на необходимости создания заинтересованности общества в процессах воспитания и повышения качества оказания образовательных услуг для рассматриваемой категории детей, в том числе за счет инклюзивного образования дистанционным путем. Подчеркнута важность доступности образования для всех граждан России, в плане его адаптации к различным нуждам, что обеспечит доступ для детей с особыми потребностями. В статье характеризуются роль государства и отношение общества к данной проблеме. По результатам анализа автор приходит к выводу, что на современном этапе развития системы образования дистанционное обучение, при условии его эффективной реализации, является наиболее перспективным направлением, в котором нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, имеющие инвалидность. Автором предложен ряд мер в целях улучшения положения в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность. Актуальность и целесообразность предложенных мер в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность, подчеркивается объективным выводом автора о том, что каждый ребенок из рассматриваемой категории сможет пройти качественную социализацию, что также будет способствовать достижению конечной цели его обучения - активизировать развитие в преодолении определенных трудностей, оказав положительное влияние на формирование способности жить в социуме.
Ключевые слова: образование, среднее образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, реализация государственных программ, дети, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дет, имеющие инвалидность.
TO THE QUESTION OF THE GUARANTEE AND ENSURING THE RIGHTS FOR EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH AND THE CHILDREN HAVING DISABILITY
Tarasova Maria I., PhD in Economics. Position: Researcher
Place of employment: Research Institute of the Federal penitentiary service of Russia
Abstract: article is devoted to consideration of questions of the organization of education of children with limited opportunities of health and the children having disability. In article the author analyzes conditions of the organization of educational process for the considered category of children in Russia, gives statistical materials of Federal State Statistics Service of the Russian Federation, excerpt from standard and legal acts of Russia and also relies on results of sociological researches. Conducting a research, the author focuses attention to need of creation of interest of society in processes of education and improvement of quality of rendering educational services for the considered category of children, including due to inclusive education in the remote way. Importance of availability of education to all citizens of Russia, in respect of his adaptation to various needs is emphasized that it will provide access for children with special needs. In article the role of the state and the relation of society to this problem are characterized. By results of the analysis the author comes to a conclusion that at the present stage of development of an education system distance learning, on condition of his effective realization, is the most perspective direction which children with limited opportunities of health and the children having disability need. The author has offered a number of measures for improvement of the situation in the company of children with limited opportunities of health and the children having disability. The relevance and expediency of the proposed measures in the field of education of children with limited opportunities of health and the children having disability is emphasized with an objective conclusion of the author that each child from the considered category will be able to undergo high-quality socialization that will also promote achievement of an ultimate goal of his training - to intensify development in overcoming certain difficulties, having exerted positive impact on formation of ability to live in society.
Keywords: education, secondary education, children with limited opportunities of health, implementation of state programs, children, disabled people, children with limited opportunities of health, it is put, having disability.
Правительством России не однократно подчеркивалась важность реализации всех прав граждан. 1 декабря 2016 года в Послании Президента РФ Федеральному Собранию было отмечено, что смысл развития политики России заключатся в сбережении людей, умножении человеческого капитала, и потому государ-
ство должно стремиться к улучшению развития образования всех граждан. В.В. Путин выделил: «...самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, - это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил
К ВОПРОСУ О ГАРАНТИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ
еще академик Лихачев: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую» [23]. Ни для кого не секрет, что образование является основой развития личности и благополучного будущего. Образование - это не только одно из основных прав человека [15], это преимущество общества и государства, так как образовательный уровень ячеек общества отвечает за его развитие. Образованность каждого из нас позволяет получить соответствующую нашему уровню развития работу и заработную плату. Кроме того, пополняется государственный бюджет за счет законодательно установленных для работающих граждан удержаний (пенсионные отчисления, страховые взносы, налоги и т.д.). Так же 1 марта 2018 года в Послании Президента РФ Федеральному Собранию еще раз было подчеркнуто что развитие городов и населённых пунктов связано с комплексным решением многих проблем, в том числе связанных с образованием. При этом В.В. Путин подчеркнул, что «современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка». Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости. Также было отмечено, что целесообразно применение передовых телекоммуникаций, связанных с онлайн-образованием [24].
Система образования на протяжении многих лет подвергалась модернизации, и основные ее изменения происходили в области совершенствования форм образования по различным видам обучения. В 2016 году в Российской Федерации насчитывалось 3680 образовательных организаций, которые реализовали программы среднего профессионального образования, где обучалось почти 3,5 млн человек. В одном из интервью министр образования и науки России О.Ю. Васильева выделила проблему в системе инклюзивного образования и отметила, что в ней наблюдается тенденция к сокращению образовательных организаций, с которой «...нужно и можно бороться!» [25]. Конституционное право на образование касается всех граждан России, независимо от того, есть ли у них ограничения здоровья. В связи с этим в последние годы активное развитие получило инклюзивное образование [9].
Основная идея инклюзивного образования заключается во включении детей, имеющих инвалидность в образовательный процесс вместе со здоровыми детьми. При этом предусматривается, что для всех без исключения детей будут подобраны условия по доступному, качественному обучению, воспитанию, развитию и удовлетворению их индивидуальных потребностей. В отличие от специальных учреждений, где разработаны специальные методики физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей, имеющих инвалидность в системе дошкольного образования отсутствуют научно-обоснованные методики организации их физического воспитания [5].
В данной статье будут рассмотрены вопросы организации образования для мало защищенной категории граждан России - детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [17] и детей, имеющих инвалидность, так как их развитие является общественно важным вопросом. Более того, лишь эффективно нала-
женная система образования сможет оказать положительное влияние не только на их развитие в обществе, но и в перспективе увеличить экономический потенциал страны. Инвалидность - это не только медицинский диагноз, но и социально-маркирующая категория [2]. Если численность всех инвалидов в период 2010-2016 гг. сократилась на 3% (при этом в структуре «взрослой» инвалидности произошло увеличение численности лиц, имеющих инвалидность 3 группы, с 27% до 36%), то численность детей, имеющих инвалидность увеличилась, почти на 19%, в том числе в 2015 году (по сравнению с предыдущим годом) на 4%, в 2016 году - на 2%. Данная динамика приводит к увеличению численности совершеннолетних инвалидов, относящихся к категории инвалидов с детства (на 17,6% в период 2011-2016 гг., до отметки более) [7]. Всемирная организация здравоохранения констатирует, что люди, рожденные с ограниченными возможностями, составляют почти 11% населения, то есть каждый десятый ребенок рождается с психофизическими недостатками, остальные приобретают ограниченные возможности в течение жизни [10]. Дети, имеющие инвалидность, на сегодняшний день остаются маргинализо-ванными в системе образования.
Для детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, крайне важно создание условий для получения необходимого образования и реализации возможности их эффективного развития. Без этого настоящей инклюзии быть не может. Более того, трактовка п. 5 ст. 41 «охрана и здоровье обучающихся» в Федеральном законе «Об образовании в РФ» о том, что обучение детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, к сожалению, не обязывает образовательные организации создавать соответствующие условия в обязательном порядке. К сведению, на официальном сайте Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГРДИ) было выделено, что условиями обучения детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, не удовлетворены более 40% родителей [22].
Уровень населения страны имеет ежегодный прирост около 2,5%, на 1 января 2017 года численность населения страны составляла 146,8 млн человек [26], но прирост наблюдается и в численности граждан, имеющих инвалидность, в том числе возрастной группы до 18 лет, которая на конец 2016 года составила 613 тыс. человек [27].
Представленные данные являются относительными, так как не каждый родитель либо опекун считает необходимым зарегистрировать своего ребенка в качестве инвалида, кто-то в силу убеждений, что ребенок еще выздоровеет, кто-то считает, что это может стать проблемой в общении со сверстниками. Кроме того, существует категория детей с ОВЗ, которые не имеют инвалидности. Данная категория детей фиксируется решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), и не учитывается государством в числе лиц, нуждающихся в определенных условиях для обучения.
Таким образом, родители детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, не в силах реализовать их законные права на образование, предусмотренные законодательством. Необходимость и приоритетность решения проблем реабилитации и социокультурной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидов в современном обще-
стве обусловлены устойчивой тенденцией увеличения их доли в структуре населения как в Российской Федерации, так и во всем мире [4].
Кроме того, МГРДИ была выделена проблема недофинансирования образования детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, так как применяемые нормы финансирования не учитывают инфляцию. Также ассоциацией была выдвинута претензия по работе отборочных комиссий. Например, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» установлено, что на каждый 10 тысяч детского населения полагается 1 комиссия ПМПК. Детское население (до 18 лет) в Москве, исходя из данных Росстата, составляет примерно 1,4 млн. человек [26]. Таким образом, на сегодняшний день в Москве должно быть, по меньшей мере, 140 комиссий. Между тем, в настоящее время работает всего лишь около 10 подразделений ПМПК, что в 14 раз меньше минимально допустимого показателя.
Конечно, государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и создает множество проектов и программ по защите и помощи детям, имеющим инвалидность, но существует еще ряд немаловажных вопросов, нуждающихся в решении.
Так, например, в целях улучшения качества образования Минобрнауки России разрабатывает и внедряет проект федеральных государственных стандартов, по которым предусматривается дифференцированный подход к условиям и результатам обучения детей с учетом их индивидуальных потребностей. В соответствии с указанными стандартами также определены условия обучения, которые ограничиваются выбором родителей: отдать ребенка в обычную либо в специализированную школу [19]. Вместе с тем, поэтапно реализуется государственная программа «Доступная среда», в рамках которой субъектам РФ выделяются субсидии на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, готовых создать условия для инклюзивного образования. В текущем году запланировано принятие приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях общего образования с учетом возможности дистанционной работы» [18]. Однако реализация программы может занять неопределенное время.
Следует отметить, что не все меры, принимаемые Минобрнауки России, по совершенствованию системы обучения детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, реализуются в регионах России. Например, принятые федеральные стандарты образования для детей с ОВЗ и умственной отсталостью [20] должны были внедряться в систему образования повсеместно с 1 сентября 2016 года, и в регионах России создавались экспериментальные площадки для апробации стандартов, но г. Москва остался единственным регионом, не принявшим участие. Таким образом, в г. Москва стандарты так и не были апробированы, а, следовательно, не была подготовлена соответствующая методическая основа.
Организация обучения рассматриваемой категории детей выстроена таким образом, что они имеют возможность обучаться в школах по группам 6-8 человек, индивидуально с педагогом либо на дому. В то же
время образовательный комплекс Федерального учебного плана [20] не предусматривает обучение детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, в малокомплектных группах, в результате чего многие из них вынуждены обучаться в переполненных классах, что может негативно отражаться на качестве получаемого образования. В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме, независимо от места, времени и с возможностью получить образование в индивидуально порядке в соответствии с принципами открытого образования. Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Более других в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья [8, 12].
Помимо этого, в связи с существующей рейтинговой оценкой администрация образовательных организаций часто перераспределяет учебные часы и, как правило, не в пользу детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, особенно находящихся на домашнем обучении. Очевидно, что в этой связи образовательной организации выгоднее иметь ученика в классе.
Многие из указанных проблем носят системный характер. В образовательных организациях осуществляют инклюзивные практики, но ничего не говорится об их качестве [16]. Силами системы образования данные проблемы не решить. Узкий коридор возможностей, в котором действуют родители, указывает скорее на ограничение прав, чем на свободу выбора. Отчасти такому положению вещей способствует недостаточно широкая активность населения. Однако главное в этом вопросе -социально ответственная политика на уровне принятия решений, поскольку граждане, столкнувшиеся с трудной жизненной ситуацией зачастую обладают низким ресурсным потенциалом и не в состоянии запросить необходимые виды помощи [6]. Исходя из сложившейся ситуации, целесообразно законодательно закрепить финансовую и управленческую ответственность за обучение детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, на Департамент образования г. Москвы, и, независимо от ведомственной принадлежности обязать образовательные организации создавать условия для обучения рассматриваемой категории детей, а также возложить на общественные организации осуществление контроля над ситуацией по их обучению. Результатом таких изменений станет разработка полной и развернутой информационной базы образовательных организаций, размещенная на официальном сайте Департамента образования г. Москвы, в которые принимаются дети с различными заболеваниями. Благодаря использованию предлагаемых рычагов воздействия на субъекты образования, все вышеуказанные категории детей будут обеспечены достаточными информационными сведениями для своевременного и качественного получения необходимого образования и возможностью социализации. По мнению А.В. Гордее-вой, инвалидность подвергает существенной трансформации смысл человеческой жизни, значительно влияет на процессы коммуникации [3].
Разумеется, любая система образования не может строиться без финансовой основы исключительно на добровольных и волонтерских началах. Качественное образование возможно только при условии своевременного финансирования. В целях справедливого выравнивания прав на доступ к образованию необходимо сопоставить с учетом инфляции поправочные коэффициенты к подушевому финансированию детей с
К ВОПРОСУ О ГАРАНТИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ
ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, путем привлечения к решению данного вопроса соответствующих экспертов из научных и практических организаций для определения методик расчета таких коэффициентов.
Также не следует исключать из федеральных программ пробации московский регион, так как именно в нем имеется возможность качественно провести внедрение по той или иной программе и дать объективную оценку о применяемой системе мер в области реформирования системы образования.
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность исключения из оценки рейтинга образовательной организации результатов обучения детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность, так как оценку указанной категории детей необходимо проводить обособленно, например, путем общей оценки социализации детей посредством обучения.
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что понятия «ребенок, имеющий инвалидность» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на сегодняшний день требуют четкого осознания нетождественности их социально-правовых статусов. Специальный статус ребенка с ОВЗ необходимо корректно закрепить на федеральном уровне в целях не только оптимизации финансирования 127 образовательных услуг для определенной категории детей, но и создания эффективной модели образования и реабилитации [11].
Воспитание и обучение детей, имеющих инвалидность, и детей с ОВЗ требует особых условий. Их обучение должно обеспечивать не только качественную социализацию, но и способствовать достижению конечной цели обучения - активизировать развитие в преодолении определенных трудностей, оказав положительное влияние на формирование способности жить в социуме.
Предложенные меры объективно могут улучшить уровень образования в России, положительно повлиять на процесс переоценки морально-нравственных ценностей населения в отношении детей с ОВЗ и детей, имеющих инвалидность.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,42%.
Список литературы:
1. Баранова А.А., Джафарлы А.А., Ахвердова И.А., Че-репко Н.Г., Источники права социальной защиты инвалидов в россии. Социально-политические науки, 2016. - № 4. - С. 124-126.
2. Голиков Н.А. Отношение к детям-инвалидам: реалии и перспективы // Народное образование. - 2015. - № 5. -С. 47-54.
3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте: автореф. дис. ... д.п.н. - М., 2002.
4. Гудина Т.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях инклюзивной практики // Сборник I Всероссийского съезда дефектологов: Дефектологическая наука - практические материалы. 2016. С. 47-54.
5. Ермакова Ю.Н., Правдов Д.М., Корнев А.В., Осокина Е.А Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в инклюзивных группах. Монография. Шуя - 2015.
6. Кулагина Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический аспект / АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. - М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2014. - С. 206.
7. Кучмаева О.В. Образование детей-инвалидов: статистический аспект // Статистика и Экономика. 2016. Т. 13. № 6. С. 19-24.
8. Лапкина Е.С. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов регионального семинара: специфика обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий; Московский областной центр дистанционного образования. - Орехово-Зуево. 2015. С. 10.
9. Лейниш Т.Л., Соколова О.В. Инновационные формы образования детей-инвалидов как необходимое условие их интеграции в общество // Сборник материалов XII Международного весеннего симпозиума: Инновации в современной науке. Центр научной мысли. 2016. С. 82-87.
10. Саетгалиева Л.Р. Система социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья за рубежом [Электронный ресурс] / Саетгалиева Л.Р. //Международный студенческий научный вестник. - URL: http://www.scienceforum. ru/2013/pdf/6697. pdf.
11. Сапронова Н.А. Дети-инвалиды как субъекты права на образование со специальным социальным статусом // Сборник четвертой Международной научно-практической конференции: проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. 2015. С. 124-127.
12. Суворова И.В. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 64-67.
13. Ушанков И.В., (2014), Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в лечебных учреждениях. Пробелы в российском законодательстве, 2014. - №1. - С. 39-41.
14. Ханмурзаев Р.Б., Факторы, обуславливающие злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Пробелы в российском законодательстве, 2017.- №1.- С. 70-71.
15. Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
16. О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс]. -URL : http://detstvo-vrn.ru/files/doc/PMPK/1_pis_mo_ minobrnauki_vk-1074_07_ot_23_05_2016g_o_ sovershenstvovanii_deyatel_nosti_ pmpk.pdf (28.03.2017 г.).
17. Об образовании в Российской Федерации: Фед. закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru 30 декабря 2012 г.
18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года № 1297 (ред. от 21.01.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru 4 декабря 2015 г.
19. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 12 от 22 марта 2010 г.
20. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования и науки России от 9 марта 2004 г. № 1312 (ред. от 01.02.1012) // Вестник образования России № 8, апрель 2004 г.
21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени-
ями): Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 года № 1599 // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru 5 февраля 2015 г.
22. Обращение по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению [Электронный ресурс]. - URL : http://sovet-roditeley.ru/news/2015-02-21-311.
23. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года // Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/53379 (01.11.1017 г.).
24. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (02.03.1018 г.).
25. Сообщение министра образования и науки России Ольги Васильевой [Электронный ресурс]. - URL :http://government.ru/news/24489/#v8 (11.10.1017 г.).
26. Статистическая отчетность Росстата России «Распределение инвалидов по полу и возрасту» [Электронный ресурс]. - URL : http: // www.gks.ru / wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/# (11.10.1017 г.).
27. Статистическая отчетность Росстата России «Численность населения» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (04.03.1018 г.).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Тарасовой М.И. «К вопросу о гарантии и обеспечении прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность» В условиях современного развития страны исследование
вопросов реализации прав граждан в обществе является весьма актуальным, что подчеркивается автором в представленном на рецензирование материале. В статье автором рассмотрены вопросы реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность, проанализированы условия и особенности организации образовательного процесса рассматриваемой категории детей в России.
Представленный на рецензирование материал интересен к изучению и познанию на теоретическом уровне, содержит актуальные сведения, приведены статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и результаты социологических исследований. По результатам исследования автор акцентирует внимание на необходимости адаптации образовательных услуг для рассматриваемой категории детей за счет онлайн-обучения. Подчеркнута важность доступности образования для всех граждан России, в целях обеспечения доступа к возможности получения образования не только для указанной категории детей, но и для всех лиц с особыми потребностями. Автором предложен ряд мер, направленных на улучшение положения в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность.
В целом статья написана доступным языком, логически, последовательно изложена и отвечает установленным требованиям.
Вывод: статья Тарасовой М.И. «К вопросу о гарантии и обеспечении прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих инвалидность» может быть рекомендована к печати в ведущих рецензируемых научных изданиях.
Главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России
доктор юридических наук, профессор
С.М. Колотушкин