Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ, ИМЕЮЩИХ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ, ИМЕЮЩИХ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИСО / ПРИНЦИП ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фет Е.П.

В статье рассматривается вопрос о том, что высшие учебные заведения должны осуществлять свою работу в соответствии с принципами и требованиями международных стандартов ИСО 9001.The article discusses the issue that higher education institutions should carry out their work in accordance with the principles and requirements of international standards ISO 9001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ, ИМЕЮЩИХ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

1000 крон - Даг Хаммаршёльд (на аверсе), Лапландия (на реверсе).

Ген. секретарь ООН, международный государственный деятель, лауреат мировой Нобелевской премии, к тому же религиозный философ и поэт. Погиб в авиакатастрофе в 1961 году.

Обменный курс шведской кроны против других валют исторически зависел от финансовой политики, проводимой Швецией в соответствующий период времени. С ноября 1992 года в стране поддерживался регулируемый плавающий курс национальной валюты. С 2002 года обменный курс кроны был относительно устойчив по отношению к евро (примерно 9-9.5 шведских крон за 1 евро), но со второй половины 2008 года стоимость кроны уменьшилась примерно на 20%, и установилась на отметке 10,4-11 шведских крон за евро. Причиной такого ослабления стали действия Центрального банка Швеции, сильно понизившего официальную процентную ставку и не пытавшегося укрепить обменный курс.

И в заключении я хотела бы сказать, что история развития денежной системы интересна, так же как и развитие самой страны. Хотелось бы сказать о том, что в стране длительно время существовала только монетная денежная система, которая развивалась в зависимости от смены правительства и власти. Денежная система развивалась достаточно интенсивно, так как ей уделяли огромное значение в стране.

Швеция использует и другую валюту - евро. Данная валюта принимается магазинами, гостиницами, ресторанами и другими заведениями, для удобства туристов, посещающих данную страну.

Использованные источники:

1. Шитов, В.Н. Деньги. Кредит. Банки. / Учебное пособие. Часть 1. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 167 с.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Шведская_крона.

УДК 378.1(063)

Фет Е.П., к.т.н.

доцент

кафедра «Экономика и финансы» Карагандинский государственный индустриальный университет

Республика Казахстан, г. Темиртау К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ, ИМЕЮЩИХ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье рассматривается вопрос о том, что высшие учебные заведения должны осуществлять свою работу в соответствии с принципами и требованиями международных стандартов ИСО 9001.

Ключевые слова: образование, высшие учебные заведения, ИСО, принцип процессного подхода.

The article discusses the issue that higher education institutions should carry out their work in accordance with the principles and requirements of international standards ISO 9001.

Key words: education, higher education institutions, ISO, the principle of the process approach.

Почти два десятилетия многие ВУЗы имеют сертифицированную систему менеджмента качества (СМК), построенную в соответствие с требованиями международного стандарта ИСО 9001.

Это связано с тем, что достижение соответствующего качества возможно только через систему управления им, через систему качественного менеджмента (управления) в соответствии с особыми, стандартизированными требованиями и критериями.

Наличие сертифицированной СМК в ВУЗах показывает, что учебное заведение может обеспечить (но не гарантировать) высокое качество образования, что, с нашей точки зрения, подразумевает:

- соответствие модульных образовательных программ требованиям потребителям (государство, предприятия, сам человек) и ГОСО (государственным общеобязательным стандартам);

- удовлетворенность заинтересованных сторон (к заинтересованным сторонам относятся физические и юридические лица, создающие добавленную ценность для организации или так или иначе заинтересованные в деятельности организации, или находящиеся под ее влиянием. Это и потребители, и сотрудники организаций и общество в целом).

Чтобы достичь высокого уровня образования, учебный процесс в ВУЗах с работающей СМК должен организовываться строго в соответствии с базовым принципом управления - процессным подходом, который предполагает, что:

1. В ВУЗе определены все процессы, выявлены ключевые, установлены процессы первого уровня, затем второго и т.д. Например, в ВУЗах ключевым является процесс обучения.

2. Установлена последовательность этих процессов, выявлена их взаимосвязь, для наглядности изображены последовательность и взаимосвязь процессов в виде схемы.

3. Установлены необходимые параметры процессов, определены методы контроля этих параметров, назначены ответственные за каждый процесс из числа высоко квалифицированных работников. Например, для процесса «составление расписания» необходимо определить сначала выходные данные, затем на сновании выходных - входные данные, а отсутствие «окон» и наложений будет считаться одним из параметров процесса. Ответственным будет начальник учебной части.

4. Для реализации процессов и их мониторинга обеспечено наличие необходимой информации. Например, доступно должно быть не только расписание, но и выписки из учебных планов.

5. Измеряются, отслеживаются, анализируются процессы и

выполняются действия, необходимые для достижения установленных результатов и непрерывного совершенствования.

Осуществление учебного процесса в соответствии с процессным подходом позволяет сориентироваться и распределить приоритеты, последовательно улучшать вполне предсказуемые результаты, снижать затраты за счет эффективного использования ресурсов университета.

Одним из требований ИСО 9001 к осуществлению процессного подхода является контроль продукции на выходе процесса. Организация должна осуществлять запланированные мероприятия на соответствующих этапах для верификации выполнения требований к продукции и услугам [2].

В нашем случае имеется ввиду контроль знаний студентов, осуществляемый в виде экзамена, проводимого после изучения любой дисциплины.

В соответствии с требованиями МС ИСО 9001 «организация должна обеспечивать, чтобы не соответствующие требованиям выходы процессов, продукция и услуги были идентифицированы и управлялись. Организация должна предпринимать соответствующие корректирующие действия, основанные на характере несоответствия и его влияния на соответствия продукции и услуг» [2].

3.21 Корректирующее действие - действие, направленное на устранение причины несоответствия (3.19) и для предотвращения его повторного появления [2].

Таким образом, очевидно, что основная проблема ВУЗов как раз и заключается в том, что современная форма экзаменов в виде тестирования не позволяет выработать требуемые корректирующие действия (как того требуют МС ИСО 9001), так как при таком виде контроля не представляется возможным обнаружить истинную причину несоответствия.

Образовательные учреждения не промышленные предприятия, поэтому при проведении контроля необходимо учитывать особенности готовой продукции (новые знания студентов и стремление учиться дальше). Основное различие проявляется в том, что на предприятиях верификация качества продукции проводится исключительно с целью выявления несоответствий, а в ВУЗах проверка осуществляется в первую очередь для заключительной систематизации знаний студента, для закрепления этих знаний, то есть любой экзамен является логически завершающим этапом обучения. Более того, во время проведения экзамена преподаватель должен вместе со студентом осуществить еще и коррекцию (3.20 Коррекция -действие, предпринятое для устранения выявленного несоответствия (3.19) [2]) знаний. Это очень важно!

Кроме того проведение контроля качества знаний в виде классических экзаменов, а не в виде тестирования позволит:

- классифицировать ошибки, возникающих как при обучении, так и при проведении экзаменов;

- идентифицировать не соответствующие требованиям выходы

процессов и управлять ими;

- четко разграничивать коррекцию и корректирующие действия;

- определять и осуществлять не только корректирующие действия, но и предупреждающие;

- определять эффективность корректирующих с учетом затрат на их осуществление, что является востребованным в рыночной экономике, в том числе и при создании предпринимательских университетов.

В заключении необходимо отметить, несмотря на то, что в ВУЗах действуют сертифицированные СМК, но необходимо уделять постоянное внимание контролю учебного процесса, конкретно, с изменения формы проведения экзаменов. Проверка знаний студентов в форме тестирования не соответствует концепции МС ИСО 9000.

Использованные источники:

1. http://kgiu.kz/qms/mission.

2. Материалы семинара «Новая версия стандарта ISO 9001:2015», Санкт-Петербург, 2015 г.

3. Фет Е.П. К вопросу о формах проведения экзаменов. Материалы международной научно-практической конференции, Томск, 2015.

УДК 338

Филиппова И.А., к. э. н.

доцент

кафедра «Экономическая теория»

Горелова А.В. студент 1 курса факультет «Инженерно-экономический» Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, г. Ульяновск Filippova I. A.

Ph. D., associate Professor of Department "Economic theory"

Ulyanovsk State Technical University

Russia, Ulyanovsk РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ Статья посвящена развитию рынка труда и доступности жилья в Ульяновской области. В статье рассматривается занятость людей в Ульяновской области на рынке труда, доступность нового жилья, численность населения за предшествующие года.

Ключевые слова: ПФО, безработица, рынок труда, ввод жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.