Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / КОРРЕЛЯЦИЯ / URBAN ENVIRONMENT / PEDESTRIAN SPACE / HISTORICAL CITY CENTER / RECREATIONAL AREAS / CORRELATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поздняков А. Л., Каракулева Е. Г.

Статья посвящена анализу основных архитектурно-градостроительных закономерностей функционирования и формирования системы пешеходных пространств в структуре городской среды. В ней изложены основные принципы организации пешеходного движения в городской среде, представлены закономерности размещения пешеходных пространств в историческом центре города. Особое внимание уделяется организации пешеходного движения в историческом центре и в новых районах города. Рассмотрены основные принципы разделения пешеходного и транспортного движений в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Поздняков А. Л., Каракулева Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING FUNCTIONAL PLANNING OF THE URBAN PEDESTRIAN AREAS

This article shows the analysis of the main architectural and town-planning tendencies of how the urban pedestrian areas are planned and how they function. It sets forth the main rules of how to organize pedestrian traffic in urban areas and tendencies in planning pedestrian areas in the historical center of the city. Special attention was paid to organizing pedestrian traffic in the historical center of the city and its new areas. The article considers the main principles of separating pedestrian and transport traffic in urban areas.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СТРУКТУРЕ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

А.Л. Поздняков, канд. техн. наук, доцент Е.Г. Каракулева, аспирант Юго-Западный государственный университет (Россия, г. Курск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11626

Аннотация. Статья посвящена анализу основных архитектурно-градостроительных закономерностей функционирования и формирования системы пешеходных пространств в структуре городской среды. В ней изложены основные принципы организации пешеходного движения в городской среде, представлены закономерности размещения пешеходных пространств в историческом центре города. Особое внимание уделяется организации пешеходного движения в историческом центре и в новых районах города. Рассмотрены основные принципы разделения пешеходного и транспортного движений в городской среде.

Ключевые слова: городская среда, пешеходное пространство, исторический центр города, рекреационные зоны, корреляция.

Функционально-планировочная организация городских пешеходных пространств применяется для рационального размещения необходимых элементов определенного назначения на конкретной территории. В результате этого, данные элементы должны составлять единый архитектурно-планировочный комплекс. Функционально-планировочная организация пешеходных пространств должна обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности населения и эффективность использования городской территории [1].

Анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования и формирования общественных пространств и пешеходных зон средних и крупных городов позволяет дифференцировать архитектурно-

градостроительные закономерности функционирования и формирования пешеходный рекреационных пространств следующим образом [1]:

1) Закономерности размещения пешеходных пространств в историческом центре города, к ним относятся:

- корреляция (взаимодействие, соединение) пешеходных пространств с природным каркасом;

- корреляция пешеходных пространств с транспортной инфраструктурой [2];

- непрерывность.

2) Закономерности объемно-пространственной организации пешеходных рекреационных зон.

3) Закономерности функционирования пешеходных пространств [1,2].

Особенно важным элементом реконструкции исторического центра, который следует учитывать при создании новой планировки кварталов, может стать организация пешеходного движения. Известно, что человеческая «тропа» прокладывается по наиболее удобным и коротким путям: через различные проходные дворы и переулки в городских условиях и по «диагональным», спрямленным дорожкам в сельской местности. Часто эта закономерность приводит к созданию стихийно возникших, но устойчивых пешеходных трасс. Однако не всегда стихийно возникшие трассы совпадают с интересами определенной среды, поэтому при реконструкции городских пространств следует придавать им рациональную направленность в различных вариантах: это и зеленые аллеи, и оборудованные промежуточные места отдыха, и связи с торговыми мелкоразмерными точками [3, 4].

Основное требование к планировке центра современного города состоит в

разделении автомобильного и пешеходного движения путем концентрации застройки центра, максимального использования общественного транспорта и ограничения движения индивидуальных автомобилей. Это должно привести к гуманизации условий жизни в центре и обеспечению организации пешеходного движения в нем [4, 6].

При создании новых и реконструкции существующих городских пространств требование к пешеходному движению согласуется со способами и видами формирования центра. В определенных случаях центры городов имеют ярко выраженный исторический характер, это означает, что реконструктивные мероприятия здесь подчинены действующему законодательству и сводятся к минимуму. В свою очередь, территория вновь возводимых городских центров, в свою очередь, имеет огромные преимущества в области правильной и грамотной организации пешеходного движения [7].

Изучение отечественного и зарубежного опыта показывает, что исторические центральные части городов с трудом могут быть приспособлены к транспортно-автомобильному движению. В связи с этим необходимым условием превращения данных территорий в мультикомфортный современный городской центр является ограничение, а зачастую и полное запрещение транспортного движения (в основном это касается индивидуального автотранспорта).

Определение правильных взаимосвязей между отдельными элементами городского центра, исходя из объема различных по цели пешеходных передвижений возможно лишь при условии, что пешеходное движение в центре будет правильно организовано. В современном городском центре необходимо так организовать пешеходное движение, чтобы можно было обеспечить определенное эмоционально-пространственное воздействие на находящихся в нем людей [8].

Главным фактором, обеспечивающим удобство и безопасность движения в центре, его психо-эмоционального воздействия на пешехода и (в пространственном

аспекте) оценки окружающей среды является правильная техническая и функциональная организация пешеходного движения, а также умелое использование архитектурно-композиционных приемов, предполагающих создать и раскрыть разнообразные пешеходные пространства. Данные приемы могут быть осуществимы при следующих условиях:

- пешеходное движение должно быть взаимосвязано с единой транспортной системой города;

- число передвижений должно соответствовать масштабу пешеходного движения и при его превышении необходимо использовать систему дополнительного транспорта;

- для пешеходов следует создавать привлекательную среду [9].

В зависимости от способов разделения транспортного и пешеходного движений и существующих между ними связей в практике существуют следующие виды организации движения людей:

а) полное отделение пешеходного движения от других видов трансфера в пространстве и во времени;

б) пешеходное движение допускает наличие транспортных средств на общей с пешеходами площади;

в) пешеходное движение позволяет использовать с ограничением в определенное время транспортные средства на общей с пешеходами площади;

г) пешеходное движение допускает применение средств массового общественного транспорта местного или общегородского значения на отдельно выделенной площади;

д) пешеходное движение предусматривает использование дополнительных транспортных средств на общей с пешеходами или отдельной площади;

е) организация пешеходного движения в различных комбинациях с другими участниками движения [1, 8].

В заключении следует отметить, что главным фактором, обеспечивающим удобство и безопасность передвижения пешеходов в центре, его психологическое воздействие на пешехода и оценку окружающей среды в пространственно-

коммуникационном аспекте, является пра- темой города (созданию пешеходного про-вильная техническая и функциональная странства может предшествовать соору-организация пешеходного движения, а жение улицы или транспортной артерии, также умелое использование архитектур- мест для паркирования и т.п.); но-композиционных приемов при рекон- - число пешеходных передвижений

струкции и проектировании городского должно соответствовать масштабу пеше-центра [10]. Эти приемы предполагают ходного движения и при его превышении раскрытие и создание разнообразных пе- необходимо использовать систему допол-шеходных пространств, осуществляемых нительного транспорта; при следующих условиях: - для пешеходов следует создавать при-

- пешеходное движение должно быть влекательную среду. взаимосвязано с единой транспортной сис-

Библиографический список

1. Закирова Ю.А. Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города: диссертация кандидата архитектуры. - М.: Московский архитектурный институт (Государственная академия), 2009. -186 с.

2. Поздняков А.Л. Некоторые вопросы реконструкции кварталов исторического города // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Техника и технологии. - 2014. - №4. - С. 32-36.

3. Ильичев В.А. Анализ материалов экологических изысканий для устойчивого развития малых и средних городов России / В.А. Ильичев, В.И. Колчунов, С.А. Воробьев,

A.Л. Поздняков // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Строительство и транспорт. - 2007. - № 4-16. - С. 153-158.

4. Вагин В.С. Принципы и факторы устойчивого развития городских территорий /

B.С. Вагин, К.В. Чубарова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/

5. Pozdnyakov A.L. The main trends in the development of industry in cities and towns from the position of environmental safety / A.L Pozdnyakov, E.V. Pozdnyakova // International Journal of Applied Engineering Research. - 2016. - T. 11. № 23. - C. 11331-11334.

6. Пучков М.В. Город и горожане: общественные пространства как модератор поведения людей // Архитектон: известия вузов. - 2014. - № 45. - С. 34-44.

7. Pozdnyakov A.L. General problems of the interdependent development of the biosphere and urbanized environment / A.L. Pozdnyakov, M.M. Zvjagintseva // Journal of Applied Engineering Science. - 2017. - T. 15. № 3. - C. 292-297.

8. Василенко Н.А. Системные принципы формирования ландшафтно-рекреационной среды крупного города: диссертация кандидата архитектуры. Московский архитектурный институт (Государственная академия). - Москва, 2009. - 180 с.

9. Богатова Т.В. Планировка городских территорий: учебное пособие / Т.В. Богатова, Л.И. Гулак. - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 240 c. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

10. Поздняков, А.Л. Урбанизация и ее влияние на экологию городов и поселений / А.Л. Поздняков, А.М. Самохвалов // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - № 6 (57). - С. 74-78.

INTRODUCING FUNCTIONAL PLANNING OF THE URBAN PEDESTRIAN AREAS

A.L. Pozdnyakov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor E.G. Karakuleva, Postgraduate The Southwest State University (Russia, Kursk)

Abstract. This article shows the analysis of the main architectural and town-planning tendencies of how the urban pedestrian areas are planned and how they function. It sets forth the main rules of how to organize pedestrian traffic in urban areas and tendencies in planning pedestrian areas in the historical center of the city. Special attention was paid to organizing pedestrian traffic in the historical center of the city and its new areas. The article considers the main principles of separating pedestrian and transport traffic in urban areas.

Keywords: urban environment, pedestrian space, historical city center, recreational areas, correlation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.