Научная статья на тему 'Принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств как многоуровневой системы в контексте городской мобильности населения'

Принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств как многоуровневой системы в контексте городской мобильности населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2273
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ПРИНЦИПЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ARCHITECTURE / ENVIRONMENT / PEDESTRIAN SPACES / PRINCIPLES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вагнер Екатерина Алексеевна

Архитектурная среда пешеходных пространств является основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним. Эффективно функционирующая система пешеходных пространств представляет собой многоуровневую структуру, рационально организованную на локальном уровне, взаимосвязанную на региональном и объединённую на федеральном уровнях. Следовательно, стратегическая концепция в области формирования систем пешеходных пространств должна опираться на иерархический и междисциплинарный подход. На основании этого нами разработана многоуровневая система принципов формирования пешеходных пространств, включающая базовый и универсальные принципы, а также принципы функционирования систем для каждого территориально-планировочного уровня. Постоянное совершенствование качества архитектурной среды пешеходных пространств на основе реализации этих принципов позволит формировать комфортную, безопасную, привлекательную и здоровую городскую среду при снижении временных и материальных затрат как для современного, так и для будущих поколений жителей, и будет способствовать устойчивому развитию общества и городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Formation of the Architectural Environment of Pedestrian Spaces in the Context of the Current Urban Development from the Standpoint of Sustainable Urban Development

Architectural environment of pedestrian spaces is the main platform from which a person perceives the urban space and interacts with it A well-functioning system of pedestrian space is a multi-level structure efficiently organized at the local level, integrated at the regional and incorporated at the federal levels. Thus, the strategic policy in pedestrian space systems development shall rest on the hierarchic and multidimensional approach. On this basis we developed a multilevel system of construction principles for pedestrian spaces including basic and general principles as well as the system performance principles for any of the area planninglevels. Continual quality improvement of the architectural environment of pedestrian spaces based on these principles implementation lets us develop the comfortable, safe, attractive and healthy urban environment decreasing time and material inputs both for current and future generations of its residents and brings along the sustainable development of the society and cities.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств как многоуровневой системы в контексте городской мобильности населения»

Принципы формирования архитектурной среды пешеходных пространств

V V >

как многоуровневой системы в контексте городской мобильности населения

Е.А.Вагнер

Архитектурная среда пешеходных пространств является основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним. Эффективно функционирующая система пешеходных пространств представляет собой многоуровневую структуру, рационально организованную на локальном уровне, взаимосвязанную на региональном и объединённую на федеральном уровнях. Следовательно, стратегическая концепция в области формирования систем пешеходных пространств должна опираться на иерархический и междисциплинарный подход. На основании этого нами разработана многоуровневая система принципов формирования пешеходных пространств, включающая базовый и универсальные принципы, а также принципы функционирования систем для каждого территориально-планировочного уровня. Постоянное совершенствование качества архитектурной среды пешеходных пространств на основе реализации этих принципов позволит формировать комфортную, безопасную, привлекательную и здоровую городскую среду при снижении временных и материальных затрат как для современного, так и для будущих поколений жителей, и будет способствовать устойчивому развитию общества и городов.

Ключевые слова: архитектура, городская среда, пешеходные пространства, принципы, устойчивое развитие

Principles of Formation of the Architectural Environment of Pedestrian Spaces in the Context of the Current Urban Development from the Standpoint of Sustainable Urban Development. By E.A.Wagner

Architectural environment of pedestrian spaces is the main platform from which a person perceives the urban space and interacts with it A well-functioning system of pedestrian space is a multi-level structure efficiently organized at the local level, integrated at the regional and incorporated at the federal levels. Thus, the strategic policy in pedestrian space systems development shall rest on the hierarchic and multidimensional approach. On this basis we developed a multilevel system of construction principles for pedestrian spaces including basic and general principles as well as the system performance principles for any of the area planninglevels.

Continual quality improvement of the architectural environment of pedestrian spaces based on these principles implementation lets us develop the comfortable, safe, attractive and healthy urban environment decreasing time and material

inputs both for current and future generations of its residents and brings along the sustainable development of the society and cities.

Keywords: architecture, environment, pedestrian spaces, principles, sustainable development

Стремительное развитие технических возможностей для передвижения людей на личном транспорте и их постоянного общения на расстоянии ведёт к реорганизации системы пространственной мобильности городов и деградации пешеходных пространств. Архитектурная среда пешеходных пространств является основной платформой, с которой человек воспринимает городское пространство и взаимодействует с ним, а пешеходные передвижения, будучи базовым элементом «устойчивой мобильности», утрачивают свои функции. Вследствие этого происходит нарушение социального и экологического равновесия, снижение экономической эффективности малого и среднего обслуживающего бизнеса, дисбаланс социально-культурных аспектов в виде снижения уровня безопасности, оттока местного населения и разрушения сложившихся социальных связей, что в совокупности создаёт значительные препятствия на пути устойчивого развития общества и городов.

В последнее время в России активно формируются ориентиры в направлении гуманизации городской среды. Приоритетами становятся комфорт, безопасность, привлекательность и непрерывное совершенствование пешеходных пространств, являющихся инструментами повышения качества жизни в городах и средством решения социальных, экономических и экологических задач их устойчивого развития.

Система принципов формирования пешеходных пространств позволяет выявить и обобщить закономерности строения, развития и функционирования их архитектурной среды в структуре сложившейся городской застройки. В основу построения её классификационной модели положено два способа: типологический и иерархический.

Типологическая составляющая объединяет две группы принципов: базовый - принцип постоянного цикличного совершенствования, отражающий сущность менеджмента качества, и универсальные принципы, способствующие развитию пешеходных пространств в заданном направлении на каждом иерархическом уровне.

Иерархическая составляющая включает принципы, позволяющие формировать эффективно функционирующие

пешеходные пространства на локальном уровне их отдельных фрагментов с учётом более общих подходов на уровнях пешеходной системы региона, агломерации, региональных систем расселения, системы расселения страны.

Каждый принцип занимает установленное место в системе и представляет собой часть общей структуры, позволяющей формировать эффективно функционирующую архитектурную среду пешеходных пространств, отражает стратегию, направленную на стабильное, своевременное и целенаправленное

повышение качества. Реализация принципов обеспечивает повышение результатов работ при снижении временных и материальных затрат и позволяет формировать комфортную, безопасную, привлекательную и здоровую городскую среду как для современного, так и для будущих поколений жителей.

Примеры городов, в которых формирование архитектурной среды городских открытых пространств осуществлялось с использованием одного или нескольких аналогичных принципов, представленных в данной классификации, демон-

Рис. 1.

стрируют существенные результаты в виде эффективно функционирующих пешеходных пространств (пешеходные улицы, городские торгово-пешеходные зоны и т.п.), привлекающих значительное количество посетителей в России, Германии, Франции, Сингапуре и других странах. Классификационная модель системы принципов формирования архитектурной среды пешеходных пространств представлена на рисунке 1.

Базовый и универсальные принципы формирования пешеходных пространств и способы их реализации, направленные на повышение устойчивого развития городов

Создание новых или реконструкция существующих архитектурных и градостроительных объектов, от строительства здания или расширения дороги в историческом центре города до возведения крупных микрорайонов на его периферии, в значительной степени влияет на архитектурную среду пешеходных пространств (улучшает или нарушает), сформированную в определённой системе, с определённой структурой пешеходных процессов. Следовательно, для принятия адекватных решений необходимо оценить риски сложившейся или потенциальной пешеходной активности, то есть определить эффективность использования открытых пешеходных пространств в данный момент, а также факторы и условия, определяющие перспективы их развития.

Принципы управления качеством архитектурной среды пешеходных пространств, разработанные в соответствии с требованиями ИСО 9000, являются универсальными, так как они ориентированы на повышение уровня качества архитектурной среды пешеходных пространств и заложены в основу стратегии их формирования на всех территориально-планировочных уровнях. Принцип постоянного совершенствования отражает цикличность деятельности, направленной на совершенствование, и является базовым принципом формирования комфортной, эффективно функционирующей системы пешеходных пространств. Его реализация позволяет постоянно повышать качество архитектурной среды пешеходных пространств, совершенствуя её в соответствии с изменяющимися запросам потребителей (пользователей) и свойствами среды [18].

Универсальные принципы

Принцип ориентации на потребителя включает анализ возможностей и потребностей пользователей пешеходных пространств. Привлечение жителей к оценке и обсуждению проектов пешеходных пространств позволяет закрепить в общественном сознании важность, необходимость и реальность создания комфортной среды пешеходной системы, а органам местного самоуправления и представителям проектных организаций - продемонстрировать ориентацию этих пространств на потребности жителей города.

Принцип принятия объективных решений, основанных на достоверных фактах обеспечивает формирование целей реконструкции архитектурной среды пешеходных пространств

как взаимосвязанной модели, сочетающей аспекты пешеходного движения и рекреации, определяющей приоритетность задач и способов повышения эффективности функционирования и качеств пешеходных пространств на основании результатов детального анализа существующей ситуации.

Принцип финализации и контроля результатов позволяет контролировать эффективность реализованных мероприятий, рациональность распределения материальных средств и временных ресурсов, адекватность принятых решений, завершенность исполнения проектных решений.

Принципы формирования пешеходных систем на различных иерархических уровнях

Установлено, что эффективно функционирующая система пешеходных пространств представляет собой многоуровневую структуру, рационально организованную на локальном уровне, взаимосвязанную на региональном и объединённую на федеральном уровнях. Следовательно, стратегическая концепция в области формирования систем пешеходных пространств должна опираться на иерархический и междисциплинарный подходы (теория архитектуры [13; 14], градостроительство [2-7; 11; 12], урбо- и видеоэкология [1; 9; 14; 16; 17]) и должна быть разработана на верхнем территориально-планировочном уровне пешеходных систем регионов, согласована с долгосрочными планами развития на субрегиональном уровне пешеходных систем городов и агломераций и детально проработана на локальном уровне архитектурной среды пешеходных пространств улиц, жилых дворов, районов. Исходя из этого нами обоснованы основные принципы функционирования систем пешеходных пространств для каждого территориально-планировочного уровня.

Верхний уровень - пешеходные системы регионов,

субъектов РФ.

При разработке программы социологического исследования установлено, что сектор пешеходных передвижений в сфере мобильности определяется «желаниями» и «возможностями» людей, а также факторами и условиями, формирующими среду. При этом физические и материальные возможности основной доли населения на определённом промежутке времени (в пределах относительно стабильного периода развития региона) являются относительно «постоянными», в то время как их «желания» и «возможности» (факторы и условия) среды являются «переменными», и их изменения влекут за собой изменения показателей реальной мобильности. Таким образом, разработав механизмы, способствующие перераспределению спроса, можно увеличить сектор пешеходных способов перемещения и передвижений на общественном транспорте в общей системе мобильности [8].

Принцип устойчивой мобильности. Устойчивая мобильность - это система способов передвижения, где экологически безопасные и компактные способы передвижения являются приоритетными. Анализ успешно функционирующих систем пе-

шеходных пространств в европейских и других странах показал, что механизмы успеха в данной области заложены на уровне национальной политики государств в области формирования систем мобильности населения [10]. Ориентация системы мобильности населения на иерархию приоритетов «пешеход - общественный транспорт - велотранспорт - личный автотранспорт» позволит создать ситуацию, при которой предпочтение будет отдаваться передвижению пешком, на велосипеде или общественным транспортом, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества жизни населения. Таким образом, на верхнем территориально-планировочном уровне основными инструментами реализации принципа устойчивой мобильности являются: закрепление приоритетов и доминирующей роли устойчивых экологически безопасных способов передвижения в системе мобильности населения, разработка стратегической концепции и долгосрочных планов развития системы пешеходных пространств на региональных и локальных уровнях.

Принцип создания «возможностей среды» для развития устойчивой мобильности. Анализ мирового опыта развития городов на основе концепции устойчивой мобильности показал, что для снижения чрезмерного использования личного автотранспорта существует два основных направления, которые отражают сущность данного принципа: во-первых, необходимо создание условий, сводящих к минимуму постоянное использование личного автомобиля, таких как повышение комфортности и увеличение скорости и безопасности передвижения другими способами (велосипедным, пешеходным, общественным транспортом), во-вторых, условий, в которых использование автомобиля обременительно: высокая стоимость его содержания и ограничение пространств для паркования.

Принцип формирования мировоззрений (убеждений), повышающих мотивацию людей к передвижению способами, приоритетными всистемеустойчивоймобильности. Установлено, что основными методами работы по формированию «стремлений» жителей и продвижению идей являются: во-первых, внедрение их в обучающие программы детских учреждений, во-вторых, высококачественная социальная реклама в СМИ, в-третьих, личный пример заинтересованных представителей власти, авторов проектов и людей, бизнес (инвестиции) которых зависит от эффективности функционирования пешеходных пространств. Результаты социологических исследований позволят определить характер функционирования системы мобильности населения, распределение спроса на различные способы передвижения, выявить внутренние причины формирования сложившегося стиля «фактической мобильности» и обосновать адекватные мероприятия по корректировке условий, стимулирующих перераспределение спроса пользователей в пользу «устойчивой мобильности» [8].

Региональный уровень - архитектурная среда пешеходной системы города

Принципы пространственной и административной децентрализации и дифференциации объектов заключается в

создании условий одновременного развития отдельных, но взаимосвязанных объектов, установлении «ответственных» за процесс создания и результаты исполнения проектных решений. Он позволит значительно ускорить процессы формирования архитектурной среды пешеходных пространств на разных территориальных уровнях и их объединения в единую систему. Оценка состояния и реконструкция всей территории города является достаточно сложной задачей, длительным и дорогостоящим процессом, в то время как каждый отдельный фрагмент можно оценить и преобразовать (в рамках общей программы) в реальные сроки и с рациональным бюджетом. Это позволит сформировать большое количество отдельных, самостоятельно развивающихся фрагментов, при этом поддерживающих и совершенствующих тесные связи между собой и другими регионами (по примеру опыта Германии).

Принцип континуальности сети создаёт предпосылки для формирования единой непрерывной, успешно функционирующей пешеходной системы, доступной для всех категорий жителей.

Как показывает практика, непрерывность пешеходных связей входит в число основных условий эффективного функционирования всех городских пространств, поэтому все фрагменты пешеходных пространств необходимо объединить как между собой, так и элементами транспортной инфраструктуры, обеспечив доступность остановок общественного транспорта и пассажирских транспортных узлов для всех категорий граждан. Исходя из этого, пешеходная система должна представлять плотную, непрерывную, разветвлённую пешеходную сеть с высоким уровнем доступности всех объектов для каждой категории населения.

Принцип контроля качества жителями и специалистами обеспечивает создание механизма, формирующего прямые и обратные связи между горожанами, специалистами и представителями администрации (ЖКХ), ответственными за принятие проектных решений и необходимого для проведения независимых экспертиз и внутреннего аудита проектов и реализованных проектных решений.

Поддержка местными властями инициатив жителей позволит найти наиболее рациональные пути для объединения разрозненных фрагментов пешеходных пространств, выбрать места для прокладки путей и т. п.

Локальный уровень - архитектурная среда пешеходных

пространств

В результате проведённых исследований выявлены показатели и установлена степень их влияния на формирование архитектурной среды на локальном уровне. Основное место в создании комфортной пешеходной среды занимают показатели, характеризующие текущее состояние архитектурной среды пешеходных пространств и потенциал условий формирования пешеходных процессов и комфортной их реализации. Следующими идут показатели, характеризующие средства достижения поставленной цели, а также оцениваю-

щие дополнительные условия, способствующие постоянному совершенствованию городских пешеходных пространств в соответствии с нормативной базой архитектурно-градостроительного проектирования и дополнительными пожеланиями посетителей данных пространств. При реконструкции существующей архитектурной среды пешеходных пространств повышение эффективности её использования обеспечивают условия, достижение которых зависит от выполнения определённых социальных мероприятий при соблюдении следующих принципов:

Принцип пригодности создаёт условия для реализации основных процессов (ходьбы, стояния, сидения) за счёт формирования эргономичной пешеходной среды, учитывающей физические и психологические особенности человеческого организма, что обеспечит комфортное присутствие и передвижение всех категорий граждан на данной территории (за счёт создания пандусов, расчёта времени действия светофоров, равномерного освещения светом естественного спектра и т.п.).

Принцип безопасности - социально значимый подход к организации архитектурной среды пешеходных пространств. Он обеспечивает создание условий, затрудняющих и предотвращающих возникновение дополнительных негативных ситуаций (нарушение ПДД, хулиганство и т.п.). Реализация этого принципа позволяет свести к минимуму возможность совершения противоправных действий. Технические устройства и архитектурные приёмы, такие как просматриваемость пространства, разграничение движения автомобилей и пешеходов, ограничение скорости транспорта специальными конструкциями (островки безопасности и зоны успокоения движения, «лежачие полицейские» и т.п.) и ограждение мест строительства, позволят повысить безопасность пешеходов.

Реализация принципа позитивности позволяет создавать условия, стимулирующие развитие дополнительных позитивных процессов (общение, покупки, игры, спорт и др.) и заключается в формировании среды, способствующей получению пешеходами позитивных эмоций путём общения и комфортного времяпрепровождения. Средствами, позволяющими формировать психологический комфорт (пространственный и визуальный) являются, например, создание архитектурной инфраструктуры на высоком техническом уровне и проведение урбо- и видеоэкологических мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Принцип многофункциональности способствует развитию процессов взаимодействия пешеходов с окружающей средой (входы-выходы из зданий, взаимодействие с объектами уличной торговли и др.) и заключается в создании многофункциональной среды за счёт наполнения её рациональным количеством архитектурных объектов различного назначения: учебными заведениями, жилыми зданиями, объектами обслуживания, питания, досуга, офисами, остановками общественного транспорта, зонами озеленения и другими местами проведения свободного и рабочего времени в любое время.

Совокупность принципов организации архитектурной среды пешеходных пространств лежит в основе стратегии совершенствования функционирования пешеходных пространств и повышения их качества. Внедрение этих принципов наиболее результативно на уровне предпроектного анализа. Это позволит создавать комфортную, безопасную, привлекательную среду, способствующую устойчивому развитию городов.

Результаты анализа теоретических исследований, нормативных документов, комплекса факторов и требований, предъявляемых к архитектурной среде пешеходных пространств, положены в основу классификационной модели её формирования, позволяющей обобщить закономерности развития, строения и функционирования этой среды в структуре пешеходной системы разных территориально-планировочных уровней.

Применение системы принципов позволит сформировать комфортную, безопасную, привлекательную и здоровую среду пешеходных пространств как для современных жителей, так и для будущих поколений.

Литература

1. Buchanan, C. Traffic in towns [Text] / С. Buchanan. -London : HMSO, 1963. - 227 p.

2. Hannover City 2020+. Die entwicklung der Stadt [Text] / Der oberbürgermeister. Baudezernat. - Hannover : Hanne lahde-Fiedler, 2010. - 28 s.

3. Kronach barrierefrei 2023: Barrierefreie Erschließung der Festung Rosenberg [Text]. - Kronach, 2015.

4. Karres,S. Leeuwarden Waterfront Master Plan [Elektronische ressource] / S. Karres, B. Brands, M. Broekman, J. Nijveldt, J. Noord Huizen, K. Colonetti. - Textdaten. - Leeuwarden, 2014. - Zugriffsmodus: http://www.karresenbrands.nl/project/ leeuwarden-waterfront-master-plan. - Behandlung datum 16.12.2014.

5. Masterplan Emscher-Zukunft. Das Neue Emschertal [Elektronische ressource]. - Textdaten. - Эссен : Emschergenossenschaft, 2006. - Zugriffsmodus: http://www.emscherplayer.de/media/content/ publication/000/025/000025417.pdf. - Behandlung datum 27.12.2014.

6. Städtebaulicher Masterplan Innenstadt Köln 2025, Freischlad + Holz im Auftrag der Stadt [Text]. - Köln : Stadtplanungsamt, 2012. - 138 p.

7. Herder, A. Wisselspoor [Elektronische ressource] / Albert Herder, Vincent van der Klei, Arie van der Neut, Metin van Zijl ; Studioninedots, DELVA Landscape Architect. -Textdaten. - Utrecht, 2015. - 27 s. - Zugriffsmodus: http:// www.studioninedots.nl/projects/193wisselspoorutrecht?h=3. -Behandlung datum 28.12.2014.

8. Вагнер, Е.А. Место вело-пешеходных пространств в системе мобильности населения крупной агломерации (на примере Красноярской агломерации) / Е.А. Вагнер // Градостроительство. - 2013. - № 3 (25). - С. 69-79.

9. Кошкин,Д.Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды: дис. на соиск. ученой степ. канд. архитектуры. - Казань, 2000.

10. Portal de la Ciudad de Bogotá (Portal de la Ciudad de Bogotá) [Электронный ресурс]. URL: www.bogota.gov (дата обращения 12.06.2009).

11. Romantischer Rhein Tourismus GmbH (Rheinsteig) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rheinsteig.de/ (дата обращения 12.09.2014).

12. Преобразование города. Стратегический мастерплан Перми / KCAP Architects&Planners, HOSPER, Systematica, Poyry, Tavernor Consultancy, Fakton, МАУ «Бюро городских проектов». - Пермь, 2010.

13. Прядко, И.П. Транспорт в городе: организация безбарьерной и комфортной архитектурно-планировочной среды для маломобильных групп населения / И.И. Прядко, К.В. Орлина // Урбанистика. - 2014. - № 1. - С. 19-29.

14. Пучков, М.В. Город и горожане. Общественные пространства как модератор поведения людей [Электронный ресурс] / М.В. Пучков // Архитектон: известия вузов. - 2014. - №45. -Режим доступа: URL: http://archvuz.ru/2014_1/.

15. Терягова, А.Н. Архитектурно-градостроительные принципы преобразования городской среды в безбарьерное пространство для маломобильных групп населения / А.Н. Терягова // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. - 2010. - №18. - С. 132-137.

16. Тетиор, А.Н. Устойчивое развитие города. 4.1 / А.Н. Тетиор; Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы. - М., 1999. - 173 с.

17. Филин, В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо / В.А. Филин. - М: Видеоэкология, 2006. - 512 с.

18. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2009. - 35 с.

Literatura

8. Vagner E.A. Mesto velo-peshehodnyh prostranstv v sisteme mobil'nosti naseleniya krupnoj aglomeracii (na primere Krasnoyarskoj aglomeracii) /E.A. Vagner // Gradostroitel'stvo.

- 2013 № 3 (25). - S. 69-79.

9. Koshkin D.F. Principy koloristicheskoj organizacii ob"ektov dizajna arhitekturnoj sred: dis. na soisk. uchenoj step. kand. arhitektury. - Kazan', 2000.

12. Preobrazovanie goroda. Strategicheskij masterplan Permi / KCAP Architects&Planners, HOSPER, Systematica, Pöyry, Tavernor Consultancy, Fakton, MAU «Byuro gorodskih proektov».

- Perm', 2010.

13. Pryadko I.P. Transport v gorode: organizaciya bezbar'ernoj i komfortnoj arhitekturno-planirovochnoj sredy dlya malomobil'nyh grupp naseleniya / I.I. Pryadko, K.V. Orlina // Urbanistika. - 2014. - № 1. - S. 19-29.

14. Puchkov M.V. Gorod i gorozhane. Obshhestvennye prostranstva kak moderator povedeniya lyudej [Elektronnyj resurs] / M.V. Puchkov // Arhitekton: izvestiya vuzov. - 2014.

- №45. - Rezhim dostupa: URL: http://archvuz.ru/2014_1/.

15. Teryagova A.N. Arhitekturno-gradostroitel'nye principy preobrazovaniya gorodskoj sredy v bezbar'ernoe prostranstvo dlya malomobil'nyh grupp naseleniya / A.N. Teryagova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arhitektura. - 2010. - №18.

- S. 132-137.

16. TetiorA.N. Ustojchivoe razvitie goroda. 4.1 / A.N. Tetior; Komitet po telekommunikaciyam i sredstvam massovoj informacii Pravitel'stva Moskvy. - M., 1999. - 173 s.

17. Filin V.A. Videoekologiya. Chto dlya glaza horosho, a chto - ploho / V.A. Filin. - M: Videoekologiya. 2006. - 512 s.

18. GOST R ISO 9000-2008. Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar'. - M.: Standartinform, 2009. - 35 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.