Научная статья на тему 'К вопросу о формировании в России эффективной антимонопольной политики'

К вопросу о формировании в России эффективной антимонопольной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родченкова О. А.

В статье приводятся предложения по совершенствованию российского антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании в России эффективной антимонопольной политики»

6.2. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ В РОССИИ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Родченкова О.А., к.э.н., доцент

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье приводятся предложения по совершенствованию российского антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: антимонопольная политика, конкурентная политика, рыночные отношения.

Одним из обязательных признаков современного рынка является его конкурентный характер. Однако сам по себе рынок не может противостоять монополистическим тенденциям и даже способствует их развитию через действие санирующей функции. Но, поскольку любые ограничения конкуренции препятствуют действию рыночного механизма, ведут к диспропорции между спросом и предложением, нерациональному использованию производственного потенциала и, следовательно, к снижению эффективности всей рыночной экономической системы, то роль координатора и регулятора условий свободного соперничества субъектов рыночных отношений вынуждено брать на себя государство. Создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию - главная цель государственной антимонопольной политики1.

Начало проведения государственной антимонопольной политики в России было связано с принятием 22 марта 1991 года Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2, цель которого состояла в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Однако с развитием рыночных отношений данный закон показал свою практическую несостоятельность, даже постоянное его редактирование не способствовало ликвидации множества «пробелов» в российском конкурентном законодательстве. В стране назрела необходимость существенно-

1 См.: Князева, И.В. Антимонопольная политика России: учеб. пособие /И.В.Князева. - М.: Омега-Л, 2006. - С.194.

2 См.: Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ.

- 1991. - №16. - Ст. 499.

го совершенствования действующего антимонопольного законодательства, разработки и принятия нового базового нормативного документа, соответствующего веяниям времени, направленного против накопления хозяйствующими субъектами опасной для общества монопольной власти и любых форм монопольного поведения, в том числе с использованием криминальных методов. В связи с чем, 26 июля 2006 года был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»3 (далее Закон), которым, на наш взгляд, созданы условия для проведения в России эффективной антимонопольной политики.

Вступивший в силу Закон в отличие от предыдущего Закона РФСФР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в корне изменил подход к ключевым понятиям конкурентного законодательства. Так, в Законе:

1. С учетом правоприменения, изменено базовое понятие товара, в соответствии с которым в сферу регулирования конкурентных отношений могут быть включены отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу оборота объектов гражданских прав, не только предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, но и не являющихся продуктами деятельности.

2. Содержится уточненное понятие товарного рынка, учитывающее специфику большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации. Таким образом, из определения понятия «товарный рынок» исключен такой признак, как его географическое расположение на территории Российской Федерации или её части, что позволит антимонопольному органу при осуществлении анализа товарного рынка определять состояние конкуренции на нем с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара.

3. Конкретизировано понятие «группы лиц» и разработаны критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе. Закон содержит закрытый перечень оснований, по которым лица могут быть признаны входящими в одну группу. Эта новация создает определенность при осуществлении контроля над экономической концентрацией, а также позволяет установить запрет на осуществление группой лиц монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, поскольку состав каждой группы может быть однозначно установлен самими участниками группы

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434.

Родченкова О.А.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

еще до осуществления каких-либо действий на определенном товарном рынке.

4. Значительно расширен понятийный аппарат антимонопольного законодательства определением таких типичных форм негативного влияния на конкуренцию как: координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, а также согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

5. Модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, изменен размер доли хозяйствующего субъекта на рынке с 65 до 50 процентов, начиная с которого хозяйствующий субъект должен доказать антимонопольному органу, что он не занимает на рынке доминирующего положения. С момента принятия Закона, хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке: цену товара; скидки с цены; условия поставки; приоритетные зоны географического обслуживания; дифференциацию цен для различных групп потребителей товара и др.).

Следует указать, что установленный в Законе порог в размере 50 % доли рынка как признак доминирования соответствует практике большинства стран - членов Европейского Союза.

Несмотря на то, что в Законе сохранено правило, в соответствии с которым не может быть признан занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, доля которого на соответствующем рынке ниже 35 %, введено исключение для товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения, например, если:

- спрос на соответствующий товар не является эластичным, т.е. потребители товара не могут отказаться от потребления в прежних размерах, даже в случае роста цены на такой товар;

- товар, обращающийся на таком рынке, не имеет заменителей;

- производство (потребление) товара характеризуется высокой концентрацией, которая отражается в следующих соотношениях: на таком товарном рынке три (или менее) крупнейших хозяйствующих субъекта должны суммарно занимать долю больше 50 %, либо пять (или менее) крупнейших хозяйствующих субъекта должны суммарно занимать долю больше 70 %;

- доли хозяйствующих субъектов на таком рынке должны быть стабильны в долгосрочном периоде (не менее одного года), доступ конкурентов ограничен.

В целях совершенствования практики применения антимонопольного законодательства Закон устанавливает, что «субъекты естественных монополий занимают доминирующее положение на со-

ответствующих товарных рынках», что является обобщением практики применения антимонопольного законодательства за период с 1992 года и полностью соответствует экономической природе субъекта естественной монополии. Введение в законодательство такой нормы закрепляет сложившуюся судебную практику по делам о нарушении антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий.

6. Значительные изменения внесены в определение понятий «монопольно высокая цена товара» и «монопольно низкая цена товара». В Законе определены два равноправных метода обоснования наличия монопольно высокой (низкой) цены:

- метод, основанный на сравнении цены, устанавливаемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и цены такого товара на сопоставимых рынках с учетом сопоставимости иных условий обращения товара;

- метод, базирующийся на сравнении цены товара, установленной занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, и экономически оправданных расходов на производство и реализацию товара с учетом разумной прибыли такого хозяйствующего субъекта.

Кроме указанных изменений в понятийном аппарате, Законом определен статус федерального антимонопольного органа в качестве федерального органа исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации. При этом для осуществления своих полномочий Федеральный антимонопольный орган вправе создавать территориальные органы и назначать их руководителей, а также наделять территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В качестве основных функций для антимонопольного органа, закреплённых в Законе, следует выделить две:

1) обеспечение государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органами или организациями, Центральным банком Российской Федерации, физическими лицами, хозяйствующими субъектами, в том числе финансовыми организациями и организациями, являющимися субъектами естественных монополий;

2) предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства со стороны указанных выше лиц, органов и организаций.

Важной новацией Закона в части ограничения неоправданного вмешательства антимонопольного органа в деятельность хозяйствующих субъектов

является лишение антимонопольного органа права выдавать предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, которые, по мнению антимонопольного органа, систематически осуществляют монополистическую деятельность. Впервые узаконено, что принудительное разделение таких хозяйствующих субъектов может быть осуществлено только по решению суда.

Положительно, что Законом предусматривается устранение излишних административных барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов. Так, детализируется регулирование процедур, связанных с получением предварительного разрешения антимонопольного органа на совершение хозяйствующим субъектом отдельных видов сделок и действий. Значительное их упрощение, несомненно, повлечет снижение административной нагрузки, не связанной с защитой конкуренции, на антимонопольный орган, что позволит ему сосредоточиться на реализации своих основных функций: контролировать состояние конкуренции на товарных рынках и в предупредительном порядке реагировать на её возможное ограничение. Таким образом, новый антимонопольный закон кроме материальных норм права содержит и процессуальные нормы.

Кроме того, Закон содержит главу о предоставлении государственной и муниципальной помощи. Эта новелла вводит запрет на необоснованную государственную помощь, создает условия для борьбы с административным монополизмом4 со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

Несмотря на то, что с момента принятия Закона уже трижды вносились изменения и поправки в отдельные пункты его текста, повод для оптимизма, на наш взгляд, есть. Ведь антимонопольное законодательство в европейских странах считается одним из наиболее сложных в применении, поэтому его практическая реализация и в России может создать ряд вполне обоснованных проблем, требующих дальнейшего совершенствования антимонопольной политики государства.

Считаем, что рассмотренные нами нововведения в российском антимонопольном законодательстве, должны способствовать становлению активной конкурентной политики, формированию национальной культуры конкуренции всех субъектов рыночных экономических отношений.

4 См.: Интервью с И.Ю. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы. //Законодательство. -2007. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.