Научная статья на тему 'Особенности антимонопольного законодательства России'

Особенности антимонопольного законодательства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6116
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности антимонопольного законодательства России»

Секция «Экономика и менеджмент»

Особенности

антимонопольного

законодательства

России

И.Д. Коновалова,

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Российское правительство в один момент встало перед задачей создания не просто антимонопольного законодательства, но перед внедрением рынка в высокомонополизированное хозяйство России для нормального функционирования экономики в условиях мирового рыночного хозяйства. Таким образом, антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей послужили одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

1. Монополия, определения понятия и признаки монополизма

Понятие монополии очень важно для основного предмета работы - антимонопольной политики, необходимо описать это понятие более детально.

• Монополия (от monos- один, и греч. poleo - продаю) -исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

• Монополия - предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемая одним или несколькими предприятиями.

154

• Монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают.

• Монополия - ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом», полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-един-ственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия всегда присутствует известная доля условности.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1) монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей;

2) производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители);

3) вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за

барьеров:

- крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;

- система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством;

- монопольное право собственности на использование определенных ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов);

4) сложность в получении полной информации обо всем

рынке.

Можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

2. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

155

Всевластию же монополиста, в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль, ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Тенденция монополии к угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого монопольной прибыли вынуждает государство разрабатывать и включать в свою экономическую политику антимонопольные законы и мероприятия, создавать специальные антимонопольные ведомства и т. п.

Антитрестовское или антимонопольное регулирование призвано не допустить развертывания разрушительной, для эффективности экономики, ограничительной деловой практики.

1. Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, что может угрожать нормальному функционированию рыночного механизма.

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

2. Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой.

Антимонопольное законодательство направлено на:

S поддержание конкурентной среды;

S противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции;

S регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг;

S отсечение тех фирм и корпораций, которые являются недобросовестными по отношению к правам производителей и потребителей.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства является одной из наиболее важных задач государственного регулирования экономики.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда общество имеет возможность свободно обме-

156

ниваться производимыми товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства. Ведь что производить и в каком количестве, решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Для поддержания конкурентного рынка государство использует две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Антимонопольное законодательство имеет следующие основные черты:

• поощрение конкуренции;

• контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке;

• защита интересов потребителей;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса;

• контроль над процессами слияния и объединения компании.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на:

• территориальный раздел рынков;

• бойкот конкурентов;

• прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения;

• установление согласованных цен и скидок;

• согласованное манипулирование обменом и характером предложения;

• назначение единых директивов (указаний) конкурирующих фирм.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства.

2. Развитие конкурентных начал.

3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной эко-

157

номики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

3. Особенности монополизма в России

В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3-х заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.

В бывшем СССР монополизм в народном хозяйстве был доведен до абсурда. Государственная монополия на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу. Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис всей экономики.

Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России.

Таким образом, для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, что составляет трудность в формировании антимонопольного законодательства России. Наше государство столкнулось с глобальной проблемой в преодолении монополизации.

4. Становление антимонопольной политики в России

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали ры-

158

ночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Становление антимонопольной политики в Российском государстве проходило одновременно с установлением других неотъемлемых факторов:

S либерализация экономики;

S приватизация (процесс передачи в частные руки государственной собственности);

S формирование рыночных отношений.

Таким образом, в России антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление командно-административного монополизма, то есть на изменение типа экономической системы в целом.

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 году. Данный законодательный акт должен был включать в себя:

• запрещение соглашений, объединений и тайных сговоров по ограничению торговли;

• провозглашение преступлением препятствия свободе торговли, созданием монополии и вступлением в сговор с такой целью.

В случае неисполнения данных законодательных актов, предусматривалось наказание: от штрафов и конфискаций вплоть до тюремных арестов на срок до 10 лет.

Эти законы были сформулированы на основе акта Шермана, действующего частично и по сей день в США.

Но организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Да и на практике закон не препятствовал ни деятельности старых, ни образованию новых монопольных предприятий.

Начало истории монопольного регулирования в России началось 22 марта 1991 года после принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики:

• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

159

• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности переходного состояния экономики РФ.

При разработке методов борьбы с монополизмом учитывались:

> особая форма высокомонополизированной экономики

России;

> основополагающей концепцией был не запрет самого монопольного положения, а только запрет злоупотребления доминирующим положение на рынке.

Применение закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным условиям экономики. Именно поэтому закон подвергался редактированию 8 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятие Конституции РФ обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в антимонопольное законодательство, так как Конституция являлась гарантом единства экономического пространства, предоставляла свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживала конкуренцию и давала свободу экономической деятельности.

Таким образом, в 1995 и 2002 годах были осуществлены новые редакции антимонопольного законодательства, в которых было обозначено:

• для предупреждения монопольных слияний и объединений устанавливается предварительный контроль за созданием, ликвидацией и слиянием и другими преобразованиями коммерческих организаций. В целях ограничения рыночной конкуренции были запрещены некоторые виды крупных слияний;

• создание такого инструмента антимонопольной политики, как Реестр, который отвечал за подготовку информационной базы о крупных субъектах отдельного товара на рынке для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства.

Таким образом, Реестр должен был регулировать процессы экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих значительными сегментами рынка. Можно сказать, что Реестр являлся инструментом пресечения и предупреждения монополистической деятельности.

С 1992 по 1995 год Реестр в пресечение монополистической деятельности использует жесткие принуждения: не допускалось доми-

160

нирующее положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке, пресекались факты злоупотребления этим положением.

В процессе либерализации внешней торговли и экономического пространства перед Реестром были поставлены другие задачи: из инструмента, предназначенного для выполнения функций административного, ценового и количественного регулирования, Реестр превратился в перечень крупных хозяйствующих субъектов, имеющих значительную долю рынка. Теперь Реестр стал наблюдать за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю на рынке, и имел информационно-справочное назначение.

5. Методы антимонопольной политики в России

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это:

S запреты на монополистическую деятельность:

• запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию;

• запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением;

S запреты на недобросовестную конкуренцию:

• действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации;

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также некорректное сравнение собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца;

S запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции:

• устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий;

161

• запрещение принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и, тем самым, ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Также закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит, или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора невыгодные для него, или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести, или поставить нужный товар.

Также российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

1) соглашения, препятствующие входу других предприятий

на рынок;

2) отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

3) соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;

4) ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений, или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Заключение

Таким образом, антимонопольное законодательство России имело немало отличительных особенностей. Политика, направленная

162

на ликвидацию монополизма, брала свои истоки в условиях только формирующихся рыночных отношений, долгие годы деятельность правительства Советского Союза была нацелена на создание целой системы монопольных предприятий. Поэтому главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Предприятия были монополизированы в высшей степени, только вот социализм построить не удалось. И назрела необходимость создания рынка с его конкуренцией, защитой и поощрением развития частной собственности, малого и среднего бизнеса. То есть государство должно было не просто создать антимонопольное законодательство, но и в корне изменить систему, перейти от административно-командного построения экономики к рыночной системе. Специфика глобального российского монополизма сказалась и на особенностях законодательного регулирования деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Поэтому для нашей страны важно было не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю в высшей степени.

Библиографический список

1. Борисов С.Е. Экономическая теория / С.Е. Борисов. - М. : Бизнес, 2004.

2. Курс экономической теории : учебник / под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров : «АСА», 2007. - 848 с.

3. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь/ под общей ред. Г.С. Вечканова. - СПб. : Лань, 2006.

4. http://www.lawportal.ru/script/cntHTM L.asp?cntID =

104519

5. ru.wikipedia.org

6. http://www.isepn.antat.ru/sborniki/volume12.html

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.