Научная статья на тему 'К вопросу о формировании у студентов вуза навыков противодействия информационной войне в условиях глокализации'

К вопросу о формировании у студентов вуза навыков противодействия информационной войне в условиях глокализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / НАВЫКИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / GLOCALIZATION / INFORMATION WAR / THEORY OF JUST WAR / COUNTERACTION / MORAL CONSTRAINTS / SKILLS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жадунова Наталья Владимировна, Коваль Екатерина Александровна, Азисов Руслан Фаильевич

Статья посвящена анализу проблем, возникающих в условиях информационной войны, оказывающей существенное влияние на становление и развитие личности молодого человека. Актуальность темы обусловлена тем, что приобретение студентами современных вузов навыков, позволяющих эффективно коммуницировать в условиях информационной войны, учитывать информационное загрязнение и противодействовать ему, опираясь на нравственные ограничения, которые в первую очередь, являются самоограничениями, представляется одной из важных задач, стоящих перед системой высшего образования. В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью распознавания информационной войны, которая негативно влияет и на локальные сообщества, и на глобальные процессы. Использование методологического аппарата исследователей концепции справедливой войны в изучении специфики современных информационных противостояний позволило прийти к следующему выводу: в условиях глокализации информационная война разрушает моральное сознание личности, делает неустойчивыми ее ценностно-нормативные установки, что приводит к утрате социального доверия в локальных обществах и дестабилизации мировых процессов. В этой связи представляется необходимым получение современными студентами знаний об информационной войне, а также навыков противодействия ее негативным последствиям в условиях глокализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Жадунова Наталья Владимировна, Коваль Екатерина Александровна, Азисов Руслан Фаильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF FORMING STUDENTS'' SKILLS IN COUNTERING THE INFORMATION WAR IN THE CONDITIONS OF GLOCALIZATION

The article is devoted to the analysis of problems that arise in the conditions of information war and have a significant impact on the formation and development of personality of young people. The relevance of the topic is due to the fact that today the system of higher education has an important task. It is necessary for students to acquire skills that will enable them to effectively communicate in the conditions of information war, to take into account information pollution and counteract it, relying on moral constraints. It is necessary to take into account the fact that moral constraints are, first of all, self-constraints. The article deals with issues related to the ability to recognize an information war, which has a negative impact on the local community and global processes. The use of the methodological apparatus of the researchers of the just war concept in studying of specifics of modern information wars made it possible to draw certain conclusions. In the conditions of globalization, the information war destroys the moral consciousness of the personality, makes her values and normative beliefs unstable. As a result, this leads to the loss of social trust in local societies and to the destabilization of global processes. In this regard, it seems necessary to ensure that students receive knowledge about the information war, as well as skills to counter its negative consequences in the glocal world.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании у студентов вуза навыков противодействия информационной войне в условиях глокализации»

УДК 172.4 (37.017.7)

Н. В. Жадунова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Россия,

e-mail: zhadunovan@mail.ru

Е. А. Коваль

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,

e-mail: nwifesc@yandex.ru

Р. Ф. Азисов

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия,

e-mail: azisov-rus@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НАВЫКОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ В

УСЛОВИЯХ ГЛОКАЛИЗАЦИИ1

Статья посвящена анализу проблем, возникающих в условиях информационной войны, оказывающей существенное влияние на становление и развитие личности молодого человека. Актуальность темы обусловлена тем, что приобретение студентами современных вузов навыков, позволяющих эффективно коммуницировать в условиях информационной войны, учитывать информационное загрязнение и противодействовать ему, опираясь на нравственные ограничения, которые в первую очередь, являются самоограничениями, представляется одной из важных задач, стоящих перед системой высшего образования.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью распознавания информационной войны, которая негативно влияет и на локальные сообщества, и на глобальные процессы. Использование методологического аппарата исследователей концепции справедливой войны в изучении специфики современных информационных противостояний позволило прийти к следующему выводу: в условиях глокализации информационная война разрушает моральное сознание личности, делает неустойчивыми ее ценностно-нормативные установки, что приводит к утрате социального доверия в локальных обществах и дестабилизации мировых процессов. В этой связи представляется необходимым получение современными студентами знаний об информационной войне, а также навыков противодействия ее негативным последствиям в условиях глокализации.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-011-00710.

Ключевые слова: глокализация, информационная война, теория справедливой войны, противодействие, нравственные ограничения, навыки, студенты вузов.

N. V. Zhadunova

National Research N.P. Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: zhadunovan@mail.ru

E. A. Koval

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)»,

Saransk, Russia, e-mail: nwifesc@yandex.ru

R. F. Azisov

Research Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia,

e-mail: azisov-rus@yandex.ru

TO THE ISSUE OF FORMING STUDENTS' SKILLS IN COUNTERING THE INFORMATION WAR IN THE CONDITIONS OF

GLOCALIZATION2

The article is devoted to the analysis of problems that arise in the conditions of information war and have a significant impact on the formation and development of personality of young people. The relevance of the topic is due to the fact that today the system of higher education has an important task. It is necessary for students to acquire skills that will enable them to effectively communicate in the conditions of information war, to take into account information pollution and counteract it, relying on moral constraints. It is necessary to take into account the fact that moral constraints are, first of all, self-constraints.

The article deals with issues related to the ability to recognize an information war, which has a negative impact on the local community and global processes. The use of the methodological apparatus of the researchers of the just war concept in studying of specifics of modern information wars made it possible to draw certain conclusions. In the conditions of globalization, the information war destroys the moral consciousness of the personality, makes her values and normative beliefs unstable. As a result, this leads to the loss of social trust in local societies and to the destabilization of global processes. In this regard, it seems necessary to ensure that students receive knowledge about the information war, as well as skills to counter its negative consequences in the glocal world.

2 Acknowledgements: The work was supported by grant RFBR № 18-011-00710.

32

Key-words: glocalization, information war, the theory of just war, counteraction, moral constraints, skills, university students

Введение

Современное общество часто характеризуют как информационное. Основным признаком информационного общества является революционное воздействие информационно-коммуникационных технологий на все сферы жизни людей. Однако необходимо учитывать особенности не только общества, но и того пространства и времени, в котором оно воспроизводится. В настоящее время ряд исследователей (Р. Робертсон, В. Рудометоф, А. Ю. Согомонов и др.) [12; 13; 9] характеризуют его как глокальное. В условиях глокализации сталкиваются разнонаправленные процессы: глобальные информационные потоки пронизывают локальные общества, а они концентрируются на локальных ценностно-нормативных устоях, которые не всегда соответствуют глобальным тенденциям. Такое столкновение осложняется различного рода информационными конфликтами, наиболее острые из которых носят характер информационной войны.

В этой связи особую актуальность и остроту приобретает вопрос о том, каким образом возможно в существующих условиях сформировать коммуникативные навыки, позволяющие выстраивать конструктивное взаимодействие людей, живущих в глокальном мире, минимизировать риски информационного загрязнения, противодействовать информационной войне посредством нравственных ограничений.

Методы

Для решения исследовательских задач представляется обоснованным использование метода рефлективного равновесия, предложенного Дж. Ролзом [11]. Данный метод предполагает согласование положений моральных теорий с реальными этико-нормативными практиками. Метод рефлективного равновесия необходим для анализа применимости теории справедливой войны к информационной войне и нравственным ограничениям поведения личности в публичном пространстве в условиях глокализации.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы З. Баумана, Д. Белла, М. Маклюэна и других теоретиков информационного общества, основывающихся на тезисе о том, что в жизни современного человека решающую роль играет информация, приобретающая особые характеристики и инструментальные свойства. Информация становится новой социальной ценностью и определяет стратегии развития личности и общества в уникальных условиях взаимодействия глобального и локального [2; 4; 6].

Результаты и обсуждение

Взаимопроникновение глобального и локального, получившее название глокальности, меняет социальное пространство, в первую очередь, затрагивая ценностно-нормативную систему. Так У. Бек отмечает, что в глобальном информационном пространстве неизбежно происходят изменения в морали,

выражающиеся в дистанцированности человека от ответственности за происходящее [3, с. 86].

Глокализация предполагает «хаотизацию» ценностей, изменения в понимании происходящего, привычной конфигурации жизнедеятельности личности и общества. В большей мере это отражается в сознании молодых людей и влечет за собой, по определению В. И. Бакштановского и Ю. В. Согомонова, «банализацию и примитивизацию» морали [1].

Глокальное представляет собой такое сочетание пространства и времени, которое определяет новый миропорядок: глобальные информационные и финансовые потоки оказывают серьезное влияние на локальные общества, однако при этом они пытаются сохранить свою социокультурную идентичность, мировоззренческие основы и ценности. В глокальном пространственно-временном контексте постепенно теряет смысл соперничество между отдельными обществами. Вместо вертикального мира, где отстающие общества догоняют опережающие, образуется горизонтальное взаимодействие разных «хороших обществ», которые сосуществуют друг с другом. Однако такое взаимодействие не исключает конфликтов, часто имеющих информационную природу.

Информационно-коммуникационные технологии, расширяя наши возможности получения полезной информации, в то же время, являются инструментами распространения информационного загрязнения. Под информационным загрязнением мы пониманием коммуникативное отношение, в котором один субъект коммуникации сознательно направляет другому информацию, предназначенную для заведомого причинения морального вреда человеку или обществу, а также провоцирующую разобщенность в социальной среде. Спам - это информационное загрязнение, поскольку отнимает время у пользователей. Сообщения, созданные на языке вражды, - это информационное загрязнение, поскольку они провоцируют социальную разобщенность, раздражают получателя информации и формируют негативное отношение к тому, кто отправил сообщение, или к тому, о ком или о чем идет речь в сообщении.

Информационное загрязнение, на наш взгляд, также является средством ведения информационной войны. В. И. Самохвалова определяет информационную войну как «.. .культурные способы воздействия на сознание, вплоть до его разрушения.» [8, с. 34]. И если в обычных войнах гражданское население участвовало, в большей степени, косвенно (не считая партизанских формирований), например, обеспечивая тыловую работу, то в информационной войне каждый может быть солдатом. Доступ к информационно-коммуникационным технологиям позволяет практически каждому распространять с большой скоростью и на большую аудиторию свои идеи, ценности, нормативные установки, воздействующие на сознание других людей. Причем зачастую это распространение происходит в социальных сетях, популярных у молодого поколения и не только.

Сформулируем далее ряд тезисов, характеризующих современную информационную войну и отличающих ее от иных типов информационных противостояний.

Во-первых, идентификация глобальной информационной войны происходит по следующим признакам: повышение уровня агрессивности в публичной среде; увеличение частоты использования резких оценочных суждений в отношении к людям с иными взглядами; публичные высказывания или размещение сообщений, призывающих к активным агрессивным действиям против инакомысящих; осуществление информационных вбросов - сообщений, содержащих заведомо ложную информацию; искажение и необоснованные интерпретации различных фактов, включая исторические, и др.

Во-вторых, информационную войну трудно локализовать. Интернет-технологии масштабируют любое информационное действие и событие. Каждый «лайк» (положительная оценка сообщения в социальной сети, блоге или электронном СМИ) под определенным контентом, в котором используется язык вражды в отношении конкретного человека или группы людей, сообщества - это информационный «выстрел», играющий в информационной войне не меньшую роль, чем выстрел из автомата в войне «классической».

В-третьих, проблема усугубляется тем, что «солдатом» информационной войны, производящим «выстрел» под воздействием субъективных оценок, ложных посылок и предубеждений, детерминированных зачастую не столько личным выбором, сколько социальными клише, идеологемами, может быть ребенок, беременная женщина, пенсионер, инвалид и т.п.

По этой причине, по нашему мнению, в настоящее время особенно актуально изучение проблематики информационной войны в вузах. Возможно, обсуждение вопросов, связанных с ведением и личным противодействием информационной войне необходимо начинать еще в старших классах средней школы, однако в данной статье мы попытаемся наметить контуры изучения проблем информационной войны и необходимости применения нравственных ограничений в информационной деятельности в рамках высшей школы.

Студенты являются той аудиторией, которая находится в активном поиске своего «я». Часто их жизненные установки характеризуются заведомо критическим и скептическим отношением к тому, что навязывается, назидается извне на уровне массового сознания, а потому с ними необходимо обсуждать различные аксиологические модальности конфликтной коммуникации в информационном глокальном мире.

С одной стороны, негативные последствия такой коммуникации очевидны; с другой стороны, можно предположить, что она играет и позитивную роль, поскольку выражение вербальной агрессии может служить средством предотвращения физической агрессии, выполняя функцию замещения.

Проблематика информационной войны в вузе может рассматриваться как в рамках учебной, так и в рамках внеучебной деятельности, поскольку именно внеучебная деятельность предоставляет возможности не только для

35

дискуссионного многопланового обсуждения проблемы, но и для формирования навыков противодействия информационной войне.

Пространство внеучебной деятельности позволяет использовать различные методы и приемы, такие как: открытые лекции, тематические дискуссии, парламентские дебаты, кураторские часы, профильные занятия в специализированных выездных лагерях (лагерь актива, лагерь кураторов и т.п.).

В рамках учебной деятельности возможна реализация различных вариантов изучения проблематики информационной войны и нравственных ограничений информационной деятельности: спецкурс, посвященный непосредственно заявленной проблематике; модуль или несколько модулей в рамках одной из гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе (этика, философия, социология, политология и др.). На наш взгляд, наиболее эффективным представляется разработка тематических модулей для таких учебных дисциплин, как «Этика», «Профессиональная этика» и др.

Нравственные ограничения информационной войны - это предмет практической философии. Специфика нравственных ограничений обусловливается личностной оценкой информационной войны, для которой необходимы глубокий анализ особенностей последней в контексте изучения классических способов нормативного отношения к войне (пацифизм, милитаризм, реализм и теория справедливой войны) [5; 7; 10].

Реалистическое воззрение на войну формирует представление о ней как о внеморальном феномене. Войны - необходимый элемент социальной реальности. Если речь идет о войне, включая информационную войну, то проблемы морали и нравственные ограничения к военной деятельности не применимы. У войны есть свои законы и нормативные основания, имеющие внеморальную природу.

Милитаризм - это позиция, в рамках которой осуществляется нравственная апология войны. Любая война, в том числе и информационная, может иметь позитивные результаты. Преодолевается социальное разобщение, люди, прежде не доверяющие друг другу, способны сплотиться в борьбе против общего врага. В то же время, позитивное влияние информационной войны на личностный рост - довольно сомнительно. Б. Коппитерс, Н. Фоушин и Р. Г. Апресян, характеризуя милитаризм, отмечают: «По мнению милитаристов, война изменяет людей и делает их такими, какими они прежде не были и, возможно, не могли быть. ... Суровость войны воспитывает у участвующих в ней такие добродетели, как дисциплинированность, уверенность в своих силах, стойкость, преданность, ответственность и мужество» [7, с. 23]. Далеко не очевидно, что составление демотиваторов с провокационными надписями или неадекватная интерпретация фактов может сделать человека преданным и мужественным.

Пацифисты дают однозначную негативную оценку любым видам войн. Они полагают, что войны - аморальны, а потому любая войны - это зло, и должны быть предприняты все возможные меры для ее предотвращения. Пацифизм не приемлет и информационную войну, несмотря на то, что она

36

напрямую не порождает кровопролитных фронтов, бомбардировок, отравлений газом и т.п. Информационная война ведется против ценностно-нормативных установок, что позволяет сделать следующее предположение: информационная война более проблематизирована с точки зрения этики, чем любая другая.

Теория справедливой войны не дает однозначной этической оценки такому явлению, как война: войны могут быть как морально оправданными, так и аморальными. Например, информационная война, направленная на искоренение традиций, верований, языков малых народов - аморальна, а оборонительная информационная война, которая ведется с целью разоблачения противника, привлечения населения к активному использованию критического мышления - уже не кажется очевидным злом.

На наш взгляд, в рамках теории справедливой войны как наиболее взвешенной позиции, актуальны такие нравственные ограничения информационной войны, как принципы предосторожности, ответственности, справедливости, непричинения вреда, а также практика малых дел, под которой мы понимаем индивидуальный сознательный ответственный отказ от распространения информационного загрязнения. Приобретение таких навыков противодействия информационной войне, как нравственные ограничения (которые могут быть только самоограничениями), современными студентами представляется необходимым элементом стратегии становления личности будущего специалиста.

Особую значимость изучение проблематики информационной войны имеет в юридических вузах. Как правило, в специализированных высших учебных заведениях внимание уделяется только правовым аспектам информационной безопасности. Однако, на наш взгляд, будущим правоприменителям и правоохранителям особенно необходим предмет или, как минимум, модуль, посвященный вопросам нравственных ограничений информационной войны, философской рефлексии относительно таких проблем, как пропаганда, трансформация ценностей, «мягкая сила», культурные бомбардировки, «постправда» и т.п. Получение навыков противодействия информационной войне позволит студентам юридических специальностей и направлений подготовки защищать не только себя, но и других людей, профессиональные и иные сообщества, являющиеся жертвами информационного загрязнения или применения иных средств ведения информационной войны в глокальном пространстве.

Заключение

Итак, обсуждение острых вопросов о том, как должен вести себя человек в условиях информационной войны, предполагает понимание и учет целого ряда факторов, важнейшим из которых является глокализация. Современный человек, как представитель локального сообщества, включен в глобальную систему социально-политического взаимодействия. Он одновременно должен руководствоваться в своем поведении общепринятыми правилами поведения и локальными нормами, вырабатывать индивидуальные стратегии поведения в информационной среде. Следовательно, изучение проблематики

37

информационной войны, и особенно формирование навыков противодействия ее негативным последствиям, является необходимым для современных студентов. Полученные знания и навыки могут способствовать не только критическому осмыслению информационной войны, но и выбору стратегий личностного и профессионального развития, соответствующих конститутивным параметрам глокального мира.

Библиографический список

1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали : нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 8-20.

2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М. : Весь мир, 2004. 188 с.

3. Бек У Общество риска: На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

4. Белл Д., Иноземцев В. Л. Эпоха разобщенности. М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2007. 304 с.

5. Кашников Б. Н. Миф справедливой войны как реальность абсолютного насилия // Военно-юридический журнал. 2017. № 2. С. 3-7.

6. Маклюэн М. Понимание медиа : внешние расширения человека. М. : Кучково поле, 2007. 464 с.

7. Нравственные ограничения войны : проблемы и примеры / под общ. ред.: Б. Коппитерс, Н. Фоушин, Р. Апресян. М. : УИЦ Гардарики, 2002. 407 с.

8. Самохвалова В. И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн // Философия и общество. 2011. № 4. С. 33-49.

9. Согомонов А. Ю. Глокальность. Очерк социологии пространственного воображения. URL: http://www.globalculture.ru/glokalizacija/aleksandr-sogomonov-glokalnost-2.html (дата обращения: 19.09.2018).

10. Якушев Л. В. Современные теории справедливой войны // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 142-154.

11. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge : Harvard University Press, 1999. 560 p.

12. Robertson R. Globalisation or glocalisation? // The Journal of International Communication. 2012. Vol. 18. Issue 2. pp. 191-208. https://doi.org/10.1080/13216597.2012.709925.

13. Roudometof V. Glocalization: A Critical Introduction. NY : Routledge, 2016. 188 p.

References

1. Bakshtanovskij V. I., Sogomonov Y. V. Sociologiya morali : normativno-cennostnye sistemy (Sociology of morality : normative and value systems) // Sociologicheskie issledovaniya. 2003. №. 5. S. 8-20.

2. Bauman Z. Globalizaciya. Posledstviya dlya cheloveka i obshchestva (Globalization: The Human Consequences). M. : Ves' mir, 2004. 188 s.

3. Bek U. Obshchestvo riska : Na puti k drugomu modernu (Risk Society: Towards a New Modernity) / trans. by V. Sedel'nika, N. Fedorovoj. M. : Progress-Tradiciya , 2000. 384 s.

4. Bell D., Inozemcev V. L. E'poxa razobshhennosti (Era of disunity). M. : Centr issledovanij postindustrial'nogo obshhestva, 2007. 304 s.

5. Kashnikov B. N. Mif spravedlivoj vojny' kak real'nost' absolyutnogo nasiliya (Myth of Just War as a Reality of Absolute Violence) // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2017. №. 2. S. 3-7.

6. Maklyue'n M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka (Understanding Media: The Extensions of Man). M. : Kuchkovo pole, 2007. 464 s.

7. Nravstvenny'e ogranicheniya vojny': problemy' i primery' (Moral Constraints on War: Principles and Cases) / pod obshh. red.: B. Koppiters, N. Foushin, R. Apresyan. M. : Gardariki, 2002. 407 s.

8. Samoxvalova V. I. Global'ny'j mir kak prostranstvo sovremenny'x informacionny'x vojn (Global world as a space of modern information wars) // Filosofiya i obshhestvo. 2011. № 4. S. 33-49.

9. Sogomonov A. Yu. Glokal'nost'. Ocherk sotsiologii prostranstvennogo voobrazheniya (Glocality. Essay on the sociology of spatial imagination). URL: http://www.globalculture.ru/glokalizacija/aleksandr-sogomonov-glokalnost-2.html (accessed: 19.09.2018)

10. Yakushev L. V. Sovremennye teorii spravedlivoy voyny (Contemporary Transformations of Just War Theory) // Ehticheskaya mysl'. 2016, T. 16, № 2. S. 142154.

11. Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge : Harvard University Press, 1999. 560 p.

12. Robertson R. Globalisation or glocalisation? // The Journal of International Communication. 2012. Vol. 18. Issue 2. pp. 191-208. https://doi.org/10.1080/13216597.2012.709925.

13. Roudometof V. Glocalization: A Critical Introduction. NY : Routledge, 2016. 188 p.

Сведения об авторах

Жадунова Наталья Владимировна, декан факультета дополнительного образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук. Занимается изучением проблем теоретической и прикладной этики, нравственных ограничений информационной войны. Автор более 60 научных и учебно-методических работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: zhadunovan@mail.ru.

Коваль Екатерина Александровна, профессор кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске (430003, Россия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 6), доктор философских наук. Занимается изучением вопросов нормативности морали, права, религии. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

E-mail: nwifesc@yandex.ru.

Азисов Руслан Фаильевич, аспирант НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (430005, Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, д. 3). Занимается проблемой влияния СМИ на политические процессы.

E-mail: azisov-rus@yandex.ru

About the author

Zhadunova Natalia Vladimirovna, candidate of philosophical sciences, Dean of the faculty of additional education Ogarev Mordovia State University (430005, Russian Federation, Saransk, 68 Bol'shevistskaya str.). Engaged in studying the problems of theoretical and applied ethics, moral constraints of information war. The author of over 60 scientific and educational works.

E-mail: zhadunovan@mail.ru.

Koval Ekaterina Alexandrovna, doctor of philosophical sciences, professor of the department of law enforcement activities and enforcement proceedings of Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk, (430003, Russian Federation, Saransk, 6 Fedoseenko str.). Engaged in studying the problems of moral, law and religion normativity. The author of over 100 scientific and educational works.

E-mail: nwifesc@yandex.ru.

Azisov Ruslan Failevich, graduate student Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia (430005, Russian Federation, Saransk, 3 L. Tolstogo str.). Engaged in studying the problems of media influence on political processes.

E-mail: azisov-rus@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.