Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЭКСПЕРТА-ПОЧЕРКОВЕДА'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЭКСПЕРТА-ПОЧЕРКОВЕДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ / ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Середа Юлия Сергеевна, Бугакова Александра Николаевна

В статье рассматривается профессиональный опыт оценочной деятельности эксперта-почерковеда, который формируется в процессе экспертной практики и слагается из теоретического и практического познания существующих методик исследования, накопления эмпирических знаний о частоте встречаемости признаков, степени их устойчивости под влиянием разнообразных факторов, о характере и объеме проявления признаков в определенных условиях, а также об их взаимозависимостях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Середа Юлия Сергеевна, Бугакова Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE PROFESSIONAL CAPACITY OF GRAPHOLOGIST

The article examines the professional experience of the assessment activity of a handwriting expert, which is formed in expert practice and consists of theoretical and practical knowledge of existing research methods, the accumulation of empirical knowledge about the frequency of occurrence of signs, the degree of their stability under the influence of various factors, about the nature and volume manifestation of signs in certain conditions, as well as their interdependencies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЭКСПЕРТА-ПОЧЕРКОВЕДА»

УДК 343.98.065

Ю.С. Середа

А.Н. Бугакова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ЭКСПЕРТА-ПОЧЕРКОВЕДА

BUILDING THE PROFESSIONAL CAPACITY OF GRAPHOLOGIST

в статье рассматривается профессиональный опыт оценочной деятельности эксперта-почерковеда, который формируется в процес- 275 се экспертной практики и слагается из теоретического и практического познания существующих методик исследования, накопления эмпирических знаний о частоте встречаемости признаков, степени их устойчивости под влиянием разнообразных факторов, о характере и объеме проявления признаков в определенных условиях, а также об их взаимозависимостях.

Ключевые слова: судебная экспертиза, эксперт, почерковедческая экспертиза, профессиональные качества.

Для цитирования: Середа Ю.С., Бугакова А.Н. К вопросу о формировании профессионального опыта эксперта-почерковеда // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 275-279.

The article examines the professional experience of the assessment activity of a handwriting expert, which is formed in expert practice and consists of theoretical and practical knowledge of existing research methods, the accumulation of empirical knowledge about the frequency of occurrence of signs, the degree of their stability under the influence of various factors, about the nature and volume manifestation of signs in certain conditions, as well as their interdependencies.

Keywords: forensic examination, expert, handwriting examination, professional qualities.

For citation: Sereda Y.S., Bugakova A.N. Building the Professional Capacity of Graphologist // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MIA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 275-279.

Исследовательская деятельность эксперта-почерковеда, как отмечает В.Ф. Орлова, в полной мере не регламентирована. Если общие, узловые положения

методики исследования почерков (подписей) отличаются обязательностью, то практическое использование конкретных рекомендаций допускает творческий под-

ход эксперта. Поэтому и на ход исследования, и на его результаты определенное влияние оказывают особенности личности эксперта. К ним относятся, прежде всего, профессиональные свойства личности эксперта, сложившиеся в процессе накопления опыта в применении специальных знаний в области почерковедения и работы с документами, и сугубо личностные, психофизиологические, а также, несомненно, те, которые характеризуют его нравственный облик.

Обобщение литературных данных и экспертной практики позволяет выделить следующие субъективные факторы, влияющие на результаты оценочной деятельности эксперта-почерковеда:

- уровень владения специальными (профессиональными) знаниями;

- личный экспертный опыт в практическом применении (реализации) специ-

276 альных знаний;

- нравственные особенности личности эксперта;

- психологические качества эксперта.

В настоящей статье речь будет идти о первых двух факторах.

Почерковедческие исследования в судебно-экспертных учреждениях системы МВД производятся лицами с высшим, как правило, специальным (судебная экспертиза) и юридическим образованием.

Эксперт-почерковед может считаться теоретически подготовленным специалистом, если он глубоко знает предмет своего исследования, т.е. знает закономерности, определяющие природу почерка как объекта идентификации (его основные идентификационные качества), и методику идентификационного и неидентификационного экспертного исследования. В настоящее время судебное почерковедение располагает данными об индивидуальности почерка (частоте встречаемости частных признаков в почерках разного строения), устойчивости признаков в зависимости от воздействия разнообразных внешних и внутренних факторов на письмо, системных признаках

почерка, элементов письменных знаков (букв, цифр); методикой исследования наиболее распространенных почерковых объектов, методикой объективизации по-черковедческих исследований и оценки признаков и др.

Практика дает основания утверждать, что знания криминалистов оказываются наиболее близкими к тем, которые необходимы для проведения почерковедче-ских исследований в судебно-экспертных учреждениях, если эксперты прошли специализацию в области судебного почерковедения.

Широкое понимание специальных знаний, которыми должен обладать эксперт-почерковед, не способствует четкому определению их границ. Вряд ли эксперту-почерковеду необходимы знания технологии производства бумаги, методики работы на хроматографах и т. п. Это выходит за пределы его компетен- 276 ции. Эксперт-почерковед не универсал. Он должен быть знаком с сущностью и возможностями некоторых методик смежных областей знаний (например, технико-криминалистического исследования документов), но нельзя требовать от почерковеда, чтобы он был специалистом во всех областях экспертного исследования документов. В современных условиях важна именно специализация экспертов-криминалистов. Специализация экспертов-почерковедов способствует целеустремленному накоплению знаний и опыта в исследовании почерка методами, сугубо специфичными для данного объекта. Все иные методы исследования - область специалистов других профилей, в необходимых случаях с помощью таких специалистов может быть получена более полная информация об объекте исследования. Подобный подход к проблеме применения специальных знаний в значительной мере обусловлен структурой государственной организации экспертных учреждений в нашей стране.

Существующий уровень подготовки экспертов-почерковедов является доста-

точной основой получения специальных знаний, необходимых для правильного решения экспертных задач. К сказанному следует добавить, что совершенствованию профессиональных знаний способствует постоянное изучение экспертной практики («коллективного опыта»). Большое значение при этом имеет участие эксперта в разработке научных проблем почерковедения, особенно если оно связано с обобщением экспертной практики судебно-экспертных учреждений страны, обработкой экспериментального материала.

Вместе с тем на экспертную деятельность почерковеда, и в особенности оценочную, влияет ряд субъективных моментов, отражающих свойства личности эксперта. Подготовка и способности к восприятию и сохранению в памяти полученной информации о специфических 277 свойствах объектов, особенностях методик исследования, объем этой информации, специфика переработки всего воспринятого и умение воспользоваться им в конкретном случае сугубо индивидуальны для каждого эксперта-почерковеда, как индивидуален и опыт в использовании методик исследования и оценки признаков. Применение вероятностно-статистических методик исследования и оценки совпадений и различий признаков, дифференциации рукописей на мужские и женские, методики установления факта преднамеренного изменения почерка и других, т.е. методик, направленных на объективизацию процесса исследования и оценки признаков, требует от эксперта корректного выделения идентификационных признаков, рекомендованных авторами методик. Уже этот момент деятельности экспертов содержит в себе элементы субъективного начала.

К числу основных факторов, имеющих первостепенное значение в исследовательской оценочной деятельности эксперта-почерковеда, следует отнести его профессиональный опыт [1]. Все-

сторонняя оценка признаков почерка на всех этапах исследования, особенно на завершающем, предшествующем формированию вывода, без достаточного опыта крайне затруднена. Ряд авторов, основываясь на анализе экспертной практики, отмечают в качестве одной из основных причин ошибочности выводов об исполнителе рукописей неопытность эксперта в исследовании почерковедче-ских объектов, недостаточную квалификацию эксперта и как следствие — неполный анализ и некорректную оценку значимости признаков по собственному опыту [1, 2].

Для почерковедческой экспертизы характерно отсутствие инструментальных методов исследования и несовершенство вероятностно-статистических моделей оценки признаков [1].

Профессиональный опыт оценочной деятельности эксперта-почеркове- 277 да, формируясь в процессе экспертной практики, слагается из теоретического и практического познания существующих методик исследования, накопления эмпирических знаний о частоте встречаемости признаков, степени их устойчивости под влиянием разнообразных факторов, о характере и объеме проявления признаков в определенных условиях, а также об их взаимозависимостях. Исследовательская деятельность вырабатывает у эксперта свое отношение к изучению конкретных объектов и оценке выявленных признаков.

Опытные эксперты оценивают совпадающие и различающиеся признаки всесторонне, во всем их многообразии, с учетом взаимозависимостей их проявления и влияния условий письма. В рассматриваемом плане значение опыта в оценочной деятельности эксперта такое же, как и опыта в деятельности следователя при профессиональной оценке собранных фактов: «Одни и те же сведения могут оцениваться по-разному опытным следователем и молодым специалистом».

Субъективная категория «личный опыт» обусловлена рядом объективных моментов его реализации. Признавая, что опыт эксперта в оценке признаков почерка занимает значительное место, нельзя упускать из виду, что он вырабатывается на основе объективно существующих специальных знаний с учетом коллективной практики, апробированных конкретных методических рекомендаций. Мы разделяем точку зрения, высказанную в специальной литературе [3, 4], согласно которой почерковед, накапливая эмпирические данные о частоте встречаемости признаков, о наиболее существенных взаимозависимостях их устойчивости и других, подвергая эти данные каждодневной проверке на практике, вырабатывает фактически объективные по своему содержанию критерии оценки надежности сделан-278 ных им и другими экспертами выводов. Последнее свидетельствует, что основу

опыта эксперта-почерковеда составляет объективное содержание.

Высокий уровень овладения специальными знаниями; умение использовать в надлежащих случаях эти знания и навыки, определенный экспертный опыт служат надежной предпосылкой и гарантией верного выбора соответствующих научных положений и методики исследования разных почерковых объектов и оценки идентификационных признаков.

В завершение следует особо подчеркнуть, что использование специальных знаний на основе профессионального опыта обусловлено рядом объективных моментов оценочной деятельности эксперта-почерковеда. К их числу относятся особенности графического материала, содержащегося в конкретном объекте исследования, степень совершенства методик исследования, оценки 278 признаков и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации в советской криминалистике. // Труды ВНИИСЭ. Вып. 6. М., 1973.

2. Шляхов А.Р предмет и система криминалистической экспертизы// Тр. ВНИИСЭ. М., 1973. Вып. 3.

3. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2005. 656 с.

4. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В.В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007. 340 с.

REFERENCES

1. Orlova V.F. Teoriya sudebno-pocherkovedcheskoj identifikacii v sovetskoj kriminali-stike. // Trudy VNIISE. Vyp. 6. M., 1973.

2. SHIyahov A.R. predmet i sistema kriminalisticheskoj ekspertizy// Tr. VNIISE. M., 1973. Vyp.3.

3. Rossinskaya E.R. Sudebnaya ekspertiza v grazhdanskom, arbitrazhnom, administrativnom i ugolovnom processe. M.: Norma, 2005. 656 s.

4. Pocherkovedenie i pocherkovedcheskaya ekspertiza: uchebnik / pod red. V.V. Seregina. Volgo-grad: VA MVD Rossii, 2007. 340 s.

Сведения об авторах:

Середа Юлия Сергеевна, преподаватель кафедры основ экспертно-криминалисти-ческой деятельности учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России e-mail: Jylia2412@gmail.com

Бугакова Александра Николаевна, эксперт экспертно-криминалистической группы ОМВД России «Лысковский» ГУ МВД России по Нижегородской области e-mail: oshmarina.alesandra@yandex.ru

About the authors:

Sereda Yulia S., Lecturer of the Department of Forensic Activity Fundamentals of the Educational and Scientific Complex of Forensic Activity at the Volgograd Academy of MIA of Russia

e-mail: Jylia2412@gmail.com

Bugakova Alexandra N., Expert of the Expert and Forensic Activity Group of the "Lyskovsky" of the Main Directorate of MIA in Nizhny Novgorod region e-mail: oshmarina.alesandra@yandex.ru

Заявленный вклад авторов:

Середа Юлия Сергеевна - определение темы научного исследование; научная редакция текста; подготовка аннотации, ее перевод на английский язык; оформление текста по заявленным требованиям.

Бугакова Александра Николаевна - анализ научной литературы; подготовка первоначальной редакции основного текста статьи.

279 279

Статья получена: 11.10.2021. Статья принята к публикации: 27.10.2021. Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.