9. Упоров И.В. Конституция России 1993 года и уголовный закон: двадцать лет спустя // Современная научная мысль. 2014. №1. С.75-82.
УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Краснодарского университета МВД России. Россия, Краснодар (uporov@list.ru)
UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, PhD in Law, Professor of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, Krasnodar
УДК 340.114.5
КДЛЯН Е.Л. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Ключевые слова: правовое государство, законность, правовая активность, правовое поведение, противоправное поведение, правомерность, правовая активность
В статье рассматривается проблема формирования правовой активности личности, рассматриваемой как важное условие обеспечения режима законности. Показано, что правовая активность личности обеспечивает правомерное поведение, создающее основу стабильности и организованности общества, формирующее предпосылки для его развития и совершенствования, способствующее укреплению законности и конституционности. Автор отмечает, что всякая форма правомерного поведения обладает качеством законности, но не всякая (а только правовая активность) представляет собой воплощение всех ее требований в полном объеме. Предлагается вывод о том, что если в поведении личности реализованы все основные предъявляемые к ней требования законности, то это и есть проявление ее правовой активности. Следовательно, наличие определенной совокупности требования законности в поведении личности - это один из возможных критериев выделения такой формы правомерного поведения как правовая активность.
KDLYAN, E.L. ON THE FORMATION OF LEGAL ACTIVITY FOR THE PERSON ENSURE LEGALITY
Keywords: rule of law, rule of law, legal activity, legal behavior, illegal behavior, legitimacy, legal activity
The problem of formation of the legal activity of the person, considered as an important condition for ensuring the legality of the regime. It is shown that the legal
activity of the individual provides good behavior, creating a foundation of stability and organization of society, creates prerequisites for its development and improvement, contributing to the strengthening of legality and constitutionality. The author notes that every form of lawful behavior has the quality of the rule of law, but not all (and only legal activity) is the embodiment of all of its requirements in full. It is proposed to conclude that if the behavior of the individual are all the main demands for it the rule of law, it is a manifestation of its legal activity. Therefore, the presence of a certain set of requirements of the law in the behavior of the individual - it is one of the possible criteria for selection of such a form of lawful behavior as a legal activity.
Законность, как системное образование, обладает значительным потенциалом воздействия на общественные отношения, поведение всех субъектов правовой системы, в том числе и личности.
Требования законности, обладая нормативным характером, являются разновидностью правил поведения людей. Они дают индивиду стратегию поведения в правовой сфере, намечают общую линию действий по овладению навыками правомерного поведения, направляют на строжайшее соблюдение правовых запретов, стимулируют поиск наиболее рациональных вариантов поведения, допускаемых нормами права.
Законность, воздействуя на личность, формирует параметры ее правового поведения. Правомерное и противоправное поведение являются сторонами одного явления - поведения правового. Как отмечал В.Н. Кудрявцев, правовое поведение содержит в себя как норму, так и патологию поведения в сфере права, т.е. все виды человеческого поведения, влекущего юридические последствия [1]. Следовательно, и противоправное поведение относится к правовому поведению. Только суть правомерного поведения заключается в следовании норме, в совершении действий в рамках правовой нормы, а суть противоправного поведения - в нарушении нормы. «Правомерное и противоправное поведение представляют собой единство противоположностей - как две противоречивые и неразрывные стороны правовой действительности, каждая из которых не существует в отдельности» [2].
Законность, воздействуя на личность, формирует ее поведение в определенном направлении. В правовом государстве такое воздействие нацелено на конечный результат - правомерное поведение, что достигается путем создания необходимых ориентиров, рамок, пределов для правомерного поведения и минимизации, противодействия противоправному поведению личности.
Одной из целей претворения в жизнь требований законности к правовому поведению личности является достижение его правомерности. Однако мы не можем ставить знак равенства между законностью и правомерным поведением, так как правомерность является одним из его признаков. Н.Н. Вопленко характеризует правомерность как упорядоченное соответствие общественных отношений системе законов и основанных на них подзаконных актов, которая
производна от свойств государственной обязательности и гарантированности требований законности [3]. Основные возможности и функциональная нагрузка законности направлены на достижение именно правомерного поведения и минимизацию противоправного. Дифференциация правомерного поведения во многом зависит от степени реализации требований законности. Таким образом, требования законности (в случае реализации или не реализации соответствующих требований) можно также рассматривать в качестве критерия, основания подразделения правового поведения на противоправное и правомерное, а также их дифференциации на соответствующие формы.
Одной из важнейших особенностей правомерного поведения является то, что оно является общественно необходимым и общественно полезным поведением. Правомерное поведение создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования, способствует укреплению законности и конституционности.
Правомерное поведение с учетом его мотивации, затратности усилий индивида можно подразделить на две основные формы: правовую активность и позитивную правовую пассивность. Однако, есть и пограничные состояния правомерного поведения, например, маргинальное.
По мнению А.Б. Венгерова, если поведение правомерное, то есть соответствует требованиям права, то делать ничего не надо. Гражданин ведет себя законопослушно, и это поведение, собственно, и обеспечивает право, доводя свои требования до гражданина [4].
Представляется, что формула «делать ничего не надо, когда поведение правомерно» не в полной мере отражает правовые реалии. Такое качество поведения требует предварительных усилий со стороны общества, государства. При этом используются возможности различных правовых образований, механизмов, в том числе, потенциал требований законности по обеспечению правомерности поведения личности. Реализация этих требований направлена на то, чтобы гарантировать, одобрять и охранять правомерного поведение индивида, способствовать его практическому осуществлению.
Одной из форм правомерного поведения является правовая активность. Она обладает такими признаками, как: объективное соответствие поведенческих актов правовым предписаниям; наличие такого качества, которое предполагает хорошее знание права, понимание ближайших целей правовых норм, полное совпадение личного интереса адресата нормы с государственным в сознательном следовании предъявляемым требованиям [5]. Достижению свойств правовой активности способствуют специальные требования законности. Считаем, что при объяснении роли требований законности в формировании и развитии правовой активности личности, степени их реализации в рамках данной формы правомерного поведения, необходимо учитывать некоторые замечания.
Во-первых, правовая активность проявляет себя преимущественно как практическая деятельность в рамках режима законности. Требования
законности оказывают свое воздействие на формирование свойств правовой активности через правосознание, правовую культуру
Во-вторых, в специально-юридическом значении правовая активность характеризует, прежде всего, степень участия «невластных» субъектов в работе механизма правового регулирования, то есть индивида
В-третьих, в наиболее общем плане содержание правовой активности личности составляет правомерная реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Социально-правовая активность личности - это позитивная деятельность, заключающаяся в активном использовании прав, неукоснительном исполнении обязанностей, строгом соблюдении запретов. В конечном итоге данная деятельность направлена на создание соответствующих предпосылок и пользование социальными благами, удовлетворение личных и общественных потребностей. Таким образом, реализация требований законности непосредственно связана с процессами обеспечения и защиты прав и свобод личности, созданием необходимых условий для соблюдения запретов и исполнения обязанностей.
В-четвертых, правовая активность это не просто какой-то особый вид правомерного поведения, а его более высокая форма. Правовая активность связана с поиском наиболее эффективных средств и способов осуществления личностью своего правового статуса, всесторонней реализации правового долга. Она основывается на убежденности в высокой социальной ценности права и законности, необходимости сознательного и всемерного соблюдения юс требований.
Воздействие законности на процесс формирования правовой активности личности не ограничивается лишь обеспечением формального соответствия ее поведения нормам права. Это минимум возможностей законности, низший предел, не достижение которого свидетельствует о состоянии беззакония, об отступлении от норм права. Требования законности оказывают влияние на сознание, волевые поведенческие акты индивида. Как отмечает А.А. Фатьянов, волевые действия детерминированы различными внешними факторами (не может быть абсолютно ни на чем не основанных желаний и хотений), однако важным (если не важнейшим) является создание таких правовых условий, при которых человек самостоятельно формирует направления или цель собственной деятельности [6].
Под таким углом зрения реализация требований законности являются необходимым условием для проявления правовой активности. Законность ставит перед личностью, когда речь идет о ее правовой активности, более высокие задачи, что находит свое выражение в соответствующих требованиях. Иными словами, всякая форма правомерного поведения обладает качеством законности, но не всякая, а только правовая активность есть воплощение всех ее требований в полном объеме. То есть можно говорить о том, что если в поведении личности реализованы все основные предъявляемые к нему требования законности, то перед нами проявление ее правовой активности. Следовательно, наличие определенной совокупности требования законности в
поведении личности - это один из возможных критериев выделения такой формы правомерного поведения как правовая активность.
Другой формой правомерного поведения, которая связана непосредственно с правовой активностью, является позитивная правовая пассивность. Она предстает в виде предусмотренного законом пассивного поведения - бездействия, когда его субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий, без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя внутренне не редко с ними не согласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение. Однако, в теории права, большинство авторов относят правовую пассивность к правомерному поведению [7].
По мнению Е.Л. Ковалевой конформистское (пассивное) поведение выступает как следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам, пассивного соблюдения норм права в силу подчинения своих действий (либо бездействия) поведению окружающих по инерции [8].
Отметим, что в любом случае значительный объем деяний, который охватывается категорией правовая пассивность является допустимой формой правомерного поведения. Но речь, конечно, идет о позитивном правовом бездействии, т.е. соблюдении правовых запретов. Нормы таких отраслей права, как уголовное и административное, содержат правовые запреты. Правовые запреты составляют значительный массив правовой материи. Индивид должен их знать. Соблюдая установленные государством запреты путем воздержания от противоправных действий, индивид обеспечивает реализацию требований законности. При этом реализуются достаточный и необходимый для нормальной жизнедеятельности объем субъективных прав, таких как право на жизнь, на жилище, на свободу и личную неприкосновенность, на частную собственность, право на отдых и др.
Другое дело, что индивид уклоняется от активного участия в правовой жизни общества, бездействует в случае, когда необходимо отстаивать собственные и чужие интересы путем использования, например, права на объединение, создание профессиональных союзов, на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, на возмещение вреда и т.д. Ущерб в данном случае наступает не только для гражданина, но и для общества в целом, так как пассивность в правовой сфере способствует коррупции, бюрократизации деятельности государственных и муниципальных структур, выводу ее из-под влияния и контроля граждан. Такую форму правовой пассивности часто называют законопослушным поведением [9].
Таким образом, когда речь идет о позитивной (правомерной) правовой пассивности, то, как минимум, осуществляются такие требования законности к правовому поведению индивида как неукоснительное и точное выполнение личностью положений законов, подзаконных актов, иных источников права, а также правоприменительных актов, в сферу действия которых подпадает ее поведение; соответствие правового поведения личности интересам общества, государства и других лиц; необходимость усилий личности по овладению и
использованию правовой информации о состоянии законности в стране, регионе, муниципальном образовании.
Воздействие на процесс реализации требований законности правовой пассивности может быть как прямым, так и косвенным. Эффективность воздействия законности на ход обеспечения прав личности, когда она проявляет пассивность, во многом зависит от содержания того или иного субъективного права. В процессе осуществления тех или иных правомочий, входящих в структуру субъективного права, пассивность в реализации хотя бы одного из них приводит зачастую к не осуществлению его в целом, невозможности вступления в действие соответствующих требований законности.
Это можно рассмотреть на примере реализации избирательного права [10], права на участие в митингах, забастовках и демонстрациях и пр. Не только уклонение от борьбы за наиболее полное и адекватное закрепление этих прав в действующем законодательстве, соответствующего требованиям международно-правовых стандартов, но и пассивность в осуществлении их правомочий сказываются на уровне эффективности процесса обеспечения данных прав личности. В частности, в случае реализации данных субъективных прав правовая пассивность, проявляемая в таких формах, как неявка на избирательные участки, отказ от участия граждан в политических акциях и действиях по отстаиванию своих правомочий, безразличие к правовым аспектам деятельности политических партий и общественно-политических движений, полная или частичная информационная инфантильность в правовой сфере, оказывает существенное воздействие на конечный результат процесса их осуществления, на деятельность структур, наделенных властными полномочиями по обеспечению требований законности в поведении индивида.
Правовая пассивность личности в реализации всех требований законности влияет и на ход восприятия ценностных характеристик, значимость тех или иных субъективных прав в жизнедеятельности индивида, в нормальном функционировании правовой, политической и экономической систем общества, необходимости соблюдения законности в процессе реализации субъективных прав.
Таким образом, степень реализации (не реализации) требований законности - это один из критериев, оснований подразделения правового поведения личности на противоправное и правомерное, а также их дифференциации на соответствующие формы. Основной целью законности как фактора воздействия на правовое поведение личности является формирование ее правовой активности [11]. Законность ставит перед личностью, когда речь идет о ее правовой активности, более высокие задачи, чем просто соблюдение правовых предписаний, что находит свое отражение в соответствующих требованиях. Всякая форма правомерного поведения обладает качеством законности, но не всякая, а только правовая активность есть воплощение всех ее требований в полном объеме.
Литература и источники
1. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 36.
2. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 80.
3. Вопленко Н.Н. Законность и правовой порядок. Волгоград, 2006. С. 20.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. C. 533.
5. Тюрина Н.И. Правомерное поведение как объект юридического исследования: Автореф. диса ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.
6. Фатьянов А.А. Воля как правовая категория // Государство и право. 2008. №4. С.7.
7. См. напр.: Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005. С. 708; Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 444; Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. С. 526.
8. См.: Ковалева Е.Л. Правомерное и противоправное поведение: их соотношение. Диса ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 207.
9 См.: Оксамытный В.В. Правомерное поведение. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 562-563.
10. Упоров И.В. Особенности правового регулирования выборов муниципальных депутатов в актах законодательных органов субъектов Российской Федерации // Современная научная мысль. 2014. №3. С.141-147.
11. Богославский Е.А., Эртель А.Г. Вопросы теоретико-правового понимания правовой политики // Право и практика. 2014. №1. С.29-34.
КДЛЯН Е.Л. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Сочинского государственного университета (elk@mail.ru) KDLYAN, E.L. - PhD in Law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law of the Sochi State University
УДК 342.384.052(470):340.114.5
АЗИЗОВА В.Т.
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: правовое государство, единое правовое пространство, правовая культура, правосознание, правовое просвещение, правовое воспитание молодежи, образование
В статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания молодежи, как важной составляющей правового пространства государства. Показано, что содержание правового воспитания молодежи обусловлено правовой