Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE OF LAW / ЕДИНОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON LEGAL SPACE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / LEGAL EDUCATION OF YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова В.Т.

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания молодежи, как важной составляющей правового пространства государства. Показано, что содержание правового воспитания молодежи обусловлено правовой составляющей, несущей как собственно юридические знания, так и результаты социополитического развития региона. Нацеленность на особый субъект правового воспитания позволяет прогнозировать не только расширение правовых знаний по возрастной шкале, но и их глубинное проникновение в сознание людей с целью формирования стабильного правомерного поведения на длительный период времени. В этом плане существенна взаимосвязь правового воспитания молодежи с правовым пространством государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP OF LEGAL SPACE STATE AND LEGAL EDUCATION YOUTH

The article deals with topical issues of legal education of young people as an important part of the legal space of the state. It is shown that the content of legal education of young people due to the legal component carrier as the actual legal knowledge and the results of socio-political development of the region. Focus on a special subject of legal education allows to predict not only the expansion of legal knowledge on the age scale, but their depth of penetration into the minds of people in order to create a stable legal behavior for a long period of time. In this regard, significant relationship of legal education of young people to the legal space of the state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Литература и источники

1. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 36.

2. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 80.

3. Вопленко Н.Н. Законность и правовой порядок. Волгоград, 2006. С. 20.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. C. 533.

5. Тюрина Н.И. Правомерное поведение как объект юридического исследования: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.

6. Фатьянов А.А. Воля как правовая категория // Государство и право. 2008. №4. С.7.

7. См. напр.: Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005. С. 708; Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 444; Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. С. 526.

8. См.: Ковалева Е.Л. Правомерное и противоправное поведение: их соотношение. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 207.

9 См.: Оксамытный В.В. Правомерное поведение. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 562-563.

10. Упоров И.В. Особенности правового регулирования выборов муниципальных депутатов в актах законодательных органов субъектов Российской Федерации // Современная научная мысль. 2014. №3. С.141-147.

11. Богославский Е.А., Эртель А.Г. Вопросы теоретико-правового понимания правовой политики // Право и практика. 2014. №1. С.29-34.

КДЛЯН Е.Л. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Сочинского государственного университета (elk@mail.ru) KDLYAN, E.L. - PhD in Law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law of the Sochi State University

УДК 342.384.052(470):340.114.5

АЗИЗОВА В.Т.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: правовое государство, единое правовое пространство, правовая культура, правосознание, правовое просвещение, правовое воспитание молодежи, образование

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового воспитания молодежи, как важной составляющей правового пространства государства. Показано, что содержание правового воспитания молодежи обусловлено правовой

составляющей, несущей как собственно юридические знания, так и результаты социополитического развития региона. Нацеленность на особый субъект правового воспитания позволяет прогнозировать не только расширение правовых знаний по возрастной шкале, но и их глубинное проникновение в сознание людей с целью формирования стабильного правомерного поведения на длительный период времени. В этом плане существенна взаимосвязь правового воспитания молодежи с правовым пространством государства.

AZIZOVA, V.T.

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP OF LEGAL SPACE STATE

AND LEGAL EDUCATION YOUTH

Keywords: rule of law, a common legal space, legal culture, justice, legal education, legal education of youth, education

The article deals with topical issues of legal education of young people as an important part of the legal space of the state. It is shown that the content of legal education of young people due to the legal component carrier as the actual legal knowledge and the results of socio-political development of the region. Focus on a special subject of legal education allows to predict not only the expansion of legal knowledge on the age scale, but their depth of penetration into the minds of people in order to create a stable legal behavior for a long period of time. In this regard, significant relationship of legal education of young people to the legal space of the state.

Проблемы правового просвещения и достижения необходимого уровня правовой культуры в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности являются весьма актуальными в плане реализации политико-правовой политики государства в указанной сфере. Важными в плане повышения правосознания и правовой культуры имеют содержание данной деятельности и ее особый объект в виде молодежи. Содержание правового воспитания молодежи обусловлено правовой составляющей, несущей как собственно юридические знания, так и результаты социополитического развития региона. Нацеленность на особый субъект правового воспитания позволяет прогнозировать не только расширение правовых знаний по возрастной шкале, но и их глубинное проникновение в сознание людей с целью формирования стабильного правомерного поведения на длительный период времени. В этом плане существенна взаимосвязь правового воспитания молодежи с правовым пространством государства.

Реализация правовой реформы в РФ вызвала появление новой юридической категории - «единое правовое пространство», которое представляется одним из инструментов освоения современной российской правовой действительности, перспектив развития российской государственности и рассмотрения возможности формирования в России

полноценного правового государства. Единство правового пространства обеспечивается действием единых по сущности норм права, поэтому оно характеризуется, прежде всего, наличием единых по своей сути правовых предписаний. В широком смысле обеспечение единого правового пространства связано с определением единых по характеру не только правовых предписаний, но и социальных условий для их реализации в рамках определенной территории (пространства). В этом - широком - смысле оно тесно связано с механизмом правового регулирования, с социально-политическими, экономическими, организационными и другими условиями реализации права. К ним необходимо отнести меры по выравниванию социально-экономического положения субъектов и других территориальных образований, повсеместному улучшению социально-экономических условий жизни народа, обеспечению условий для духовно-культурного развития с учетом национальных особенностей, по формированию и внедрению системы правового воспитания, по интеграции российского общества в общемировое пространство, развитию информационных технологий и т.д.

На современном этапе развития российской государственности преимущественно решаются задачи, связанные с обеспечением единого правового пространства в узком смысле, то есть с созданием не противоречащего Конституции РФ законодательства. Обеспечение единого правового пространства в широком смысле - задача более масштабная и сравнительно трудная, осуществление которой, очевидно, возможно по мере социально-экономической и политической стабилизации ситуации в стране. Ресурсы государства должны быть направлены на особые группы риска в местах их проживания, особенно в районах с низким уровнем развития, высокой преступности и безработицы. Ресурсы должны концентрироваться на особых категориях молодых людей, на особых проблемах, связанных с молодёжью, таких как наркомания, проституция, бездомность.

Формирование правового пространства в современной России находится в неразрывной связи со становлением нового правосознания, истоки формирования которого имеют исторические особенности. Правосознание и правовая культура являются важными условиями становления российского правового пространства. Именно правосознание и правовая культура должны стать в сфере социального бытия факторами гармонизации жизни, посредниками между общей формулой закона и единичным человеком с тем, чтобы формальное, строгое, последовательное и неумолимое применение закона не породило в жизни несправедливости.

Значимыми элементами структуры единого правового пространства государства в его широком понимании являются правосознание и правовая культура, важную роль в формировании которых играет правовое воспитание. Правовое воспитание представляется довольно сложным и многообразным процессом, выражающимся в деятельности соответствующих субъектов, направленной на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемой разнообразными средствами и методами.

Основными организационными формами правового воспитания населения в целом и молодежи, в частности, являются правовое обучение, правовое просвещение и правовая пропаганда. Указанные формы правового воспитания основываются на едином законодательстве, которое в правовоспитательном процессе должно носить непротиворечивый, сбалансированный, единый по сути характер, иными словами опираться на единое правовое пространство государства. Правовое обучение, просвещение и правовая пропаганда направлены на формирование правосознания, основанного на упорядоченности правовых предписаний, характеризующейся их согласованностью, соотносимостью и соподчиненностью, исходя из юридической значимости в рамках территории Российской Федерации. При отсутствии перечисленных условий меры по правовому воспитанию населения, в целом, и молодежи - в частности, будут носить нереализуемый характер, поскольку при наличии существенных противоречий в законодательстве сформировать правосознание, имеющее единую правовую основу, весьма проблематично.

Государственно-правовые меры по правовому воспитанию молодежи, выражающиеся в спорадически реализуемых отдельных мероприятиях, пока носят дискретный характер, что вызывает необходимость выработки единого концептуального подхода к правовому воспитанию в рамках единого правового пространства РФ. Правовое обучение молодежи, основанное на едином, непротиворечивом законодательном массиве, будет способствовать осознанию молодежью себя как будущих граждан нашего государства, способных осуществлять государственно-правовую политику во всех сферах жизнедеятельности.

Правовое просвещение и правовая пропаганда, предполагающие распространение международных норм и принципов, конституционных и законодательных норм Российской Федерации среди широкой аудитории, позволят не только сформировать определенный позитивный уровень правосознания, но и понять свою принадлежность к определенной национальной идеологии, основанной на принципах правового государства и гражданского общества. В частности, на принципе верховенстве правового закона.

Проблеме правового воспитания населения, в целом, и молодежи - в частности, со стороны государства и органов местного самоуправления, на настоящий момент, по нашему мнению, уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности, но и в затягивании разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем, комплексные, причем не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан -всех возрастов и профессий, а не только детей (будущие поколения). В противном случае, не может идти речь о результативности правового воспитания.

Очевидно, что правовая культура выступает в качестве интегральной характеристики правового развития общества и составляющих его социальных, этнических, конфессиональных групп, слоев, общностей и входящих в них индивидов. Правовой культуре общества должны соответствовать как законодательство (иначе оно окажется неэффективным), так и поведение, деятельность должностных лиц, учреждений и граждан (в противном случае они получают негативную общественную оценку).

Таким образом, можно констатировать, что роль правового воспитания молодежи в обеспечении единого правового пространства РФ достаточно значительна, что обусловлено необходимостью выработки единых основ проведения молодежной политики, принятия единых норм для проведения мероприятий по правовому воспитанию молодежи, основанностью государственно-правовых мер по правовому воспитанию на едином, непротиворечивом по сути российском законодательстве и т.д. Достаточный уровень правового воспитания молодежи будет способствовать формированию развитого в правовом отношении народа с высоким уровнем правосознания и самооценкой себя частью единого Российского государства.

Литература и источники

1. Молодежь и право: состояние, проблемы и пути их решения: материалы круглого стола, 10 марта 2005 г. / Под общ. ред. В.Н. Гуляева. М., 2005.

2. Звягольский А.Ю., Эфрикян Р.А. Социальное назначение права на образование и законодательная база деятельности органов местного самоуправления в образовательной сфере // Общество и право. 2012. №2 (39).

3. Давыдов С.Г. Криминальная составляющая субкультур Советского Союза // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. №7-8.

4. Карев Б.А., Прокопцева Н.В. Стресс в деятельности субъекта труда как фактор его профессиональной деформации // Современная научная мысль. 2013. №5. С.188-193.

5. Магомедов Ш.Б., Магомедов М.А. Некоторые актуальные проблемы юридического образования // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2012. Вып.4. С.6-8.

6. Упоров И.В., Харсеева В.Л., Григорьева А.Г., Стрельцов С.Г. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних в Советском государстве (1917-1991 гг.). Исторический опыт формирования законодательных основ и реализации наказательно-воспитательной политики. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014.

АЗИЗОВА ВИКТОРИЯ ТИМУРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета (vik_aziz@mail.ru)

AZIZOVA, VICTORIA T. - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Dagestan State University

УДК 342.727(470):343.1(019)

ГРИЦАЙ В.В., УПОРОВ И.В. МОЛОДЕЖНОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННОМ СССР И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1940-Х ГГ.)

Ключевые слова: молодежь, протест, советское государство, политический режим, война, репрессии, мировоззрение

В статье исследуются особенности молодежного протестного движения непосредственно после окончания Великой Отечественной войны (во второй половине 1940- гг.). Авторы показывают причины его возникновения, формы проявления, реакцию властей. Отмечается, что среди причин, заставивших нонконформистскую молодежь занять позицию жесткого отрицания сталинского режима, не последнюю роль сыграли личные мотивы, а именно, судьбы репрессированных родителей. Тем не менее, протест школьной и студенческой молодежи не выходил за пределы политико-идеологического строя и сводился в основном к критике негативных явлений советской действительности. Этот протест стал прологом в формировании будущего диссидентского движения в СССР.

GRITSAI, V.V., UPOROV, I.V. YOUTH PROTEST MOVEMENT IN THE POSTWAR SOVIET UNION AND FEATURES (SECOND HALF OF THE 1940)

Keywords: youth, protest, the Soviet state, political regime, war, repression, outlook

The article examines the characteristics of the youth protest motion, immediately after the end of World War II (the second half of the 1940s gg.). The authors show its causes, manifestations, the reaction of the authorities. It is noted that among the reasons why the nonconformist youth to take a stand hard negation of Stalin's regime, not the last role played by personal motives, namely, the fate of the repressed parents. Nevertheless protest school and college students did not go beyond the political and ideological system and reduced mainly to criticize negative phenomena of Soviet reality. This protest was the prologue in shaping the future of the dissident movement in the USSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.