Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТА / ОБЩАЯ ЖУРНАЛИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ / МЕТОДОЛОГИЯ СБОРА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALIST / PROFESSIONAL EDUCATION OF A JOURNALIST / GENERAL JOURNALISTIC METHODOLOGY / STRATEGIES FOR PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS / METHODOLOGY FOR COLLECTING AND INTERPRETING EMPIRICAL DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марачева Алла Владимировна

Кризис доверия - одна из основных проблем современной отечественной журналистики. Решение этой проблемы - задача, в том числе и высшего профессионального образования. От него во многом зависит качество кадров, которыми комплектуются современные СМИ. Сейчас уровень профессионального образования не удовлетворяет ни журналистское сообщество, ни читательскую аудиторию. Помочь решить эту проблему может правильное формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования. В статье выделяются приоритетные стратегии профессиональной подготовки журналистов, анализируется формирование общей журналистской методологии, а также методологии сбора и обработки эмпирических данных у будущих журналистов на начальном и завершающем этапе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марачева Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF THE METHODOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALIST IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The crisis of trust is one of the main problems of modern Russian journalism. Solving this problem is a challenge, including for higher professional education. It largely determines the quality of personnel that are equipped with modern media. Currently, the level of professional education does not satisfy either the journalistic community or the readership. The correct formation of the methodological culture of the future journalist in the process of professional education can help solve this problem. The article highlights the priority strategies for professional training of journalists, analyzes the formation of a general journalistic methodology, as well as the methodology for collecting and processing empirical data from future journalists at the initial and final stages of training in higher education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 372.8.

кандидат педагогических наук Марачева Алла Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Кризис доверия - одна из основных проблем современной отечественной журналистики. Решение этой проблемы - задача, в том числе и высшего профессионального образования. От него во многом зависит качество кадров, которыми комплектуются современные СМИ. Сейчас уровень профессионального образования не удовлетворяет ни журналистское сообщество, ни читательскую аудиторию. Помочь решить эту проблему может правильное формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования. В статье выделяются приоритетные стратегии профессиональной подготовки журналистов, анализируется формирование общей журналистской методологии, а также методологии сбора и обработки эмпирических данных у будущих журналистов на начальном и завершающем этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: методологическая культура будущего журналиста, профессиональное образование журналиста, общая журналистская методология, стратегии профессиональной подготовки журналистов, методология сбора и интерпретации эмпирических данных.

Annotation. The crisis of trust is one of the main problems of modern Russian journalism. Solving this problem is a challenge, including for higher professional education. It largely determines the quality of personnel that are equipped with modern media. Currently, the level of professional education does not satisfy either the journalistic community or the readership. The correct formation of the methodological culture of the future journalist in the process of professional education can help solve this problem. The article highlights the priority strategies for professional training of journalists, analyzes the formation of a general journalistic methodology, as well as the methodology for collecting and processing empirical data from future journalists at the initial and final stages of training in higher education.

Keywords: methodological culture of the future journalist, professional education of a journalist, general journalistic methodology, strategies for professional training of journalists, methodology for collecting and interpreting empirical data.

Введение. Проведенное в январе-феврале 2018 года Европейской ассоциацией преподавателей журналистики исследование, посвященное прогнозам преподавателей по поводу ролей, ценностей и профессиональных квалификаций будущих журналистов, показало, что самым важным критерием на ближайшее десятилетие европейские и российские преподаватели назвали качество транслируемой журналистами информации. Компетенцией, которая по результатам исследования набрала самые высокие средние показатели, оказалась «способность определения качества источника» [4]. Качественная информация из надежных и компетентных источников должна быть темой любого журналистского продукта. Но в реальной жизни современных СМИ дела обстоят несколько по-другому. И журналистское сообщество, и читатели отмечают, что качество и роль контента снижается, а на первый план выходит умение собрать таргетированную аудиторию для рекламодателя [6].

Преодоление кризиса доверия к журналистике - задача, в том числе и высшего профессионального образования. Во взглядах многих журналистов-практиков, а также некоторых теоретиков журналистики наблюдается противоречивость по поводу необходимости системного профессионального образования при создании модели личности журналиста-практика. Анализ вузовской практики свидетельствует, что обучение часто сосредотачивается на теоретико-научных целях. Формированию практических навыков уделяется значительно меньше внимания.

Основное противоречие, которое требуется преодолеть - между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к развитию у будущих журналистов методологической культуры на базе освоения универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе.

Поэтому, на наш взгляд, профессиональное образование журналистов нуждается в развитии и более пристальном внимании со стороны преподавателей журналистики. Особенно с учетом того, что формирование общественного мнения продолжает оставаться одной из важнейших функций журналистики. Высшее образование должно соответствовать потребностям СМИ и их растущим требованиям к людям, которые приходят в журналистику после окончания вуза. «Не KPI и не индекс Хирша, а выпускник должен стоять в системе вузовских ценностей на первом месте как синтез преподавательских усилий, научных изысканий и воспитательной работы», - полагает Ю.М. Ершов [5].

Университеты, по мнению этого исследователя, должны инициировать инновации в СМИ, в том числе -в области контент-политики. Сделать это предлагается, обновив модель выпускника. Как считает Ю.М. Ершов, взаимодействие СМИ и вуза должно строиться следующим образом: газета или телеканал заказывает университету выпускника с определенными характеристиками, а вуз его готовит.

В советское время вуз должен был не только готовить специалиста, но и формировать методологию социального познания журналиста. Но на рубеже XX и XXI веков требования к образованию выпускников факультетов журналистики изменились. Новая концепция образования дает человеку, принявшему решение сделать журналистику профессией, возможность сформировать себя самому, усовершенствоваться. В том числе, в таких составляющих методологической культуры журналиста, как общая журналистская методология, методология сбора и интерпретации эмпирических данных. Но не все журналисты оказались готовы к работе в условиях, требующих глубоких системных знаний по истории, философии, культурологии, экономике, политологии и другим наукам. А ведь именно это формирует общую журналистскую методологию.

В своей трудовой деятельности журналист зачастую выступает пропагандистом, а иногда и воспитателем, которому необходимо аналитически мыслить, адекватно оценивать факты и уметь их интерпретировать. Кроме того, по мнению С.Г. Корконосенко, к ресурсам педагогики журналистики

относится «разработка как отдельного направления теории журналистики» [7, с. 25]. Не стоит забывать о том, что профессиональное журналистское образование призвано помочь реализоваться в профессии не одним лишь «золотым перьям», но и студенту со средними способностями. Большая роль при этом отводится преподавателю. В первую очередь он должен помочь студентам правильно организовать учебный процесс.

Методологическая культура будущего журналиста предполагает владение не только общеобразовательной культурой, но и общей методологией журналистики. Это означает, что будущие журналисты должны владеть методами сбора информации, знать все этапы и стадии модели творческого процесса журналиста, уметь применять эти знания на практике в процессе создания журналистского произведения. Последнее особенно важно потому, что журналистское творчество - процесс целенаправленный, он предполагает решение одних и тех же проблем. Анализируя произведения классиков журналистики, журналистов-современников, а со временем и собственные работы, студенты не просто учатся на ошибках, но и вырабатывают свой стиль в журналистике, формируют свою систему ценностей. Здесь огромное значение имеет сотрудничество университета и редакции СМИ. Именно на практике личность проходит окончательную «шлифовку». Работая в коллективе, будущий журналист получает представление о том, что такое редакционный график, он начинает понимать, насколько важно работать с соавторами, знакомится с парадоксами профессии.

Процесс формирования методологической культуры будущего журналиста не должен проходить хаотично. Преподаватель и студент должны выработать стратегический план и, по возможности, придерживаться его.

Ю.В. Андреева [1, с. 70] выделяет ряд приоритетных стратегий профессиональной подготовки журналистов. Это:

1) принцип активизации процессов самопознания, самооценки, самокоррекции;

2) принцип взаимодействия концептуального и технического уровней;

3) принцип единства аксиологического и культурологического подходов в организации профессионального обучения студентов;

4) принцип сотворчества педагога-мастера и начинающего журналиста;

5) акмеологический принцип, предполагающий стремление студента максимально творчески самореализоваться. Это достигается в условиях соревновательности.

Внимание и наблюдательность - это те важнейшие профессиональные черты журналиста, которые помогают успешно начать процесс формирования методологии сбора и обработки эмпирических данных. На этом начальном этапе творческого процесса студент-журналист, как правило, сталкивается с различными трудностями. Уровень наблюдательности у него еще недостаточно развит, поэтому первые опыты описания ситуации, события, объекта вызывают определенные проблемы. Простое журналистское наблюдение - это не просто один из первых и важнейших методов сбора и обработки информации, но и часть общей культуры журналиста. Ведь для будущего журналиста недопустимо смотреть и не видеть ничего интересного, существенного, не уметь выделить яркую говорящую деталь, знаковый эпизод. Отсутствие этих практических навыков не позволяет студенту-первокурснику журфака начать самостоятельно формировать методологическую культуру. Задача преподавателя - помочь ему в этом.

Первый вопрос, который логически возникает у будущих журналистов на начальном этапе обучения в вузе - что и как описывать. Поэтому выбор объекта описания оставляет за собой преподаватель. Студентам сообщаются также временные рамки задания. Таким образом, студент тренируется укладываться в редакционный график уже на первом курсе.

Следующая трудность - как описывать объект. Объектами описания могут быть здания, улицы, дворы, пейзажи (неживые объекты), люди и животные (живые объекты), митинги, конференции, праздники (события). Все эти описания ложатся в основу разных жанров и разных коммуникативных текстов, поэтому нам не представляется возможным дать общую схему описания. Здесь целесообразно работать по категориям, и описание, например, неживых объектов, можно делать по следующей приблизительной схеме:

1. Местонахождение объекта (город, улица, место в городе, деревне и т.д.).

2. Примерный возраст объекта (современное или старинное здание).

3. Общий вид объекта (размеры, особенности архитектурного стиля, цветовая гамма, флора или фауна, которая окружает или составляет объект, количество и примерный возраст людей, которые находятся возле объекта).

4. Яркая или смешная деталь, которая запоминается больше всего.

5. Образ объекта.

Описание по такой приблизительной схеме не вызывает особых трудностей. Однако создание образа связано с образным мышлением, которое нужно развивать. Поэтому у студентов логично возникают два вопроса: где искать истоки образности и есть ли технология создания образа? Отвечая на первый вопрос, можно дать традиционный совет - почаще перечитывать качественную художественную и публицистическую литературу, учиться у классиков и развивать собственное воображение.

Само собой разумеется, в арсенале средств будущего журналиста должен быть большой набор образно-выразительных средств. Метафоры и эпитеты, олицетворения и оксюмороны - это надежные помощники при создании яркого образного описания. Но какие из них выбрать, с чего начать работу над образом? Нам представляется возможным дать следующую приблизительную схему работы над образом:

1. Подумать, на что похож объект. С чем или с кем его можно сравнить (образ-описание).

2. Поразмышлять над тем, какие чувства или воспоминания вызывает объект (образ-ассоциация).

3. Использовать при создании образа такой прием текстовой деятельности журналиста, как отстранение. Этот прием позволяет описать вещь, ситуацию, событие, как впервые увиденные.

На выпускном курсе, когда будущие журналисты уже практически овладели методологией сбора и обработки эмпирических данных, наиболее остро встает вопрос о развитии их конкурентоспособности. Конкуренция как межличностный контакт может быть конструктивной и деструктивной. Развитие позитивной (конструктивной) конкурентоспособности связано, прежде всего, с развитием таких личностных качеств студента-журналиста как адекватная самооценка, коммуникабельность, умение грамотно излагать свои мысли.

Особенно важны такие качества для студентов, решивших после окончания вуза работать на радио. Обучать студентов теории и практике речевого воздействия и тренировать их коммуникативные навыки по

дисциплинам специализации приходится в рамках курса «Профессиональная студия». Сначала студент осваивает информационные жанры, на изучение которых традиционно отводится относительно немного времени и которые подразумевают общение в рамках одной темы с одним, реже с двумя собеседниками. Затем задача усложняется. Жанры мозаично-фрагментарного построения (очерк, радиокомпозиция, радиофильм), а также такие аналитические жанры, как ток-шоу и беседа требуют определенных риторических навыков. Хорошие речевые навыки требуются также и ведущему авторской программы.

В процессе формирования имиджа ведущего авторской программы нужно постоянно напоминать будущим радиожурналистам, что «...на радио голос создает звуковой портрет человека. Человеческая речь позволяет представить себе, каков невидимый собеседник: его темперамент, уровень культуры, даже свойства характера, не говоря о том, какое у него в данный момент настроение, - бесконечны возможности информации о себе, которые заложены в голосе каждого из нас» [3, с. 20].

Интонация и тембр голоса, стиль общения и манера подачи фактического материала (часто - из личной жизни автора) - все это составные части имиджа радиоведущего. На практических занятиях по радиожурналистике преподавателю важно подчеркивать, что над голосом, интонацией необходимо неустанно работать. Особенно тем студентам, у которых от природы невыразительный голос или незначительные дефекты произношения. Примером для подражания в этом случае служит Юрий Левитан, который избавлялся от владимирского «оканья» с помощью многочасовых ежедневных упражнений в дикторском искусстве.

В беседе с участниками конфликтной ситуации журналист не просто фиксирует мнения сторон. Он спорит, приводит собственные аргументы, убеждает в своей правоте, становясь, таким образом, журналистом-модератором. Выстраивая беседу, подчеркивает В.В. Ворошилов, очень важно оперировать простыми, ясными и понятными для собеседника категориями. Аргументация должна быть корректной. Надо всегда помнить о том, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а один-два ярких довода достигают большего эффекта» [2, с. 257]. Среди наиболее действенных приемов предложенных

B.В. Ворошиловым, выделяются следующие:

1. Работа журналиста-модератора «методом перелицовки». Собеседник подводится к изменению точки зрения, которую он отстаивает, через совместный с журналистом поиск путей решения проблемы.

2. Работа с использованием «метода салями». Собеседник подводится к согласию с ведущим в главном вопросе дискуссии. После этого добиться согласия в частностях будет уже значительно проще.

3. Работа с использованием «метода расчленения». Аргументы собеседника разделяются на верные, сомнительные и заведомо ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его позиции в целом.

4. Работа с использованием «метода положительных ответов». Собеседнику в начале беседы ставятся вопросы, предполагающие положительный ответ. Он продолжает соглашаться с ведущим и в дальнейшем, отвечая на более принципиальные вопросы.

5. Работа с использованием «метода классической риторики». Ведущий поначалу во всем соглашается со своим собеседником, внезапно опровергая его доводы с помощью одного сильного аргумента.

Знание этих приемов способствует развитию не только коммуникабельности, но и логического, системного мышления. Работа журналиста-модератора предполагает умение вести дискуссии с людьми неприятными и ему, и аудитории. «Работа с антигероем требует, как правило, «маски бесстрастия», подчеркнутой объективности, демонстративно корректного фона беседы» [8, с. 124]. Чтобы ошеломить собеседника, М. И. Шостак советует сменить маску внезапной открытой демонстрацией авторского резюме к словам собеседника. В этом случае смена образа - намеренный и хорошо просчитанный ход журналиста. Чтобы закрепить свой успех в сознании слушателей, радиожурналисту необходимо своевременно сделать обобщение - подвести своеобразную черту под результатами диалога.

Выводы. Итак, «шлифовкой» имиджа журналиста-модератора завершается формирование методологической культуры журналиста в процессе профессионального обучения. На наш взгляд, в этом случае противоречие между потребностью современного общества в журналистах с высоким уровнем методологической культуры и неспособностью выпускников факультетов журналистики быть конкурентоспособными профессионалами на медиарынке сводится к минимуму.

Литература:

1. Андреева Ю.В. Развитие конкурентоспособности студентов-журналистов // Педагогика. - 2006. -№5. - С. 67-70.

2. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. - 656 с.

3. Гальперин Ю. В эфире - слово. М.: Искусство. 1977. - 168 с.

4. Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2019. - № 5. - С. 3-24. [Электронный ресурс] // Режим ввода: https://vestnik.joum.msu.ru/books/2019/5/professionalnye-kompetentsii-nachinayushchikh-zhumalistov-kakimi-ikh-vidyat-v-budushchem-rossiyskie/

5. Ершов Ю.М. Каким мы видим будущего журналиста (размышления о модернизации образовательных программ) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2018. - №5. -

C. 119-136. [Электронный ресурс] // Режим ввода: https://vestnik.joum.msu.ru/books/2018/5/kakim-my-vidim-budushchego-zhumaHsta-razmysЫeшya-o-modemizatsи-obrazovatelnykh-programm/

6. Кирия И.В. Онлайн-образование и «креативная мифология»: феномен массовых открытых онлайн-курсов через призму критической теории медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2019. - №1. - С. 3-24. [Электронный ресурс] // Режим ввода: https://vestnik.joum.msu.ru/books/2019/1/onlayn-obrazovanie-i-kreativnaya-mifologiya-fenomen-massovykh-otkrytykh-onlayn-kursov-cherez-prizmu-/

7. Корконосенко С.Г. Основы журналистики - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.

8. Шостак М.И. Репортер: Профессионализм и этика. - М.: РИП-холдинг, 2002. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.